Полученные результаты по методикам. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Полученные результаты по методикам.



После обработки данных по методики «незаконченные предложения». получили следующие результаты: (приложение №1)

На младших курсах ППФ значимым является отношение к учебе (и по 1. и по 2. пунктам). Обращенность в будущее встречалось редко и в основном на уровне мифологизации. На старших курсах обращенность к категории «отношение к учебе» сократилась в два раза. Значимыми становятся категории обращенность в будущее - временнаяперспектива и представленность профессии, причем ее явное не принятие, и по категории пробы - здесь студенты озабочены нехваткой профессиональных проб, их важностью для дальнейшей деятельности.

На биологическом факультете также для младших курсов на первом местестоитзначимость категории «отношение к учебе». На старших курсах, высказываний по отношению к категории «отношение к учебе» становится меньше, доминирует категория «обращенность в будущее», причем в отличие от студентов ППФ у студентов-биологов наблюдается принятие будущей профессии.

По результатам обработки теста СЖО (приложение №3) обнаруживаются различия у студентов старших и младших курсов ППФ по шкале локус контроля Я (достоверность различий мы проверяли критерием Манна - Уитни).Эта шкала характеризуется тем, что высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Низкие баллы - человек не верит в свои силы, возможность контролировать события собственной жизни.

На младших курсах проявляется представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора. На старших курсах же ярко выражено неверие в собственные силы контролировать события собственной жизни.

Количественные результаты можно увидеть в нижеследующей таблице:

 

лк Я (младшие курсы ППФ) лк Я (старшие курсы ППФ)
6,75 5,75
6,25 2,75
5,5 5
6 3,75
6,25 4,5
5 4,5
5 4,25
6 6,5
5,5 5,5
3,75 3,25
5,25 6,25
4,75 4
5,75 6
6,25 6,25
5,571429 5,75
  4,933333

Выводы

 

Таким образом, по результатам методики «незаконченные предложения» видно, что на младших курсах вся энергия бросается на учебу, освоение учебности, а будущая профессия представлена в мифологизированном виде. По этим результатам можно заключить, что младшие курсы находятся на предкритической фазе. Старшие же курсы тревожатся по поводу неясности профессионального будущего, нехваткой проб. Для них профессия не представлена, не ясна, проявляется боязнь некомпетентности, осознавание того, что они еще многого не знают и не умеют. Здесь уместно говорить о критическом периоде.

Но в отличие от старших курсов ППФ, студенты старших курсов биологического факультета имеют более четкое представление о будущей профессии и переживания связаны в основном с проблемой дальнейшего трудоустройства.

По результатам теста СЖО, можно сделать вывод о том, что неуверенность в себе, в своих силах на старших курсах ППФ свидетельствует о неясности и не видения себя в своей будущей профессии.

Таким образом по результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что наши гипотезы подтвердились. Кризис протекает более сложно и остро там, где образ будущей профессии не до конца прояснен и отсутствуют условия для проб профессиональной деятельности в рамках учебного процесса.

 


Заключение

 

Целью данной работы являлось исследование особенностей протекания кризиса юности в студенческом возрасте.

Для этого на первом этапе мы рассмотрели понятие юношеского возраста в системе возрастных периодизаций.

Мы проанализировали основные психологические подходы к развитию в юношестве и обнаружили, что в этом возрасте важное место занимает вопрос профессионального самоопределения, которое связано с возрастно - профессиональным кризисом.

Далее, опираясь на работы К.Н. Поливановой, выстроили теоретическую модель разворачивания кризиса юности в студенческом возрасте рассматривая его в возрастной динамике. Мы разделяем мнение К.Н. Поливановой о том, что кризис представляет собой нетривиальный объект психологического анализа, поскольку индивидуальные проявления кризиса необыкновенно разнообразны. [21] «В протекании кризиса даже у наиболее близких по типу развития, по социальной ситуации детей существует гораздо больше вариаций, чем в стабильные периоды». [6]

Таким образом, мы пытались выявить общие тенденции протекания кризиса, так как все многообразие кризиса юности мы проанализировать не можем. Исследуемый нами кризис связан со ступенью индивидуализации и представляет этап в духовной жизни человека, связанный с выработкой собственного мировоззрения. Центральной проблемой молодого человека является нахождение индивидуального, подлинно собственного отношения к социальной реальности, к своей культуре и к своему времени. [29] В зависимости от сложившихся социальных условий, переход от юности к взрослости может проходить по-разному. Мы ограничиваемся тем, как это происходит в вузе.

Выяснили, что основой кризиса юности в студенческом возрасте является готовность к профессиональному самоопределению.

На основании полученных данных можно сказать, что кризис протекает более сложно и остро там, где образ будущей профессии не до конца прояснен и отсутствуют условия для проб профессиональной деятельности в рамках учебного процесса.

Данное исследование показало, что, во-первых, младшие курсы находятся на предкритической фазе. Старшие же курсы тревожатся по поводу неясности профессионального будущего, нехваткой проб. Для них профессия не представлена, не ясна, проявляется боязнь некомпетентности, осознавание того, что они еще многого не знают и не умеют. Здесь уместно говорить о критическом периоде.

Во-вторых, неуверенность в себе, в своих силах на старших курсах ППФ свидетельствует о неясности и не видения себя в своей будущей профессии.

Мы считаем эту работу практически значимой, так как она может быть интересной, в первую очередь, преподавателю вуза. Преподаватель должен по-разному выстраивать учебный процесс на младших и старших курсах. В начале обучения он является посредником, носителем знаний, как теоретических (по своему предмету), так и формальных (правила, порядки, законы вузовского обучения) и это на младших курсах является очень важным. К концу обучения студенты больше нуждаются в практических знаниях и умениях, для них важно понять, как теоретические знания, которые они приобрели в процессе обучения, можно применять на практике.

Также, наша работа может быть полезна организатору учебного процесса. К старшим курсам учебное пространство должно быть организованно несколько по другому: больше практики, то есть больше мест, где студент мог бы совершать профессиональные пробы, больше спецкурсов по выбору и меньше обязательных предметов и т.д.

 


Литература

 

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии, 1979, №4

. Бурлачук Л.Ф. Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. С-П 2000

. Веракса Н.Е. Модель позитивного обучения студентов. ВП №5 1993

. Выготский Л.С. Психология М-2000

. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982 - 1984.

. Гессен С.И. Основы педагогики, М - 1995г.

. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии, 1998, №2.

. Гинзбург М.Р. Психология личностного самоопределения: Докт.дис. Москва, 1996.

. Иванушкина С.А., Пряжников Н.С. Восприятие событий жизненного пути как фактор профессионального самоопределения подростков // Журнал практического психолога, 1998, №4.

. Изучение личности студента №55

. Кон И.С. Психология ранней юности М., 1989.

. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980.

. Крайг Г. "Психология развития" СПб: Питер, 2000. С. 666-689.

. Кудрявцев Т.В., В.Ю. Шегурова Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопр. психологии, 1983

. Леонтьев Д.А., М.О. Калашников, О.Э. Калашникова Факторная структура теста смысложизненных ориентаций// Психологический журнал, т.14, №1, 1993

. Лисовский В.Т., А.В. Димтриев Личность студента. Л-1974

. Педагогика психология высшей школы. Ростов-на Дону: Феникс. 1998 С. 277-278

. Поварницына Л.А. Проблема общения в студенческом возрасте/Проблемы формирования ценностных ориентаций и активности личности в ее онтогенезе. М.:1987. С.100.

. Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития

. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.: Академия, 2000

. Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. М., ТЦ «Сфера», 1997.

. Проблемы профессиональной социализации личности: Коллективная монография / Под ред. Л.М. Митиной. Кемерово, 1996.

. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Академия, 2001

. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности/ Под ред. д.п.н. Г.С.Никифорова. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1991

. Психология самосознания. Хрестоматия по социальной психологии личности. Самара, 2000.

. Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности. Свердловск, 1986.

. Сафин В.Ф., Ников Г.П. Психологический аспект самоопределения // Психологический журнал, 1984, №4.

. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. М.: школьная пресса, 2000. С.320-328.

. Слободчиков В.И., Исаев Е.С. Психология человека: Введение в психологию cy6ъективности. Уч. пособие. М.,1995.

. Слободчиков В.И., Исаев Н.А. Психологические условия введения студентов в профессию педагога//Вопросы психологии 1996, №4 С.72-80

. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / под ред. Толстых А.В. М., 1996.

 


Приложение №1

 категории

ППФ

Биологический факультет

 

Младшие курсы

Старшие курсы

Младшие курсы

Старшие курсы

1.ОТНОШЕНИЕ К УЧЕБЕ

Эмоциональное отношение к обучению  28 (полож. отн).  5 (отриц. отн.)

 11 (полож. отн.)

 10 (отриц. отн.)

 7 (полож. отн.)

 1 (отриц. отн.)

 6 (полож. отн.)

 2 (отриц. отн.)
Актуальность (значимость) процесса обучения

 36

 26

 61

 41

Общее количество

69

47

69

49

2. ПРОБЫ (ПОФЕССИОНАЛЬНЫЕ)

Наличие проб

2

7

6

21

Нехватка проб

4

18

1

6

Общее количество

6

25

7

27

3.ОБРАЩЕННОСТЬ В БУДУЩЕЕ

Представленность профессии 7 (принятие) 0 (непринятие)

11 (принятие)

20 (не- приня- тие)

14 (принятие)

2 (непри- нятие)

30 (при- нятие)

11 (непри- нятие)
Непредставленность профессии

9

10

3

5

Временная перспектива будущего

 17

 30

 15

 37

Общее количество

24

61

31

78

4.ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

8

18

13

18

                       

 


Приложение №2

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.035 с.)