Различное понимание мотивации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Различное понимание мотивации



ВВЕДЕНИЕ

 

Мотивация - это активное состояние, побуждающее человека совершать действия, направленные на удовлетворение своих потребностей. Эти действия могут быть ориентированы наследственно (инстинкты), либо закреплены опытом (условные рефлексы). Мотивация играет одну из важных ролей в спорте.

Постоянное стремление человека удовлетворять свои потребности в движении, развивать физические качества способствовало тому, что физические упражнения постепенно трансформировались современные виды спорта. "Именно с этим связан соревновательный характер двигательных действий и регулированиеих определёнными правилами.

Таким образом, физические упражнения обособились в отдельный вид человеческой деятельности - в спортивную деятельность, которая отличается рядом специфических особенностей.

Спортивная деятельность, как правило, связана:

1. С проявлением мышечной активности в различных формах при выполнении специальных физических упражнений;

2. С овладением высокой техникой выполнения физических упражнений в избранном виде спорта, она требует от спортсмена специальной систематической и длительной тренировки, в процессе которой он усваивает и совершенствует определённые двигательные навыки и развивает необходимые для занятий данным видом спорта физических качеств (силу, выносливость, быстроту, ловкость движений) и волевые черты характера (смелость, решительность, инициативность, волю к победе и др.);

3. Со стремлением к совершенствованию в избранном виде спорта – направлена к достижению наивысших результатов в определённом виде физических упражнений;

4. Со спортивной борьбой, которая приобретает особо острый характер во время спортивных соревнований, являющихся, как и систематическая тренировка, обязательной составной частью спортивной деятельности, которая содействует развитию спортсмена способности к максимальным напряжениям физических сил, большой силы и глубины эмоциональных переживаний, обострённой деятельности всех психических процессов;

5. С максимальным выявлением физических и духовных сил, специальных умений и навыков г развитием моторных способностей, постоянным поддержаниемихна высоком уровне. В связи с этим спортивная деятельность приобрела сложную структуру и в настоящее время включает в себя не только участие в соревнованиях, но и систематические тренировочные занятия;

6. С резко выраженным сознательным характером, что объясняется чувством большой ответственности и стремлением достигнуть наиболее эффективного результата, добиться рекорда в выполнении данного действия. Спортивная деятельность предъявляет огромные требования к процессам информации и её переработки, памяти и внимания спортсмена, к его волевым действиям и эмоциональным состояниям. Чтобы осуществлять спортивную деятельность спортсмену необходимо обращаться к усилиям воли, а чтобы перебороть психологические и физические трудности в процессе спортивной подготовке, необходимы веские мотивы. Следовательно, на пути к цели в спорте необходимо развитие мотивационно-волевой сферы, это одно из основных требований для достижения определенных спортивных результатов.

В любом виде спорта условия, в которых проходят соревнования, отличаются от условий тренировочных занятий. Не секрет, что для разных видов характерны разные психологические нагрузки. Поэтому в данной работе освещены общие вопросы психологии спорта и мотивационно волевой сферы спортсменов.

Актуальность. В современный спорт, кроме самих спортсменов, вовлечены тренеры, спортивные руководители, судьи, врачи, научные работники разных специальностей, - представители спортивной прессы и многие другие. Их участие в процессе спортивной деятельности существенно различаетсяпо мотивам, целям, составу действий, степениих регламентации, возможности влиять на спортивные результаты и т.д. Несмотря на это, все они являются активными участниками этой деятельности.

Тренерам и психологам необходимо готовить спортсменов не только в физическом и тактическом плане, но и добиться у них противостояния многим предсоревновательным и соревновательным факторам, оказывающим сбивающее влияние и вызывающим рассогласования функций, т.е. проявления высокой надёжности в соревновательной деятельности.

Каждое общественное явление, в том числе, и человеческая деятельность, может рассматриваться на разных уровнях обобщённости: от наиболее общих его характеристик до отдельных, единичных проявлений.

Задачей данной работы:

1. Анализ на основе литературных источников влияния психологических особенностей спортивной деятельности на психологическую сферу человека и особенности формирования мотивационно волевой сферы спортсменов.

2. Изучить мотивационно-волевую сферу спортсмена.

3. Выявить основные мотивы спортивной деятельности.

Объект исследования

Объектом исследования является условный среднестатистический спортсмен, тренирующийся (профессионально) в спортивном коллективе.

Предмет исследования

Мотивационно-волевая сфера спортсмена.

Цель исследования

Выявить особенности и пути формирования мотивационно-волевой сферы в спорте.

Методы исследования

1. Литературный обзор.

2. Метод анализа.


ГЛАВА 1. МОТВАЦИЯ В СПОРТЕ

Мотивация

 

Мотивацию можно определить как направление и интенсивность усилия человека. Направление усилия означает, что человек ищет определенные ситуации или стремиться к ним, или что определенные ситуации привлекают его.

Интенсивность усилия – характеризует степень усилий приложенных человеком в определенной ситуации.

Проблема: недостаточно четкое определение мотивации: нечеткое определение понятия мотивация; исследователь не всегда знает, как взаимодействуют спортсмены, из-за этого между ними нет взаимопонимания.

Мотивация достижения

 

Это ориентация человека на стремление к успешному выполнению задачи, настойчивость перед лицом неудач и испытание чувства гордости при выполнении.

В спортивном мире мотивацию достижения называют соревновательностью. Мартенс определил соревновательность как поведение достижения в соревновательном контексте, где соревновательная оценка является ключевым компонентом.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В спорте огромную роль играет мотивация спортсмена на достижение определенного результата в процессе учебного занятия и на соревнованиях. Рост спортивных результатов в значительной степени зависит от внутреннего настроя самого спортсмена, от его отношения к поставленной цели.

Все действия человека имеют своё начал в определенных мотивах, направленных на достижение конкретных целей. Поэтому эти мотивы необходимо понимать как внутренние побуждение человека к действию, а мотивацию как совокупность отдельных мотивов человека в их взаимной структуре, силе и направленности. Мотивы человека определяют цель и содержание его деятельности, интенсивность его усилий и главным образом влияют на его поведение в обстановки предельных физических нагрузок. Основу мотивации человека к достижениям составляют привычные мотивы, сложившиеся в процессе его жизни. Их стабильность определяется характеристикой количественных и качественных черт.

К количественным чертам принадлежат степень развития мотивов, их устойчивость в экстремальных условиях. Качество мотиваций проявляется, прежде всего, в том, какой удельный вес принадлежит мотивам, выражающим общественное значение спортивных занятий определенной личности.

По итогам изучения вопросов данной работы можно сделать следующие выводы:

1. Есть важнейшие проблемы психологического обеспечения подготовки спортсменов. К этим особенностям относятся:

а) индивидуальный подход к психологической подготовке спортсмена;

б) формирование мотивации спортивных достижений;

в) волевая подготовка спортсменов;

г) создание условий для оптимальной переносимости высоких психических нагрузок;

д) формирование психической готовности к соревнованиям;

е) создание предпосылок для саморегуляции психических состояний и самоорганизации психической деятельности.

ж) формирование мотивации деятельности спортивной команды, как полноценного коллектива.

2. Решение в ближайшее время перечисленных основных проблем будет способствовать развитию психологии спортивной деятельности и формированию мотивационно-волевой сферы спортсменов, что позволит добиться высоких результатов в спортивной деятельности.


Литература

 

1. И.А. Алешков. Опыт психологического анализа спортивной деятельности. - В сб.: Психология спортивной деятельности. М., изд. ВНИИФК, 1978.

2. Бауэр В.Г. Состояние и подготовка спортивного резерва сборных команд России, с. 94.

3. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - 330 с.

4. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания: Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288 с.

5. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. - М.: Просвещение, 1987. - 287 с.

6. Исаев А.А. Олимпийская педагогика: опыт моделирования психолого-педагогических технологий детско-юношеского спорта. - М.: ФиC, 1998, с. 19.

7. Киселев Ю.Я. Действие фактора неожиданности в условиях соревновательной деятельности спортсменов: Автореф. канд. дис. Л., 1964. - 24 с.

8. Кретти Брайент Дж. Психология в современном спорте. Пер. с англ. Ханина Ю.Л. – М., «Физкультура и спорт», 1978.

9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. - 304 с.

10. Леонтьев А.Н. Некоторые психологические вопросы воздействия на личность. - В кн. "Проблемы научного коммунизма". Вып. 2. - М.: Мысль, 1968, с. 36.

11. Макаренко А.С. Сочинения. Т. 4, с. 5.

12. Немов Р. С. Психология: Учебное пособие для институтов и училищ - М.: Просвещение, 1990. - 296 с.

13. Наш современник. 1999, № 2, с. 172.

14. Настольная книга учителя физической культуры. Под ред. Л.Б. Кофмана. М., «Физкультура и спорт», 1998.

15. Психология: Учебник для студентов институтов физической культуры / Под ред. П.А. Рудика. - М.: ФиС, 1974. - 510 с.

16. Психология спорта высших достижений / Под ред. А.В. Родионова. - М.: ФиС, 1979. - 144 с.

17. Психология физического воспитания и спорта / Под ред. Т. Т. Джамгарова и А. Ц. Пунин. - М.: ФиС, 1979. - 143 с.

18. Суслов Ф.П. Система соревнований в спорте высших достижений и ее влияние на структуру больших циклов подготовки. Тез. докл. Междунар. конгр. "Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы". Т. I. - М.: ФОН, 1998, c. 243-244.

19. Фомин Ю.А. Современные социальные тенденции и спорт / В сб.: Молодежь и общество на рубеже веков. Междунар. конф. Секция "Физическая культура, спорт, здоровье". М., 1998, c. 42-48.

20. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. - М., ФиС, 1980. - 208 с.

21. Хрестоматия по психологии / Сост. В.В. Мироненко. Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1977. - 436 с.

22. Шадриков В.Д. Духовные способности. М., 1996, с. 35.

23. Чикова О.М. Психологические особенности спортивной деятельности и личности спортсмена: Учебное пособие для училищ Олимпийского резерва. - Мн.: ИПП Госэкономплана РБ. 1993. - 76 с.

24. Peter McIntosh. Motivation of olympic athletes // Olympic Review, 1982, N 180. Русский перевод статьи: Международное спортивное движение. Экспресс-информация. - М: ВНИИФК, 1983, N 4, с. 22-31.

25. Материалы сети Интернет.

ВВЕДЕНИЕ

 

Мотивация - это активное состояние, побуждающее человека совершать действия, направленные на удовлетворение своих потребностей. Эти действия могут быть ориентированы наследственно (инстинкты), либо закреплены опытом (условные рефлексы). Мотивация играет одну из важных ролей в спорте.

Постоянное стремление человека удовлетворять свои потребности в движении, развивать физические качества способствовало тому, что физические упражнения постепенно трансформировались современные виды спорта. "Именно с этим связан соревновательный характер двигательных действий и регулированиеих определёнными правилами.

Таким образом, физические упражнения обособились в отдельный вид человеческой деятельности - в спортивную деятельность, которая отличается рядом специфических особенностей.

Спортивная деятельность, как правило, связана:

1. С проявлением мышечной активности в различных формах при выполнении специальных физических упражнений;

2. С овладением высокой техникой выполнения физических упражнений в избранном виде спорта, она требует от спортсмена специальной систематической и длительной тренировки, в процессе которой он усваивает и совершенствует определённые двигательные навыки и развивает необходимые для занятий данным видом спорта физических качеств (силу, выносливость, быстроту, ловкость движений) и волевые черты характера (смелость, решительность, инициативность, волю к победе и др.);

3. Со стремлением к совершенствованию в избранном виде спорта – направлена к достижению наивысших результатов в определённом виде физических упражнений;

4. Со спортивной борьбой, которая приобретает особо острый характер во время спортивных соревнований, являющихся, как и систематическая тренировка, обязательной составной частью спортивной деятельности, которая содействует развитию спортсмена способности к максимальным напряжениям физических сил, большой силы и глубины эмоциональных переживаний, обострённой деятельности всех психических процессов;

5. С максимальным выявлением физических и духовных сил, специальных умений и навыков г развитием моторных способностей, постоянным поддержаниемихна высоком уровне. В связи с этим спортивная деятельность приобрела сложную структуру и в настоящее время включает в себя не только участие в соревнованиях, но и систематические тренировочные занятия;

6. С резко выраженным сознательным характером, что объясняется чувством большой ответственности и стремлением достигнуть наиболее эффективного результата, добиться рекорда в выполнении данного действия. Спортивная деятельность предъявляет огромные требования к процессам информации и её переработки, памяти и внимания спортсмена, к его волевым действиям и эмоциональным состояниям. Чтобы осуществлять спортивную деятельность спортсмену необходимо обращаться к усилиям воли, а чтобы перебороть психологические и физические трудности в процессе спортивной подготовке, необходимы веские мотивы. Следовательно, на пути к цели в спорте необходимо развитие мотивационно-волевой сферы, это одно из основных требований для достижения определенных спортивных результатов.

В любом виде спорта условия, в которых проходят соревнования, отличаются от условий тренировочных занятий. Не секрет, что для разных видов характерны разные психологические нагрузки. Поэтому в данной работе освещены общие вопросы психологии спорта и мотивационно волевой сферы спортсменов.

Актуальность. В современный спорт, кроме самих спортсменов, вовлечены тренеры, спортивные руководители, судьи, врачи, научные работники разных специальностей, - представители спортивной прессы и многие другие. Их участие в процессе спортивной деятельности существенно различаетсяпо мотивам, целям, составу действий, степениих регламентации, возможности влиять на спортивные результаты и т.д. Несмотря на это, все они являются активными участниками этой деятельности.

Тренерам и психологам необходимо готовить спортсменов не только в физическом и тактическом плане, но и добиться у них противостояния многим предсоревновательным и соревновательным факторам, оказывающим сбивающее влияние и вызывающим рассогласования функций, т.е. проявления высокой надёжности в соревновательной деятельности.

Каждое общественное явление, в том числе, и человеческая деятельность, может рассматриваться на разных уровнях обобщённости: от наиболее общих его характеристик до отдельных, единичных проявлений.

Задачей данной работы:

1. Анализ на основе литературных источников влияния психологических особенностей спортивной деятельности на психологическую сферу человека и особенности формирования мотивационно волевой сферы спортсменов.

2. Изучить мотивационно-волевую сферу спортсмена.

3. Выявить основные мотивы спортивной деятельности.

Объект исследования

Объектом исследования является условный среднестатистический спортсмен, тренирующийся (профессионально) в спортивном коллективе.

Предмет исследования

Мотивационно-волевая сфера спортсмена.

Цель исследования

Выявить особенности и пути формирования мотивационно-волевой сферы в спорте.

Методы исследования

1. Литературный обзор.

2. Метод анализа.


ГЛАВА 1. МОТВАЦИЯ В СПОРТЕ

Мотивация

 

Мотивацию можно определить как направление и интенсивность усилия человека. Направление усилия означает, что человек ищет определенные ситуации или стремиться к ним, или что определенные ситуации привлекают его.

Интенсивность усилия – характеризует степень усилий приложенных человеком в определенной ситуации.

Проблема: недостаточно четкое определение мотивации: нечеткое определение понятия мотивация; исследователь не всегда знает, как взаимодействуют спортсмены, из-за этого между ними нет взаимопонимания.

Различное понимание мотивации

 

Существуют разные виды мотивации: внутренняя и внешняя, мотивация достижения в форме соревновательного стресса.

Выделяют столько видов мотивации, что понятие самомотивация становиться более ясным.

Ориентация, основанная на характерных особенностях – мотивация основывается на личностных особенностях, т.е. мотивация определяется главным образом самой личностью, ее особенностями.

Ориентация, обусловленная ситуацией.

Комбинированная мотивация. Согласно ей мотивация не является следствием таких индивидуальных характеристик, как особенности личности, потребности, интерес, цели или только таких ситуационных факторов, как стиль тренера. Сущность мотивации можно понять только на основе взаимодействия 2-х этих факторов: мотивация, особенности личности.

Пять рекомендаций по созданию мотивации:

1. Мотивация происходит как за счет ситуационных факторов, так и за счет характерных особенностей личности.

2.Следует учитывать существующие множество мотивов: повышение мастерства, достижение успеха, ощущение возбуждения.

3. Следует изменить окружающие условия, чтобы повысить мотивацию.

4. Влияние руководителя на мотивацию.

5. Изменение нежелательных мотивов посредством поведения.

Мотивация достижения

 

Это ориентация человека на стремление к успешному выполнению задачи, настойчивость перед лицом неудач и испытание чувства гордости при выполнении.

В спортивном мире мотивацию достижения называют соревновательностью. Мартенс определил соревновательность как поведение достижения в соревновательном контексте, где соревновательная оценка является ключевым компонентом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.41.214 (0.053 с.)