Методики для оценивания словесно-логического мышления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методики для оценивания словесно-логического мышления



) Методика «Времена года»

Источник: Немов Р.С. «Практическая психология»

Диапазон применения: 5-6 лет.

Ход обследования: Ребенку показывают рисунки и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время - 2 мин, ребенок должен будет не только назвать соответствующие времена года, но и обосновать свое мнение о нем.

Оценка результатов: 10 баллов - за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том что на картинке изображено именно данное время года (не менее 8 признаков по всем картинкам). 8-9 баллов - ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках

-7 баллов - ребенок правильно определил время года только на одной-двух картинках из четырех и указал только 1-3-2 признака в подтверждении своего мнения.

-5 балла - ребенок правильно определил время года только на одной-двух картинках из четырех и указал только 1-2 признака в подтверждении своего мнения.

-3 балла - ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака (разное количество баллов от 0 до 3, ставится в зависимости от того, пытался или нет ребенок это сделать).

2) Методика «Что здесь лишнее?» Источник: Немов Р.С» Практическая психология» Диапазон применения: 5-6 лет.

Ход обследования: В методике детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции:

«На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним» На решение задачи отводится 3 мин.

Оценка результатов:

баллов - ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньше чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.

-9 баллов - ребенок правильно решил задачу за время от 1-1,5 мин.

-7 баллов - ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин.

-5 баллов - решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.

-3 балла - ребенок решил задачу за время от 2,5 до 3 мин

-1 балл - ребенок за 3 мин не справился с заданием.

 

Проведение эксперимента

 

Исследование проводилось в дошкольном образовательном учреждении №477 г. Новосибирска.

Целью исследования: выявить особенности развития мышления детей с нарушением речи.

В ходе эксперимента было выбрано 2 группы испытуемых

- экспериментальная группа: группа №9 (10 человек) дети, имеющие нарушение речи, в возрасте 6-7 лет

- контрольная группа: группа №12 (10 человек) дети, с нормальным речевым развитием, в возрасте 6-7 лет.

Дети выполняли задания методик (всего их 6), по оцениванию наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления.

 


Список литературы

мыслительный речь дислалия нарушение

1. Абрамов Г.С. Возрастная психология. - Спб., 2006

. Анастази А. Психологическое тестирование. - М., 1986.

. Батоцыренов В.Б. Мышление: расстройство мышления. - Спб., 2005.

. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. - М., 1994.

. Винарская Е.Н Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии.-М, 1990.

. Власова Т.А, Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии.-М., 1973.

. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. - Спб., 1993.

. Дорофеева Н.В. Умственное развитие дошкольников.-М., 2005.

. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология.-М., 2000

. Зак А.З. Различая в мышлении детей.-М., 1992.

. Истратова О.Н. Психологичекское тестирование детей.-Ростов-на дону., 2008

. Калагин В.А. Логопсихология.-М.: издательский дом «Академия», 2006.

. Логопедия. под ред. Л.С Волковой, С.Н. Шаховской.-М., 2002

. Лопатина Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников.-М., 2001.

. Немов Р.С. Психология. - М., 1994 - Кн-3.

. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. - Спб., 1996.

. Основы специальной психологии.; под ред Л.В Кузнецовой.-М., 2003

. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления, методическое пособие. - М., 2000.

. Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. - М., 1977.

. Практикум по психодиагностики. Под ред. А.А. Бодалева.-М., 1998

. Рубинштейн СЛ. О мышлении и путях исследования. - Л., 1958

. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста.-М., 2005.

. Соловьева Л.Г. Развитие вербальной коммуникации дошкольников имеющие речевые нарушения. - Спб., 2006.

. Специальная психология. Под ред. В.И. Лубовского.-М., 2003

. Тихомиров O.K. Психология мышления. - М., 1984.

. Трошин О.В., Жулина Е.В. Логопсихология. - М, 2005

. Усанова О.Н. Особенности невербального интеллекта при недоразвитии речи. - М., 1982.

. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников.-М., 2001.

. Фотекова Т., Ахутина Т. Нейропсихологическая диагностика речевой патологии у детей. - М., 2001.

. Эльконин Д.Б. Детская психология, - М., 2007



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.188 (0.008 с.)