Анализ и интерпретация полученных результатов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ и интерпретация полученных результатов



Для исследования индивидуально-типологических (личностных) свойств была проведена методика «психологическая характеристика темперамента» Б.Н. Смирнова, в результате которой были получены следующие данные, представленные в таблице 1.

Таблица 1. Психологические характеристики темперамента

Свойства темперамента

Уровни выраженности

В С Н
1. Экстраверсия 48,3% 26,6% 25%
2. Ригидность 48,3% 33,3% 18,3%
3.Эмоциональная возбудимость 23,3% 45% 31,6%
4. Темп реакций 61,6% 36,6% 1,6%
5. Активность 36,6% 25% 38,3%

 

Примечание: В – высокий уровень, С – средний уровень, Н – низкий уровень.

Анализ таблицы 1 показывает, что у 48,3% испытуемых – высокий уровень экстраверсии, что составило 29 человек, у 26,6% - средний уровень экстраверсии, что составило 16 человек, у 25% - низкий уровень экстраверсии, т.е. высокий уровень интроверсии, что составило 11 человек;

у 48,3% - высокий уровень ригидности, что составило 29 человек, у 33,3 % - средний уровень пластичности, что составило 20 человек, у 18,3 % - высокий уровень пластичности; у 23,3 % - высокий уровень эмоциональной возбудимости, что составило 14 человек, у 45% - средний уровень эмоциональной возбудимости, что составило 27 человек, у 31,6% - низкий уровень эмоциональной возбудимости, т.е. высокий уровень эмоциональной уравновешенности, что составило 19 человек; у 61,6 % - быстрый темп реакций, что составило 37 человек, у 36,6 % - средний темп реакций, что составило 22 человека, у 1,6% - медленный темп реакций, что составило 1 человек; у 36,6% - высокий уровень активности, что составило 22 человека, у 25 % - средний уровень активности, что составило 15 человек, у 38,3 % - низкий уровень активности, что составило 23 человека.

Наглядно полученные результаты можно увидеть на рисунке 1.


Рис. 1. Психологические свойства темперамента.

 

Исходя из полученных данных можно сделать вывод о том, что для большинства молодежи характерен высокий уровень экстраверсии, т.е. они характеризуются вниманием к окружающему миру, отзывчивостью, легко принимают внешние события, проявляют к ним интерес, готовы на них влиять и подвергаться их влиянию, реагируют быстро, подвижны, легко приспосабливаются к изменениям, также характерен широкий круг общения, любят проявлять себя. Также отмечается быстрый темп реакций, т.е. высокая скорость движений, темпа речи, высокой скорости протекания психических процессов и находчивости, а также для большинства характерна ригидность, т.е. неспособность и неготовность индивида к перестройке запланированной схемы активности в обстоятельствах, когда ранее намеченная программа требует существенных изменений. Таким образом, среди таких качеств молодежи, как ориентация на внешний мир, легкая приспособляемость к внешним изменениям, высокая скорость темпа реакций, имеет место и неспособность в изменившихся обстоятельствах перестраивать запланированную программу. Это может быть в силу различных причин. То, что ригидность имеет высокий показатель, можно объяснить тем, что современный человек не стремится приспосабливаться к новым условиям, и имеет место упорное отстаивание своих идей, позиций, т. е. проявляется ригидность или стереотипность мышления.

По методике определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Рагге были получены данные, представленные в таблице 2.

 

Таблица 2. Степень стрессоустойчивости

Степень стрессоустойчивости Количество человек Показатели в %
В 25 41,6
С 16 26,6
Н 19 31,6

 

Согласно полученным данным, у 41,6 % - высокий уровень сопротивляемости стрессу, что составило 25 человек, у 26,6% - средний уровень сопротивляемости стрессу, что составило 16 человек, и у 31,6% - низкий уровень сопротивляемости стрессу, что составило 19 человек. Наглядно полученные результаты можно увидеть на рисунке 2.

 

Рис.2. Степень стрессоустойчивости

 

Высокая стрессоустойчивость характеризуется хорошей способностью противостоять стрессу и его последствиям. Низкую сопротивляемость стрессам по-другому можно назвать ранимостью. Люди с низким уровнем стрессоустойчивости в меньшей степени защищены от негативного воздействия стрессоров и, как следствие, «выгорают» значительно быстрее и интенсивнее, средняя же степень стрессоустойчивости означает умение противостоять стрессовым ситуациям, но в то же время они более эмоционально переживают неудачи.

В ходе исследования моделей поведения в неблагоприятных стрессовых ситуациях получены следующие данные, представленные в таблице 3

 

Таблица 3. Показатели выраженных стратегий преодоления

Стратегия преодоления

Уровни выраженности

В С Н
1.Ассертивные действия 28,3% 56,6% 16%  
2.Вступление в соц. контакт 11,6%   46,6% 41,6%
3.Поиск соц. поддержки 43,3% 35% 21,6%
4.Осторожные действия 20% 58,3% 21,6%
5.Импульсивные действия 53,3% 30% 16,6%
6. Избегание 58,3% 31.6% 10%
7.Манипулятивные действия 10% 71,6% 18,3%
8.Асоциальные действия 23,3% 53,3% 28,3%
9.Агрессивные действия 61,6% 26,6% 11,6%

 

Согласно полученным данным, у 28,3% - высокий уровень в стрессовых ситуациях ассертивных действий, что составило 17 человек, у 56,6% - средний уровень использования ассертивных действий, что составило 34 человека, у 15% - низкий уровень использования ассертивных действий, что составило 9 человек; у 11,6% - высокий уровень стратегии «вступление в социальный контакт», что составило 28 человек, у 41,6% - низкий уровень данной стратегии, что составило 25 человек; у 43,3% - высокий уровень использования стратегии «поиск социальной поддержки», что составило 26 человек, у 35% - средний уровень использования стратегии «поиск социальной поддержки», что составило 21 человек и у 21,6 % низкий уровень использования данной стратегии, что составило 13 человек, у 20% - высокий уровень использования в стрессогенных ситуациях осторожных действий, что составило 12 человек, у 58,3% - средний уровень использования осторожных действий, что составило 35 человек, у 21,6 % - низкий уровень использования осторожных действий, что составило 13 человек; у 53,3% - высокий уровень использования импульсивных действий, что составило 18 человек, у 30% - средний уровень использования импульсивных действий, что составило 18 человек, у 16,6 % - низкий уровень использования импульсивных действий, что составило 10 человек; у 58,3 % - высокий уровень использования стратегии «избегание», что составило 35 человек, у 31,6 % - средний уровень использования стратегии «избегание», что составило 19 человек, у 10% - низкий уровень использования данной стратегии, что составило 6 человек; у 10% - высокий уровень использования в стрессовых ситуациях манипулятивных действий, что составило 43 человека, у 18,3 % - низкий уровень использования данной стратегии, что составило 11 человек; у 23,3% - высокий уровень использования асоциальных действий, что составило 14 человек, у 53,3% - средний уровень использования стратегии «асоциальные действия», что составило 32 человека, у 28,3 % - низкий уровень использования данной стратегии, что составило 14 человек; у 61,6% - высокий уровень использования стратегии «агрессивные действия», что составило 37 человек, у 26,6 % - средний уровень использования в стратегии «агрессивные действия», что составило 16 человек, у 11,6 % - низкий уровень использования стратегии «агрессивные действия», что составило 7 человек.

Наглядно полученные результаты можно увидеть на рисунке 3.


Рис. 3. Показатели стратегий преодоления

 

Исходя из полученных данных можно сказать, что у молодежи наиболее используемыми моделями преодоления являются поиск социальной поддержки, импульсивные действия, избегание, агрессивные действия.

Социальную поддержку можно определить как эмоциональную, информационную или материальную помощь, предоставляемую другими людьми из социального окружения. Тенденция обращаться к другим людям в периоды эмоционально дистресса, вероятно, обусловлена основной чертой человеческой природы, т. к. люди, как и представители других видов, чувствуют себя в большей безопасности, когда их много. Люди в группах могут защитить друг друга в трудное время. Люди, получающие эффективную социальную поддержку от семьи, друзей, значимых для них людей и социальных сообществ, обладают более крепким здоровьем, легче справляются со стрессами, более устойчивы к развитию заболеваний.

Избегание можно рассматривать как защитный механизм, лежащий в основе опасений и страхов, которые время от времени окрашивают наше видение мира в мрачные тона. Избегание – это физический уход от ситуации, потенциально угрожающий душевному благополучию. Выражается эта защита в сдержанности внешних проявлений – движений, мимики и речи, пониженной активности, осторожности, робости, застенчивости. Иными словами, избегание – это сдерживание собственной активности во избежание вероятных неприятностей.

Импульсивные действия – это одно из проявлений импульсивности. Действие совершается мгновенно, без обдумывания, под влиянием аффекта, без борьбы мотивов. Оно кратковременно и нередко вовсе немотивированно и направлено на прямой путь решения проблемы.

Современный человек также очень часто прибегает к агрессии как к способу решения жизненных трудностей. Использование в стрессовых ситуациях агрессивных и импульсивных способов поведения обусловлено, прежде всего, отсутствием конструктивных навыков решения жизненных проблем.

Если провести параллель между доминирующими личностными особенностями молодежи и наиболее используемыми ими стратегий преодоления, то можно сделать следующий вывод. Направленность на внешний мир, интерес к окружающему, стремление к общению и постоянно находиться в обществе людей обуславливает использование просоциальной стратегии преодоления – поиск социальной поддержки, т. е. обращение за помощью. Быстрый темп реакций, характерный для большинства молодежи, детерминирует использование импульсивных и агрессивных действий, т.е. высокая скорость реакций может характеризоваться импульсивностью, необдуманностью, мгновенностью, а также современный человек ради достижения цели в какой-то мере может переступить принятые в обществе нормы. Ригидность детерминирует использование пассивной стратегии преодоления – избегание, в силу неспособности переключения с одного вида деятельности на другой, а также неспособности изменить запланированной программы поведения.

При обработке данных методами математической статистики был использован корреляционный анализ с целью установления связей между личностными особенностями человека и стратегиями преодолевающего поведения.

В таблице 4 приведены результаты исследования достоверных корреляционных связей.

Таблица 4. Показатели достоверных корреляционных связей

Направленность связи Коэффициент корреляции
1. Эмоц. возбудимость – асоциальные действия 0,27
2. Эмоц. возбудимость – агрессивные действия 0,39
3. Экстраверсия – вступление в соц. контакт 0,22
4. Активность – импульсивные действия 0,29
5. Экстраверсия – поиск социальной поддержки 0,16
6. Ригидность – осторожные действия 0,15
7. Ригидность – импульсивные действия 0,16
8. Эмоц. возбудимость – поиск со. поддержки 0,24
9. Эмоц. возбудимость – осторожные действия 0,20
10. Эмоц. возбудимость – манипулятивные действия 0,24
11. Темп реакций – асоциальные действия 0,15
12. Активность – ассертивные действия 0,24
13. Активность – манипулятивные действия 0,21
14. Эмоц. возбудимость – ассертивные действия 0,17
15. Эмоц. возбудимость – вступление в соц. контакт 0,10

 

Для числа степеней свободы, равному 58, критические значения для уровня значимости 0,05% составляет 0,25, а для уровня значимости 0,01 % составляет 0,33. Всего было выявлено три достоверных корреляционных связей, все из которых положительные. Анализ таблицы 4 показывает, что положительная связь прослеживается у показателя «эмоциональная возбудимость» с показателем «асоциальные действия» (r= 0.27, r> 0,05). Чем выше уровень эмоциональной возбудимости, тем больше вероятность, что человек будет использовать асоциальные действия для преодоления стрессовых ситуаций. Асоциальная стратегия поведения может быть вызвана высокой эмоциональной возбудимостью, неуравновешенностью, и асоциальные действия являются неудачной попыткой решить личностные проблемы, когда человек уверен, что такие формы поведения уменьшают тревогу и напряжение, а также ослабляют гнев.

Также прямо пропорциональную зависимость можно проследить у показателя «эмоциональная возбудимость» с показателем «агрессивные действия» (r = 0.39, p >0.01). Чем выше уровень эмоциональной возбудимости, тем больше человек использует агрессивные действия для преодоления. Агрессивное поведение также как и асоциальное вызвано высокой эмоциональной возбудимостью и неуравновешенностью. Агрессия в той или иной степени присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире. Агрессивность является действенным способом в борьбе с негативно заряженными чувствами. Однако человек способен трансформировать свои природные агрессивные инстинкты в социально приемлемые способы реагирования, т.е. происходит социализация агрессии, и он может получить эмоциональную разрядку, например, в игре, в спорте.

Между показателем «активность» и показателем «импульсивные действия» также прослеживается прямая связь (r = 0.29, p > 0.05). То есть чем больше уровень активности, тем больше вероятность использования человеком импульсивных действий, т.е. использование прямой стратегии преодоления. Импульсивность в сочетании с повышенной активностью заставляет человека реагировать на любой стресс моментально, «не подумав», под влиянием первых ощущаемых эмоций.

Основные стратегии преодоления – ассертивные действия, вступление в социальный контакт, поиск социальной поддержки, осторожные действия, избегание, манипулятивные действия – используются для преодоления проблемных ситуаций независимо от личностных особенностей.

Также был проведен корреляционный анализ личностных особенностей и стрессоустойчивости. Результаты корреляционного анализа представлены в таблице 5.

 

Таблица 5. Показатели достоверных корреляционных связей

Направленность связи Коэффициент корреляции
1. Экстраверсия - стрессоустойчивость -0,02
2. Ригидность - стрессоустойчивость 0,11
3. Эмоц. возбудимость - стрессоустойчивость 0,07
4. Темп реакций - стрессоустойчивость 0,06
5. Активность – стрессоустойчивость -0,25

 

Для числа степеней свободы, равному 58, критические значения для уровня значимости 0,05% составляет 0,25, а для уровня значимости 0,01 % составляет 0,33. Анализ таблицы показывает одну достоверную обратную связь между показателем «активность» и показателем «стрессоустойчивость» (r=-0,25, p>0,05). То есть с увеличением уровня активности, сопротивляемость человека к стрессовым ситуациям снижается. Это можно объяснить тем, что если человек постоянно прилагает усилия для самоопределения, реализует неординарные усилия для достижения поставленной цели, то, соответственно, такой человек будет более подвержен стрессам. Также есть люди, недостаточно чувствительные к стрессовым ситуациям, которые не стремятся проявлять активность для преодоления стрессовой ситуации, т. к. она не вызывает у них дискомфорта.

Такие личностные особенности, экстраверсия, ригидность, эмоциональная возбудимость, темп реакций, не влияют на степень сопротивляемости человека к стрессам.

Выводы по II главе

В результате проведенного эмпирического исследования были получены следующие результаты:

1. В результате методики «Психологические характеристики темперамента» Б.Н. Смирнова было выявлено, что для большинства молодежи характерны высокий уровень экстраверсии (48,3%), быстрый темп реакций (61,6%) и ригидность (48,3%).

2. По методике определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Рагге у большей части молодежи (41,6 %) проявилась высокая сопротивляемость стрессам.

3. В результате проведенного опросника «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» наиболее используемыми моделями преодоления являются: поиск социальной поддержки (43,3%), импульсивные действия (53,3%), избегание (58,3%), агрессивные действия (61,6%).

4. Гипотеза исследования подтвердилась: обнаружено влияние личностных особенностей на выбор стратегии преодолевающего поведения.

5. В результате проведенного корреляционного анализа было выявлено четыре значимых корреляционных связи, из которых три являются положительными и одна – отрицательная. Положительная связь прослеживается между показателями «эмоциональная возбудимость» и «асоциальные действия»; «эмоциональная возбудимость» и «агрессивные действия»; «активность» и «импульсивные действия. Отрицательная связь прослеживается между показателями «активность» и «стрессоустойчивость».


Заключение

 

Стрессы – это довольно обычное явление в нашей повседневной жизни. Нарушая внутреннее равновесие, стресс приводит к дезорганизации природных сил организма человека. Любой человек должен уметь защитить себя от вредных воздействий «дистрессо», укрепляя свое физическое и душевное состояние. Для этого человек использует определенный набор стратегий преодоления в зависимости от его личностных особенностей.

Поставленная в работе цель: исследование влияния личностных особенностей на способность человека к преодолевающему поведению – достигнута.

В теоретической части исследования изучены теоретические аспекты изучения способности человека к преодолевающему поведению, рассмотрено понятие «стресса», описаны основные подходы к определению «темперамента».

Эмпирическая часть исследования показала, что среди молодежи значительная часть экстравертов, характеризующиеся вниманием к окружающему миру, отзывчивостью, принятием внешних событий, проявлением интереса к окружающему, подвижностью. Также для них характерен широкий круг общения, подвижность, легкая приспособляемость к изменениям. Одновременно у молодежи имеют место быстрый темп реакций и ригидность, т.е. наряду с подвижностью и легкой приспособляемостью к изменениям внешнего мира, наблюдается упорное отстаивание своих идей, позиций, т.е. проявляется ригидность, или стереотипность мышления. Значительная часть молодых людей характеризуются хорошей способностью противостоять стрессам, и для его преодоления наиболее часто используются такие модели преодоления как поиск социальной поддержки, избегания, импульсивные и агрессивные действия. Тенденция обращаться к другим людям в период эмоционального дистресса обусловлена основной чертой человеческой природы, т.к. люди чувствуют себя в безопасности, когда их много. Люди, получающие поддержку от семьи, друзей, значимых для них людей легче справляются со стрессами более устойчивы к развитию заболеваний. Данная просоциальная стратегия преодоления обусловлена такими качествами молодежи как стремление к общению, стремление находиться в обществе, интерес к окружающему. Быстрый темп реакций детерминирует использования импульсивных и агрессивных действий, характеризующиеся импульсивностью, мгновенностью, необдуманностью, в то время как ригидность детерминирует использование пассивной стратегии преодоления – избегания, как физический уход от ситуации, угрожающей душевному благополучию.

Таким образом, молодежь выбирает в основном эмоционально-ориентированные поведенческие стратегии, направленные, прежде всего, непосредственно на эмоциональное решение снятия негативных ощущений.

Гипотеза исследования подтверждена: личностные особенности человека влияют на выбор стратегии преодолевающего поведения. Эмпирическая часть исследования подтвердила наличие связи между личностными особенностями человека и выбором стратегии преодолевающего поведение. Была установлена корреляционная связь между эмоциональной возбудимостью и асоциальными действиями, эмоциональной возбудимостью и агрессивными действиями, активностью и импульсивными действиями. Также была обнаружена корреляционная связь между активностью и сопротивляемостью стрессам.

На основании полученных данных может быть предложен комплекс рекомендации по повышению эффективности формирования преодолевающего поведения, а также полученные данные можно учитывать при разработке групповых и индивидуальных программ.

Дальнейшие исследования могут быть направлены на выявление гендерных различий в выборе стратегий преодолевающего поведения. Это даст возможность осуществлять более дифференцированный подход при разработке рекомендаций.


Список использованной литературы

1. Акимова М.К. Динамические характеристики нервной системы и проблема природных задатков способностей / М.К. Акимова // Вопросы психологии. – 1980. -№3. – С. 101-108.

2. Алфимова М.В. Генные основы темперамента и личности / М.В. Алфимова, В.И. Трубников // Вопросы психологии. – 2000. – № 2.-С. 128-140.

3. Антипов, В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям / В.В. Антипов. – М.: Владос – Пресс, 1994. – 50 с.

4. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: От темперамента к характеру и типологии личности / А.В. Батаршев. – М.: Владос, 2000. – 256 с.

5. Батаршев А.В. Диагностика темперамента и характера / А.В. Батаршев. – СПб.: Питер, 2007. – 368 с.

6. Бодров, В.А. Информационный стресс / В.А. Бодров. – М.: ПЕР СЭ, 2000. – 352 с.

7. Вартанян Г.А. Эмоции и поведение / Г.А. Вартанян, Е.С. Петров.-Л.: Наука,1989. – 144с.

8. Гринберг Дж.С. Управление стрессом / Дж.С. Гринберг. – СПб.: Питер, 2004. - 496 с.

9. Жариков, Е.С. Психологические средства стрессоустойчивости / Е.С. Жариков. – М.: Московский кадровый центр, 1990. – 32 с.

10. Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции / В.А. Иванников. – СПб.: Питер, 2006. – 208 с.

11. Киршбаум, Э.И. Психические состояния / Э.И. Кришбаум, А.И. Еремеева. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 1990. – 144 с.

12. Китаев – Смык, Л.А. Психология стресса / Л.А. Китаев – Смык. – М.: Наука, 1983. – 367 с.

13. Климов, Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависмости от типологических свойств нервной системы / Е.А. Климов. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1969. – 145 с.

14. Конопкин, О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности / О.А. Конопкин. – М.: Наука, 1980, - 162 с.

15. Леви, Л. Эмоциональный стресс / Л. Леви. – М.: Медицина, 1970. – 328 с.

16. Ломов, Б.Ф. Психологические проблемы деятельности в особых условиях / Б.Ф. Ломов, Ю.М. Забородин. – М.: Наука, 1985. – 232 с.

17. Лупьян, Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс…/ Я.А. Лупьян. – Ростов: РГУ, 1991. – 224 с.

18. Мерлин, В.С. Очерк теории темперамента / В.С. Мерлин. – Пермь, 1973. – 117 с.

19. Наенко, Н.И. Психическая напряженность / Н.И. Наенко. – М.: Изд-во МГУ, 1976. – 112 с.

20. Осухова, Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях / Н.Г. Осухова. – М.: Академия, 2005. – 288 с.

21. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Д.Я. Райгородский. – Самара: «Бахрах-М», 2007. – 672 с.

22. Русалов, В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий / Русалов В.М. – Наука, 1979. – 352 с.

23. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. – М.: Прогресс, 1982. – 124 с.

24. Сеченов, И.М. Психология поведения: Избранные психологические труды / Под ред. М.Г. Ярошевского. – М.: Воронеж, 1995. – 320 с.

25. Симонов, П.В. Темперамент. Характер. Личность / П.В. Симонов, П.М. Ершов. – М.: Наука, 1984. – 158 с.

26. Смирнов, Б.А. Психология деятельности в экстремальных ситуациях / Б.А. Смирнов, Е.В. Долгополова. – Харьков: Гуманитарный центр, 2007. – 275 с.

27. Смирнов, М.И. Личностная психология / М.И. Смирнов. – Киров: Издательство КГПИ, 1994. – 64 с.

28. Сотонин, К. Темперамент: Проблемы и гипотезы / К. Сотонин. – Казань: Государственное издательство, 1971. – 96 с.

29. Халиуллина, Э.М. К определению содержания понятия «поведение» в психологии / Э.М. Халиуллина // Мост (язык и культура). – 2007.-№ 19. – С. 69-74.

30. Харитонова, И.В. Дезадаптивные проявления у людей с различными типами темперамента при эмоциональном стрессе: Автореферат дисс. кандитат мед. наук / И.В. Харитонова; СПбГМУ. – СПб, 1997. – 32 с.

31. Шадриков, В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения / В.Д. Шадриков. – М.: Логос, 2003. – 210 с.

32. Щебетенко, А.И. Два опросника структуры нейродинамического и психодинамического уровней интегральной индивидуальности человека / А.И. Щебетенко. – Пермь: Изд-во ПОИКПРО, 1994. – 50 с.

33. Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых. – СПб.: Питер, 2008. – 258 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-10-31; просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.90.50.252 (0.067 с.)