Правовое регулирование налогового учета на предприятиях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое регулирование налогового учета на предприятиях



 

Статьей 313 главы 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организаций» введено понятие «налоговый учет».

Налоговый учет - система обобщения информации для определения и налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК.

В целях исчисления налога на прибыль в соответствие с нормами настоящей статьи надлежит не корректировать прибыль, полученную по данным, а вести параллельно с бухгалтерским еще и налоговый учет. Главный <\\\\главный> принцип налогового учета заключается в группировке данных первичных документов в соответствие с требованиями налогового, а не бухгалтерского законодательства для формирования налоговой базы по налогу на прибыль.

Налоговый учет представляет собой систему регистрации и обобщения информации о совершаемых налогоплательщиком однородных операций, приводящих к возникновению доходов или расходов, учитываемых в определенном положениями Кодекса порядке при исчислении налоговой базы текущего или будущих периодов.

Основными задачами налогового учета является формирование полной и достоверной информации о порядке формирования данных о величине доходов и расходов организации, определяющих размер налоговой базы отчетного налогового периода в порядке, установленном главой 25 НК РФ, а также обеспечение этой информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью расчетов с бюджетом по налогу на прибыль.

Впервые в действующем законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах дано определение не только налогового учета, но и аналитических регистров налогового учета.

Аналитические регистры налогового учета - сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями главы 25, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

Аналитические регистры налогового учета - сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями настоящей главы, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

Аналитические регистры налогового учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы [32, с. 48-50].

Как следует из содержания статьи 313 Кодекса, формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения.

Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать реквизиты: наименование регистра, период (дату) составления, измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении, наименование хозяйственных операций, подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Вместе с тем статьей 313 НК предусмотрено ведение налогового учета в бухгалтерских регистрах.

Данное положение позволяет реализовать нормы статьи 54 НК относительно исчисления налоговой базы, в соответствии с которыми «налогоплательщики - организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением».

Поскольку основой любой системы учета является определенная совокупность и порядок ведения регистров учета, в соответствии с действующим налоговым законодательством можно предложить два варианта ведения налогового учета:

автономное (параллельное) ведение налогового учета наряду с ведением бухгалтерского учета;

интегрированное ведение налогового и бухгалтерского учета.

Первый вариант ведения налогового учета предусматривает необходимость организации специальной службы, занимающейся всеми вопросами налогообложения на предприятии, включая формирование налоговой политики (оптимизации налогообложения) и взаимодействие с налоговыми органами.

Ведение данного варианта строится на применении аналитических регистров налогового учета, которые формируются на основе первичных документов, являющихся основанием и для ведения бухгалтерского учета.

В этом случае следует предусмотреть дополнительные экземпляры первичных документов для ведения налогового учета. Кроме того, необходимо предусмотреть взаимосвязь данных налогового и бухгалтерского учета, а также внутренний контроль тождественности информации двух видов учета, что значительно увеличит расходы организации.

Второй вариант предусматривает максимальное сближение (интеграцию) бухгалтерского и налогового учета. Поскольку в этом варианте регистры налогового учета строятся на основе регистров и первичных документов бухгалтерского учета, ведение налогового учета осуществляется работниками бухгалтерской службы.

При выборе варианта ведения налогового учета следует учитывать влияние всех факторов, а не только финансовые возможности организации. Такими факторами являются:

организационная структура предприятия;

отраслевая принадлежность и специфика деятельности;

наличие внешних и внутренних пользователей информации;

степень автоматизации и объем информационных потоков между структурными подразделениями;

уровень состояния системы бухгалтерского учета;

уровень состояния как внутреннего, так и внешнего контроля.

Основные нормативные документы, необходимые в процессе осуществления организацией учетной деятельности, как налоговой, так и бухгалтерской [11, с. 80]:

Гражданский кодекс РФ, части первая (от 21.10.1994 г.), вторая (от 22.12.1995 г.) и третья (от 01.11.2001 г.), с последующими изменениями и дополнениями;

- Налоговый кодекс РФ части первая (№ 146- ФЗ от 31.08.1998г.) и вторая (№ 117- ФЗ от 05.08.2000 г.), с последующими изменениями и дополнениями;

- Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129- ФЗ от 21.11.1996 г., с последующими изменениями и дополнениями;

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34 - н от 29.07.1998 г., с последующими изменениями и дополнениями;

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/08 № 60-н от 09.12.2008 г.;

Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 № 32- н от 06.05.1999 г.;

Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 № 33- н от 06.05.1999 г;

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02 № 114- н от 19.12.2002 г.;

Методические рекомендации по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса Российской федерации № БГ- 3- 02/729 от 20.12.2002 г.;

Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций, утверждена приказом МНС РФ № БГ- 3- 02/614 от 11.11.2003 и другие документы.

До вступления в действие главы 25 налоговая база для расчета налога на прибыль организаций формировалась на основе данных бухгалтерского учета. Налогооблагаемая прибыль представляла собой бухгалтерскую прибыль организации, уменьшенную или увеличенную в соответствии с требованиями налогового законодательства. Корректировка бухгалтерской прибыли для определения размера налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет, осуществлялась путем заполнения Справки о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли".

Следует отметить, что в последнее время процедура корректировки бухгалтерской прибыли и определения ее величины для целей налогообложения значительно усложнилась, поэтому в настоящее время отдается предпочтение самостоятельному виду налогового учета. Также это объясняется тем, что правила бухгалтерского учета, установленные системой нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации, существенно отличаются от принципов группировки доходов и расходов, установленных налоговым законодательством. Достаточно сказать, что в упомянутой Справке, являющейся приложением № 4 к инструкции «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций", утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 15.06.2000 № 62, предусматривалась корректировка показателей почти по 40 пунктам, отражаемых в системе бухгалтерского учета, для приведения их в соответствие с требованиями налогового законодательства. И идти дальше по пути корректировки показателей бухгалтерского учета для целей налогообложения нецелесообразно, поскольку этот процесс становится слишком трудоемким.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.215 (0.007 с.)