Опыт реорганизации учетной системы для целей налогообложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опыт реорганизации учетной системы для целей налогообложения



 

Любое национальное законодательство и российское законодательство о налогах и сборах в частности - живой развивающийся организм, тенденции изменения которого происходят в соответствии с объективными процессами, определяемыми в частности сложившимся в обществе балансом интересов. Эти тенденции, безусловно, оказывают влияние на связь налогового и бухгалтерского учета и потому нуждаются в исследовании. Поскольку МСФО обладает рядом существенных отличий от действующей российской системы финансовой отчетности, представляют интерес предполагаемые налоговые последствия перевода бухгалтерского учета на МСФО без изменения законодательства о налогах и сборах.

Использование параметров бухгалтерского учета в действующем законодательстве о налогах и сборах не только определяет величину налогового платежа, но часто оказывает косвенное влияние и на величину самих используемых параметров бухгалтерского учета. Поэтому необходимо определить каким образом внедрение МСФО без изменения действующего законодательства о налогах и сборах повлияет на причины, приводящие к искажению данных финансовой отчетности [13, c. 51].

С конца 60-х годов налоговая система выделяется в качестве самостоятельного инструмента экономической политики государства. Устанавливаются правила, исходя не из экономической сущности отношений, выступающих в качестве объекта регулирования, а исходя из потребностей налогообложения. Одностороннее искажение правил бухгалтерского учёта стало идти в разрез с интересами остальных пользователей финансовой отчетности, таким образом, обозначилась необходимость разделения бухгалтерского и налогового учета.

Однако до последнего времени во многих странах предпринимались усилия для того, чтобы не разделять полностью налоговый и бухгалтерский учёт. Как правило, это был путь поиска компромиссов - где можно поступиться фискальным интересом, а где можно допустить деформацию показателей финансовой отчётности.

Все более широкое использование МСФО особенно остро обозначило конфликт бухгалтерского и налогового учёта, так как МСФО не допускают никаких компромиссов с налогообложением. По этой причине внедрение МСФО в качестве нормативной основы составления финансовой отчётности неизбежно вступает в конфликт с интересами публичного субъекта - государства в лице налоговых органов. Вопрос характера взаимодействия бухгалтерского и налогового учета в различных странах вызвал пристальный интерес ведущих экономистов. В ряде работ при классификации стран по «моделям» учета и отчетности используется признак взаимосвязи бухгалтерского и налогового учета. В основе классификации по данному признаку лежит степень соответствия и взаимного влияния правил формирования финансовой (бухгалтерской) отчетности и правил налогообложения [7, c. 28-29]. В большинстве источников обычно выделяют две большие группы [29, c. 37-39]:

высокая степень взаимосвязи бухгалтерских и налоговых правил;

низкая степень взаимосвязи бухгалтерских и налоговых правил.

Такие авторы как К. Ноубс и Р. Паркер не дают прямой классификации стран, однако, по тексту разделяют страны с высокой степенью взаимосвязи налоговых и бухгалтерских правил, и страны с низкой степенью взаимосвязи. Среди стран, имеющих высокую взаимосвязь налоговых и бухгалтерских правил, авторы выделяют такие страны как Германия (налоговая отчетность должна быть аналогична индивидуальной финансовой отчетности), Франция, Испания, Греция, Япония, Бельгия, Италия и др. В качестве классического примера влияния правил, устанавливаемых налоговыми органами, на финансовую отчетность приводятся нормы амортизации основных средств, когда нормы, устанавливаемые для целей налогообложения должны применяться для составления финансовой отчетности.

К странам, имеющим низкую взаимосвязь налоговых и бухгалтерских правил, авторы относят Великобританию (максимальная степень независимости), США, Нидерланды, Канаду, Австралию, Новую Зеландию. В этих странах для определения налогооблагаемой базы налоговые органы делают корректировки финансовой отчетности, однако, напрямую не влияют (или влияют несущественно) на ее формирование.

Авторы констатировали наличие двух систем взаимодействия бухгалтерского и налогового учёта, как правило, совпадавших с основными мировыми правовыми системами: общего и кодифицированного права.

Для стран кодифицированного права (Западная Европа) обычно характерна высокая степень взаимосвязи налоговых и бухгалтерских правил, для стран общего права (Великобритания, США и др.) обычно характерна низкая степень взаимосвязи налоговых и бухгалтерских правил. В странах кодифицированного права учетные правила часто формируются на уровне законов и носят характер предписаний. Во многих странах кодифицированного права финансовая отчетность, в первую очередь, предназначена для удовлетворения информационных потребностей кредиторов и государственных органов, в частности налоговых. Высокая степень взаимосвязи налогового и бухгалтерского учета связанна с тем, что основными источниками финансирования предприятий являются государство и банки. В странах кодифицированного права налоговый учёт рассматривается как совокупность определенных правил, направленных на трансформацию бухгалтерского учёта. Говоря о концепции системы кодифицированного права, следует отметить высокую опасность доминирования налогового учёта над бухгалтерским. В какой-то степени можно говорить даже о вытеснении бухгалтерского учёта налоговым. В странах общего права правила учета более диспозитивны, и часто определяются стандартами, разрабатываемыми негосударственными органами - советами по стандартам бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Финансовая отчетность, в первую очередь, предназначена для удовлетворения информационных потребностей инвесторов (рынка капитала). Низкая степень взаимосвязи налогового и бухгалтерского учета связана с тем, что основным источником финансирования предприятий является рынок.

Для стран общего права характерно параллельное сосуществование бухгалтерского и налогового учёта. Их отделение друг от друга максимально. Чаще всего налоговый и бухгалтерский учёт в организации ведется двумя разными структурами. Налоговый учёт в этом случае представляет собой не столько совокупность правил, направленных на трансформацию бухгалтерской отчетности, сколько самостоятельную систему, подчиняющуюся собственной логике, использующую собственные методы. Концепция системы общего права предполагает, что взаимосвязь бухгалтерского учёта с налоговым должна носить односторонний характер. То есть, правила составления финансовой отчётности могут использоваться в целях налогообложения, но не наоборот. Таким образом, обеспечивается представление показателей финансовой отчетности в неискаженном виде. Однако на практике это не всегда реализуется. Каждая из систем имеет свои преимущества и недостатки.

К недостаткам системы общего права можно отнести то, что она повышает затраты по ведению учёта (содержание двух различных служб). Зато неоспоримым достоинством данной системы является то, что она обеспечивает пользователей отчетности информацией, не искаженной налоговыми правилами.

Основные достоинства и недостатки системы кодифицированного права прямо противоположны системе общего права, то есть меньшие затраты при составлении отчётности, но неизбежные поправки на налоговые нормы при анализе бухгалтерской отчетности. Практика разделения бухгалтерского и налогового учёта стала общепринятой преимущественно в тех странах, где ведущую роль в инвестиционной деятельности играет биржевое регулирование. Комплексная система учёта получила распространение в странах с преимущественным банковским финансированием инвестиций [30, c. 40-42].

При развитом биржевом рынке финансового капитала, источник и получатель инвестиций практически не вступают в контакт друг с другом, и часто заочно распоряжаются направлением финансовых потоков. Выбирая среди огромного множества возможных мест приложения капитала, спекулируя на фондовых рынках, биржевой инвестор при оценке эффективности того или иного предприятия вынужден пользоваться публикуемыми данными бухгалтерской отчетности, и в этом случае искажение их требованиями налоговых органов недопустимо. Если финансирование осуществляется преимущественно банками, контрагенты непосредственно контактируют, и у инвестора имеется возможность для более глубокого изучения отчётности объекта вложений. В этом случае налоговые аспекты можно исключить непосредственно в ходе их изучения, тем более, что это может дать даже дополнительную информацию.

Внедрение МСФО в странах континентальной Европы в последние десятилетия существенным образом сблизило учётную систему кодифицированного права с системой общего права. МСФО требуют от составителей отчётности представления информации в совершенно независимой от налоговых правил форме. Поэтому организации, претендующие на соответствие своей отчётности МСФО, вынуждены совершенно отказаться от корректировки бухгалтерского учёта под налоговые требования, а налоговый учёт либо полностью обособить, либо разработать методику соответствующей трансформации независимо сформированных бухгалтерских показателей.

Как отмечают К. Ноубс и Р. Паркер, высокая степень связи налоговых и бухгалтерских правил в первую очередь относится к индивидуальной отчетности, которая служит базой для исчисления налогов. Консолидированная отчетность, которая не является базой для налогообложения, может формироваться по иным правилам. Подтверждением этого факта являются тенденции развития зарубежной учетной практики.

В конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века ряд компаний Западной Европы в добровольном порядке начали составлять консолидированную отчетность по отличным от национальных стандартов правилам (в частности, по американским или по международным стандартам), что было обусловлено необходимостью привлечения финансирования на рынках капитала. В конце 90-х годов в ряде европейских стран кодифицированного права были приняты законы, разрешающие составлять консолидированную отчетность листинговым компаниям в соответствии со стандартами, отличными от национальных [35, c. 131].

С 1 января 2005 года ЕС принял решение об обязательности составления консолидированной отчетности европейскими листинговыми компаниями в соответствии с МСФО. Данный подход объясняется тем, что консолидированная отчетность ориентирована на потребности инвесторов и не влияет на формирование налогооблагаемой базы, опирающейся на индивидуальную отчетность. Решение о применении МСФО для индивидуальной отчетности оставлено на усмотрение каждой отдельной страны. Следует подчеркнуть, что МСФО никак не регламентируют формирование налогооблагаемой базы.

В работе Д. Александер, А. Бриттон и А. Йориссен выделяются страны с зависимыми системами бухгалтерского и налогового учета, и страны с независимыми системами бухгалтерского и налогового учета. К странам с зависимыми системами бухгалтерского и налогового учета авторы относят Германию, Францию, Бельгию, Италию, Швецию, Норвегию. Отмечается, что в этих странах налоговые органы используют информацию, представляемую в финансовой отчетности для определения налогооблагаемого дохода [39, c. 45].

В работе К. Робертс, П. Витман, П. Гордон страны делятся на три группы: с сильным влиянием, слабым влиянием и где влияние налогообложения на правила бухгалтерского учета и отчетности отсутствует. Также как К.Ноубс и Р. Паркер, данные авторы отмечают, что страны кодифицированного права имеют тенденцию к сильной зависимости правил финансовой и налоговой отчетности, а страны общего права - к независимости. Однако, при этом выделяются три типа зависимости налоговых правил и правил формирования финансовой отчетности [28, c. 42]:

) налоговые правила и правила формирования финансовой отчетности являются полностью, или в большой степени, независимыми друг от друга;

) существует общая система, при этом многие правила формирования финансовой отчетности также используются налоговыми органами;

) существует общая система, при этом многие налоговые правила используются также для формирования финансовой отчетности.

Подводя итоги первой главы в качестве основных выводов необходимо выделить следующее: введенная система организации налогового учета на предприятии регулируется нормативно-правовыми актами, но вместе с тем, современное состояние налогового учета можно охарактеризовать наличием пока только законодательных норм, не подкрепленных практическим опытом его ведения. Да и сами законодательные нормы требуют дальнейшего развития.

Налоговый учет стал дополнительной нагрузкой для бухгалтерских служб в связи с тем, что на предприятиях не выделяется отдел, занимающийся ведением налогового учета и формированием отчетности по налогам. А введение нового вида учета связано не только с различными правилами группировки доходов и расходов организации, их признания в бухгалтерском учете и учете для целей налогообложения, но и правилами квалификации и классификации амортизируемого имущества, способами оценки материально - производственных запасов, основных средств, незавершенного производства, готовой продукции, способа начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, порядком распределения расходов и определения той их доли, которая относится к расходам текущего периода.

Ведущие экономисты разделяют страны с высокой степенью взаимосвязи налоговых и бухгалтерских правил, и страны с низкой степенью взаимосвязи.

Среди стран, имеющих высокую взаимосвязь налоговых и бухгалтерских правил, авторы выделяют такие страны как Германия (налоговая отчетность должна быть аналогична индивидуальной финансовой отчетности), Франция, Испания, Греция, Япония, Бельгия, Италия, Россия и другие. К странам, имеющим низкую взаимосвязь налоговых и бухгалтерских правил, авторы относят Великобританию (максимальная степень независимости), США, Нидерланды, Канаду, Австралию, Новую Зеландию. В этих странах для определения налогооблагаемой базы налоговые органы делают корректировки финансовой отчетности, однако, напрямую не влияют (или влияют несущественно) на ее формирование.

В странах с высокой взаимосвязью налогового и бухгалтерского учета финансовая отчетность, в первую очередь, предназначена для удовлетворения информационных потребностей кредиторов и государственных органов, в частности налоговых. Высокая степень взаимосвязи налогового и бухгалтерского учета связанна с тем, что основными источниками финансирования предприятий являются государство и банки. В таких странах налоговый учёт рассматривается как совокупность определенных правил, направленных на трансформацию бухгалтерского учёта.

В странах с низкой степенью взаимосвязи бухгалтерского и налогового учета, таких, как США, Великобритания правила учета более диспозитивны, и часто определяются стандартами, разрабатываемыми негосударственными органами - советами по стандартам бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Финансовая отчетность, в первую очередь, предназначена для удовлетворения информационных потребностей инвесторов (рынка капитала). Низкая степень взаимосвязи налогового и бухгалтерского учета связана с тем, что основным источником финансирования предприятий является рынок. Для таких стран характерно параллельное сосуществование бухгалтерского и налогового учёта. Их отделение друг от друга максимально. Чаще всего налоговый и бухгалтерский учёт в организации ведется двумя разными структурами. Налоговый учёт в этом случае представляет собой не столько совокупность правил, направленных на трансформацию бухгалтерской отчетности, сколько самостоятельную систему. То есть, правила составления финансовой отчётности могут использоваться в целях налогообложения, но не наоборот. Таким образом, обеспечивается представление показателей финансовой отчетности в неискаженном виде.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.154.171 (0.011 с.)