Прямые производственные и научно-производственные связи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прямые производственные и научно-производственные связи



 

Под прямыми связями понимается непосредственное сотрудничество предприятий, организаций и объединений России с аналогичными партнерами из других стран в производственной, научно-технической и других областях деятельности. Отличительной чертой сотрудничества на основе прямых связей является самостоятельность предприятий в принятии экономических решений и их осуществлении, но при этом должны соблюдаться следующие основные условия:

.   сотрудничество налаживается на основе имеющихся у предприятий ресурсов и возможностей при соблюдении принципов полного хозрасчета,

.   объемы сотрудничества устанавливаются, исходя из имеющихся у предприятий экспортных ресурсов и валютных фондов;

.   установление прямых связей не должно вести к удорожанию конечной продукции для потребителя, если это не связано с ростом технического уровня и качества продукции.

Чтобы выбрать наиболее выгодные условия прямых связей, предложение о сотрудничестве следует направлять нескольким возможным партнерам в одной или разных странах. Предложение должно содержать четко сформулированные цели и условия сотрудничества.

На предварительных этапах переговоров с возможными иностранными партнерами обычно подписываются протоколы о намерениях, которые могут содержать оговорки, что стороны еще не связаны твердыми обязательствами.

Эти оговорки особенно целесообразны, когда переговоры ведутся с несколькими возможными партнерами.

Объединения, предприятия и организации составляют предварительные обоснования экономической целесообразности сотрудничества. Обоснование должно содержать оценку экономической эффективности прямых связей, выполненную по методике определения экономической эффективности внешнеэкономических связей.

Экономическая целесообразность прямых связей всегда должна рассматриваться с точки зрения соблюдения интересов, как предприятий - участников сотрудничества, так и всего народного хозяйства. После того, как технико-экономическое обоснование (ТЭО), составленное с учетом предварительных переговоров между потенциальными партнерами, покажет целесообразность сотрудничества, участники могут приступать к ведению окончательных переговоров и подписанию документов о прямых связях.

Формы прямых связей с зарубежными фирмами разнообразны. Наиболее распространено совместное планирование научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности с целью взаимного обмена ее результатами.

Другая форма прямых связей предусматривает взаимные обязательства участников по раздельному производству и обмену разнородной продукцией с целью удовлетворения производственных потребностей и социальных нужд коллективов.

Договоренность об установлении прямых связей фиксируется в хозяйственном (гражданско-правовом) договоре, контракте и протоколе, причем в законодательном порядке не установлено, при каких условиях сотрудничества составляется тот или иной документ. Но на практике придерживаются следующих ограничений.

Протокол подписывается в случаях, когда требуется более близкое ознакомление с производством у предполагаемого партнера, проведение совместных организационно-технических мероприятий, но при этом не возникает необходимости решать коммерческие вопросы, связанные с ценами, взаимными расчетами, а также с материальной ответственностью сторон. К протоколу прилагается программа сотрудничества.

Хозяйственные договоры целесообразно использовать в тех случаях, когда закрепляются взаимные обязательства по организации сотрудничества определяются предмет, номенклатура и объемы сотрудничества, сроки и формы завершения работ, условия проведения работ и другие вопросы. При этом для осуществления внешнеторговых операций необходимо договориться о ценах и подписать контракты.

Контрактами оформляются внешнеторговые сделки на поставку товаров и оказание услуг, передачу лицензий, арендные операции

Обмен результатами научно-технических и опытно-конструкторских проработок осуществляется по контрактам подрядного характера. Перспективны арендные операции (хайринг, лизинг) по передаче во временное пользование приборов, инструментов и отдельных видов технологического оборудования

Установление цен на продукцию и услуги.

Все контракты, заключаемые при прямых связях, должны включать цены на все виды продукции и услуг, или должен быть оговорен способ их определения. В рамках прямых связей при обмене товарами следует применять общемировые цены, которые в наибольшей степени обеспечивают эквивалентность обмена, но могут применяться и договорные цены, база которых может рассчитываться на основе среднемировых цен, действующих в странах партнеров оптовых и розничных цен, калькуляций себестоимости продукции и услуг.

Расчет мировых цен и базы договорных цен необходимо осуществлять по методикам, применяемым во внешнеторговых организациях. Если к моменту заключения контракта не удалось получить конкурентные материалы для определения базы договорной цены, допускается применение временных цен, о чем должно быть указано в контракте.

Для создания условий стабильного развития прямых связей вся выручает экспорта остается в полном распоряжении участников. Конечная продукция, произведенная в результате прямых связей, реализуется на внутреннем рынке по оптовым или договорным ценам.

Важным достоинством прямых связей является то, что оплата услуг осуществляется между партнерами не валютой, а кооперированной продукцией. Однако часто кооперированная продукция оказывается неконкурентоспособной на рынках, что затрудняет взаиморасчет. Например, в Москве построили обувную фабрику, которая должна была выпускать по лицензии фирмы «Адидас» кроссовки. Однако качество отечественного (да и исходного сырья) не позволило справиться с поставленной задачей. Пришлось закупать и клей и сырье, заниматься только сборкой кроссовок.

 

Совместные предприятия

 

Сущность понятия СП.

Совместные предприятия (СП) - это хозяйственно самостоятельные организации, предпринимательская деятельность которых осуществляется на базе общей собственности партнеров из разных стран.

Государства участников СП не отвечают по их обязательствам, а СП не отвечают по обязательствам государства. В финансовой и организационной структуре СП и СО нет принципиальных различий.

СП могут создавать филиалы на правах дочерних компаний, которые являются хозяйственно независимыми юридическими лицами и не несут ответственности по обязательствам в отношении третьих лиц.

При создании СП российские и иностранные участники делают вклады в общий уставный фонд, размеры которого определяются исходя из необходимости финансирования материально-технической базы СП и образования оборотных средств. Соотношение долей участников в уставном фонде СП определяется по договоренности.

Высший орган управления СП - правление (совет), состоящее из лиц, назначаемых участниками, численностью от 3 до 7 человек. Число рядовых членов с каждой стороны пропорционально ее доле в уставном фонде. Во главе правления стоит председатель.

Правление полномочно решать все вопросы, связанные с деятельность, включая изменение устава, утверждение балансов, получение долгосрочных кредитов, отчисления в резервные фонды. Принципиальные вопросы деятельности СП решаются на заседаниях правления на основе единогласия всех его членов.

Для руководства оперативной деятельностью СП правление назначает дирекцию в составе генерального директора и его заместителей. Председателем правления или генеральным директором может быть иностранный гражданин. Для проверки правильности хозяйственной деятельности СП Правление назначает ревизионную комиссию.

В нашей стране первый опыт совместного предпринимательства с капстранами относится к 20-м годам; в основном этот вид предпринимательства выражался в виде концессий. По своим организационным формам были как чистые концессии, так и смешанные общества. Во втором случае концессия представляла собой акционерное общество, в котором иностранный партнер и советская организация совместно участвовали в руководстве и организации деятельности какого-либо предприятия или в разработке природных ресурсов. Концессии предоставлялись в целях развития производительных сил в различных областях народного хозяйства. Наибольший удельный вес приходился на добывающую промышленность (48,5%), деревообрабатывающую (20,2%), металлообрабатывающую (10,0%). Смешанные концессии управлялись на паритетных началах, при этом, однако, не менее 51% всех акций принадлежало советской стороне. Такие предприятия действовали по нашим законам.

Концессии на территории СССР просуществовали несколько лет, а затем опыт их работы был забыт.

Основной смысл привлечения иностранного партнера к созданию СП может состоять в следующем:

.   получение передовой технологии и оборудования;

.   получение средств в свободно конвертируемой валюте (в счет вклада иностранного партнера) для приобретения вышеупомянутых технологий и оборудования;

.   получение гарантированного источника комплектующих изделий или отсутствующего в России сырья;

.   если вы, создавая СП, собираетесь осуществлять операции на внешнем рынке, иностранный партнер нужен для того, чтобы вы могли использовать торговые каналы и средства на этом рынке, которыми он располагает.

Основными целями участия иностранного партнера в создании СП па территории России являются:

.   увеличение производства товара с помощью экспорта капитала и снижение издержек производства за счет:

·   освобождения своей продукции от пошлин;

·   более низкой оплаты труда российских рабочих;

·   приобретения сырья и энергоносителей на более благоприятных условиях;

·   получения полуфабрикатов при незначительных транспортных расходах и беспошлинно;

·   географической близости рынков сбыта;

·   использования благоприятного уровня налогообложения прибыли,

.   утверждение на внутреннем рынке России. При решении вопроса о создании СП в России иностранный партнер учитывает целый ряд обстоятельств:

·   политическую обстановку в стране;

·   способность экономики смягчать кризисные явления;

·   уровень инфляции;

·   объем международной задолженности;

·   валютную политику России;

·   гарантии защиты иностранного капитала.

Интересы зарубежных партнеров в создании СП в своих странах с участием наших организаций заключаются в использовании наших богатых Курсов для повышения уровня прибыли, для сбыта своей продукции на наш емкий рынок. Поэтому оценка успеха работы СП на своем рынке производится нашими партнерами, главным образом, по величине получаемой прибыли.

После 1987 г. совместное предпринимательство набрало силу. Так, на территории России на 1 января 1992 г. действовало (а не просто зарегистрировано) 1200 СП (в 2 раза больше, чем в 1990 г.). Среди зарубежных партнеров основная доля в создании СП приходится на США (291 СП) и Германию (268 СП), далее идут Финляндия (151), Австрия (135), Италия (126), Великобритания (125), отстают Швейцария (95), Франция (64), Швеция (64), Япония (63). Что касается территориального размещения то на долю Москвы и Санкт-Петербурга их приходится более всего. Объем производства составил 18,4 млрд. руб. - в 2,7 раза больше в сопоставимых ценах, чем в 1990 г., в том числе промышленные СП - 13,4 млрд. руб., строительные - 0,3 млрд. руб., торговые - 0,4 млрд. руб. В области научно-исследовательских работ объем услуг составил 1 млрд. руб. СП были заняты производством станков, оборудования для изготовления швейных изделий, телефонной аппаратуры, вычислительной техники, обуви, рыбных продуктов. 70% СП относятся к производственным, в то время в 1990 г. 70% СП занимались торговлей. Работой в СП было занято 137 тыс. чел. Доля продукции СП в общем объеме экспорта составила ЕЦ. Экспорт возрос в 2,2 раза против 1990 г. Производительность труда на СП была в 2 раза выше, чем на российских государственных предприятиях. Вклад иностранных участников в СП составил 1,9 млрд. инвалютных рублей (по официальному курсу) и равен менее 40% в среднем в уставном капитале (приведены опубликованные данные о деятельности СП в России за 1991 г.).

Безусловным лидером по численности зарегистрированных СП являет Москва (1370 СП на конец 1993 г.) - 40% общего числа СП в России. Работало из них 860 СП. В Санкт-Петербурге создано 1000 СП, в Калининграде - 130, в Находке - 70. На долю СП приходится лишь 5% экспортно-импортных операций.

Принципиальными особенностями сотрудничества участников СП являются:

·   соединение собственности взаимодействующих партнеров и образование на этой основе начального объема основных фондов и оборотных средств, принадлежащих СП;

·   совместное управление процессами развития предприятия, производства и реализации выпускаемых им продукции или услуг;

·   совместное несение производственного и коммерческого рисков предприятия;

·   раздел части прибыли СП между партнерами на условиях, регламентированных нормативными актами нашей страны (как правило, пропорционально участию партнеров в формировании собственных средств предприятия).

В зависимости от целевых установок СП могут быть следующих видов:

·   СП научно-исследовательского характера;

·   СП производственного характера, при создании которых зарубежный инвестор преследует цель снижения издержек в процессе производства и сбыта продукции;

·   закупочные СП, создаваемые с целью закупок на местном рынке более дешевого сырья, полуфабрикатов, необходимых для производства конечного продукта на предприятиях зарубежного партнера;

·   сбытовые СП, создаваемые с целью освоения новых рынков сбыта как в стране местонахождения СП, так и в третьих странах;

·   комплексные СП, в которых сочетаются различные виды деятельности.

Естественно, могут существовать и существуют СП смешанного типа.

В развитых капиталистических странах СП могут создаваться в виде акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, коммандитных товариществ, холдингов.

В учебном пособии под редакцией американских ученых Джеймса Добинна, Джеффери Беркта, Марка Саунера и Кеннета Крупски «Международные совместные предприятия» дается четкое определение СП, которое имеет специфические черты:

.   самостоятельное юридическое лицо;

.   определена доля владения этим лицом каждым из участников;

.   активное участие в управлении каждого члена СП или явный отказ от права участия в управлении.

Такое определение дает возможность отличить форму СП от других форм совместного предпринимательства.

Курс на создание СП на территории России является долгосрочным, однако иностранные инвестиции в экономику России сдерживаются внутренней политической и экономической нестабильностью.

К основным факторам, сдерживающим развитие СП на территории России, можно отнести следующие:

·   нестабильность системы налогообложения и гарантий реализации прибыли;

·   Традиционный бюрократизм, бесчисленное согласование даже незначительных вопросов, отказы от уже согласованного и подтвержденного, пересмотр позиций в процессе согласования;

·   негативное влияние на развитие СП несовершенства системы банковского обслуживания (отсутствие финансовых компаний, специализирующихся на лизинге и других формах кредитования экспорта, невозможность привлечения иностранных банков к кредитованию и финансированию СП, отсутствие гибкой системы налоговых льгот для поощрения создания наукоемких СП, внедряющих прогрессивные технологии в особо важных для народного хозяйства отраслях);

·   позиция центральных финансовых и внешнеторговых органов, основанная на нежелании принимать на себя какой-либо финансовый риск, возникающий при вовлечении в создание СП мелких и средних западных фирм в связи с недостаточной надежностью их финансового положения. При этом известно, что именно малые фирмы являются в западной экономике катализатором научно-технического прогресса (НТП). Крупные же компании, с которыми предпочитают наши официальные органы иметь дело и которые могут предоставить гарантии известных иностранных банков, неохотно соглашаются планировать поставки продукции СП на внешние рынки, чтобы не создавать себе конкурентов. Создание у нас СП привлекает их широким доступом на огромный и растущий рынок. Мы же стремимся к развитию экспортной базы;

·   неконвертируемость нашей валюты - рубля;

·   слабое развитие инфраструктуры, коммуникаций, нехватка квалифицированной рабочей силы.

Условия работы СП на территории России.

Созданные и функционирующие на территории России СП имеют определенные льготы по налогообложению. Им разрешено:

·   иметь рублевые счета;

·   создание иностранных предприятий, т.е. предприятий со 100%-ным иностранным капиталом;

·   приобретение российских акций и других ценных бумаг;

·   приобретение права на пользование землей;

·   участие в приватизации;

·   переводить доходы в инвалюте за рубеж;

·   покупать валюту на аукционах за счет рублевой прибыли;

·   создание дочерних предприятий, филиалов и представительств у нас в стране и за рубежом;

·   самим СП и ИП определять цену на свою продукцию.

Кроме того, СП, занятые в сфере материального производства и зарегистрированные до 1 января 1992 г., освобождаются от налога с прибыли в течение первых двух лет (Дальний Восток - трех) с момента получения ими балансовой прибыли. Этой льготой пользуются только те СП, у которых доля выручки от реализации производимой продукции составляет более 50% всей выручки. Поэтому по «Инструкции государственной налоговой службы РФ 6/111-92 г. №4» СП должны вести отдельный учет выручки видам деятельности.

СП в соответствии с Указом Президента РФ №629 от 14.06.92 г. и Инструкции ЦБ РФ №7 от 29.06.92 г. имеют право не продавать обязательные для других предприятий 50% валютной выручки в Валютный резерв Центрального банка России, а реализовывать ее в течение 14 календарных дней после занесения валютных поступлений на транзитный счет на внутреннем рынке.

СП имеют право экспортировать следующие виды своей продукции без лицензий:

.   рыбу и рыбопродукты;

.   нефть и продукты переработки нефти;

.   кокс и коксующийся уголь;

.   цветные металлы, их сплавы,

.   минеральные удобрения;

.   синтетический каучук;

.   древесину, целлюлозу, пиломатериалы.

Эти льготы предоставляются СП, у которых доля иностранного партнера в уставном фонде более 30%.

В целом все налоги поглощают более 47% доходов СП (для сравнения - в Англии, США - 15-20%, в Аргентине - 20-25%).

В мае 1994 г. был издан Указ Президента РФ №1004 «О некоторых вопросах налоговой политики», из которого следует, что производственные СП, зарегистрированные после 1 января 1994 г., уплачивают налоги с прибыли в следующем порядке:

.   в течение первых двух лет СП полностью освобождаются от уплаты налога;

.   на третий год СП выплачивают 25% от суммы налога;

.   на четвертый год выплачивается 50% от суммы налога. В случае прекращения деятельности СП до истечения пятилетнего срока сумма налога в федеральный бюджет берется в полном объеме за весь период деятельности СП. Очевидно, что действующий режим налогообложения неблагоприятен для создания СП на территории России.

Структура СП и последовательность его создания.

В соответствии с Законом РСФСР «06 иностранных инвестициях в РФ» в нашей стране предприятие с иностранными инвестициями может быть создано путем его учреждения или в результате приобретения иностранным инвестором доли участия (пая, акции) в ранее учрежденном предприятии без иностранных инвестиций или приобретения такого предприятия полностью.

Приобретение иностранным инвестором доли участия (пая, акций) в ранее учрежденном предприятии без иностранных инвестиций, а также приобретение такого предприятия полностью осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством, действующим на территории России.

При создании предприятий с иностранными инвестициями, связанных с введением крупномасштабного строительства или реконструкцией, предварительно проводится соответствующая экспертиза.

В необходимых случаях создание предприятий с иностранными инвестициями требует получения соответствующего заключения санитарно-эпидемиологических служб и проведения экологической экспертизы.

Учредительные документы предприятий с иностранными инвестициями должны определять предмет и цели деятельности предприятия, состав летников, размер и порядок формирования уставного капитала, размер долей участников, структуру, состав и компетенцию органов управления, (порядок принятия решений, перечень вопросов, требующих единогласия, порядок ликвидации предприятия. Кроме того, в учредительные документы могут быть включены и другие положения, не противоречащие действующему на территории России законодательству и отражающие особенности деятельности предприятия.

Вклады в уставный капитал предприятия с иностранными инвестициями оцениваются по согласованию между его участниками на основе цен мирового рынка. При отсутствии таких цен стоимость вкладов определяется договоренности участников. Оценка может осуществляться как в рублях, так и в валюте. Создание совместного предприятия требует технико-экономического обоснования.

Для управления деятельностью СП образуются правление, дирекция, ревизионная комиссия.

Правление уполномочено решать все вопросы, связанные с деятельностью СП. Принципиальные вопросы деятельности СП решаются на его заседаниях на основе единогласия всех его членов. Число членов правления (Совета директоров) с каждой стороны определяется пропорционально ее доле в уставном фонде и составляет, как правило, от 3 до 7 человек. Во главе правления стоит председатель.

Для руководства оперативной деятельностью СП правление назначает дирекцию в составе генерального директора и его заместителей.

Для проверки правильности хозяйственной деятельности и финансового состояния СП правление назначает ревизионную комиссию.

Распределение задач и прав контроля между партнерами предполагает точное описание и разграничение функций и прав партнеров в СП. Требуется согласовать:

.   количество представителей от каждой из договаривающихся сторон в Совете директоров, а также количественное и качественное соотношение акций, обеспечивающих равное представительство в СП,

.   назначение на руководящие посты и ответственность лиц;

.   право вето;

.   решение спорных вопросов между самими акционерами и дирекцией,

.   определение круга обязанностей и полномочий акционеров обеих договаривающихся сторон.

Прежде чем происходит регистрация СП, проводится работа по созданию СП по следующим этапам.

Определение товара или услуг. Необходимо выбрать такой объект совместной деятельности, чтобы он был конкурентоспособен и обладал высокими потребительскими свойствами. Это обеспечит его эффективный сбыт и расчетную прибыль СП.

Поиск иностранного партнера. Он должен проводиться на конкурсной основе в несколько этапов:

)   выявление общего круга потенциальных участников СП;

)   технико-экономический анализ показателей хозяйственной и финансовой деятельности отобранных фирм для подготовки запросов о возможном сотрудничестве в СП;

)   оценка конкурентоспособности продукции выявленных зарубежных фирм;

)   запрос предложений от фирм и сравнительная оценка этих предложений;

)   запрос справки из банка о финансовом положении фирм;

)   окончательный выбор партнера СП на основе проведенного анализа.

При выборе партнера может быть использована практика проведения международных торгов.

Информацию о фирмах можно получить в Вычислительном центре коллективного пользования ТПП РФ с использованием материалов из зарубежных информационных вычислительных ресурсов, а также во Всероссийском научно-исследовательском конъюнктурном институте (ВНИКИ). Сведениями о финансовом положении зарубежных фирм располагает Внешторгбанк РФ. Там же можно найти данные о состоянии рынков, индексах цен, ценах на новые товары.

Подготовка протокола о намерениях. Протокол о намерениях отражает:

·   цели и характер будущего СП (вид продукции, направления реализации, этапы развития СП);

·   обязательства сторон относительно процесса подготовки и согласования учредительных документов СП;

·   ориентировочные экономические и организационные требования, учет которых партнеры считают обязательным при создании СП, (например, предельная сумма возможного вклада иностранного партнера в уставный фонд, нижняя граница рентабельности затрат по участию в СП).

Российский участник должен предварительно проработать следующие основные вопросы:

·   размер СП и требования к техническому уровню и качеству выпускаемой им продукции;

·   натурально-вещественное содержание своего возможного вклада в уставный фонд и его стоимостная оценка;

·   основные требования к технологическому оборудованию, которое желательно получить от иностранного партнера в качестве его вклада в уставный фонд;

·   возможности и предложения по организации материально-технического снабжения и сбыта продукции СП в нашей стране и за рубежом;

·   порядок использования прибыли для создания фондов СП;

·   желаемый уровень экономической эффективности СП в целом, рентабельности и окупаемости затрат, связанных с созданием и функционированием СП.

По аналогичному кругу вопросов целесообразно выяснить мнение партнера. Полезно уточнить у партнера:

)   возможный вклад в уставный капитал и его структуру;

)   возможности предоставления гарантий сбыта готовой продукции и использования торговой сети, товарного знака, рекламных услуг для организации продаж продукции СП за рубежом;

)   условия привлечения и оплаты труда иностранных специалистов;

)   требования к рентабельности затрат партнера, их окупаемости;

)   срок действия соглашения;

)   порядок и методы анализа эффективности деятельности СП.

Подписываемый после переговоров протокол о намерениях является констатацией условий благоприятствования.

Технико-экономическое обоснование СП.

В настоящее время не существует официального документа, утверждающего порядок и типовую форму разработки технико-экономического обоснования (ТЭО) СП. В большинстве случаев применяется расчет эффективности совместных предприятий на базе «Временной типовой методики определения экономической эффективности создания на территории России совместных предприятий». Эта методика является основой для расчета ТЭО, т.е. делаются расчет эффективности и пояснительная записка к нему. Иногда расчет эффективности выполняют по методике, предлагаемой иностранным партнером.

Существует еще одна методика - КОМФАР (СОМРАК). Она разработана ЮНИДО - Организацией по проблемам развития при ООН, снабжена программным обеспечением для компьютера и позволяет рассчитывать рентабельность сооружения какого-либо объекта с иностранным участием. Методика ВНИИВСа базируется на тех же принципах, что и КОМФАР; под нее тоже уже есть комплект программ.

На этапе подготовки информации для расчета показателей экономической эффективности создания и деятельности СП определяются и согласовываются с заинтересованными организациями следующие показатели:

·   объем строительства и строительно-монтажных работ, необходимый для создания СП;

·   потребность предприятия в основных фондах, в том числе в оборудовании, сырье и других материально-технических и трудовых ресурсах;

·   стоимость вклада нашей стороны в уставный фонд СП (здания, сооружения, объекты производственной инфраструктуры, оборудование и другие вещественные элементы этого вклада должны быть оценены по договорным ценам с учетом цен мирового рынка).

В ТЭО разрабатываются следующие вопросы:

)   анализ рынка сбыта продукции (или услуг), намечаемой к производству на СП. Это требует проведения маркетинговых исследований;

)   сравнительный анализ вариантов производства совместной продукции на базе таких возможностей, как:

·   использование только российского оборудования и финансов;

·   прямой импорт технологии;

·   строительство СП «под ключ» на основе зарубежной технологии;

·   аренда технологии на базе лизинга;

·   приобретение комплектного оборудования на компенсационной основе;

)   обоснование месторасположения СП. Можно проанализировать следующие варианты:

·   близость к источникам сырья, производителям комплектующих изделий и к потенциальным потребителям;

·   возможность получения территории под СП;

·   наличие необходимой инфраструктуры (транспорт, связь, энергия, возможность создания очистных сооружений);

·   наличие свободных трудовых ресурсов и необходимой социальной инфраструктуры;

·   возможность и условия проживания иностранного персонала в намеченном пункте создания СП;

)   описание вариантов создания и деятельности СП. Целесообразно вылить 3-5 вариантов СП, которые отличаются:

·   различными вкладами партнеров в уставный фонд;

·   порядком расчетов за аренду земельного участка;

·   различиями в объемах и условиях реализации продукции на внешнем и внутреннем рынках.

На основе сравнительного расчета экономической эффективности СП вбирается наилучший вариант организации СП.

После расчета экономической целесообразности создания СП разрабатываются проекты учредительных документов, происходит их согласование и подписание.

Регистрация совместного предприятия. В настоящее время регистрацию совместных предприятий с крупной долей иностранного капитала осуществляет Государственная регистрационная палата при Министерстве экономики РФ, которая была создана 6 июня 1994 г. на базе подразделений Российского агентства международного сотрудничества и развития (РАМСиР).

Функциями палаты являются:

·   регистрация коммерческих организаций, объем иностранных инвестиций в уставном капитале которых превышает 100 тыс. руб., а также всех предприятий с иностранными инвестициями топливно-энергетического комплекса независимо от степени иностранного участия;

·   аккредитация представительств иностранных компаний на территории Российской Федерации;

·   регистрация российских инвестиций за рубежом;

·   регистрация лицензирования лизинговой деятельности;

·   ведение Сводного государственного реестра по всем этим направлениям (в него включаются в том числе коммерческие организации с иностранными инвестициями, зарегистрированные в региональных регистрирующих органах, и представительства иностранных фирм, аккредитованные в других организациях).

Государственная регистрационная палата представляет собой единый орган, способный координировать учет и регистрацию инвестиций в России, будь то создание совместных предприятий или покупка долей, паев и акций, заключение договора лизинга или аккредитация представительств инофирм, а также регистрацию российских инвестиций за рубежом.

Это есть сводный государственный реестр. В уникальном архиве Государственной регистрационной палаты собрана информация о 25 тыс. зарегистрированных в России предприятий с иностранными инвестициями, 4 тыс. аккредитованных на территории России представительств инофирм, о 200 компаниях, получивших лицензии на лизинговую деятельность (выдача лицензий началась с сентября прошлого года). С июня 1997 г. в Государственной регистрационной палате открылся компьютерный центр, где эта информация стала доступной всем заинтересованным пользователям, как госорганам, так и коммерсантам.

Государственная регистрационная палата при Министерстве экономики РФ в чем-то аналогична знаменитому английскому Дому компаний, существующему при министерстве торговли и промышленности Великобритании. В том, чтобы Министерство экономики РФ располагало оперативной и достоверной информацией, есть логика. Кроме того. Государственная регистрационная палата, так же как и Дом компаний, имеет в различных регионах страны свои отделения, что особенно важно для введения единых требований к процессу регистрации. Регистрацию предприятий с небольшой долей иностранного капитала осуществляют региональные органы юстиции.

Государственная регистрация предприятий с иностранными инвестициями осуществляется при наличии следующих документов:

.   для совместных предприятий:

·   письменного заявления учредителей с просьбой произвести регистрацию создаваемого предприятия;

·   нотариально заверенных копий учредительных документов в двух экземплярах;

·   заключения соответствующих экспертиз в предусмотренных законом случаях;

·   для российских юридических лиц нотариально заверенной копии решения собственника имущества о создании предприятия или копии решения уполномоченного им органа, а также нотариально заверенных копий учредительных документов для каждого участвующего в создании совместного предприятия российского юридического лица;

·   документа о платежеспособности иностранного инвестора, выданного обслуживающим его банком или иным кредитно-финансовым учреждением (с заверенным переводом на русский язык);

·   выписки из торгового реестра страны происхождения или иного эквивалентного доказательства юридического статуса иностранного инвестора в соответствии с законодательством страны его местонахождения, гражданства или постоянного местожительства (с заверенным переводом на русский язык);

. для предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам:

·   письменного заявления на регистрацию от иностранного инвестора;

·   нотариально заверенной копии учредительных документов (в двух экземплярах);

·   документа о платежеспособности иностранного инвестора, выданного обслуживающим его банком или иным кредитно-финансовым учреждением (с заверенным переводом на русский язык);

·   выписки из торгового реестра страны происхождения для иностранного инвестора (с заверенным переводом на русский язык);

·   заключения соответствующих экспертиз в предусмотренных законом случаях;

. для филиалов предприятий с иностранными инвестициями и филиалов иностранных юридических лиц:

·   заявления, подписанного руководителем предприятия, создающего филиал, с просьбой произвести его регистрацию;

·   нотариально заверенной копии выписки из решения компетентного органа управления предприятием о создании филиала;

·   нотариально заверенной копии положения о филиале (в двух экземплярах);

·   нотариально заверенных копий учредительных документов предприятия, создающего филиал;

·   для иностранного юридического лица - выписки из торгового реестра страны происхождения или иного эквивалентного доказательства его юридического статуса в соответствии с законодательством страны его местонахождения (с заверенным переводом на русский язык);

·   заключения соответствующих экспертиз в предусмотренных законом случаях.

Государственной регистрации подлежат также все дополнения и изменения в учредительных документах уже зарегистрированных предприятий с иностранными инвестициями и филиалов, сведения об их ликвидации. Приказом ЦБ РФ от 7 июля 1997 г. №482 утверждено Положение о регистрационном порядке оплаты иностранным инвестором участия в уставном (складочном) капитале организаций-резидентов Российской Федерации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.108 (0.149 с.)