Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теоретические аспекты понятия «одарённость»Стр 1 из 7Следующая ⇒
Введение одаренность художественный творческий психологический Принятые и введённые в действие Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования [] наряду с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, выделяет и одарённых детей. Причём, стандарт призван обеспечить не только эффективную реализацию и освоение основной образовательной программы, но также и обеспечить условия для индивидуального развития тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения - детей одарённых. Говорить в данном случае о количественном подходе, прослеживать тенденции увеличения или уменьшения числа одарённых детей от общей популяции, не кажется правильным и объективным. Это отражает настоятельную потребность общества в неординарной творческой личности. Выступая с национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» Д.А. Медведев среди пяти основных направлений выделил и идею поддержки и развития одарённых детей. Данная проблема не является в педагогике новой и история её изучения отчётливо прослеживается с эпохи Ренессанса в Европе. Задачи всестороннего и всеобъемлющего развития личности, декларируемые в современной нормативной базе российского образования, актуализируют заявленную тему. Как упоминалось выше, проблема одарённости волновала многих европейских учёных и просветителей. Деятели Ренессанса, возвращаясь к античному идеалу гармоничного развития личности, тем не менее, они не смогли подняться до предложения каких-либо специальных способов, методов и приёмов обучения и воспитания одарённых детей. Обращает на себя внимание интерес к этой теме великого учёного Я.А. Коменского [5, с. 105-106], который предложил своеобразную классификацию школяров по наличию у них соответствующих способностей. Выдающийся педагог, считая одарённость, скорее, отклонением от нормы, призывает в русле общего «среднего» образования обращать на таких детей больше внимания для того, чтобы больше загружать их. Он подчёркивал разумность совместного обучения детей с разными способностями и видел необходимость в разделении только после её окончания. Кроме этого, широко известны исследования Дж. Гилфорда, К. Тейлора, П. Торренса, Ф. Баррона в области психологии творческой одарённости. Изучением одарённых детей занимался Ж. Брюно. Идеи Дж. Кэррола и Б. Блума легли в основу методики обучения одарённых детей.
Среди советских и российских исследователей особое место занимают труды С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова, в которых сделана попытка классифицировать сходные понятия «способность», «одарённость», «талант». В основу классифицирования заложен принцип успешности деятельности. Свой вклад в психолого-педагогические науки внесли конструктивные идеи Матюшкина А.М. («проблемное обучение»), Гальперина П.Я. (поэтапное развитие умственного развития) и др. Объектом исследования являются одарённые дети. Предмет исследования: процесс воспитания и обучения одарённых детей. Целью исследования является выявление особенностей воспитания и обучения одарённых детей в условиях творческого объединения. Для достижения поставленной цели сформулированы следующие зхадачи: . Проанализировать научную, методическую психолого-педагогическую литературу по заявленной проблеме. . Рассмотреть теоретические аспекты воспитания и обучения одарённых детей. . Определить принципы построения вариативных программ или их фрагментов для художественно одарённых детей. . Апробировать созданные вариативные части программы творческого объединения в рамках творческого объединения. В ходе проведения исследования использовались следующие методы: анализ научной и методической литературы, наблюдение, педагогический эксперимент. Практическая ценность данной работы заключается в попытке создать банк методов и приёмов для развития художественных способностей у детей младшего школьного возраста. Созданная вариативная часть программы позволит организовать работу в рамках творческого объединения. Результатами нашего исследования смогут использовать в своей работе руководители изобразительных студий и творческих объединений для детей дошкольного и младшего школьного возраста соответствующего направления.
Заключение
Заявленная в теме диплома проблема взаимодействия и продуктивной помощи одарённым детям живо волнует и педагогическое сообщество и социум в целом. В настоящее время общество остро нуждается в людях, которые могут выдвигать новые идеи, креативно мыслить, отличаются высоким уровнем творческой и физической активности. Эта проблема волнует всё мировое сообщество, поэтому в настоящее время в мире всё активнее и активнее проявляют себя международные организации, целевой аудиторией которых являются одарённые дети. В Российской Федерации в последнее десятилетие тоже многое делается для развития и эффективной работы с этой группой детей. Широкую известность получил всероссийский инновационный проект «Сколково», запущен международный Инновационный Проект «Одарённые дети». В 2012 году в Москве прошёл международный форум «Одарённые дети».
Динамично развивается теория и практика педагогической работы и психологического сопровождения одарённого ребёнка. В подтверждение социального интереса к нестандартным одарённым детям можно отнести и новые научные исследования, в частности, упоминаемую выше диссертацию Румянцевой Е.А. «Социальное партнёрство общественной организации с образовательными учреждениями и родителями как фактор развития детской одарённости». Детей, имеющих способности в определённой сфере науки или искусства, предлагается патронировать, а не принижать до общего уровня, что, безусловно, будет способствовать их развитию. В практику школьного образования прочно вошли массовые конкурсы, призванные выявлять способных и нестандартно мыслящих школьников как можно раньше. Анализируя научную и методическую литературу по проблеме, можно отметить, что наряду с транслированием и осмыслением психолого-педагогического наследия происходит и накопление опыта практической работы, которым педагоги делятся друг с другом. Этот опыт активно обобщается и систематизируется, что говорит о заинтересованности педагогов в приобретении навыка взаимодействия с одарёнными детьми особенно в рамках массовой школы или внешкольных образовательных объединений. Рассмотрев и проанализировав научно-методическую литературу по указанной проблематике, в нашем исследовании была сделана попытка обобщить наработки педагога дополнительного образования в данной области. В частности, представлена вариативная часть программы кружка, указаны принципы построения работы, мониторинг, а также попытки самостоятельного выявления одарённых детей. Учитывая специфику образовательного объединения, стоит говорить о создании особой атмосферы для всех детей и для особого ребёнка, о поиске способов удовлетворения и активизации его познавательных интересов. Тем не менее у данной работы есть и перспективы: организация пространства, инклюзия и интеграция одарённых детей, вопросы патроната, взаимодействия с родителями. Цель достигнута, задачи, поставленные в исследовании, успешно выполнены.
Библиографический список
1. Блинова В.Л., Блинова Л.Ф. Детская одарённость: теория и практика: учебно-методическое пособие // Казань: ТГГПУ, 2010 2. Волынский Л.Н. Лицо времени // М.: «Детская литература», 1982 . Выготский Л.С. Воображение и творчества в детском возрасте. Психологический очерк. // М.: «Просвещение», 1991
. Гильбух Ю.З. Внимание: одарённые дети / Ю.З. Гильбух - М.: «Просвещение», 1991 - с. 215-218 . Гильбух Ю.З. Феномен умственной одарённости (детей) // Ю.З. Гильбух - Вопросы психологии. - 1990 - №4 - с. 147 - 155 . Грабовский А.И. К вопросу о классификации видов детской одарённости / А.И. Грабовский // Педагогика. - 2003. - №8 - с. 13-18 . Зайцева Н.В. Перспективные направления поддержки одарённых детей / Н.В. Зайцева // Народное образование. - 2010. - №3 - с. 26-29 . Коменский Я.А. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения. - М.: «Просвещение» 1955, с. 164 -392 . Коменский Я.А. О культуре природных дарований // Избранные педагогические сочинения. - М.: «Просвещение» 1955, с. 449 -479 . Коноплёва Н. Легко ли быть вундеркиндом? // Директор школы. - 2004. - №3 - с. 54-59 . Кулемзина А. Учителю об одарённых детях / А. Кулемзина // Народное образование. - 2009. - №2 - С. 236 -246 . Ландау Э. Одарённость требует мужества: психологическое сопровождение одарённого ребёнка / Пер. с нем. А.П. Голубева; Науч. ред. рус. текста Н.М. Назарова. М.: Изд.центр «Академия», 2002 . Лебедева В.П., Лейтес Н.С., Матюшкин А.М. и др. Учителю об одарённых детях (пособие для учителя) / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. - М.: Молодая гвардия, 1997 . Леви К. Нестандартный ребёнок - Киев, 1991, . Лейтес Н.С. Возрастная одарённость школьников / Н.С. Лейтес. - М.: Изд. Центр «Академия», 2001 . Лейтес Н.С. О признаках детской одарённости / Н.С. Лейтес // Вопросы психологии. - 2003. - №4. - с. 13-18 . Лейтес Н.С. Возрастная одарённость и индивидуальное различие // М., 1997 . Максимова С.В. Как быть с теми, что непохожи на других? // Директор школы 2001 №6. . Матюшкин А.М. Одарённые и талантливые дети / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии - 1988. - №4 - с. 94-97 . Миллер А. Драма одарённого ребёнка и поиск собственного Я / А. Миллер Пер. с нем. И.В. Розановой и И.В. Силаевой // М.: Академический Проект, 2001 . Одарённость и возраст. Развитие творческого потенциала одарённых детей / Под ред. А.М. Матюшкина // М.: Изд-во МПСИ, 2004 . Одарённые дети / Пер.с англ.; под ред. Г.В. Бурменской. - М.: Прогресс, 1991 . Психология одарённости детей и подростков / Под ред. Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес, Т.М. Марютина и др. - М., Изд. Центр «Академия», 2000 . Румянцева Е.А. «Социальное партнёрство общественной организации с образовательными учреждениями и родителями как фактор развития детской одарённости.» Дис. В виде автореферата на соискание к.п.н. . Савенков А.И. Одарённые дети в детском саду и школе / А.И. Савенков. - М., изд. центр «Академия», 2000
. Савенков А.И. Одарённый ребёнок в массовой школе // М., 2001 . Савенков А.И. Основные подходы и разработка концепции одарённости // А.И. Савенков - Педагогика 1988 - №3, с. 24-30 . Савенков А.И. У колыбели гения // М., 2000 . Сосновский Б.А. Психология: Учебник для педагогических вузов // Под ред. Б.А. Сосновского - М.: Юрайт, 2005 . Степанов В.Г. Психология одарённости детей и подростков / В.Г. Степанов // Вопросы психологии. - 2000. - №3 - с. 140-143 . Теплов Б.М. Способности и одарённость // «Учёные записки Гос. НИИ психологии. 1941, т. 2 . Федеральные государственные образовательные стандарты / Российская газета 17.12.2010 . Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» / Российская газета 04.01.2013 . Чудновский В.Э. Одарённость: дар или испытание / В.Э. Чудновский. - М.: Знание, 1990 . Чудновский В.Э. Развитие способностей (школьников) / В.Э. Чудновский // Воспитание школьников. -1990 - №4, с. 32-37 . Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одарённых детей / Н.Б. Шумакова - М.: Изд-во МПСИ, 2004 . Штерн В. Умственная одарённость. Психологические методы испытания умственной одарённости в их применении к детям школьного возраста / пер. с нем. А.П. Болтунова; Под ред. В.А. Мукова. - СПБ.: Союз, 1997 . Щебланова Е.И. Трудности в учении одарённости школьников / Е.И. Щебланова // Вопросы психологии - 2003 - №3 - с. 132 - 145 . Энгельмейер П.К. Теория творчества - М. Кн.дом «Либроком», 2010 . Эрнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие . Юнг К.Г.С.с. Конфликты детской души /пер. с нем. М; Канон, 1997 . Юркевич В.С. Одарённый ребёнок: иллюзии и реальность // М.: «Просвещение», 1996 Введение одаренность художественный творческий психологический Принятые и введённые в действие Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования [] наряду с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, выделяет и одарённых детей. Причём, стандарт призван обеспечить не только эффективную реализацию и освоение основной образовательной программы, но также и обеспечить условия для индивидуального развития тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения - детей одарённых. Говорить в данном случае о количественном подходе, прослеживать тенденции увеличения или уменьшения числа одарённых детей от общей популяции, не кажется правильным и объективным. Это отражает настоятельную потребность общества в неординарной творческой личности. Выступая с национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» Д.А. Медведев среди пяти основных направлений выделил и идею поддержки и развития одарённых детей. Данная проблема не является в педагогике новой и история её изучения отчётливо прослеживается с эпохи Ренессанса в Европе. Задачи всестороннего и всеобъемлющего развития личности, декларируемые в современной нормативной базе российского образования, актуализируют заявленную тему. Как упоминалось выше, проблема одарённости волновала многих европейских учёных и просветителей. Деятели Ренессанса, возвращаясь к античному идеалу гармоничного развития личности, тем не менее, они не смогли подняться до предложения каких-либо специальных способов, методов и приёмов обучения и воспитания одарённых детей. Обращает на себя внимание интерес к этой теме великого учёного Я.А. Коменского [5, с. 105-106], который предложил своеобразную классификацию школяров по наличию у них соответствующих способностей. Выдающийся педагог, считая одарённость, скорее, отклонением от нормы, призывает в русле общего «среднего» образования обращать на таких детей больше внимания для того, чтобы больше загружать их. Он подчёркивал разумность совместного обучения детей с разными способностями и видел необходимость в разделении только после её окончания.
Кроме этого, широко известны исследования Дж. Гилфорда, К. Тейлора, П. Торренса, Ф. Баррона в области психологии творческой одарённости. Изучением одарённых детей занимался Ж. Брюно. Идеи Дж. Кэррола и Б. Блума легли в основу методики обучения одарённых детей. Среди советских и российских исследователей особое место занимают труды С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова, в которых сделана попытка классифицировать сходные понятия «способность», «одарённость», «талант». В основу классифицирования заложен принцип успешности деятельности. Свой вклад в психолого-педагогические науки внесли конструктивные идеи Матюшкина А.М. («проблемное обучение»), Гальперина П.Я. (поэтапное развитие умственного развития) и др. Объектом исследования являются одарённые дети. Предмет исследования: процесс воспитания и обучения одарённых детей. Целью исследования является выявление особенностей воспитания и обучения одарённых детей в условиях творческого объединения. Для достижения поставленной цели сформулированы следующие зхадачи: . Проанализировать научную, методическую психолого-педагогическую литературу по заявленной проблеме. . Рассмотреть теоретические аспекты воспитания и обучения одарённых детей. . Определить принципы построения вариативных программ или их фрагментов для художественно одарённых детей. . Апробировать созданные вариативные части программы творческого объединения в рамках творческого объединения. В ходе проведения исследования использовались следующие методы: анализ научной и методической литературы, наблюдение, педагогический эксперимент. Практическая ценность данной работы заключается в попытке создать банк методов и приёмов для развития художественных способностей у детей младшего школьного возраста. Созданная вариативная часть программы позволит организовать работу в рамках творческого объединения. Результатами нашего исследования смогут использовать в своей работе руководители изобразительных студий и творческих объединений для детей дошкольного и младшего школьного возраста соответствующего направления.
Теоретические аспекты понятия «одарённость»
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.195.249 (0.032 с.) |