Органы государственной власти, осуществляющие лицензирование телекоммуникационных услуг: структура, полномочия, проблемы взаимодействия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Органы государственной власти, осуществляющие лицензирование телекоммуникационных услуг: структура, полномочия, проблемы взаимодействия



 

Общее государственное регулирование отрасли относится к компетенции Министерства информационных технологий и связи, которое:

выдает лицензии телекоммуникационным компаниям,

сертифицирует оборудование,

регулирует порядок оказания услуг связи общего пользования,

осуществляет выделение частотного ресурса.

Государственные органы сохраняют за собой полномочия в регулировании и утверждении тарифов на услуги междугородной и местной телефонной связи.

Правительством Российской Федерации устанавливаются полномочия федерального органа исполнительной власти в области связи.

Федеральный орган исполнительной власти в области связи:

осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области связи;

на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно осуществляет правовое регулирование в области связи и информатизации, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

взаимодействует по вопросам и в порядке, установленными федеральными законами, с саморегулируемыми организациями в области связи, создаваемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации;

выполняет функции администрации связи Российской Федерации при осуществлении международной деятельности Российской Федерации в области связи;

вправе запрашивать у операторов связи информацию, связанную с оказанием услуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, в том числе о технологических возможностях оператора связи по оказанию услуг связи, о перспективах развития сетей связи, о тарифах на услуги связи, а также направлять операторам связи, заключившим государственный контракт на оказание услуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, обязательные для исполнения предписания в связи с указанными контрактами.

Лицензированием услуг связи в Российской Федерации занимается Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) согласно Постановления Правительства РФ № 228 от 16 марта 2009 г. «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций».

Выступая как лицензирующий орган Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций:

) устанавливает в соответствии с перечнями лицензионных условий, указанными ФЗ «О связи», лицензионные условия, вносит в них изменения и дополнения;

) регистрирует заявления о предоставлении лицензий;

) выдает лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом;

) осуществляет контроль за соблюдением лицензионных условий, выдает предписания об устранении выявленных нарушений и выносит предупреждения о приостановлении действия лицензий;

) отказывает в выдаче лицензий;

) приостанавливает действие лицензий и возобновляет их действие;

) аннулирует лицензии;

) переоформляет лицензии;

) ведет реестр лицензий и публикует информацию указанного реестра в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Начиная с 2002 года было выдано более 7400 лицензий на оказание телекоммуникационных услуг. На рынке действуют наряду с традиционными операторами сетей общего пользования около 4500 новых операторов. В общем объеме рынка телекоммуникационных услуг доля новых операторов составляет 46 процента.

При федеральном органе исполнительной власти в сфере связи действуют три структуры, которые ответственны за формирование государственной политики в области электросвязи и разработку проектов соответствующих нормативных документов.

Указанными органами являются Государственная комиссия по радиочастотам, Государственная комиссия по электросвязи и Государственная комиссия по информатизации при Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации.

Действующие Положения о перечисленных комиссиях утверждены Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2000 г. № 346.

Государственная комиссия по радиочастотам при Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации является органом, осуществляющим на коллегиальной основе подготовку предложений по государственной политике и координации работ в области распределения и использования радиочастотного спектра и обеспечения электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств.

Государственная комиссия по электросвязи при Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации является органом, осуществляющим на коллегиальной основе координацию и регулирование деятельности в области развития и совершенствования сетей электросвязи, включающих взаимоувязанную сеть связи Российской Федерации.

Государственная комиссия по информатизации при Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации является органом, осуществляющим на коллегиальной основе координацию работ по реализации государственной политики в сфере информатизации.

Возглавляет перечисленные комиссии Министр Российской Федерации по связи.

В состав Комиссий входят представители разнообразных ведомств. Членами комиссий являются заместитель Министра Российской Федерации по связи (заместитель председателя Комиссии), а также руководящие работники Министерства Российской Федерации по связи, Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства экономики Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства науки и технологий Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Российского агентства по системам управления, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации и Российской академии наук, представители иных федеральных ведомств, а также руководящие работники акционерных обществ «Связьинвест», «Телеком», Российского акционерного общества «ЕЭС России», открытого акционерного общества «Газпром», также в состав входит и руководитель «Ростелеком».

По составу и своим основным функциям перечисленные комиссии имеют межотраслевой характер. Их особый статус подчеркивается тем обстоятельством, что все названные комиссии перечислены в федеральном законе «О связи», а Положения, определяющие статус и полномочия комиссий, утверждены не Минсвязи России, а непосредственно Правительством Российской Федерации.

Помимо основных функций координации деятельности органов государственной власти и выработке предложений в сфере государственной политики по закрепленным направления, деятельности комиссии в лице обеспечивающих их деятельность структурных подразделений Минсвязи России выполняют задачи назначения радиочастот, сертификации оборудования и лицензирования деятельности операторов связи.

Назначение радиочастот осуществляется органами государственной радиочастотной службы при Минсвязи России и радиочастотными органами Минобороны России и Федеральное агентство правительственной связи и информации.

Порядок взаимоотношений операторов связи с регулирующими органами достаточно четко определен в нормативных документах - Правилах и Административном регламенте для Россвязи, касающегося рассмотрения заявлений и принятия решений о выделении ресурса нумерации.

Список документов, прикладываемых к заявлению, приведен в п. 10 Правил и п. 8 Административного регламента.

Основания, по которым Россвязь может отказать оператору в выделении ресурса нумерации: несоответствие или непредставление всех необходимых документов, наличие в них недостоверной или искаженной информации, несоответствие потребности в ресурсе нумерации, его ограниченность на определенной территории, а также несоответствие запрашиваемого ресурса единой системе и плану нумерации. Бывает, подкачала схема построения сети связи, которая должна отвечать установленным требованиям и запрашиваемому ресурсу нумерации. В таком случае Россвязь отдельным уведомлением возвращает документы в тридцатидневный срок со дня их получения и отказывает в предоставлении ресурса нумерации (п. 14 Правил и п. 15 Административного регламента). В связи с этим компания ОАО «Ростелеком» не только затрачивает не только много времени, но и большие финансовые ресурсы.

ОАО «Ростелеком», получив ресурс нумерации, самостоятельно выделяет номера для абонентов и пользователей услуг связи, назначает идентификационные коды элементов сети, коды доступа к услугам связи на своей сети из выделенного ему ресурса нумерации (п. 18 Правил). Выделенный ресурс нумерации должен быть использован компанией (полностью или частично) в течение двух лет с даты выделения ресурса нумерации. Ресурс нумерации считается использованным полностью, если он использован оператором в целях оказания услуг не менее чем на 85%, и частично - не менее чем на 75%. В обязанности оператора связи, получившего ресурс нумерации, входит его использование полностью или частично, недопущение использования ресурса нумерации в целях оказания услуг связи другими операторами, представление в Россвязь показателей об использовании в своей сети связи выделенного ему ресурса нумерации и сообщение обо всех изменениях регистрационных данных компании. То есть ОАО «Ростелеком» не только вынужден в ограниченных временных рамках осваивать выделенные номера, но отчитываться перед Россвязью, предоставляя свою коммерческую информацию органу государственной власти.

Оператор вправе передать выделенный ему ресурс нумерации другому оператору только с согласия Россвязи, для чего необходимо представить заявление с указанием идентификационных данных и информации о передаваемом ресурсе нумерации. Федеральное агентство не даст согласие на передачу выделенного ранее ресурса нумерации (его части), если на день получения заявлений операторов ресурс нумерации на соответствующей территории является ограниченным. В то же время чиновники не вправе отказать в передаче использованного ресурса нумерации от одного оператора другому оператору, имеющему лицензию, которая допускает использование такой нумерации в соответствии с российской системой и планом нумерации (п. 17 Правил и п. 16 Административного регламента).

Требований к использованию ресурса нумерации не так уж много, главное - задействовать большую часть номерной емкости. При невыполнении этого и других условий по использованию ресурса нумерации Россвязь может принять решение об изъятии ресурса нумерации. Рассмотрим основания, которые дают регулирующему органу право провести малоприятную для оператора процедуру.

Изъятие (полностью или частично) ранее выделенного операторам связи ресурса нумерации осуществляется по основаниям, перечисленным в п. 2 ст. 26 Закона о связи и в п. 21 Правил:

обращение оператора связи, которому выделен ресурс нумерации;

прекращение действия лицензии, выданной оператору связи;

использование оператором ресурса нумерации с нарушением системы и плана нумерации;

неиспользование оператором связи выделенного ресурса нумерации полностью или частично в течение двух лет со дня выделения;

невыполнение оператором обязательств, принятых им на торгах, касающихся получения лицензии на оказание услуг связи.

В случае изъятия ресурса нумерации, выделенного оператору связи, компенсация ему не выплачивается, поэтому такой поворот событий для оператора убыточен во всех отношениях.

За получение ресурса нумерации взимается государственная пошлина. Размер пошлины регламентируется статьей 333.33 Налогового Кодекса Российской Федерации:

за один телефонный номер из плана нумерации седьмой зоны всемирной нумерации для телефонной сети связи общего пользования, за исключением выделения нумерации из кодов доступа к услугам электросвязи, - 10 рублей;

за один код идентификации сетей подвижной радиотелефонной связи и подвижной радиосвязи из ресурса нумерации кодов идентификации сетей связи, их элементов и оконечного оборудования - 1 000 000 рублей;

за один номер из кодов доступа к услугам электросвязи из плана нумерации седьмой зоны всемирной нумерации для телефонной сети связи сети связи общего пользования - 10 000 рублей;

за один номер из плана нумерации выделенной сети единой сети электросвязи Российской Федерации - 10 рублей;

за один код идентификации узловых элементов и оконечного оборудования из ресурса нумерации кодов пунктов сети сигнализации ОКС № 7 для фиксированной телефонной связи, подвижной радиотелефонной связи, подвижной радиосвязи и спутниковой подвижной радиосвязи в международном индикаторе - 100 000 рублей;

за один код идентификации узловых элементов и оконечного оборудования из ресурса нумерации кодов пунктов сети сигнализации ОКС № 7 для фиксированной телефонной связи, подвижной радиотелефонной связи, подвижной радиосвязи и спутниковой подвижной радиосвязи в междугородном индикаторе - 10 000 рублей;

за один код идентификации узловых элементов и оконечного оборудования из ресурса нумерации кодов пунктов сети сигнализации ОКС № 7 для фиксированной телефонной связи, подвижной радиотелефонной связи, подвижной радиосвязи и спутниковой подвижной радиосвязи в местном индикаторе - 1 000 рублей.

Целесообразно в «Правилах распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации» учесть проблемы, выявившиеся в практике правоприменения, в том числе по перечню документов, представляемых при получении нумерации, процедуре переоформления ресурса нумерации при изменении номера лицензии, по уточнению кодов DEF, более четкому описанию критериев задействования нумерации, с указанием сетей, на которые распространяются данные критерии и др. В связи с этим необходимо решать вопрос сокращения сроков оформления разрешений на использование радиочастот (радиочастотных каналов), упростить порядок взаимодействия операторов с радиочастотными органами, а также процедур выдачи радиочастот. Следует упростить либо отказаться от переоформления частотных разрешений в случае реорганизации компаний.

Проведенный краткий анализ функций и полномочий основных государственных органов, выполняющих задачи в сфере государственного регулирования рынка телекоммуникационных услуг и его операторов свидетельствует, что Минсвязи России и другие органы исполнительной власти до последнего времени занимались вопросами выработки государственной политики, нормотворческой деятельностью в виде подготовки и утверждения подзаконных актов в сфере электросвязи, правоприменительной практикой по организации исполнения законов и подзаконных актов, надзором за деятельностью в области связи. В результате Минсвязи РФ имело неограниченные возможности диктовать свою волю операторам связи и предопределять их деятельность.

Определенные ограничения, налагаемые законодательством на возможные произвольные решения Минсвязи России и его структурных подразделений в отношении операторов, в данных условиях не могли быть эффективными, поскольку в конечном итоге они сводились к предоставлению права операторам связи обжаловать действия и решения исполнительных органов государственной власти в судебном порядке. Однако, при столь значительном сосредоточении полномочий в руках Минсвязи России право обращения операторов в суд являлось декларативным.

Процесс взаимодействия с Министерства связи Российской Федерации с коммерческими организациями не получил развития. Созданная Государственная комиссия по информатизации при Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации как правило, собирается в минимальном составе, а вопросы лицензирования телекоммуникационных услуг рассматривались лишь однажды.

Все это свидетельствует о необходимости разработки и принятия Соглашения между Министерством связи Российской Федерации, исполнительными органами государственной власти и коммерческими организациями по вопросам лицензирования телекоммуникационных услуг». Данное соглашение должно определять конкретные механизмы взаимодействия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.209.95 (0.022 с.)