Психологические причины возникновения феномена зависти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические причины возникновения феномена зависти



Введение

 

Зависть считается одним из семи смертных грехов и самым потаенным чувством в душах людей. В отличие от остальных грехов, которым можно найти рациональное оправдание, зависть всегда считалась постыдной в любых проявлениях, даже ее оттенках.

Возможно, именно страх перед чувством, которое есть у всех в той или иной степени, но всеми отвергается, является причиной столь редкого упоминания о ней даже в психологических исследованиях

Зависть не входит в объяснение мотивов собственного поведения, даже если это единственный мотив. Еще одним отличительным аспектом зависти, является то, что это чувство формируется и действует только в социальных ситуациях: завидуют всегда кому-то или чему-то. Интересно, что она чаще всего заметна всем, кроме того, кто завидует, - сила психических защит в данном случае весьма велика. Часто это рационализация "он этого не достоин…" или "это случилось только потому, что…" или проекция "это они завидуют…", "мир жесток и несправедлив, поэтому нужно делать все, чтобы победить…", - вариантов масса, а цель одна: спасти свою самооценку. Все хотят, чтобы им завидовали, но никто и никогда не признается в зависти: это все равно, что признаться в собственной несостоятельности.

Но зависть несет не только ярко негативную окраску, она может стать и благотворным импульсом.

С точки зрения психологии, зависть - это проявление мотивации достижения, при которой чьи-либо реальные или воображаемые преимущества в приобретении социальных благ, материальных ценностей, успеха, статуса, личных качеств воспринимаются субъектом как угроза ценности собственного " Я " и сопровождаются аффективными переживаниями и действиями.

Актуальность проблемы переживания зависти у военных в межличностных отношениях обусловлена, прежде всего, тем, что постепенное расслоение общества на богатых и бедных, обеспеченных и живущих за чертой бедности, существование имущественных различий между людьми, поляризация уровня и качества жизни представителей разных слоев общества стимулируют дух конкуренции и соперничества, активизируют чувство зависти к людям "другой судьбы", "счастливой судьбы", их карьерному росту, влиянию, их богатству, успеху. Сложившаяся социальная и социально-психологическая ситуация спровоцировала усиление этого чувства и способствовала повышению его влияния на отношения между людьми, расширив поле проявления зависти. Дух потребительства и прагматизма, пронизывающий жизнь современного человека и общества, соседствует с завистью, которая с все большей силой подчиняет все другие интересы человека его стремлению к достижению богатства, или, во всяком случае, такого уровня жизни, который в обыденном сознании обозначается так: "живем не хуже других". Усиление социальных различий между людьми, стимулирующее конкуренцию и соперничество, неизбежно приводит к столкновению честолюбивых побуждений личности, активизируемых завистью, часто не отражающей действительных потребностей человека.

Зависть можно интерпретировать как состояние, чувство, переживание неприязни к другому лицу, по отношению к его счастью, благополучию, успеху, нравственности, культурному уровню или материальному превосходству. Зависть - признание превосходства, успеха, благополучия другого, соединенное с чувством досады, враждебности к преуспевающему. Зависть экспонирует притязательные желания иметь, обладать на уровне другого или даже превосходить его, доминировать. Будучи порожденной конкурентным чувством, интенция зависти направлена на стремление разрушить это превосходство, осознаваемое, или декларируемое как устранение несправедливости. В системе человеческих экзистенций, зависть находится в ряду таких феноменов как страдание, страх и одиночество, носящих негативный, разрушительный характер.

Объект исследования: эмоционально-волевая сфера личности.

Предмет исследования: особенности проявления зависти военных различного служебного статуса.

Цель исследования - выявление особенностей переживания зависти у военных.

Гипотеза: существует различие переживания зависти военнослужащих различного социального статуса.

В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

1) раскрыть сущность феномена зависти, его содержание, структуру, формы проявления;

2) выявить основные особенности проявления зависти в межличностном взаимодействии субъектов;

)   описать психологические особенности профессиональной деятельности военных;

)   выявить переживания зависти у военнослужащих.

Методы исследования:

)   изучение и анализ научных литературных источников;

2) психологическое тестирование;

)   статистический анализ результатов.


Глава 1.Феномен зависти

Травля новичков, зависть, боязнь конкуренции, благосклонность со стороны начальства, внутреннее напряжение в коллективе, требующее выхода, такое поведение офицеров к подчиненным может быть обусловлено такими факторами: чувство неполноценности и желание утвердить свой авторитет за чужой счет, личные счеты с подчиненным, все это эмоции и чувства, препятствующие сотрудничеству военнослужащих.

Под отрицательным лидерством в первичных воинских коллективах понимается процесс доминирования, ведущего положения отдельных военнослужащих и их групп, ущемляющих права других военнослужащих, как правило, более раннего призыва, формирующих традиции, обычаи, нормы поведения негативной направленности.

Конфликты в последние годы стали, к сожалению, атрибутом взаимодействий, взаимоотношений военнослужащих. Они оказывают заметное влияние на социально-психологический климат воинского коллектива, сказываются на качестве боевой подготовки и, в конечном счете, влияют на боевую готовность подразделения. Поэтому для успешного руководства подчиненными командиру необходимо понимать суть возникающих конфликтов, причин их появления, характер влияния на воинский коллектив, знать способы урегулирования типичных конфликтов [3].

Содержание учебно-боевой подготовки определяется учебными планами и программами. Один из основных принципов организации учебно-боевой подготовки - учить войска тому, что необходимо на войне. Поэтому выполнение задач учебно-боевой подготовки требует от каждого военнослужащего высокого уровня духовных и физических качеств, а овладение всеми элементами воинской деятельности - психической устойчивости и физической выносливости.


Методы исследования

зависть межличностный военнослужащий социальный

Гипотеза: существует различие переживания зависти военнослужащих различного социального статуса.

Зависть является неустранимым элементом социальной жизни человека и одним из сильнейших регуляторов межличностных отношений.Однако психологическая диагностика столь распространенного в современном обществе социально-психологического феномена представляется весьма затруднительной, что связано, с тремя основными причинами.

Во-первых отсутствует единый подход к пониманию социально-психологического феномена зависти, что связано, прежде всего, с различными исходными позициями авторов в отношении ее разнополярной сущности. Если одни авторы, признавая ее деструктивный характер, находят в ней и конструктивное зерно (В А Гусова, СМ. Зубарев, А.В. Прокофьев, Е.Е. Соколова), то другие отрицают стимулирующий характер зависти (ЕВ. Золотухина-Аболищ, В. А. Лабунская, К. Муздыбаев, P.M. Шамионов), утверждая, что она связана с разрушением не только чужой жизни, но и своей, что не позволяет ему добиваться реального успеха и становится преградой в самореализации.

Во-вторых, несмотря на то, что с большой долей вероятности можно сказать, что зависть хотя бы однажды испытывал каждый человек, тем не менее, люди стыдятся признаться в ней (с точки зрения нравственных императивов - завидовать плохо!). Истоки такого отношения - как в религиозной традиции, относящей зависть к числу худших грехов, так и в тех негативных последствиях, которые она способна вызывать. Иначе говоря, зависть в общественном сознании воспринимается как одно из наиболее социально нежелательных человеческих чувств, что закономерно ведет кее подавлению, отрицанию, маскировке.

В-третьих, в настоящее время методический инструментарий для определения завистливости личности весьма ограничен, если не сказать - практически отсутствует. Анализ литературы по теме исследования позволил выявить лишь следующие методики. Первая методика "Шкала диспозиционной завистливости", разработанная К. Муздыбаевым, состоит из 15 суждений (5 из них "пустышки"). Данные по исследованию ее психометрических свойств обнаружены не были. Что касается второго опросника, то это "Методика исследования зависти, жадности, неблагодарности" М. Кляйн, К. Абрагам которую нам предоставила Н.М. Клепикова. Стоит отметить, что данные о психометрических характеристиках данной методики в специальной психологической литературе отсутствуют. Кроме того, зависть диагностируется в ней с помощью всего шести утверждений, несмотря на то, что их рекомендательное количество в методике должно быть не менее 20-30. А если учесть тот факт, что в данной методике зависть еще и дифференцируется по двум параметрам: собственно зависть и сверхзанятость чувством зависти, - то количество утверждений по шкалам уменьшается до трех [1].

Диагностическое обследование испытуемых проводилось с помощью методики исследования завистливости личности (МИЛЗ), состоящей из двух шкал: зависти-неприязни и зависти-уныния. Впроцессе создания методики осуществлена проверка тест-ретестовой и синхронной надежности, очевидной, содержательной, конвергентной, дискриминантной валидности, проведена стандартизация. Опросник может использоваться как в исследовательских целях, так и в практической работе.

В неё входят 47 утверждений, следует оценить, насколько перечисленные признаки свойственны респонденту в отношениях с другими людьми, имея в виду не только сегодняшний день, но и более длительный отрезок времени. Оценку каждого приведенного суждения необходимо выразить, используя шкалу: 0 - полностью не согласен, 1 - скорее не согласен,2 - согласен наполовину,3 -скорее согласен,4 - полностью согласен. Общий показатель по каждой шкале подсчитывается путем сложения баллов.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ШКАЛ ОПРОСНИКА

Шкала зависть-неприязнь.

Субъект "зависти-неприязни" испытывает озлобленность, гнев, раздражение, направленные на того, кто добился большего. Это находит выражение в таких отношениях к другому, как ненависть, неприязнь, подозрительность, враждебность. Для такого человека является характерным желание превзойти другого любым способом. Однако чаще всего стремление обладать вожделенным, но недосягаемым превосходством сменяется желанием лишить другого предмета зависти, навредить ему (хотя бы в своих мыслях и фантазиях). "Зависть-неприязнь" может проявлять себя и в злопыхательстве, т.е. в исполненном злобы раздраженно-придирчивом отношении к более успешному человеку, а также в таких низменных формах, как клевета, сплетни и беспочвенная критика. Субъект "зависти-неприязни" может быть вполне удовлетворен основными сферами своей жизнедеятельности, однако эмоциональный дискомфорт, вызванный осознанием того, что кто-то имеет больше, присутствует. Завистник убежден, что успехи и достижения другого принижают его, обесценивают его собственные достижения.

Шкала зависть-уныние.

Испытывая ее, субъект переживает несколько иной спектр чувств: обиду, досаду, грусть, уныние, отчаяние. Он чувствует себя неуверенным, обиженным, отчаявшимся, бессильным что-либо изменить. Стартовым механизмом запуска "зависти-уныния" является ощущение "незаслуженной непреодолимой обделенности". Субъект предпринимает, как ему кажется, все возможное для достижения желаемой цели, вкладывая все свои силы, но успех (материальный достаток, признание и др.) так и не приходит. И как результат придуманной им же тотальной несправедливости и в конечном итоге неудовлетворенных потребностей возникает завистливое отношение к тем, кто, на его взгляд, менее упорен, трудолюбив и активен, но имеет все то, что не имеет, но очень желает иметь он. Он избегает открытых действий, характерных для активного субъекта зависти, "зависть-уныние" имеет другие проявления. Субъект "зависти-уныния" часто умалчивает, игнорирует достижения конкурента как несуществующие или же намеренно восхваляет достоинства менее достойного человека. Кроме того, он часто прибегает к ограничению числа объектов зависти (нисходящее сравнение), а также к изобретению других параметров сравнения. Для субъекта "зависти-уныния" приемлемой является дискредитация соперника ("бедный, да честный, богатый, да лукавый") или же дискредитация желаемого предмета [1].

Для маскировки цели, в опроснике оставлен ряд утверждений, которые не вошли в него, которые выделены в отдельную шкалу маскировки.

В исследовании приняли участие 40 мужчин: 20 офицеров и 20 солдат воинской части 5522 города Гродно, во время самоподготовки с 19 до 20 вечера.

Эмпирическое исследование проводилось в индивидуальной форме в стандартных условиях. Каждому испытуемому был предоставлен индивидуальный бланк ответного листа и отдельный опросник с инструкцией. Предварительно были оглашены цели исследования и правила работы с опросником с акцентом на недопустимости взаимных консультаций по ответам в процессе работы и каких-либо обсуждений между собой.

Среди факторов, способных повлиять на объективность результатов исследования можно выделить:

низкий уровень заинтересованности в исследовании.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Феномен зависти представляет собой глобальное универсальное, общечеловеческое явление, которое присуще подавляющему большинству людей.

В процессе работы были раскрыты сущности феномена зависти, также установлено его содержание, структура и формы проявления. Кроме всего этого, были выявлены основные особенности переживания зависти у военных различных должностных статусов.

Рассмотрев причины возникновения зависти можно прийти в выводу, что возникновению способствовало в немалой степени такие черты характера личности, как честолюбие, себялюбие, тщеславие, эгоизм, лень. Зависть часто порождается отсутствием внутреннего мировоззренческого и психологического равновесия, гармонии. Она не возникает или реже возникает у независимой, самодостаточной, непредубежденной личности, увлеченной собственными, а не чужими делами. Возникновение зависти у человека продиктована собственным бессилием, собственной неспособностью и осознанием своего статуса как безнадежно низкого. Поскольку целью злобно завидующего является преодоление неравенства, но эта задача ему не по силам, то единственно возможным решением становится использование агрессивного метода: унизить соперника, низвести его до своего уровня.

Зависть - это то же соперничество, только скрытое: человек хочет победить, но соперничает как бы внутри себя, ведя счет тогда, когда его воображаемый соперник об этом и не подозревает.

Виды и складывающиеся типы зависти проявляются в ситуациях взаимодействия с людьми, принадлежащими к одной социальной страте, но чаще всего в ситуациях, где один из партнеров достиг успеха, превосходства, а другой стремится к нему, не имея для этого объективных и субъективных возможностей. Объектами зависти, чаще всего, называются родственники, сверстники, коллеги, добившиеся преимущества: успеха, признания; обладающие талантами, красотой, "знатным" происхождением, умом, сексуальной привлекательностью, молодостью и т.д.

Главная цель межличностного общения субъекта зависти - это возвращение самоуважения и репутации за счет сохранения баланса достижений, успехов, стремления обладать тем, что принадлежит "другому". Для достижения поставленной цели, он выстраивает препятствия на пути развития объекта зависти, прибегая к наказаниям за успехи; проявлению злорадства, если объект зависти преуспевает.

Исследования воинского коллектива показали, что они относятся к социальным группам "закрытого" типа имеющих специфические условия своего возникновения и функционирования. Особенности режима жизнедеятельности, таких как замкнутость, изолированность, насильственность попечения и пребывания, полная регламентация социальных норм, управление всеми общественными средствами контроля, принуждения и подавления, ограничение в удовлетворении потребностей (физиологических, социальных, духовных),пребывание в однополых группах на уравнительных началах и непосредственном окружении себе подобных.

В условиях военной службы отношения между военнослужащими регламентируются уставами, приказами, директивами, инструкциями командиров и начальников. Наиболее полное их проявление осуществляется в военно-профессиональной сфере деятельности воинских коллективов. Здесь ярко проявляется организационно-штатная структура подразделений с её строгой иерархией отношений пo-вертикали, т.е. отношений между начальниками и подчиненными, старшими и младшими.

В результате проведенного исследования было установлено, что офицеры более ярко переживают чувство зависти по сравнению со своими подчиненными. Такое отличие может быть объяснено боязнью не пробиться по карьерной лестнице и неуверенности к концу карьеры добиться более высокого воинского звания. Им свойственна обида и отчаяние, бессилие что-либо изменить в своей жизни. Часто умалчивание и игнорирование достижений конкурента. Они считают, что предпринимают все возможное для достижения цели, вкладывая все свои силы,но успех обходит их стороной.

Как мы видим, зависть - неотъемлемый факт нашей жизни. Однако, если бы не было зависти, люди бы не стремились к превосходству и не совершали бы открытий. Фраза или мысль о том, что нужно сделать что-нибудь так хорошо "чтобы все обзавидовались", хоть и выглядит смешно, часто приносит неплохие результаты.

На всем протяжении истории она играла и продолжает поныне играть существенную роль в межличностных и межгрупповых отношениях. Изученного материала достаточно, чтобы судить о многоликости зависти в ее диалектической природе.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Бескова, Т.В.Особенности проявления зависти в межличностном взаимодействии субъектов /Т.В. Бескова // Психологический журнал. - 2010. -№5.-С. 103-108.

.Бондаренко, О.Р. Лукан У. Социология. Психология. Философия // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского.-2008.- № 2. -С. 265-273.

3. Волков, С.В. Офицеры и русская культура/ C.В.Волков//М.: 1998г. - 187с.;

4.Зимбули,А.Е. Зависть как антитеза ненасилия /А.Е. Зимбули // Педагогика ненасилия в контексте проблем изменяющего мира.СПб.:Питер,2000. -C. 192-197.

. Ильин,Е. П. Эмоции и чувства/Е.П. Ильин. - СПб: "Питер", 2002. - С. 200- 318-322.

. Кляйн,М. Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников/М. Кляйн. - СПб, 1997. -95 с.

7. Куттер,П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей/П. Куттер. - СПб, 1998. С. 2-8.

8. Лобанов,А.А. Общение и отношение/А.А.Лобанов //Основы профессиоально-педагогического общения. -М., 2002. - 189 с.

.Малышев,М.А.Зависть/М.А.Малышев// Урал,междунар.филос.журнал. -Екатербург,2001.-№ 1. - C. 231-241.

. Муздыбаев,К. Завистливость личности/К.Муздыбаев // Психологический журнал.- 2002.- № 6. - С. 38-51.

. Мясищев,В.Н. Психология отношений / Под ред. А.А. Бодалева // Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2003. - 398 с.

. Обозов,Н.Н. Психология межличностных отношений / Н.Н. Обозов. - Киев.,1990. - 158.

.Психология.Словарь / Под общ.ред.А.В.Петровского, М. Г.Ярошевского. -2-е изд.,испр. И доп. -М.:1990.- 119 с.

14. Розанов,В.А. Психология управления /В.А.Розанов //учебное пособие - М.: ЗАО Бизнес-школа Интел-Синзен - 1999. -352с.

15.Словарь по этике. / Под ред. И.С.Кона. - изд. 5. М.: Политиздат,1983.- 445 с.

.Титаренко, А.И. Антиидеи. Опыт социально-этического анализа/ А.И. Титаренко. - М.: Политиздат, 1976. - 399 с.

. Шамионов,Р.М. Взаимосвязь субъектных свойств личности и склонности к зависти/Р.М. Шамионов // Известия Саратовского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. № 4 (том 10). 2010. - С.100-109.

. Этика: Энциклопедический словарь/под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. - М.: Гардарики, 2001. - 671 с.

Введение

 

Зависть считается одним из семи смертных грехов и самым потаенным чувством в душах людей. В отличие от остальных грехов, которым можно найти рациональное оправдание, зависть всегда считалась постыдной в любых проявлениях, даже ее оттенках.

Возможно, именно страх перед чувством, которое есть у всех в той или иной степени, но всеми отвергается, является причиной столь редкого упоминания о ней даже в психологических исследованиях

Зависть не входит в объяснение мотивов собственного поведения, даже если это единственный мотив. Еще одним отличительным аспектом зависти, является то, что это чувство формируется и действует только в социальных ситуациях: завидуют всегда кому-то или чему-то. Интересно, что она чаще всего заметна всем, кроме того, кто завидует, - сила психических защит в данном случае весьма велика. Часто это рационализация "он этого не достоин…" или "это случилось только потому, что…" или проекция "это они завидуют…", "мир жесток и несправедлив, поэтому нужно делать все, чтобы победить…", - вариантов масса, а цель одна: спасти свою самооценку. Все хотят, чтобы им завидовали, но никто и никогда не признается в зависти: это все равно, что признаться в собственной несостоятельности.

Но зависть несет не только ярко негативную окраску, она может стать и благотворным импульсом.

С точки зрения психологии, зависть - это проявление мотивации достижения, при которой чьи-либо реальные или воображаемые преимущества в приобретении социальных благ, материальных ценностей, успеха, статуса, личных качеств воспринимаются субъектом как угроза ценности собственного " Я " и сопровождаются аффективными переживаниями и действиями.

Актуальность проблемы переживания зависти у военных в межличностных отношениях обусловлена, прежде всего, тем, что постепенное расслоение общества на богатых и бедных, обеспеченных и живущих за чертой бедности, существование имущественных различий между людьми, поляризация уровня и качества жизни представителей разных слоев общества стимулируют дух конкуренции и соперничества, активизируют чувство зависти к людям "другой судьбы", "счастливой судьбы", их карьерному росту, влиянию, их богатству, успеху. Сложившаяся социальная и социально-психологическая ситуация спровоцировала усиление этого чувства и способствовала повышению его влияния на отношения между людьми, расширив поле проявления зависти. Дух потребительства и прагматизма, пронизывающий жизнь современного человека и общества, соседствует с завистью, которая с все большей силой подчиняет все другие интересы человека его стремлению к достижению богатства, или, во всяком случае, такого уровня жизни, который в обыденном сознании обозначается так: "живем не хуже других". Усиление социальных различий между людьми, стимулирующее конкуренцию и соперничество, неизбежно приводит к столкновению честолюбивых побуждений личности, активизируемых завистью, часто не отражающей действительных потребностей человека.

Зависть можно интерпретировать как состояние, чувство, переживание неприязни к другому лицу, по отношению к его счастью, благополучию, успеху, нравственности, культурному уровню или материальному превосходству. Зависть - признание превосходства, успеха, благополучия другого, соединенное с чувством досады, враждебности к преуспевающему. Зависть экспонирует притязательные желания иметь, обладать на уровне другого или даже превосходить его, доминировать. Будучи порожденной конкурентным чувством, интенция зависти направлена на стремление разрушить это превосходство, осознаваемое, или декларируемое как устранение несправедливости. В системе человеческих экзистенций, зависть находится в ряду таких феноменов как страдание, страх и одиночество, носящих негативный, разрушительный характер.

Объект исследования: эмоционально-волевая сфера личности.

Предмет исследования: особенности проявления зависти военных различного служебного статуса.

Цель исследования - выявление особенностей переживания зависти у военных.

Гипотеза: существует различие переживания зависти военнослужащих различного социального статуса.

В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

1) раскрыть сущность феномена зависти, его содержание, структуру, формы проявления;

2) выявить основные особенности проявления зависти в межличностном взаимодействии субъектов;

)   описать психологические особенности профессиональной деятельности военных;

)   выявить переживания зависти у военнослужащих.

Методы исследования:

)   изучение и анализ научных литературных источников;

2) психологическое тестирование;

)   статистический анализ результатов.


Глава 1.Феномен зависти

Психологические причины возникновения феномена зависти

 

В мире бесконечного потока информации постоянно появляется множество поводов завидовать, а еще больше поводов страдать от явного несоответствия эталону (объекту зависти). Множество передач о жизни звезд заставляют людей среднего достатка завидовать им, так как они осознают, что достичь тех же благ не смогут. Таким образом, зависть возникает еще и вследствие честолюбия более успешных людей, которые, объявляя о своей успешности, еще раз самоутверждаются за счет тех, кто ими восхищается.

Объект изучения - зависть - является одной из социальных эмоций, то есть возникающих при удовлетворении социальных потребностей и касающихся взаимодействия людей. Эмоции являются одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения человека, направленных на удовлетворение актуальных потребностей. Следует отметить три стороны данного явления:

·   субъект - тот, кто завидует;

·   объект - тот, кому завидуют;

·   предмет - то, чему завидуют.

Зависть всегда основана на идентификации: завидуют тем, на кого хотят быть похожими, даже если это миф и недостижимо.

По сути, зависть - глубокое чувство разочарования в своих достижениях, чувство несостоятельности, несовершенства в силу общеизвестного стереотипа о том, что зависть - нечто постыдное, на задетую самооценку наслаивается и чувство вины за присутствие этого чувства зависти [9].

Существует две версии возникновения зависти - врожденная и приобретенная. Согласно первой версии зависть - это некая генетическая программа, наподобие лени, которая досталась нам от предков и закрепилась в процессе эволюции. Теория, в принципе, логичная, но она описывает только конструктивную, так называемую " белую " зависть, и никак не объясняет черное, иссушающее душу чувство, которое мучает человека, но не толкает его к реальному соревнованию с соперником. Поэтому гораздо больше сторонников получила теория "социального научения", которая считает, что зависти человек учится в процессе социальной жизни. Согласно этой точки зрения, врожденной склонности к зависти нет. Просто родители в воспитательных целях начинают вслух сравнивать своего ребенка с другими детьми - более успешными, с их точки зрения, в результате чего они невольно и засевают чистую душу ребенка " семенами греха зависти ". А из этих семян и вырастают потом соответствующие плоды. Со временем зависть может привести к деформации личности. Человек становится более подозрительным и тревожным, у него появляется ощущение собственной неполноценности. Хроническая форма зависти напрягает нервную систему и выматывает человека до крайности не только на психологическом, но и на телесном уровне. Можно сказать, что зависть - это проявление незрелости личности. Эта несформированность личности выражается в том, что человек не умеет осознавать своего предназначения в мире, не понимает свои сильные стороны и не способен научиться их развивать. Именно поэтому люди чаще завидуют тому, что не продается и что невозможно получить ни за какие деньги. К таким явлениям относятся красота, талант, удачах [2].

У зависти есть много корней. Это сложный психологический "коктейль" из разных "ингредиентов", среди которых можно выделить восемь основных "ингредиентов".

1.Равенство.

В основе зависти может быть стремление к равенству. Человек может осознанно или подсознательно считать, что все люди примерно раны, а значит и должны получать от жизни примерно одинаково. Таких людей особенно возмущает и раздражает, когда успеха достигает кто-то из их ближайшего окружения, тот, кто стоит "на одной иерархической ступеньке".

2.Справедливость.

Зависть - это особое, гипертрофированное чувство справедливости: "Все должно быть по заслугам!" или "Все в этой жизни должно быть честно!". Проблема в том, что понятие "честно" и "справедливо" каждый человек понимает по-своему. Тем не менее, для многих людей очень важно, чтобы богатство и успех приходили именно справедливым путем. Они готовы примириться с те, что человек заработал миллион долларов, напряженно работая несколько лет и во всем себе отказывая, но когда миллионером становится бомж, выигравший в лотерею - для них это невыносимо! С возрастом люди, взрастившие свою зависть из этого корня, часто выбирают себе амплуа мучеников. Они страдают от чувства несправедливости, пытаются свалить вину на более успешного. Заставляя других ощущать себя виноватыми, они в своем воображении словно восстанавливают справедливость в мире.

3.Негативное отношение к богатству и успеху.

Некоторые люди могут перетерпеть умеренный успех окружающих, но излишнее (с их точки зрения) богатство - аморально. В этом случае мы имеем деле не столько с завистью, сколько с определенными этическими установками. Ио такие люди и сами внутренне не готовы к богатству, так как в детстве родители глубоко внушили им мысли, что "трудом праведным не построишь палат каменных", и "все значительные состояния заработаны нечестным путем". Поэтому таких людей очень раздражает богатство и успех других людей.

4. Обида на судьбу.

Этот корень зависти прорастает у тех, кто излишне верит во всемогущество судьбы, и слабо верит в собственные силы. Их очень расстраивает осознание того, что другим людям везет больше, чем им. Им кажется, что фортуна по какой-то причине их невзлюбила, а сами они ничего не могут поделать в этой жизни без помощи внешних обстоятельств. Такие люди ставят свечки в храмах, верят в приметы и фэн-шуй, возносят молитвы или занимаются магией - с переменным успехом или совсем без него.

5.Негативное отношение к другим людям.

Люди, испытывающую зависть по этой причине, не очень любят людей и не доверяют им. Возможно, что это - итог воспитания, а может быть - следствие каких-то жизненных событий, после которых человек обиделся на весь свет. От ненависти к зависти - один шаг, но такая стратегия не дает выигрыша в жизненной борьбе. Ведь люди прекрасно чувствуют отношение к себе и начинают относиться к завистнику еще хуже. Возникает замкнутый круг, выйти из которого можно, только если научишься видеть в людях и хорошие, светлые стороны.

6.Ревность.

Ревность и зависть - родные сестры. "Это все мое и только мое", - говорит зависть, - и я не желаю, чтобы это было и у другого". "Я хочу, чтобы только у меня была твоя любовь, чтобы ты принадлежал(а) только мне", - вторит ей ревность, и очень трудно различить их голоса.

7.Заниженная самооценка.

Люди, у которых зависть произрастает из этого корня, не верят в себя, свои силы и способности. Более того, они по-настоящему не любят и не ценят себя. Другие люди кажутся им более успешными, сильными и удачливыми, хотя объективно это может быть совсем не так.Можно сказать, что зависть таких людей - один из компонентов их комплекса неполноценности.

8.Неумение извлекать пользу из поражений.

Такие люди не научились правильно относиться к урокам, которые преподает им жизнь. Они с ужасом воспринимают даже малейшие поражения в жизненной борьбе вместо го, чтобы относиться к жизни, как к игре. Их излишне серьезное и ответственное отношение к жизни играет с ними плохую шутку, и они в душе завидуют тем, кто живет легко и непринужденно [5].

Зависть - некий обман, желание быть счастливым переносится на предмет или образец, который есть у другого, таким образом, образуется зависимость от образца, как символа достаточности. Таким образом, круг замыкается: подавление неудовлетворенности влечет за собой агрессию, затем возникают зависть и чувство вины, накладываемые установкой "Сверх-Я" - так человек перестает чувствовать собственную жизнь и только кипит в котле собственных страстей, не зря говорят, что зависть разрушает изнутри.

Цикл семейных отношений часто сопряжен с природной завистью: с появлением ребенка в семье, когда мать - целый мир для ребенка, мужчина завидует ей и их отношениям с ребенком, тесной связи и может чувствовать себя отвергнутым. С возрастом внимание ребенка переключается на отца, как символа активности, деятельности, связи с внешним миром - и уже мать завидует той форме отношений, которую не может построить с ребенком. Позже уже оба родителя завидуют компании, которая становится смыслом жизни их ребенка в подростковом возрасте. Затем цикл повторяется, но уже тот ребенок становится на место родителя. Это переживание свойственно всем людям, но большинство боится себе в этом признаться [5].

Есть категория людей, которые, имея многое, все же завидуют другим, - это не желание обладать чем-то конкретно, а скорее чувство собственной неполноценности, завистник ищет преимущества, которого ему не хватает в ком угодно и в чем угодно, лишь бы заполнить внутреннюю пустоту и неудовлетворение собой. Такой человек завидует тем чувствам, качествам, которыми обладает тот, кому завидуют. Этот феномен объясняется результатами исследования С. Фрэнкеля и И. Шерика.

Результаты проведенного исследования говорят, что первый глубинный психологический аспект зависти в том, что хотят получить не столько благо, которое недоступно, а ощущение от него. В проведенном эксперименте было выявлено, что ребенок испытывает зависть к игрушке только тогда, когда ею заинтересовывается его сосед. Ему хочется получить от нее такое же удовольствие.

Авторы выделили следующие условия возникновения чувства зависти:

·   Должна существовать способность противопоставления "Я" и объекта (для либидо-агрессивного замещения объекта зависти);

·   Должно существовать представление о собственности;

·   Должна существовать способность представлять себе и предвидеть желаемое конечное состояние.

Этот эксперимент в свою очередь подтверждает и дополняет теорию равновесия Ф. Хайдера, который считает, что человек может завидовать из-за вещи, принадлежащей другому, хотя прежде он сам никогда не испытывал потребности в ней и даже не думал о ней - то есть, можно желать чего-то только потому, что оно есть у другого. Ф. Хайдер предположил, что существует так называемый мотив, желание одинаковой судьбы и равных результатов [13].

Доктор психологических наук, профессор Е. П. Ильин утверждает: "Зависть может переживаться как досада, злость на того, кто, как кажется, добился незаслуженного успеха, получил незаслуженные блага, а с другой стор



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.59.69 (0.093 с.)