Описание методик, результаты и их обсуждение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Описание методик, результаты и их обсуждение



Целью нашей дипломной работы является исследование особенностей протекания кризиса юности в студенческом возрасте.

Объект: кризис юношеского возраста.

Предмет: критическая фаза кризиса в студенческом возрасте.

Задачи исследования:

· анализ концепций возрастных кризисов и построение на их основе теоретической модели протекания кризиса юности;

· проведение интервью с выпускниками психолого-педагогического и биологического факультетов, анализ учебных планов специальностей для сравнения образовательных условий;

· диагностика отношения к учебе, отношения к будущей профессии, смысложизненных ориентаций у студентов старших и младших курсов.

Была сформулирована следующая гипотеза:

Критическая фаза кризиса юности характеризуется переживаниями по поводу неготовности к профессиональной деятельности, неуверенностью в себе, снижением интереса к учебной деятельности.

Выделились следующие частные гипотезы:

1. Кризис более остро протекает в тех ситуациях, когда будущая профессия является исторически не сложившейся (т.е. содержание деятельности профессионала, ожидания относительно его еще не определились).

. Положительное отношение к будущей профессии, уверенность в себе связаны с тем, что в рамках учебного процесса создаются условия для освоения основных профессиональных умений и навыков.

В исследовании приняло участие 80 студентов КГУ (40 человек с ППФ 1-2 курсы - 20 человек и 4-5 курсы - 20 человек, 40 человек с биологического факультета 1-2 курсы - 20 человек и 4-5 курсы - 20 человек).

На первом этапе исследования было проведено интервью с выпускниками психолого-педагогического и биологического факультетов и анализ учебных планов этих факультетов.

Мы получили следующие данные: выпускники психологи утверждают, что на момент окончания вуза образ будущей профессии был не ясен, не представлен.

«Работать психологом нас не учили, учили книжки читать и думать». Используется психологическая диагностика и знания о конфликтах и конфликтной компетентности. Опыта работы на выходе не было. (30% практики).

Выпускники биологи точно знали, на момент окончания вуза, в чем состоит содержание профессиональной деятельности.

Говорили о том, что у них было достаточно практики, и в университете занимались именно тем, чем занимаются люди их специальности. Выпускники биологи с уверенностью сказали, что они выходят из университета уже с опытом работы.(70% практики).

Анализ учебных планов показал, что общее количество часов практики на биологическом и психолого-педагогическом факультетах практически одинаково, на биологическом - 30 недель, на ППФ - 25 недель.

Тем не менее, на биологическом факультете существуют такие занятия, как большой практикум.

Он проходит каждую неделю и составляет 384 часа.

На этом большом практикуме студенты занимаются самостоятельной работой и получают, по словам преподавателей, реальные практические знания, умения и навыки

На втором этапе исследования были проведены две методики: «незаконченные предложения» и тест «Смысложизненных ориентаций».


Описание методики «незаконченные предложения».

Респонденту предлагается серия незаконченных предложений, состоящих из нескольких слов, с тем, чтобы он их завершил по своему усмотрению. Предложения формулируются таким образом, чтобы стимулировать респондента на ответы по исследуемой проблеме. По оценке зарубежных специалистов, валидность и надежность этой методики достаточно высоки (Р. Ватсон, 1978).[3]

Целью проведения этой методики является выявление симптоматики кризиса на разных этапах его протекания (через отношение студентов к учебному процессу, своему будущему, переживания по поводу готовности к профессиональной деятельности).

Исходя из цели исследования и его теоретических оснований, мы составили список незаконченных предложений. (приложение №2) После пилотажного проведения, с помощью экспертов нами были выделены следующие категории для контент-анализа:

· Отношение к учебе:

1. Эмоциональное отношение к обучению (положительное отношение к процессу обучения / отрицательное отношение к процессу обучения). К этой группе были отнесены следующие высказывания:

Сейчас, в моем обучении мне больше всего нравится … занятия по психологии личности (гр. П - 21); - Сейчас, в моем обучении мне больше всего нравится … свободный график, интересные предметы, возможность научной работы (гр.ПС-44) - Сейчас, в моем обучении мне больше всего нравится … получать знания, посещать практикумы по аналитической химии и зоологии, общение с одногруппниками. (Б-11).

Сейчас, в моем обучении мне больше всего нравится … предметы, которые мы проходим. (Б-43).

2. Актуальность (значимость) учебного процесса (волнения по поводу экзаменов, сессии, курсовых, посещения занятий, дополнительные занятия по определенному предмету).

К этой группе были отнесены следующие высказывания:

- Сейчас меня больше всего раздражает … задолжности по некоторым предметам (П-11)

Главное в моем обучении сейчас … сдать все долги (гр.ПС-44)

В настоящее время главной проблемой является … сдать хорошо экзамены (без троек).

(Б-11)

- Главное в моем обучении сейчас … сдать экзамены и курсовую работу. (Б-43)

· Пробы (профессиональные):

1.наличие проб (попытки работы по специальности).

К этой группе были отнесены следующие высказывания:

- Для понимания будущей профессии больше всего мне помогло общение с … детьми из детского дома в летнем лагере (гр.ПС-44)

Сейчас, в моем обучении мне больше всего нравится…практические занятия, на которых происходит общение с природой и познание животных. (Б-11)

- Для понимания будущей профессии больше всего мне помогло общение с…практикой (Б-46)

2. Нехватка проб (практических умений, знаний, навыков в профессио нальной деятельности). К этой группе были отнесены следующие высказывания:

Помимо обязательных учебных занятий я…хочу побольше практики (Б-44)

-Во время обучения в ВУЗе, мне больше всего не хватало…предметов по специальности и применение знаний на практике (гр.ПС-44)

-Во время обучения в ВУЗе, мне больше всего не хватало…практических знаний (Б-43)

Во время обучения в ВУЗе, мне больше всего не хватало…практики (П-51)

· Обращенность в будущее:

1. представленность профессии (представление о профессии, знание о ней).

 а) принятие профессии

К этой группе были отнесены следующие высказывания:

Когда я представляю себя в этой профессии…мне хочется внести свой вклад в это дело (Б-44)

Когда я представляю себя в этой профессии…думаю о том, сколькому мне еще надо научиться (ПС-44)

Когда я представляю себя в этой профессии…я думаю о том, что эта трудная и интересная работа (ПС-44)

- Когда я представляю себя в этой профессии…я горжусь тем, чего достигла (Б-43)

б) непринятие профессии

К этой группе были отнесены следующие высказывания:

Когда я представляю себя в этой профессии…мои прогнозы на будущее становятся пессимистичными (ПС-44)

Когда я представляю себя в этой профессии…то представляю тяготы и маленькую зарплату (ПС-44)

После первых попыток работы по специальности я понял(а)…что в России ни я, ни мои одногруппники, скорее всего, по профессии не устроятся (Б-43)

Когда я представляю себя в этой профессии…ничего хорошего не вижу (Б-43)

2. временная перспектива будущего (обращенность в будущее).

К этой группе были отнесены следующие высказывания:

Сейчас меня больше всего тревожит…кем я буду работать после окончания вуза? (ПС-24)

Главное в моем обучении сейчас…стать хорошим специалистом (Б-44)

Сейчас меня больше всего тревожит…мое будущее место работы (ПС-44)

· Внеучебная деятельность (общение, участие в различных мероприятиях).

-Помимо обязательных учебных занятий я…занимаюсь общественной деятельностью (П-51)

- Помимо обязательных учебных занятий я…занимаюсь делами студклуба (Б-43)

Помимо обязательных учебных занятий я…хожу в кино, занимаюсь спортом, общаюсь с друзьями и т.д. (ПС-24)

Самым главным в университете для меня…является общение (Б-12)

Описание теста «СЖО»

Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) является адаптированной версией теста “Цель в жизни” (Purpose-in-Life Test, PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Методика была разработана на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла и преследовала цель эмпирической валидизации ряда представлений из этой теории.[16]

На основе факторного анализа адаптированной Д.А. Леонтьевым версии этой методики отечественными исследователями (Леонтьев, Калашников, Калашникова), был создан тест СЖО, включающий, наряду с общим показателем осмысленности жизни, также пять субшкал, отражающих три конкретных смысложизненных ориентации (цели в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией) и два аспекта локуса контроля (локус контроля-Я и локус контроля-жизнь).

Нетрудно увидеть, что эти три категории соотносятся с целью (будущим), процессом (настоящим) и результатом (прошлым). Два оставшихся фактора характеризуют внутренний локус контроля, с которым, согласно данным исследований, осмысленность жизни тесно связана, причем один из них характеризует общее мировоззренческое убеждение в том, что контроль возможен - локус контроля жизнь (управляемость жизни), а второй отражает веру в собственную способность осуществить такой

Инструкция: “Вам предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача выбрать одно из утверждений, которое, по Вашему мнению, больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1, 2, 3 в зависимости от того, насколько Вы уверены в выборе (или 0,если оба утверждения на Ваш взгляд одинаково верны)”.

Обработка данных осуществлялась по 7-балльной шкале в соответствии с бланком-ключом к тесту.

Интерпретация субшкал:

. Цели в жизни. Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.

. Процесс жизни или эмоциональная насыщенность жизни. Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Низкие баллы по этой шкале - признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем.

. Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией.

Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько прожитая ее часть была продуктивна и осмысленна. Низкие баллы - неудовлетворенность прожитой частью жизни.

. Локус контроля-Я (Я - хозяин жизни). Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Низкие баллы - человек не верит в свои силы, возможность контролировать события собственной жизни.

. Локус контроля-жизнь или управляемость жизни. При высоких баллах - убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы - фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна, и бессмысленно загадывать что-либо на будущее.

Общий показатель осмысленности жизни считается суммированием баллов по всем 5 субшкалам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.173.112 (0.018 с.)