Выявление взаимосвязей между показателями общительности, нервно-психической неустойчивости, тревожности-самоуверенности и физической агрессии у детей с легкой степенью умственной отсталости 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выявление взаимосвязей между показателями общительности, нервно-психической неустойчивости, тревожности-самоуверенности и физической агрессии у детей с легкой степенью умственной отсталости



С целью определения связи между показателями общительности, нервно-психической неустойчивости, тревожности-самоуверенности и физической агрессии у детей с легкой степенью умственной отсталости был проведен корреляционный анализ, результаты которого представлены ниже в виде корреляционных плеяд.

В группе подростков с легкой степенью умственной отсталости выявлена отрицательная связь средней силы (r =-0,35) между показателем физической агрессии и уровнем сопротивляемости стрессу (рис. 4). Это говорит о том, что подростки с легкой степенью умственной отсталости, у которых в общении преобладает физическая агрессия, наблюдается низкая сопротивляемость стрессу, эмоциональное состояние данных подростков, на фоне которого развиваются социальные контакты, является напряженным, негативно окрашенным, фрустрирующим.

Также в экспериментальной группе выявлены взаимосвязи между показателем нейротизма, показателем тревожности (прямая связь средней силы r =0,44), обидчивостью (прямая связь средней силы r =0,47), фрустрацией (прямая связь средней силы r =0,52), негативизмом (r =0,40), страхом не соответствовать ожиданиям окружающих (r =0,39) (прямые связи средней силы) (рис. 5). Обнаружены обратные связи средней силы между показателем «проблемы с учителями» и уровнем словесной агрессии (r =-0,38), негативизмом (r =-0,37) и раздражительностью (r =-0,44). Это свидетельствует о том, что подростки с легкой степенью умственной отсталости, у которых отмечается высокий уровень нервно-психической неустойчивости, тревожны, подозрительны, обидчивы, фрустрированы, у них прослеживается страх не соответствовать ожиданиям окружающих и негативизм в коммуникативной сфере. В общении с учителями такие подростки склонны к раздражительности и словесной агрессии.

В группе подростков с сохранным интеллектом обнаружены обратные связи средней силы между показателем «экстраверсия» и показателем «раздражительность» (r =-6,5905 Е-17), показателем «словесная агрессия» (r =-0,67), а также уровнем сопротивляемости стрессу (r =-0,38) (рис. 6). Это свидетельствует о том, что у подростков с сохранным интеллектом, не испытывающих трудностей в коммуникативной сфере, не прослеживаются раздражительности и словесной агрессии в общении, у них отмечается высокая сопротивляемость стрессу.

 

 


Заключение

Исследования в области специальной психологии и педагогики показали, что наличие интеллектуального дефекта у умственно отсталых школьников отрицательно влияет на развитие межличностного общения, приводят к существенным недостаткам в формировании представлений об окружающих людях и в установлении полноценных контактов с ними.

Данное исследование было предпринято с целью изучения особенностей коммуникативных барьеров детей с легкой степенью умственной отсталости, обучающихся в школе VIII вида.

Гипотеза нашего исследования звучала, что у детей с легкой степенью умственной отсталости в сфере общения коммуникативными барьерами выступают низкая сопротивляемость стрессу, высокий уровень физической агрессии и нервно-психическая неустойчивость.

Для исследования уровня тревожности была проведена методика Филлипса, которая показала, что у младших подростков с легкой степенью умственной отсталости отмечается тенденция к более низкому уровню школьной тревожности в сравнении с контрольной группой, что характеризует их как, самоуверенных, беспечных, нечувствительных к одобрению или порицанию. Младшие подростки с легкой степенью умственной могут быть бездумными, излишне самонадеянными, что является барьером в коммуникативной сфере.

Изучение агрессии у подростков с легкой степенью умственно отсталости, проведенное по методике Басса-Дарки, показало, что они в ситуациях конфликта, прежде всего, пользуются физической силой, направленной непосредственно на другого человека или группу лиц, у них менее всего выражена косвенная агрессия. Это может говорить о том, что подростки с легкой степенью умственной отсталости не умеют проявлять свои враждебные реакции окольным путем в сфере общения.

Исследование личностных свойств по методике Айзенка, выявило, что у экспериментальный группы достоверно высокий уровень нервно-психической неустойчивости подростков с легкой степенью умственной отсталости, являющийся дезадаптирующим фактором в социально-коммуникативной сфере.

Корреляционный анализ подростков с легкой степенью умственной отсталости выявлена отрицательная связь средней силы (r =-0,35) между показателем физической агрессии и уровнем сопротивляемости стрессу, что говорит о том, что подростки с легкой степенью умственной отсталости, у которых в общении преобладает физическая агрессия, наблюдается низкая сопротивляемость стрессу, эмоциональное состояние данных подростков, на фоне которого развиваются социальные контакты, является напряженным, негативно окрашенным, фрустрирующим.

Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась.

 


Выводы

 

. Исследование школьной тревожности изучаемых групп выявило, что у младших подростков с легкой степенью умственной отсталости отмечается тенденция к более низкому уровню школьной тревожности в сравнении с контрольной группой, что характеризует их как, самоуверенных, беспечных, нечувствительных к одобрению или порицанию. Младшие подростки с легкой степенью умственной могут быть бездумными, излишне самонадеянными, что является барьером в коммуникативной сфере.

. У подростков с легкой степенью умственной отсталости обнаружена тенденция к низкой сопротивляемости стрессу в сравнении с подростками с сохранным интеллектом, что приводит к увеличению неадекватного, деструктивного реагирования на тревожные факторы среды.

. Изучение агрессивных реакций у подростков с легкой степенью умственной отсталости и подростков с сохранным интеллектом выявил достоверные различия по показателям физической и косвенной агрессии. Подростки легкой степенью умственной отсталости в ситуациях конфликта, прежде всего, пользуются физической силой, направленной непосредственно на другого человека или группу лиц, у них менее всего выражена косвенная агрессия. Это может говорить о том, что подростки с легкой степенью умственной отсталости не умеют проявлять свои враждебные реакции окольным путем в сфере общения.

. Сравнительный анализ личностных особенностей (экстраверсии-интроверсии и нейротизма) подростков изучаемых групп обнаружил достоверно высокий уровень нервно-психической неустойчивости подростков с легкой степенью умственной отсталости, являющийся дезадаптирующим фактором в социально-коммуникативной сфере. Подростки с легкой степенью умственной отсталости склонны слишком сильно эмоционально реагировать на возбуждение, они с трудом возвращаются в нормальное состояние. Так же они весьма впечатлительны, беспокойны, импульсивны, у них отмечаются частые колебания настроения, неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, склонность к раздражительности.

. Корреляционный анализ выявил, что подростки с легкой степенью умственной отсталости, у которых в общении преобладает физическая агрессия, наблюдается низкая сопротивляемость стрессу, эмоциональное состояние данных подростков, на фоне которого развиваются социальные контакты, является напряженным, негативно окрашенным, фрустрирующим. Подростки с легкой степенью умственной отсталости, у которых отмечается высокий уровень нервно-психической неустойчивости, в коммуникативной сфере проявляют тревожность, подозрительность, обидчивость, у них прослеживается страх не соответствовать ожиданиям окружающих и негативизм. В общении с учителями такие подростки склонны к раздражительности и словесной агрессии. У подростков с сохранным интеллектом, не испытывающих трудностей в коммуникативной сфере, не прослеживаются раздражительности и словесной агрессии в общении, у них отмечается высокая сопротивляемость стрессу.

 


Список литературы

коммуникативный психологический тревожность подросток

1. Айдельдяев Б.С. Клинико-нозологическая и синдромальная характеристика психических больных. - Киев: Здоровья, 1986.

2. Богдан Н.Н., Могильная М.М. Специальная психология. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003.

.   Булахова Л.А. Умственная отсталость вследствие внутриутробной метаболической интоксикации при наследственных энзимопатиях у матерей // Организационные и клинические проблемы детской неврологии и психиатрии. - М.1994.

.   Васюра С.А. «Коммуникативная активность школьников подросткового возраста и ее развитие», жур. Психологическая наука и образование (№3/2002).

.   Воронкова В.В., Дмитриев А.А., Горшенков. И.А. Олигофренопедагогика - М.: Дрофа, 2009.

.   Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Педагогическое общество России, 2003.

.   Граборов А.Н. Основы олигофренопедагогики. - М.: Классикс Стиль, 2005.

.   Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М.: Просвещение, Владос, 1995.

.   Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2011.

.   Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. - СПб.: Речь, 2007.

.   Клее М. Психология подростка. - М., Педагогика, 1991.

.   Коломинский Н.А. Развитие личности учащегося вспомогательной школы. - Киев: 2002.

.   Крыжановская И.Л. Значение средовых факторов в формировании нарушений поведения у детей с легкой умственной отсталостью // Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. - М., 1996.

.   Лютова Е.К., Монина Г.Б. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М., 2000

.   Мариничева Г.С., Вроно М.Ш. Умственная отсталость/ Под ред. Тиганова А.С. Том 2. М., - Медицина, 1999.

.   Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. - Олма-пресс. 2004

.   Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. - СПб.: Речь, 2004.

.   Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество, 5-е изд., стереотип. - М., 2000.

.   Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе. Под ред. Воронковой В.В. - М.: Школа-Пресс, 1994.

.   Основы специальной психологии / Под ред. Кузнецовой Л.В. - М.: Академия, 2007.

.   Пашукова Т.И. Эгоцентризм в подростковом и юношеском возрасте: причины и возможности коррекции. - М., 1998.

.   Печерский В.Г. Способности подростков и юношей с легкой умственной отсталостью к продуктивному межличностному взаимодействию [Электронный документ]. - (http://dibase.ru/article/30032009_pecherskiyvg/4). Проверенно 5.05.2011.

.   Психология и психопатия слабоумия. - Киев; Радянська школа.

.   Пузанов Б.П., Коняева Н.П., Горскин Б.Б.и др. / Под ред. Пузанова Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. (Олигофренопедагогика). - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

.   Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. - АСТ, 2010.

.   Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. №2111 «Дефектология». - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986.

.   Солодянкина О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. - М.: АРКТИ, 2007.

.   Сорокин В.М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под ред. Л.М. Шипицыной. - СПб.: Речь, 2003.

.   Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т.3. - М.: Медицина, 1965.

.   Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. - М., 1995.

.   Филонов Л.Б. Поиск пределов допустимого как одна из особенностей поведения «трудных» подростков // Социальная психология личности /Отв. ред. Бобнева М.И., Шорохова Е.В.М., 1979.

.   Чупенкова С.Г. Коррекция познавательной деятельности учащихся школы VIII вида через систему межличностных отношений. [Электронный документ]. - (http://festival.1september.ru/articles/411044/). Проверенно 11.05.2011.

.   Шипицына Л.М., Иванов Е.С. Нарушение поведения учеников вспомогательной школы. - Великобритания, 1992.

.   Шипицына Л.М. Социально-эмоциональные нарушения: школьная дезадаптация, средства диагностики и помощи // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи. - М., 1998.

.   Юркова И.А. О динамике клинических проявлений олигофрении // Проблемы олигофрении. - М., 1970.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.74.227 (0.019 с.)