Лицензирование как способ государственного регулирования услуг связи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лицензирование как способ государственного регулирования услуг связи



 

Посредством режима лицензирования государство осуществляет контроль за соблюдением лицензиатами требований законодательства в области соответствующего лицензируемого вида деятельности, предъявляемых к обеспечению единой государственной политики в указанной области деятельности. Государство требует у соискателя лицензии наличия определенных организационно-технических возможностей, соответствующего оснащения, специального оборудования, профессиональных характеристик, опыта работы и т.п. и их соответствия соответствующим лицензионным требованиям.

Законом «О связи» 1995 года вопросы лицензирования регулировались единственной статьей 15, которая содержала фактически только отсылочную норму на Положение о лицензировании, которое должно было утверждаться Правительством Российской Федерации. Указанное положение было принято Постановлением Правительства РФ от 5 июня 1994 г. № 642. Однако законодательство России в области связи, действовавшее до 1 января 2004 г., не регулировало порядок установления условий действия лицензии. Соответственно условия осуществления деятельности в соответствии с лицензиями, выданными до 1 января 2004 г., устанавливались лицензиаром произвольно и по своему усмотрению.

Принятие нового Закона «О связи» № 126-ФЗ и Постановления Правительства от 18 февраля 2005 г. № 87 и отмена старых нормативно-правовых актов устранили пробел в регулировании условий действия лицензии, нормативно установив такие условия. В новом федеральном законе «О связи» Лицензированию услуг связистов теперь посвящена отдельная глава, которая содержит подробное регулирование данной процедуры.

Перечень услуг, которые могут быть указаны в лицензии, утвержден Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 № 87. В нем поименованы два десятка видов деятельности в области связи, которые различаются в зависимости от средств связи и схемы передачи данных. Для каждого из них установлены лицензионных условия.

Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, и соответствующие перечни лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации № 87 от 18 февраля 2005 г.

-я группа лицензий на предоставление услуг связи:

Телематические услуги связи;

Услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации;

Услуги связи по предоставлению каналов связи, при предоставлении каналов связи, не выходящих за пределы территории одного субъекта Российской Федерации;

Услуги телеграфной связи.

-я группа лицензий на предоставление услуг связи:

Услуги местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа.

Услуги междугородной и международной телефонной связи.

Услуги телефонной связи в выделенной сети связи.

Услуги внутризоновой телефонной связи.

Услуги местной телефонной связи с использованием таксофонов.

Услуги местной телефонной связи с использованием средств коллективного доступа.

Услуги связи персонального радиовызова.

Услуги подвижной радиосвязи в сети связи общего пользования.

Услуги подвижной радиосвязи в выделенной сети связи.

Услуги подвижной радиотелефонной связи.

Услуги подвижной спутниковой радиосвязи.

Услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации.

Услуги связи для целей кабельного вещания.

Услуги связи для целей эфирного вещания.

Услуги связи для целей проводного радиовещания.

Услуги почтовой связи.

Услуги связи по предоставлению каналов связи, при предоставлении каналов связи, выходящих за пределы территории одного субъекта Российской Федерации или за пределами территории Российской Федерации;

Лицензии Группы 1 и 2 с использованием радиочастотного спектра.

-я группа лицензий на предоставление услуг связи:

Услуги междугородной и международной телефонной связи.

Лицензии выдаются по результатам рассмотрения заявлений, а в случаях, предусмотренных статьей 31 настоящего Федерального закона, - по результатам проведенных торгов (аукциона, конкурса).

Лицензии выдаются по результатам торгов (аукциона, конкурса) в случае, если:

) услуга связи будет оказываться с использованием радиочастотного спектра, а государственная комиссия по радиочастотам установит, что доступный для оказания услуг связи радиочастотный спектр ограничивает возможное количество операторов связи на данной территории. Победителю торгов (аукциона, конкурса) выдается лицензия и выделяются соответствующие радиочастоты;

) на территории имеются ограниченные ресурсы сети связи общего пользования, в том числе ограниченный ресурс нумерации, и федеральный орган исполнительной власти в области связи устанавливает, что количество операторов связи на данной территории должно быть ограничено.

Решение о проведении торгов (аукциона, конкурса) принимается федеральным органом исполнительной власти в области связи в установленном порядке. Организация проведения торгов (аукциона, конкурса) осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области связи не позднее чем через шесть месяцев после принятия такого решения.

До принятия решения о возможности выдачи лицензии (на основании решения по результатам рассмотрения заявления о предоставлении лицензии или по результатам проведения торгов (аукциона, конкурса) лицензия, предусматривающая при оказании услуг связи использование радиочастотного спектра, не выдается.

Требовать от соискателя лицензии документы, кроме указанных в статье 31 федерального законадокументов, не допускается.

За представление в лицензирующий орган недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Решение о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче лицензирующий орган принимает:

в срок, не превышающий тридцати дней со дня принятия решения, по результатам проведенных торгов (аукциона, конкурса);

- в случаях, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, в срок, не превышающий семидесяти пяти дней со дня получения заявления соискателя лицензии со всеми указанными в пунктах 1 - 3 статьи 30 настоящего Федерального закона необходимыми документами, за исключением случаев, если выдача лицензии осуществляется по результатам проведения торгов (аукциона, конкурса);

в иных случаях в срок, не превышающий тридцати дней со дня получения заявления соискателя лицензии со всеми указанными в пунктах 1 и 2 статьи 30 настоящего Федерального закона необходимыми документами, по результатам рассмотрения заявления.

Лицензирующий орган обязан известить соискателя лицензии о принятии решения о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения. Извещение о выдаче лицензии направляется или вручается соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока оплаты лицензионного сбора. Извещение об отказе в выдаче лицензии направляется или вручается соискателю лицензии в письменной форме с указанием оснований отказа.

За рассмотрение заявления о выдаче лицензии взимается сбор в размере трехсот рублей. За выдачу лицензии взимается лицензионный сбор. После получения извещения о выдаче лицензии соискатель лицензии обязан произвести оплату лицензионного сбора. Выдача лицензии осуществляется в течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора.

За выдачу лицензии устанавливается лицензионный сбор в размере:

15 000 рублей, умноженных на количество субъектов Российской Федерации, на территориях (части территорий) которых согласно этой лицензии будут оказываться услуги связи, - в случаях, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона;

установленном условиями торгов (аукциона, конкурса), - в случае выдачи лицензии по результатам проведенных торгов (аукциона, конкурса);

1 000 рублей, умноженных на количество субъектов Российской Федерации, на территориях (части территорий) которых согласно этой лицензии будут оказываться услуги связи, - в иных случаях.

Суммы лицензионного сбора и сбора за рассмотрение заявления о выдаче лицензии зачисляются в федеральный бюджет. В случае, если лицензиат в течение трех месяцев не произвел оплату лицензионного сбора, лицензирующий орган вправе аннулировать лицензию.

Территория, на которой в соответствии с лицензией разрешается оказывать услуги связи, указывается в лицензии лицензирующим органом.

Лицензия или любые предоставляемые ею права не могут быть полностью или частично переданы лицензиатом другому юридическому или физическому лицу.

Лицензия может быть выдана на срок от трех до двадцати пяти лет, который устанавливается лицензирующим органом с учетом:

срока, указанного в заявлении соискателя лицензии;

содержания услуг связи, на оказание которых испрашивается лицензия;

указанного в решении государственной комиссии по радиочастотам о выделении полосы радиочастот срока в случае, если услуга связи оказывается с использованием радиочастотного спектра;

технических ограничений и технологических условий в соответствии с правилами присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия.

Лицензия может выдаваться на срок менее чем три года по заявлению соискателя лицензии. Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата на тот же срок, на который она была выдана первоначально, или на иной срок, который не превышает срок, установленный пунктом 1 настоящей статьи. Заявление о продлении срока действия лицензии подается в лицензирующий орган не позднее чем за два месяца и не ранее чем за шесть месяцев до окончания срока действия лицензии. Для продления срока действия лицензии лицензиат должен представить документы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона. Решение о продлении срока действия лицензии принимается лицензирующим органом на основании представленных документов в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня поступления указанных документов.

В продлении срока действия лицензии может быть отказано, если на день подачи заявления установлены, но не устранены нарушения лицензионных условий.

Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются:

) несоответствие документов, прилагаемых к заявлению, требованиям статьи 30 настоящего Федерального закона;

) непредставление документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом;

) наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

) несоответствие деятельности, заявляемой соискателем лицензии, установленным для данного вида деятельности стандартам, требованиям и правилам;

) непризнание соискателя лицензии победителем торгов (аукциона, конкурса) в случае, если лицензия выдается по результатам торгов (аукциона, конкурса);

) отмена решения государственной комиссии по радиочастотам о выделении полосы радиочастот;

) отсутствие технической возможности реализации заявленной услуги связи.

Лицензия по заявлению ее владельца может быть переоформлена на правопреемника. При этом правопреемник кроме документов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 30 Федерального закона «О связи», обязан представить документы, подтверждающие передачу ему сетей связи и средств связи, необходимых для оказания услуг связи в соответствии с переоформляемой лицензией, и переоформление на его имя разрешения на использование радиочастот в случае их использования для оказания услуг связи на основании переоформляемой лицензии.

При реорганизации юридического лица в форме слияния, присоединения или преобразования лицензия переоформляется по заявлению правопреемника. К заявлению должны быть приложены документы, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 30 Федерального закона «О связи».

При реорганизации юридического лица в форме разделения или выделения лицензия переоформляется по заявлению заинтересованных правопреемника или правопреемников. При этом заинтересованные правопреемник или правопреемники кроме документов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 30 Федерального закона «О связи», обязаны представить документы, подтверждающие передачу им сетей связи и средств связи, необходимых для оказания услуг связи в соответствии с переоформляемой лицензией, и переоформление на их имя разрешения на использование радиочастот в случае их использования для оказания услуг связи на основании переоформляемой лицензии.

При оспаривании другими правопреемниками прав заинтересованных правопреемника или правопреемников на переоформление лицензии спор между сторонами разрешается в судебном порядке.

В случае реорганизации юридического лица либо изменения реквизитов юридического лица или индивидуального предпринимателя, указанных в лицензии, лицензиат в течение тридцати дней обязан подать заявление о переоформлении лицензии с приложением документов, подтверждающих указанные в этом заявлении изменения. В случае, если такое заявление не было подано в установленный срок, действие лицензии прекращается.

Переоформление лицензии осуществляется лицензирующим органом в течение тридцати дней со дня получения соответствующего заявления.

За переоформление лицензии взимается сбор в размере одной тысячи рублей, который зачисляется в федеральный бюджет.

При переоформлении лицензии лицензирующий орган вносит соответствующие изменения в реестр лицензий в области связи.

В случае отказа от переоформления лицензии лицензиат в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключенными с пользователями услугами связи договорами об оказании услуг связи несет ответственность перед пользователями услугами связи.

Лицензиат может обратиться в лицензирующий орган с заявлением о внесении изменений или дополнений в лицензию, в том числе в лицензионные условия.

Лицензирующий орган обязан рассмотреть такое заявление и известить заявителя о принятом решении в срок, не превышающий шестидесяти дней.

За осуществление внесения изменений или дополнений в лицензию взимается сбор в размере ста рублей, который зачисляется в федеральный бюджет.

При необходимости внесения в лицензию изменений или дополнений, касающихся наименования услуг связи, территории, на которой действует лицензия, или использования радиочастотного спектра, выдается новая лицензия в порядке, предусмотренном для ее выдачи.

В случае изменения законодательства Российской Федерации лицензирующий орган по своей инициативе вправе вносить изменения и дополнения в лицензионные условия с извещением об этом лицензиата в течение тридцати дней. В извещении указывается основание принятия этого решения. Внесение изменений и дополнений в лицензию в этом случае осуществляется бесплатно.

Лицензирующий орган до приостановления действия лицензии вправе выносить предупреждение о приостановлении ее действия в случае:

) выявления уполномоченными на то государственными органами нарушения, связанного с несоблюдением норм, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области связи;

) выявления уполномоченными на то государственными органами нарушений лицензиатом лицензионных условий;

) неоказания услуг связи более чем три месяца, в том числе их неоказания с указанного в лицензии дня начала оказания таких услуг.

Лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии в случае:

) выявления нарушений, которые могут повлечь за собой причинение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью человека, а также обеспечению нужд государственного управления, в том числе президентской связи, правительственной связи, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка;

) аннулирования разрешения государственной комиссии по радиочастотам на использование лицензиатом радиочастот, если такое аннулирование приводит к невозможности оказания услуг связи;

) невыполнения лицензиатом в установленный срок предписания лицензирующего органа, которое обязывало устранить выявленное нарушение, в том числе предписания, которое было выдано при вынесении предупреждения о приостановлении действия лицензии.

Предупреждение о приостановлении действия лицензии, а также решение о приостановлении действия лицензии доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с указанием основания принятия такого решения или вынесения предупреждения не позднее чем через десять дней со дня принятия такого решения или вынесения предупреждения.

Лицензирующий орган обязан установить разумный срок устранения лицензиатом нарушения, повлекшего за собой вынесение предупреждения о приостановлении действия лицензии. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. В случае, если в указанный срок лицензиат не устранил такое нарушение, лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии и обратиться в суд с требованием об аннулировании лицензии.

В случае устранения лицензиатом нарушения, повлекшего за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган обязан принять решение о возобновлении ее действия.

Подтверждением устранения лицензиатом нарушения, повлекшего за собой приостановление действия лицензии, является выдаваемое в срок не позднее чем через десять дней с даты устранения указанного нарушения заключение органа государственного надзора за связью. Решение о возобновлении действия лицензии должно быть принято не позднее чем через десять дней со дня получения лицензирующим органом указанного заключения.

Аннулирование лицензии в судебном порядке осуществляется по искам заинтересованных лиц или лицензирующего органа в случае:

) обнаружения недостоверных данных в документах, послуживших основанием для принятия решения о выдаче лицензии;

) неустранения в установленный срок обстоятельств, вызвавших приостановление действия лицензии;

) невыполнения лицензиатом обязательств, принятых им в процессе участия в торгах (аукционе, конкурсе) (в случае, если лицензия выдана по результатам проведенных торгов (аукциона, конкурса).

Аннулирование лицензии лицензирующим органом осуществляется в случае:

) ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его реорганизации в форме преобразования;

) прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя;

) заявления лицензиата с просьбой об аннулировании лицензии;

) неуплаты лицензионного сбора в течение трех месяцев со дня извещения соискателя о выдаче лицензии.

При аннулировании лицензии лицензионный сбор не возвращается.

Решение лицензирующего органа об аннулировании лицензии доводится до лицензиата в течение десяти дней со дня принятия и может быть обжаловано в судебном порядке.

Таким образом, новый закон содержит как положения, облегчающие, так и усложняющие процедуру лицензирования.

В тоже время определились новые проблемы:

. Проблема соотношения наименований услуг связи, внесенных в лицензии, выданные до 1 января 2004 г. и после. До сих пор нет официальных разъяснений по вопросу соотношения наименований старых и новых лицензий. Поэтому возникает проблема применения новых норм к старым лицензиям. В частности, оператор связи, имеющий лицензию на предоставление услуг телематических служб со службой передачи речевой информации и разрешение на эксплуатацию сооружения связи будет привлечен к административной ответственности за деятельность без лицензии на услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации. До 1 января 2004 г. регулировались виды лицензий, а после - наименования услуг связи, вносимых в лицензии.

. Насущным вопросом для операторов, оказывающих услуги связи для целей кабельного вещания, является так называемая проблема двух лицензий.

Если оператор сам не производит контент, а только доставляет программу до пользователя, то у оператора в соответствии с п. 9 раздела XVII Перечней, утвержденных Постановлением Правительства от 18 февраля 2005 г. № 87, возникает обязанность заключения договора на оказание услуг связи с лицензиатом-вещателем.

Однако в случае если производителем программы является нерезидент РФ, то в соответствии со ст. 19.1 Закона от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 он не вправе выступать учредителем организаций, производящих теле-, видеопрограммы, не сможет зарегистрировать средство массовой информации, а значит, получить лицензию на вещание. Таким образом, российский оператор вынужден самостоятельно получить лицензию на вещание зарубежных каналов.

Вместе с тем п. 13 Положения о лицензировании ТВ, РВ вещания в РФ запрещает получение лицензии на ТВ, РВ вещание более чем по двум каналам вещания на одну и ту же территорию. То есть для вещания 20 каналов необходимо зарегистрировать 10 юридических лиц и получить на каждое по 2 лицензии на вещание. Таким образом, оператор связи вынужден либо работать без лицензии на вещание и нарушать законодательство РФ, либо получать еще несколько десятков лицензий, при этом создавая несколько десятков юридических лиц.

. Проблема избыточного количества видов услуг связи подлежащих лицензированию.

В настоящее время российское законодательство предусматривает 20 видов услуг связи, подлежащих лицензированию. Они утверждены Постановлением Правительства №87 от 18 февраля 2005 года.

Лицензирование услуг связи в настоящее время является средством осуществления контроля за соблюдением технических требований, предъявляемых к операторам связи, в том числе при выходе на рынок новых операторов.

Согласно правительственному варианту проекта закона «О телекоммуникациях» № 6161, лицензированию подлежат следующие виды деятельности в сфере предоставления телекоммуникационных услуг:

услуги голосовой телефонии;

услуги передачи данных;

услуги поисковой радиосвязи;

предоставление в пользование на договорных основах сетей телекоммуникаций или их частей;

- использование радиочастотного ресурса по предоставлению телекоммуникационных услуг.

Согласно этому документу, деятельность в сфере телекоммуникаций может осуществляться на основании общих разрешений, индивидуальных лицензий и без лицензий. На основании общего разрешения осуществляются такие виды деятельности в сфере телекоммуникаций, как предоставление телекоммуникационных услуг по фиксированной телефонной связи (городской, междугородней, международной, интернет-телефонии), мобильной (подвижной) связи, поисковой радиосвязи, теле- и радиовещание.

Все другие виды деятельности в сфере телекоммуникаций (услуги доступа к Интернету, передача данных, электронная почта, доступ к базам данных, предоставление в пользование на договорных началах сетей телекоммуникаций или их частей и пр.) могут осуществляться без разрешений и лицензий с соблюдением требований относительно подключения к публичным сетям, а также соблюдением других нормативных актов.

Таким образом, действующий порядок лицензирования не способствует формированию эффективной структуры региональных рынков, зачастую приводит к распылению инвестиций и снижению экономической эффективности деятельности операторов связи. Жесткая конкуренция в сегменте междугородной и международной связи, а также местной связи в корпоративном секторе сочетается со слабой конкуренцией в сегменте местной телефонной связи для населения.

Основными направлениями совершенствования механизма лицензирования должно стать создание системы нормативных правовых актов, направленных в том числе на сокращение сферы лицензирования и введение уведомительного порядка начала деятельности в области связи, при использовании операторами связи ограниченных ресурсов установление предельного числа выдаваемых лицензий на одной территории, а также установление конкурсного порядка выдачи лицензий.

На деятельность, связанную с оказанием возмездных услуг связи требование о получении лицензии должно предъявляться только в следующих случаях: использования радиочастотного спектра, использования ресурса нумерации, передачи речевой информации (в том числе по сетям передачи данных), оказания услуг для целей радиовещания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.049 с.)