Основные проблемы установления и деятельности мировых судей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные проблемы установления и деятельности мировых судей



 

Основная проблема, которая определяет успех современной судебной реформы, заключается в степени ее взаимодействия и связанности с другими реформами: правовой, конституционной, и, в частности, с реформой местного самоуправления. Органы местного самоуправления в Российской Федерации традиционно участвовали в отправлении правосудия, в комплектовании выборного элемента суда. И поэтому, в свою очередь суд может стать известным гарантом самостоятельности местного самоуправления. Основывается судебная власть, прежде всего, на двух принципах: независимости и несменяемости судей. Первый является гарантом реальной судебной власти - это подлинная независимость суда - идеал, стремлением, к достижению которого были проникнуты и судебные реформы прошлого. Говоря о принципе несменяемости судей, мы сталкиваемся с кадровой проблемой суда. Судейский корпус должен быть укомплектован лицами, отвечающими необходимой оценкой: положительным моральным качествам, а главное - высокому профессионализму.

Эти задачи пыталось решить в прошлом веке Министерство юстиции, являвшееся проводником реформы в жизнь. Недостаток образованных юристов в стране был одной из причин поэтапного проведения судебной реформы, затянувшейся, на тридцать пять лет. Вот и сейчас можно сказать о нехватке кадров. Такое положение дел может свидетельствовать не только о нехватке кадров, но и о нехватке финансовых средств на содержание мировых судей. Кадровая проблема может стать известным препятствием и на пути современной судебной реформы.

Никого не может ввести в заблуждение значительное число юристов в ряде крупных российских городов. В провинции их и сейчас недостаточно, а с развитием мировой юстиции этот недостаток станет весьма ощутим. В настоящее время из числа кандидатов претендующих на должность мирового судьи большее количество - это помощники судей. Когда человек проработал несколько лет в судейском коллективе он уже зарекомендовал себя определенным образом и доказал, что по ряду качеств может работать в суде. Хотя по-прежнему приходят кандидаты на должность мировых судей из других юридических служб и правоохранительных органов. Ставка делается на молодежь, но в, то, же время уже имеющую достаточный опыт работы в этой сфере. Мировые судьи не только ускорили и приблизили правосудие к гражданам, но они были призваны «разгрузить» федеральных судей от чрезмерной большой нагрузки по рассмотрению уголовных дел. Нагрузка на мировых судей из года в год возрастала почти в геометрической прогрессии, она возрастала по всем судебным делам. В юбилейном для мировой юстиции году нагрузка по находящимся в производстве гражданским и уголовным делам также возросла. Наблюдается лишь незначительное снижение по количеству лиц привлеченных к административной ответственности. Одной из основных категорий рассматриваемых уголовных дел являются дела частного обвинения, а также кражи и причинение средней тяжести и тяжкого вреда здоровью. В целом, оглядываясь на прошедшее десятилетие, мы вправе сказать, что мировая юстиция достойно выдержала нелегкий экзамен, она состоялась. Конечно, авторитет среди населения, положительные результаты в работе, давались очень нелегким трудом, нарушались сроки рассмотрения судебных дел, имело место несвоевременное обращение к исполнению судебных постановлений. Проблема большой загруженности мировых судей края, как, наверное, и в целом по стране, обострялась. При её неразрешенности, по сути, подверглась угрозе выполнение главной задачи, которая ставилась перед мировой юстицией, - снижение нагрузки в федеральных судах и тем самым обеспечение быстрого доступа граждан к правосудию. Ведь, если мировой судья будет работать с чрезмерной нагрузкой, то недоступность граждан к правосудию, имевшая место на уровне районных судов, перейдет на другой уровень - уровень мирового судьи со всем комплексом прежних негативных последствий. Подвергая анализу, складывающуюся ситуацию, государство предпринимало меры по стабилизации ситуации и снижению нагрузки на вновь образованный судейский корпус. Менялась подсудность по отдельным категориям дел, вносились изменения в краевое и федеральное законодательство, а кроме того, вызрело неизбежное решение о необходимости увеличить штатную численность мировых судей. Но по каждому субъекту оно принималось индивидуально. Основная функция управления - создание надлежащих условий для осуществления правосудия мировыми судьями. В пределах своей компетенции Управление осуществляет материально-техническое, кадровое и финансовое обеспечение деятельности судебных участков мировых судей. Параллельно работе, уделялось должное внимание созданию качественного резерва по должностям государственной гражданской службы, формированию кадров судейского корпуса, а также комплектование должностей работников аппарата судебных участков. Эта сфера деятельности требует постоянного внимания и решения периодически возникающих, тех или иных проблем.

В свою очередь мировые судьи за прошедшие годы стали настоящей кузницей кадров для пополнения корпуса федеральных судей края.

Отдельно выделим материально-техническое обеспечение деятельности судебных участков. На первоначальном этапе, как и в любом другом деле, многие вопросы решались достаточно сложно. Начиная с размещения судебных участков и кончая обеспечением их компьютерной и другой оргтехникой и даже канцелярскими принадлежностями и бумагой. С учетом увеличения нагрузки на мировых судей увеличивалось финансирование их деятельности. По отдельным позициям материально-технического обеспечения ситуация кардинально поменялась в лучшую сторону. В рамках реализации программных мероприятий судебные участки края обеспечивались мебелью, компьютерной и другой оргтехникой. Однако не все проблемы обеспечения эффективной деятельности мировой юстиции решены сегодня до конца. В числе проблемных вопросов остается по-прежнему высокая нагрузка по находящимся в производстве делам, приходящаяся на каждого мирового судью. Одним из путей выхода из создавшегося положения, на наш взгляд является только изменение подсудности дел мировых судей. При временном замещении одним мировым судьей другого также остается масса не решенных проблем. Руководством Управления своевременно принимаются меры по решению указанных вопросов. Ведется постоянная целенаправленная работа по укреплению материально-технической базы судебных участков, созданию надлежащих условий труда для мировых судей и работников аппарата, что в свою очередь напрямую связано с повышение эффективности их деятельности, улучшением качества правосудия, а значит обеспечению более полной защиты конституционных прав и свобод граждан мировыми судьями.

Становление института судебной системы выявило проблемы в его деятельности. Мировой суд является важнейшим элементом примирительных процедур в рамках уголовного судопроизводства, в котором отражается опыт цивилизации, на базе которой он возникает, а также сконцентрирована практика, наработанная на базе дореволюционных уставов уголовного судопроизводства. Важнейшая роль в примирительных процедурах отводится личности судьи, как субъекту, обладающему реальными для того возможностями. Поэтому мировой судья должен обладать высокими личными качествами.

Анализ практической деятельности мировых судей показал возрастающую на них нагрузку, а как следствие - снижение качества рассмотрения дел. Поэтому многие ученые высказываются о пересмотре количества судебных участков в субъектах России и расчетной численности населения на одном участке в сторону уменьшения. Обсуждаются вопросы, которые имеют прямое отношение к жизни миллионов людей, защите их прав, свобод, интересов, личного достоинства и собственности. В немалой степени в суде формируется и отношение людей к государству: оценивается способность государства защищать интересы граждан, применять силу закона и восстанавливать справедливость. В этом смысле суд, может быть, самая авторитетная власть. В Российской Конституции закреплены базовые принципы работы судебной системы. Причём многие из этих принципов имеют прямое отношение к повседневной работе, к правозащитным качествам судебной системы: это и обеспечение прав и свобод граждан при помощи правосудия, гарантированность судебной защиты для каждого, презумпция невиновности обвиняемого, охрана прав потерпевшего от преступлений, злоупотреблений властью и ряд других принципов, которые непосредственно вытекают из Конституции. Качество работы суда - это определяющий фактор демократического развития нашего государства, и мы будем твёрдо и последовательно добиваться эффективной деятельности всей судебной системы. За последние годы были решены разные задачи, в том числе связанные с улучшением материального положения судей. Если говорить о помощниках, о сотрудниках аппаратов судей и судов, то этот уровень оплаты труда пока ещё не способствует привлечению к работе квалифицированных и добросовестных специалистов. Нужно рассмотреть вопрос об увеличении оплаты труда таких сотрудников, иначе мы не добьёмся нормальной работы судов.

Основы судебной системы, заложенные Конституцией Российской Федерации и конституциями республик, краёв, областей, уставами, федеральными законами, незыблемыми. Но необходима тщательная отладка самого механизма правосудия, дальнейшая модернизация законодательства о суде, направленная на повышение качества его работы. Пришло время принять закон, который закрепляет различные формы обнародования информации о работе судов, в том числе и через электронные средства, через интернет. Надо сделать прозрачной информацию о движении дел в суде, гарантировать доступность судебных актов. С учётом текущей, сегодняшней роли судейского сообщества закон мог бы предусмотреть и информирование граждан его деятельности, включая процессы отбора кандидатов в судьи и их последующее назначение.

Можно остановиться на следующих, имеющих особую важность, вопросах. Прежде всего, это повышение доверия, уважения граждан к суду - тема исключительно важная для нашей страны. А повышение доверия - это и уважение к объективности, справедливости судебных актов. Мы знаем, что, по оценке экспертов, степень такого доверия пока недостаточно высока. Это, безусловно, создает необходимость самым внимательным образом относиться к этой проблеме. Казалось бы, закон предоставляет все возможности - и процессуальные, и материальные - суду для того, чтобы он был независим. Если исходить из писаного права, из того, что есть у нас в законах, такой проблемы не должно быть в принципе. Но почему в этом случае судья, который является де-юре независимым, де-факто независимым подчас не является, и почему его личный выбор происходит зачастую не в сторону принятия объективного решения при рассмотрении дела. Этот вопрос, конечно, во многом риторический, потому что речь идет о требованиях закона. Очевидно, что на передний план здесь выходит проблема качества самого судебного корпуса, а это качество складывается из нескольких факторов: это добротное юридическое образование, высокий профессионализм и, вне всякого сомнения, безупречная репутация. Большинство наших судей этим качеством полностью соответствуют. Принимая организационно - правовые решения по улучшению деятельности судов, мы исходим из того, что изначально все эти позиции, все эти требования соблюдаются. Однако в отличие от большинства европейских государств в нашей стране полномочия судей всё - таки достаточно часто прекращаются досрочно. Конечно, это признак или свидетельство несовершенства работы квалификационных коллегий, которые рекомендуют кандидатуры на должности судей, прежде всего несовершенство работы этих коллегий. Заслуживающими внимания представляются предложения о создании единого дисциплинарного органа, который мог бы рассматривать конфликты, связанные с применением дисциплинарного воздействия в отношении судей. Отмечу также, что с необходимостью укрепления кадрового состава судебного корпуса связаны и антикоррупционные законопроекты. Нужно смелее привлекать к этой работе и практикующих юристов, и представителей научного сообщества - естественно, разумеется, с проверкой их профессиональных качеств, способностей вести судебную работу. Кроме того, для повышения уровня подготовки судей нужно законодательно определить статус экзаменационных комиссий и порядок их формирования, установить требования к квалификационному экзамену, включив в него и вопросы права, и знание судебной практики, и владение письменной формой подготовки процессуальных документов. Повышению качества судебной системы способствовали бы оптимизация работы судов различных ветвей судебной власти, дальнейшее совершенствование правил определения компетенции судов, в том числе и развитие специализации судов. Эта тема непростая, она требует обсуждения, и здесь всегда нужно находить баланс между текущими способами правления правосудия, текущим видом компетенции, распределения компетенции и теми пожеланиями, которые высказываются. Следующая проблема, - это передача на федеральный уровень вопросов деятельности мировых судов. Практика показала, что возрождение института мировых судей было в целом важным и правильным шагом. Это в значительной степени облегчило доступ к правосудию, позволило более оперативно рассматривать иски граждан. И, несмотря на дополнительные финансовые затраты, нужно создавать нормальные условия для работы мировых судей и соответственно их аппаратов. Роль судей и правосудия в России трудно переоценить. Сама наша история, ожидания, надежды граждан, их стремление к справедливости теснейшим образом связаны с судейским служением. Эта деятельность никогда не была и, очевидно, не будет простой. Во все времена она была и остается крайне ответственной и весьма трудной. Но с другой стороны - люди вправе рассчитывать, чтобы суд работал без волокиты, без поверхностной спешки, чтобы суд всегда стоял на страже закона, чтобы преступления не оставались безнаказанными, а приговор суда их вовремя пресекал, и торжествовала справедливость.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.129.19 (0.007 с.)