Глава 2.Экспериментально-психологическое исследование зависти у военных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2.Экспериментально-психологическое исследование зависти у военных



Методы исследования

зависть межличностный военнослужащий социальный

Гипотеза: существует различие переживания зависти военнослужащих различного социального статуса.

Зависть является неустранимым элементом социальной жизни человека и одним из сильнейших регуляторов межличностных отношений.Однако психологическая диагностика столь распространенного в современном обществе социально-психологического феномена представляется весьма затруднительной, что связано, с тремя основными причинами.

Во-первых отсутствует единый подход к пониманию социально-психологического феномена зависти, что связано, прежде всего, с различными исходными позициями авторов в отношении ее разнополярной сущности. Если одни авторы, признавая ее деструктивный характер, находят в ней и конструктивное зерно (В А Гусова, СМ. Зубарев, А.В. Прокофьев, Е.Е. Соколова), то другие отрицают стимулирующий характер зависти (ЕВ. Золотухина-Аболищ, В. А. Лабунская, К. Муздыбаев, P.M. Шамионов), утверждая, что она связана с разрушением не только чужой жизни, но и своей, что не позволяет ему добиваться реального успеха и становится преградой в самореализации.

Во-вторых, несмотря на то, что с большой долей вероятности можно сказать, что зависть хотя бы однажды испытывал каждый человек, тем не менее, люди стыдятся признаться в ней (с точки зрения нравственных императивов - завидовать плохо!). Истоки такого отношения - как в религиозной традиции, относящей зависть к числу худших грехов, так и в тех негативных последствиях, которые она способна вызывать. Иначе говоря, зависть в общественном сознании воспринимается как одно из наиболее социально нежелательных человеческих чувств, что закономерно ведет кее подавлению, отрицанию, маскировке.

В-третьих, в настоящее время методический инструментарий для определения завистливости личности весьма ограничен, если не сказать - практически отсутствует. Анализ литературы по теме исследования позволил выявить лишь следующие методики. Первая методика "Шкала диспозиционной завистливости", разработанная К. Муздыбаевым, состоит из 15 суждений (5 из них "пустышки"). Данные по исследованию ее психометрических свойств обнаружены не были. Что касается второго опросника, то это "Методика исследования зависти, жадности, неблагодарности" М. Кляйн, К. Абрагам которую нам предоставила Н.М. Клепикова. Стоит отметить, что данные о психометрических характеристиках данной методики в специальной психологической литературе отсутствуют. Кроме того, зависть диагностируется в ней с помощью всего шести утверждений, несмотря на то, что их рекомендательное количество в методике должно быть не менее 20-30. А если учесть тот факт, что в данной методике зависть еще и дифференцируется по двум параметрам: собственно зависть и сверхзанятость чувством зависти, - то количество утверждений по шкалам уменьшается до трех [1].

Диагностическое обследование испытуемых проводилось с помощью методики исследования завистливости личности (МИЛЗ), состоящей из двух шкал: зависти-неприязни и зависти-уныния. Впроцессе создания методики осуществлена проверка тест-ретестовой и синхронной надежности, очевидной, содержательной, конвергентной, дискриминантной валидности, проведена стандартизация. Опросник может использоваться как в исследовательских целях, так и в практической работе.

В неё входят 47 утверждений, следует оценить, насколько перечисленные признаки свойственны респонденту в отношениях с другими людьми, имея в виду не только сегодняшний день, но и более длительный отрезок времени. Оценку каждого приведенного суждения необходимо выразить, используя шкалу: 0 - полностью не согласен, 1 - скорее не согласен,2 - согласен наполовину,3 -скорее согласен,4 - полностью согласен. Общий показатель по каждой шкале подсчитывается путем сложения баллов.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ШКАЛ ОПРОСНИКА

Шкала зависть-неприязнь.

Субъект "зависти-неприязни" испытывает озлобленность, гнев, раздражение, направленные на того, кто добился большего. Это находит выражение в таких отношениях к другому, как ненависть, неприязнь, подозрительность, враждебность. Для такого человека является характерным желание превзойти другого любым способом. Однако чаще всего стремление обладать вожделенным, но недосягаемым превосходством сменяется желанием лишить другого предмета зависти, навредить ему (хотя бы в своих мыслях и фантазиях). "Зависть-неприязнь" может проявлять себя и в злопыхательстве, т.е. в исполненном злобы раздраженно-придирчивом отношении к более успешному человеку, а также в таких низменных формах, как клевета, сплетни и беспочвенная критика. Субъект "зависти-неприязни" может быть вполне удовлетворен основными сферами своей жизнедеятельности, однако эмоциональный дискомфорт, вызванный осознанием того, что кто-то имеет больше, присутствует. Завистник убежден, что успехи и достижения другого принижают его, обесценивают его собственные достижения.

Шкала зависть-уныние.

Испытывая ее, субъект переживает несколько иной спектр чувств: обиду, досаду, грусть, уныние, отчаяние. Он чувствует себя неуверенным, обиженным, отчаявшимся, бессильным что-либо изменить. Стартовым механизмом запуска "зависти-уныния" является ощущение "незаслуженной непреодолимой обделенности". Субъект предпринимает, как ему кажется, все возможное для достижения желаемой цели, вкладывая все свои силы, но успех (материальный достаток, признание и др.) так и не приходит. И как результат придуманной им же тотальной несправедливости и в конечном итоге неудовлетворенных потребностей возникает завистливое отношение к тем, кто, на его взгляд, менее упорен, трудолюбив и активен, но имеет все то, что не имеет, но очень желает иметь он. Он избегает открытых действий, характерных для активного субъекта зависти, "зависть-уныние" имеет другие проявления. Субъект "зависти-уныния" часто умалчивает, игнорирует достижения конкурента как несуществующие или же намеренно восхваляет достоинства менее достойного человека. Кроме того, он часто прибегает к ограничению числа объектов зависти (нисходящее сравнение), а также к изобретению других параметров сравнения. Для субъекта "зависти-уныния" приемлемой является дискредитация соперника ("бедный, да честный, богатый, да лукавый") или же дискредитация желаемого предмета [1].

Для маскировки цели, в опроснике оставлен ряд утверждений, которые не вошли в него, которые выделены в отдельную шкалу маскировки.

В исследовании приняли участие 40 мужчин: 20 офицеров и 20 солдат воинской части 5522 города Гродно, во время самоподготовки с 19 до 20 вечера.

Эмпирическое исследование проводилось в индивидуальной форме в стандартных условиях. Каждому испытуемому был предоставлен индивидуальный бланк ответного листа и отдельный опросник с инструкцией. Предварительно были оглашены цели исследования и правила работы с опросником с акцентом на недопустимости взаимных консультаций по ответам в процессе работы и каких-либо обсуждений между собой.

Среди факторов, способных повлиять на объективность результатов исследования можно выделить:

низкий уровень заинтересованности в исследовании.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.88.60.5 (0.021 с.)