Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Результаты эмпирического исследования и их обсуждение ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
При помощи t-критерия Стьюдента были выявлены основные отличия:
Шкала "зависть - неприязнь" характеризуются одинаковой интенсивностью как у солдат, так и у офицеров. По полученным данным можно сделать вывод о том, что на уровне статистической значимости p = 0,12, военные испытывают гнев и озлобленность на того, кто добился большего. Это находит выражение в таких отношениях к другому, как ненависть, неприязнь, подозрительность и враждебность. Для них характерно желание превзойти другого любым способом. Субъект "зависти-неприязни" может быть вполне удовлетворен основными сферами своей жизнедеятельности, однако эмоциональный дискомфорт, вызванный осознанием того, что кто-то имеет больше, присутствует. Достоверные отличия выявлены по шкале "зависть - уныние" в большей степени показатели преобладают у офицеров. Показатель уровня статистической значимости p =0,000221, следует, что офицеры переживают в большей степени спектр чувств как: обида, досада, грусть,бессилие что-либо изменить. Стартовым механизмом запуска "зависти-уныния" является ощущение "незаслуженной непреодолимой обделенности". Субъект предпринимает, как ему кажется, все возможное для достижения желаемой цели, вкладывая все свои силы, но успех (материальный достаток, признание и др.) так и не приходит. И как результат придуманной им же тотальной несправедливости и в конечном итоге неудовлетворенных потребностей возникает завистливое отношение к тем, кто, на его взгляд, менее упорен, трудолюбив и активен, но имеет все то, что не имеет, но очень желает иметь он. Он избегает открытых действий, характерных для активного субъекта зависти, "зависть-уныние" имеет другие проявления. Субъект "зависти-уныния" часто умалчивает, игнорирует достижения конкурента как несуществующие или же намеренно восхваляет достоинства менее достойного человека. Кроме того, он часто прибегает к ограничению числа объектов зависти (нисходящее сравнение), а также к изобретению других параметров сравнения. Таким образом, проведённое исследование показало, что существуют различия переживания зависти военнослужащих различного социального статуса. Следовательно, можно сделать вывод о подтверждении гипотезы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Феномен зависти представляет собой глобальное универсальное, общечеловеческое явление, которое присуще подавляющему большинству людей. В процессе работы были раскрыты сущности феномена зависти, также установлено его содержание, структура и формы проявления. Кроме всего этого, были выявлены основные особенности переживания зависти у военных различных должностных статусов. Рассмотрев причины возникновения зависти можно прийти в выводу, что возникновению способствовало в немалой степени такие черты характера личности, как честолюбие, себялюбие, тщеславие, эгоизм, лень. Зависть часто порождается отсутствием внутреннего мировоззренческого и психологического равновесия, гармонии. Она не возникает или реже возникает у независимой, самодостаточной, непредубежденной личности, увлеченной собственными, а не чужими делами. Возникновение зависти у человека продиктована собственным бессилием, собственной неспособностью и осознанием своего статуса как безнадежно низкого. Поскольку целью злобно завидующего является преодоление неравенства, но эта задача ему не по силам, то единственно возможным решением становится использование агрессивного метода: унизить соперника, низвести его до своего уровня. Зависть - это то же соперничество, только скрытое: человек хочет победить, но соперничает как бы внутри себя, ведя счет тогда, когда его воображаемый соперник об этом и не подозревает. Виды и складывающиеся типы зависти проявляются в ситуациях взаимодействия с людьми, принадлежащими к одной социальной страте, но чаще всего в ситуациях, где один из партнеров достиг успеха, превосходства, а другой стремится к нему, не имея для этого объективных и субъективных возможностей. Объектами зависти, чаще всего, называются родственники, сверстники, коллеги, добившиеся преимущества: успеха, признания; обладающие талантами, красотой, "знатным" происхождением, умом, сексуальной привлекательностью, молодостью и т.д.
Главная цель межличностного общения субъекта зависти - это возвращение самоуважения и репутации за счет сохранения баланса достижений, успехов, стремления обладать тем, что принадлежит "другому". Для достижения поставленной цели, он выстраивает препятствия на пути развития объекта зависти, прибегая к наказаниям за успехи; проявлению злорадства, если объект зависти преуспевает. Исследования воинского коллектива показали, что они относятся к социальным группам "закрытого" типа имеющих специфические условия своего возникновения и функционирования. Особенности режима жизнедеятельности, таких как замкнутость, изолированность, насильственность попечения и пребывания, полная регламентация социальных норм, управление всеми общественными средствами контроля, принуждения и подавления, ограничение в удовлетворении потребностей (физиологических, социальных, духовных),пребывание в однополых группах на уравнительных началах и непосредственном окружении себе подобных. В условиях военной службы отношения между военнослужащими регламентируются уставами, приказами, директивами, инструкциями командиров и начальников. Наиболее полное их проявление осуществляется в военно-профессиональной сфере деятельности воинских коллективов. Здесь ярко проявляется организационно-штатная структура подразделений с её строгой иерархией отношений пo-вертикали, т.е. отношений между начальниками и подчиненными, старшими и младшими. В результате проведенного исследования было установлено, что офицеры более ярко переживают чувство зависти по сравнению со своими подчиненными. Такое отличие может быть объяснено боязнью не пробиться по карьерной лестнице и неуверенности к концу карьеры добиться более высокого воинского звания. Им свойственна обида и отчаяние, бессилие что-либо изменить в своей жизни. Часто умалчивание и игнорирование достижений конкурента. Они считают, что предпринимают все возможное для достижения цели, вкладывая все свои силы,но успех обходит их стороной. Как мы видим, зависть - неотъемлемый факт нашей жизни. Однако, если бы не было зависти, люди бы не стремились к превосходству и не совершали бы открытий. Фраза или мысль о том, что нужно сделать что-нибудь так хорошо "чтобы все обзавидовались", хоть и выглядит смешно, часто приносит неплохие результаты. На всем протяжении истории она играла и продолжает поныне играть существенную роль в межличностных и межгрупповых отношениях. Изученного материала достаточно, чтобы судить о многоликости зависти в ее диалектической природе. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бескова, Т.В.Особенности проявления зависти в межличностном взаимодействии субъектов /Т.В. Бескова // Психологический журнал. - 2010. -№5.-С. 103-108. .Бондаренко, О.Р. Лукан У. Социология. Психология. Философия // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского.-2008.- № 2. -С. 265-273. 3. Волков, С.В. Офицеры и русская культура/ C.В.Волков//М.: 1998г. - 187с.; 4.Зимбули,А.Е. Зависть как антитеза ненасилия /А.Е. Зимбули // Педагогика ненасилия в контексте проблем изменяющего мира.СПб.:Питер,2000. -C. 192-197. . Ильин,Е. П. Эмоции и чувства/Е.П. Ильин. - СПб: "Питер", 2002. - С. 200- 318-322.
. Кляйн,М. Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников/М. Кляйн. - СПб, 1997. -95 с. 7. Куттер,П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей/П. Куттер. - СПб, 1998. С. 2-8. 8. Лобанов,А.А. Общение и отношение/А.А.Лобанов //Основы профессиоально-педагогического общения. -М., 2002. - 189 с. .Малышев,М.А.Зависть/М.А.Малышев// Урал,междунар.филос.журнал. -Екатербург,2001.-№ 1. - C. 231-241. . Муздыбаев,К. Завистливость личности/К.Муздыбаев // Психологический журнал.- 2002.- № 6. - С. 38-51. . Мясищев,В.Н. Психология отношений / Под ред. А.А. Бодалева // Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2003. - 398 с. . Обозов,Н.Н. Психология межличностных отношений / Н.Н. Обозов. - Киев.,1990. - 158. .Психология.Словарь / Под общ.ред.А.В.Петровского, М. Г.Ярошевского. -2-е изд.,испр. И доп. -М.:1990.- 119 с. 14. Розанов,В.А. Психология управления /В.А.Розанов //учебное пособие - М.: ЗАО Бизнес-школа Интел-Синзен - 1999. -352с. 15.Словарь по этике. / Под ред. И.С.Кона. - изд. 5. М.: Политиздат,1983.- 445 с. .Титаренко, А.И. Антиидеи. Опыт социально-этического анализа/ А.И. Титаренко. - М.: Политиздат, 1976. - 399 с. . Шамионов,Р.М. Взаимосвязь субъектных свойств личности и склонности к зависти/Р.М. Шамионов // Известия Саратовского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. № 4 (том 10). 2010. - С.100-109. . Этика: Энциклопедический словарь/под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. - М.: Гардарики, 2001. - 671 с.
|
|||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.89 (0.009 с.) |