Теоретические основы построения организационных структур 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические основы построения организационных структур



 

Структура управления организацией или организационная структура управления (ОСУ) - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. [3]

Организационная структура управления - важное звено в научном теоретическом менеджменте. На практике применение основных типовых структур - это не только необходимость, но и неизбежность. Невозможно установить долговременные связи с персоналом на предприятии «методом хаоса». Все требует упорядоченности и иерархичности.

В теоретическом смысле организационная структура системы управления персоналом в предпринимательской деятельности может быть выражена как совокупность специализированных функциональных подразделений, взаимосвязанных в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений. В зависимости от вида, размеров и целей объекта управления и его внешней среды существуют различные организационные структуры управления персоналом.

Организационные структуры системы управления персоналом в предпринимательской деятельности по подобию организационных структур управления организацией также подразделяются на несколько типов, каждый из которых отражает подход, заложенный в построении организационной структуры управления организации в целом. [13]

Организационные структуры можно классифицировать:

элементарная;

линейная;

функциональная;

матричная и другие. [8]

Чаще всего в практике современной предпринимательской деятельности встречаются следующие типы организационных структур системы управления персоналом:

. Элементарная. Элементарная организационная структура управления персоналом отражает двухуровневое руководство, которое может существовать в небольших предпринимательских структурах или в различных отделениях и филиалах крупных организаций. При такой структуре управления персоналом выделяются верхний уровень (руководитель) и нижний уровень (исполнитель). Для элементарных организационных структур характерно то, что они позволяют работникам быстро принимать решения, оперативно реагировать на изменения во внешней предпринимательской среде и обеспечивать неформальный подход к мотивированию и контролю за деятельностью персонала. Это, несомненно, дает предпринимательской структуре определенные преимущества. В то же время элементарные организационные структуры открывают простор для волюнтаризма руководителя и сосредоточивают его внимание на текущих делах, не давая возможности заниматься решением стратегических вопросов.

. Линейная. Линейная организационная структура управления персоналом в предпринимательской деятельности предполагает относительную автономность в работе и в целом характеризуется простой одномерностью связей (только вертикальные связи), возможностью самоуправления. Поэтому она широко используется при организации работ в нижних производственных звеньях, семейном или мелком предпринимательстве. Такой подход к группированию работников применяется в случае, когда выполняемые функции однотипны, а кадры не дифференцируются по специальностям. В средних и больших организациях линейное деление персонала предпринимательской структуры дает эффект, как правило, на нижних уровнях иерархии (в группах, бригадах, звеньях). Как только работы в рамках определенного направления предпринимательской деятельности начинают специализироваться, возникает необходимость перехода к другим типам организационных структур. Схема линейной ОСУ указана в приложении А.

. Функциональная. Функциональная организационная структура формируется там, где появляются функциональное разделение труда и функциональная специализация. Это наиболее часто встречающийся тип организационной структуры в современном предпринимательстве. Как только отдельные функции предпринимательской деятельности (например, планирование поступления специалистов, оплата труда и тарифная политика, социальное развитие) получают организационное закрепление, в предпринимательской структуре сразу складывается организационная структура управления персоналом, увязывающая эти подразделения в единое целое и устанавливающая связи подчинения. Функциональные организационные структуры управления персоналом в предпринимательской деятельности позволяют высшему руководству сосредоточиться на стратегических вопросах, создают благоприятные условия для достижения высокой эффективности за счет специализации. К их недостаткам относится то, что они способствуют возникновению своеобразных организационных перегородок между сгруппированными работами, а также развитию преимущественно вертикальных связей, которые требуют создания дополнительных координирующих органов в рамках одной предпринимательской структуры. Переход от традиционных структур управления персоналом в предпринимательской деятельности к структурам нового типа во многих компаниях за рубежом потребовал перестроить системы управления трудом всех категорий работников. Базовым структурным элементом такой системы становится не отдельная функция или вид деятельности, а многофункциональная команда или группа сотрудников, которые должны отвечать за удовлетворение всего набора запросов потребителей и требований рынка. Схема функциональной ОСУ указана в приложении Б.

4. Матричная. Матричная организационная структура управления персоналом создает условия для того, чтобы работники чувствовали большее удовлетворение от работы. Однако использование групп как элемента матричного построения организации, кроме позитивных сторон, имеет и недостатки. Группы чаще всего не являются устойчивыми образованиями, а их интенсивное использование практически лишает членов группы своего постоянного рабочего места. Кроме того, в таких группах кадровикам и менеджерам трудно заниматься развитием персонала, а частая смена руководителей и специалистов приводит к потере контроля над предпринимательской структурой. [13]

Выбор той или иной организационной структуры управления персоналом в современном предпринимательстве зависит от целого ряда факторов. Наиболее существенными по значимости среди них являются: размер и степень разнообразия деятельности; организационно-правовая форма организации; технология; отношение к организации со стороны руководителей и сотрудников; динамизм внутренней среды; стратегия управления персоналом.

На всех уровнях управления огромное внимание уделяется принципам и методам формирования структур. Главные из этих принципов могут быть сформулированы следующим образом:

1. Организационная структура управления должна, прежде всего, отражать цели и задачи организации а, следовательно, быть подчиненной производству и его потребностям.

2. Следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию.

. Формирование структуры управления надлежит связывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними.

. Между функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и ответственностью с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом.

. Организационная структура управления призвана быть адекватной в социально-культурной среде организации. Практически это означает, что попытки слепо копировать структуры управления, успешно функционирующие в других социально-культурных условиях, не гарантируют желаемого результата.

Реализация этих принципов означает необходимость учета при формировании (или перестройке) структуры управления множества различных факторов воздействия на организационную структуру управления.

Главный фактор, «задающий» возможные контуры и параметры структуры управления, - сама организация. Подходы к построению управленческих структур различны (в организациях коммерческих и некоммерческих, крупных, средних и малых, находящихся на разных стадиях жизненного цикла, имеющих разный уровень разделения и специализации труда, его кооперирования и автоматизации, иерархических и «плоских», и так далее). Очевидно, что структура управления крупными предприятиями более сложна по сравнению с той, какая нужна небольшой фирме, где все функции менеджмента подчас сосредоточиваются в руках одного - двух членов организации (обычно руководителя и бухгалтера).

В процессе проектирования организационной структуры на основе изучения передового опыта выбирается тип структуры, определяется набор структурных подразделений, устанавливаются линейные и функциональные связи, количество уровней управления, разрабатываются соответствующие нормативные документы (устав, положения о подразделениях, должностные инструкции).

При организационном проектировании в целях унификации организационных структур управления, упорядочения штатов, расходов на содержание аппарата используются типовые варианты линейно-функциональных структур, сложившихся в отрасли, и укрупненные нормативы численности по типовой номенклатуре функций управления.

В настоящее время при проектировании организационных структур управления все шире применяется метод структуризации целей и задач управления. Его сущность состоит в определении системы целей и разработке их структуры посредством построения дерева целей; формулировке функций управления в соответствии с деревом целей; моделировании процессов управления. При таком подходе создается возможность разработки целостного организационного механизма, выполнения функций управления на всех уровнях системы и использования преимуществ линейно-функциональных и программно-целевых структур управления. [12]

На промышленных предприятиях с многостадийными процессами производства и комплексной переработкой сырья используется комбинатская производственная структура.

Общую структуру предприятия представляет совокупность всех производственных, непроизводственных (по обслуживанию работников и членов их семей) и управленческих подразделений предприятия. [17]

Типовая общая структура промышленного предприятия приведена на рисунке 1.

 


Рисунок 1. Типовая общая структура промышленного предприятия

 

При формировании структуры управления важно определить количество уровней и звеньев управления, степень централизации управления, состав отделов, число подчиненных у одного руководителя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.01 с.)