Государственный арбитраж в СССР 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственный арбитраж в СССР



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРБИТРАЖ В СССР

                                

                                                                                        

  Научный руководитель кандидат юридических наук, доцент Ильин Андрей Витальевич

Санкт-Петербург

2004

 

 

Содержание

 

                                                        

Введение 2

1. История развития арбитражного законодательства. 2

2. Образование Государственного арбитража и его юридическая природа. 5

3. Место советского арбитража в системе советского права. 11

4. Источники арбитражного процессуального права. 12

5. Принципы арбитражного процесса. 14

6. Рассмотрение споров органами государственного арбитража. 19

7. Арбитраж по новой Конституции СССР 1977 года. 25

Заключение 27

Список используемой литературы 28

 

 


Введение

 

Ключевой вопрос любой власти - это доверие граждан государству. Степень этого доверия напрямую определяется тем, как оно позволяет им осуществлять свои права и защищать интересы. В настоящее время продолжается судебная реформа. Так, например, в конце октября 2003 года был создан совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. Представляется, что работа этого органа не обойдет и существующие проблемы функционирования современной системы арбитражных судов. Однако, можно предположить, что при совершенствовании данной структуры необходимо учитывать опыт, накопленный историей.

В этой работе представлены история развития арбитражного законодательства, а также сам процесс создания Государственного арбитража, правовые акты, регламентирующие его деятельность. Особое внимание следует обратить на природу арбитража, его в место в системе советского права, а также на роль арбитража в народном хозяйстве. Особо следует отметить принципы деятельности органов арбитража. Ведь они являются исходными положениями в деятельности органов арбитража.

Только так мы сможем понять современные тенденции в развитии арбитражного законодательства.

Образование Государственного арбитража и его юридическая природа.

Государственный арбитраж был образован в 1931 г. Создание Государственного арбитража было одним из важнейших звеньев в общей системе мероприятий Партии и Правительства, направленных на укрепление и развитие начал хозяйственного расчёта как одного из шести сталинских условий работы по-новому, в новых условиях хозяйственного строительства.[4]

Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик устанавливают, что имущественные споры между учреждениями, предприятиями и организациями обобществленного сектора, за изъятиями, устанавливаемыми законодательством Союза ССР, рассматриваются органами Государственного арбитража.

Таким образом, наряду с общей судебной системой, Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик предусматривают особую систему органов, созданных специально для рассмотрения имущественных споров между социалистическими организациями – Государственный арбитраж.[5]

Рассмотрим правовую природу государственного арбитража, а также его роль в народном хозяйстве.

Как уже было сказано выше Государственный арбитраж был создан в 1931 году; его деятельность регламентировалась специальным Положение, принятым ЦИК и СНК СССР 3 мая 1931 г.

В соответствии с указанным положением впоследствии в большинстве союзных республик были приняты либо положения о системе арбитражных органов в целом по республике, либо положения о Госарбитражах при СНК союзных республик.

В Азербайджанской, Молдавской и Туркменской ССР положения о Госарбитражах не принимались, но постановлениями, которыми учреждались Госарбитражи при СНК этих республик, устанавливалось, что указанные Госарбитражи действуют на основе общесоюзного положения о Госарбитраже. Особого положения о Госарбитраже при Совете Министров СССР так и не было принято.[6]

Вопрос о юридической природе Госарбитража являлся спорным в теории советского права. Между тем уяснение юридической природы арбитража, а следовательно, и тех требований, которым должен отвечать порядок рассмотрения споров хозорганов, имеет существенное практическое значение.

В советской правовой литературе высказаны три точки зрения на природу арбитража: этот орган рассматривался как “хозяйственный суд”, как один из органов государственного управления и как своеобразный орган, объединяющий в себе одновременно черты судебных и административных учреждений.

Рассмотрим все точки зрения и те практические выводы, которые из них могут быть сделаны.

Взгляд на арбитраж как на особый “хозяйственный суд” получил широкое распространение в первые годы деятельности арбитражных органов. Основание для подобной квалификации природы Госарбитража явилось то обстоятельство, что по своим задачам, компетенции и форме деятельности, роли в выполнении хозяйственно-организаторской и культурно-воспитательной функции государства арбитраж имеет много общего с судом.

Практические выводы, делавшиеся из характеристики арбитража как хозяйственного суда заключались в предложениях урегулировать арбитражный процесс непосредственно в гражданском процессуальном кодексе путем включения в него специальных статей, отражающих особенности компетенции арбитража[7].

Между тем гражданский процесс –далеко не единственная форма принудительно осуществления спорного права, формы эти многообразны, каждая имеет свои преимущества и может применяться с учётом ее особенностей и удобства в том или ином случае.

В период, когда мнение о том, что арбитраж является “хозяйственным судом”, имело широкое распространение, практикой и гражданско-процессуальной теорией ещё не был накоплен достаточный материал, позволяющий правильно определить природу арбитражных органов и решить вопрос о целесообразности существования особого органа, рассматривающего споры государственных и общественных организаций.

Совершенно очевидно, что рассмотрение и разрешение государственных и общественных организаций между собой должно обладать рядом специфических моментов.

Прежде всего арбитражный порядок обеспечивает наиболее квалифицированное разрешение споров хозорганов, полностью обеспечивает возможность наиболее активного влияния государства на хозяйственную деятельность сторон, обеспечивает сравнительно быструю ликвидацию конфликтов между государственными и общественными организациями.

Господствующими мнением по вопросу о юридической природе Госарбитража в советской правовой литературе являлось отнесение Госарбитража к органам государственного управления. Сторонники этой точки зрения видят подтверждение своих выводов в порядке учреждения арбитражных органов, их структурных особенностях и в методах работы арбитража. Практическим результатом квалификации арбитража как органа государственного управления является полное отрицание возможности применения норм и принципов гражданско-процессуальных кодексов к деятельности арбитража.

Авторы, рассматривающие Госарбитраж как орган государственного управления, не дают общего понятия органа государственного управления, не вскрывают отличие арбитража от других административных органов, не показывают, чем эти отличия определяются.

Между тем в теории административного права высказано мнение о том, что, несмотря на выполнение ряда административных функций, Госарбитраж не является обычным органом государственного управления. От этих органов он отличается прежде всего тем, что не пользуется правом распоряжаться в области планирования, организации и управления хозяйством и не имеет подведомственных объектов управления. При разрешении споров Госарбитраж сочетает хозрасчетное соглашение с государственным принуждением, используя при этом меры имущественного воздействия.

Нельзя не отметить также такого обстоятельства, что, обращаясь к конкретным вопросам, возникающим в деятельности арбитража по разрешению споров, сторонники отнесения арбитража к числу административных органов неизбежно впадают в противоречие с выдвинутыми ими теоретическими положениями о природе арбитража, оперируя применительно к арбитражной практике чисто гражданско-процессуальными понятиями. Так, в частности, П.П. Якимов, с одной стороны, утверждает, что к арбитражному рассмотрению споров не применимы принципы судопроизводства, а с другой стороны, убедительно показывает действие принципов состязательности и оценки доказательств по внутреннему убеждению и в арбитражном процессе.

Из анализа рассмотренных нами точек зрения на природу Госарбитража следует, что каждая из этих двух концепций берет за основу лишь одну какую-либо сторону арбитража как государственного органа. Между тем в действительности Госарбитраж обладает чертами и судебных и административных учреждений одновременно и, следовательно, занимает особое место в системе советского государственного аппарата, значительно отличаясь как от органов управления, так и от органов, осуществляющих правосудие.

Практическое значение характеристики Госарбитража как особого своеобразного органа, сочетающего в себе одновременно существенные черты судебных и административных учреждений, заключается в следующем: в тех случаях, когда иное не установлено прямо законом, при разбирательстве споров арбитражем не исключена возможность использования норм гражданско-процессуальных кодексов, если в правилах арбитражного производства имеется пробел по какому-либо вопросу.[8]

 В системе советского государственного аппарата важное место принадлежит арбитражу – органу, разрешающему основную массу имущественных споров, возникающих между государственными и общественными организациями, предприятиями, учреждениями.

Госарбитражи состоят при исполнительно-распорядительных органах власти и подчинены, соответственно, Совету Министров СССР, Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам краевых (областных) Советов депутатов трудящихся автономных областей

Государственные арбитры, главный арбитр и его заместители назначаются и смещаются теми органами при которых состоят соответствующие арбитражи. Арбитры Госарбитража при Совете Министров СССР, а также некоторых республиканских арбитражей назначаются и смещаются главным арбитром этого арбитража.

Исполнительно-распорядительные органы, при которых состоят арбитражи, рассматривают жалобы на решения главных арбитров арбитражей, а также на решения арбитров, подтвержденные главными арбитрами, и могут изменить или отменять незаконные или необоснованные решения арбитражей (хотя это прямо и не оговорено в Положении о Государственном арбитраже СССР и в положениях о государственных арбитражах при Советах Министров некоторых союзных республик).

 

Заключение.

 

Итак, Государственный арбитраж является важнейшим органом в системе правового регулирования того времени. На современном этапе развития общества выше рассмотренные обстоятельства и принципы могут показаться недемократичными и не соответствующими рыночной экономике. Однако не стоит заострять свое внимание, как это было принято в середине 90-х годов, и, к сожалению эта тенденция наблюдается у некоторых авторов и по сей день, сугубо на отрицательных признаках работы арбитражной системы того времени. Так, прежде всегда необходимо помнить, что структура государственной власти и уровень развития права всегда соответствует требованиям эпохи и потребностям конкретного общества.

С другой стороны, даже социалистический опыт может дать много полезного современной правовой системе, особенно, если его учитывать.                                                               

                   

Список используемой литературы.

 

Нормативные акты:

 

1. Арбитраж в СССР / Под ред. А.Ф.Клейнмана. –М.: Изд-во Московского университета. 1960.

2. Арбитраж в СССР / Под ред. К.С. Юндельсона. М., 1984.

3. Арбитражный процесс в СССР / под ред. А.А.Добровольского-М., Московский университет. 1973.

4. Арбитраж:Комментированный сборник важнейших

        постановлений Правительства и ведомственных распоряжений по

   вопросам арбиража /Сост. Л. И. Марголин, А. С. Серебриер;

  Под общ. ред. и с вступит. ст. И. Гамбурга. -М.:Советское

     законодательство,1935.

5. Арбитраж в советском хозяйстве:Комментированный сборник

  важнейших постановлений и распоряжений по вопросам арбиража

/Сост.: И. К. Гамбург, В. Н. Можейко, З. И. Шкундин; Под

общ. ред. И. К. Гамбурга. -М.:Советское законодательство,

1936..

6. Вопросы советского гражданского права в практике суда и

        Арбитража /Под общ. ред. И. Б. Новицкого; Московский

   государственный университет им. М. В. Ломоносова.

  Юридический факультет. -М.:Изд-во МГУ,1959.

 

7. Государственный арбитраж в социалистических странах /Авт

      кол.: С. Брайков, А. Рац, Нгуен Ниен и др.; Отв ред. Т.Е. Абова; АН СССР. Ин-т 

       гос-ва и права. -М.:Наука,1982.

 

8. Инструктивные указания Государственного арбитража при

       Совете Министров СССР:Систематизированный сборник /Отв. за

       вып. В. П. Ефимочкин, Ф. Х. Либерман. -М.:Юрид. лит.,1964.

 

9. Комментарий арбитражной практики. Всесоюзный научно-

      исследовательский институт советского законодательства;

       Отв. ред. Е. В. Анисимов. Выпуск 14 / -М.:Юрид. лит.,1981.

 

10. Комментарий арбитражной практики.Всесоюзный научно-

       исследовательский институт советского законодательства;

       Отв. ред. Е. В. Анисимов.Выпуск 11 / -М.:Юрид. лит.,1978.

 

11. Сборник важнейших постановлений и распоряжений по вопросам арбитража / Под ред. И.К.Гамбурга. М., Советское законодательство, 1936.

 

---------------------

 

12. Абова Т.Е. Арбитражный процесс в СССР. М., Изд-во “Наука”. 1985.

13. Абова Т.Е., Тадевосян В.С. Разрешение хозяйственных споров. М., “Юридическая литература”, 1968.

14. Добровольская Т.Н. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор в СССР. М., “Знание”, 1978.

 

15. Каллистратова Р.Ф. Разрешение споров в государственном арбитраже. М., Государственное издательство юридической литературы. 1961.

 

16. Кипнис, С. С., Петров, И. Н.,

      Разрешение хозяйственных споров госарбитражем /Отв. ред.

       И. Н. Петров. -М.:Юрид. лит.,1979.

 

17. Логинов, П. В.

Сущность государственного арбитража. -М.:Изд-во МГУ,

1968.

 

 

18. Можейко В.Н.Шкудин.З.И. Арбитраж в советском хозяйстве: Сборник важнейших постановлений и распорояжений с вводной статьей “Арбитраж и арбитражное рассмотрение споров”. М., Юридиздат НКЮ СССР, 1941.

 

 

19.  Шалюпа, М. П., Донде, Я. А.

  Государственный арбитраж в СССР. -2-е изд., переаб. и

  доп. -М.:Госюриздат,1959.

 

 

20.  Конституция (Основной закон) Союза Советских

  Социалистических Республик. -М.,1977.

 

21.  Положение об арбитражных комиссиях и правила

  Производства дел в арбитражных комиссиях. -М.;Л.:Рабочий

  суд,1926.

 

 

22. Собрание постановлений Правительства РСФСР.N 17. -M.:

   Юридическая литература,1980.


[1] Арбитраж в СССР / Под ред. А.Ф.Клейнмана. –М.: Московский университет. 1960, -с. 21

[2] Арбитражный процесс в СССР / под ред. А.А.Добровольского-М., Московский университет. 1973.- с 18

[3] Арбитраж в СССР / Под ред. К.С.Юндельсона. М., 1984. С 12

[4].Можейко В.Н.Шкудин.З.И. Арбитраж в советском хозяйстве: Сборник важнейших постановлений и распорояжений с вводной статьей “Арбитраж и арбитражное рассмотрение споров”. М., Юридиздат НКЮ СССР, 1941. С.3 Арбитраж в советском хозяйстве: Комментированный

[5] Сборник важнейших постановлений и распоряжений по вопросам арбитража / Под ред. И.К.Гамбурга. М., Советское законодательство, 1936. С.11

[6] Каллистратова Р.Ф. Разрешение споров в государственном арбитраже. М., Государственное издательство юридической литературы. 1961. С.4

[7] Там же., С.12

[8] Каллистратова Р.Ф. Разрешение споров в государственном арбитраже. М., Государственное издательство юридической литературы. 1961. С.18

 

[9] Арбитраж в СССР / Под ред. А.Ф. Клейнмана. М., Изд-во Московского университета. 1960. С.10

[10] Там же С.11

[11] Арбитражный процесс в СССР / Под ред. А.А. Добровольского. М., Изд-во Московского университета. 1973. С.16

[12] Арбитражный процесс в СССР / Под ред. А.А. Добровольского. М., Изд-во Московского университета. 1973. С.18

 

[13] Арбитраж в СССР / Под ред. А.Ф. Клейнмана. М., Изд-во Московского университета. 1960. С.12

[14] Арбитражный процесс в СССР / Под ред. А.А. Добровольского. М., Изд-во Московского университета. 1973. С.18

 

 

[15] Абова Т.Е. Арбитражный процесс в СССР. М., Изд-во “Наука”. 1985. С.86

[16] Там же., С.98

[17] Там же., С.106

[18] Там же., С.123

[19] Каллистратова Р.Ф. Разрешение споров в государственном арбитраже. М., Государственное издательство юридической литературы. 1961. С.87

 

 

[20] Абова Т.Е., Тадевосян В.С. Разрешение хозяйственных споров. М., “Юридическая литература”, 1968. С.108

[21] Там же., С.124

[22] Каллистратова Р.Ф. Разрешение споров в государственном арбитраже. М., Государственное издательство юридической литературы. 1961. С.165

 

 

[23] Там же., С.198.

[24] Абова Т.Е., Тадевосян В.С. Разрешение хозяйственных споров. М., “Юридическая литература”, 1968. С.155

 

[25] Добровольская Т.Н. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор в СССР. М., “Знание”, 1978. С.27

 

[26] Абова Т.Е. Арбитражный процесс в СССР. М., Изд-во “Наука”. 1985. С.12

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРБИТРАЖ В СССР

                                

                                                                                        

  Научный руководитель кандидат юридических наук, доцент Ильин Андрей Витальевич

Санкт-Петербург

2004

 

 

Содержание

 

                                                        

Введение 2

1. История развития арбитражного законодательства. 2

2. Образование Государственного арбитража и его юридическая природа. 5

3. Место советского арбитража в системе советского права. 11

4. Источники арбитражного процессуального права. 12

5. Принципы арбитражного процесса. 14

6. Рассмотрение споров органами государственного арбитража. 19

7. Арбитраж по новой Конституции СССР 1977 года. 25

Заключение 27

Список используемой литературы 28

 

 


Введение

 

Ключевой вопрос любой власти - это доверие граждан государству. Степень этого доверия напрямую определяется тем, как оно позволяет им осуществлять свои права и защищать интересы. В настоящее время продолжается судебная реформа. Так, например, в конце октября 2003 года был создан совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. Представляется, что работа этого органа не обойдет и существующие проблемы функционирования современной системы арбитражных судов. Однако, можно предположить, что при совершенствовании данной структуры необходимо учитывать опыт, накопленный историей.

В этой работе представлены история развития арбитражного законодательства, а также сам процесс создания Государственного арбитража, правовые акты, регламентирующие его деятельность. Особое внимание следует обратить на природу арбитража, его в место в системе советского права, а также на роль арбитража в народном хозяйстве. Особо следует отметить принципы деятельности органов арбитража. Ведь они являются исходными положениями в деятельности органов арбитража.

Только так мы сможем понять современные тенденции в развитии арбитражного законодательства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-10-31; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.172 (0.093 с.)