Глава 1. Государственное регулирование отрасли связи в Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Государственное регулирование отрасли связи в Российской Федерации



Оглавление

 

Введение 2

Глава 1. Государственное регулирование отрасли связи в Российской Федерации     6

1.1 Понятие, структура и развитие отрасли связи 6

1.2 Цели и формы государственного регулирования отрасли связи 14

Глава 2. Опыт и проблемы лицензирования телекоммуникационных услуг на материалах центра продаж и обслуживания клиентов г. Челябинска ОАО «Ростелеком» 21

2.1 Лицензирование как способ государственного регулирования услуг связи 21

2.2 Органы государственной власти, осуществляющие лицензирование телекоммуникационных услуг: структура, полномочия, проблемы взаимодействия     35

2.3 Практика организация лицензирования телекоммуникационных услуг на материалах центра продаж и обслуживания клиентов г. Челябинска ОАО «Ростелеком» 45

Заключение     56

Список использованных источников и литературы 60

 


Введение

 

Российский рынок телекоммуникационных услуг замедляется в своем росте, однако в 2010 г. темпы были все еще довольно высоки - около 20%. Рынок услуг сотовой связи технологически неразрывно связан с использованием ограниченного национального ресурса - радиочастотного спектра страны. Данное обстоятельство обусловливает необходимость надежного государственного регулирования развития сотовой связи. В противном случае возможны нарушения нормальной работы крупных производственных, экологических, социально-экономических комплексов, а также оборонного комплекса страны.

Органы государственной власти, осуществляя регулирование развития услуг связи, объективно обязаны, с одной стороны, обеспечить реализацию приоритетных национальных интересов, а, с другой, - не создавать препятствий в развитии одного из наиболее перспективных, использующего самые современные технологии рынка услуг. Указанная дилемма предопределяет содержание государственной политики в сфере телекоммуникационных услуг.

Принятый федеральный закон «О связи» внес существенные изменения во взаимоотношения органов государственной власти и операторов связи. Не меньшее значение для данных отношений имеет и Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г., а также реализация федеральных программ, в которых изменена и должна быть реализована не только структура исполнительных органов государственной власти, но качественно пересмотрены функции министерств и ведомств.

После вступления в силу закона «О связи» и утверждения правительством РФ в 2005 г. «Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия» ситуация на рынке телефонии изменилась. IP-операторов поставили в один ряд с традиционными, распространив на всех одинаковые правила лицензирования деятельности <http://www.profile.ru/items/?item=22748>. Некоторые компании получили лицензии на услуги дальней связи («Ростелеком», «Межрегиональный ТранзитТелеком» (МТТ), Golden Telecom, «Транстелеком», «Арктел» и ряд других). Местные операторы должны подключаться к каналам этих операторов для передачи междугородного и международного трафика. Качество предоставляемых услуг связи от этого выиграло, но привлекательность IP-телефонного бизнеса снизилась. Раньше дешевизна IP лицензии привлекала на рынок много мелких операторов. Сейчас новых игроков не наблюдается. Сыграло роль также усиление конкуренции со стороны мобильных операторов и появление инструментов для непосредственного голосового общения через интернет (один из примеров - Skype).

На рынке дальней связи монополистом является «Ростелеком» <http://www.rb.ru/inform/39937.html> Его денежная доля оценивается от чуть выше 50% до 55,3%. Лицензии на оказание услуг междугородной и международной связи имеют около 30 операторов, но только у «Ростелекома» тарифы на межгород регулируются государством. Федеральная антимонопольная служба обещает добиться отмены госрегулирования тарифов на этом рынке связи, когда доля «Ростелекома» сократится до 50%.

Анализ научной литературы, проведенный в процессе подготовки дипломной работы, показал, что государственное регулирование телекоммуникаций вызывает интерес у отечественных и зарубежных исследователей. Данным проблемам посвящены работы Е. И. Зайцева, В. В. Макарова, В. В. Ананишнова, Е. А. Чечельницкого, Е. А. Голубицкой, Г. М. Жигульской, Л. Е. Варакина, В. О. Тихвинского, Е. Е. Володиной, Х. Груббера.

Вместе с тем государственное регулирование сотовой связи освещено недостаточно широко, гораздо уже, чем того требуют время, расширение спектра оказываемых услуг и повсеместное распространение телекоммуникационных технологий в нашей стране. Это связано со стремительным развитием технологического прогресса, обусловливающим запаздывание государственного регулирования по отношению к появлению технологических новинок.

С учетом изложенного имеются основания полагать, что исследование практики взаимодействия Министерства связи Российской Федерации с коммерческими организациями в сфере лицензирования телекоммуникационных услуг на материалах центра продаж и обслуживания клиентов г. Челябинска ОАО «Ростелеком», с одной стороны, позволит сформулировать практически значимые рекомендации.

Объектом исследования выступает совокупность отношений, возникающих в процессе лицензирования оказания услуг электрической связи физическим и юридическим лицам.

Предметом исследования является взаимодействие Министерства связи РФ с коммерческими организациями в сфере лицензирования телекоммуникационных услуг.

Целью исследования является анализ взаимодействия Министерства связи РФ с коммерческими организациями в сфере лицензирования телекоммуникационных услуг на материалах конкретного оператора, выявление имеющихся проблем и определение путей их решения.

Исходя из указанной цели, решены следующие задачи:

рассмотреть понятие, структуру отрасли телекоммуникационных услуг;

проанализировать цели и формы государственного регулирования отрасли связи

оценить достоинства и недостатки лицензирования как способа государственного регулирования услуг связи

на основе анализа практики организации лицензирования телекоммуникационных услуг на материалах центра продаж и обслуживания клиентов г. Челябинска ОАО «Ростелеком» сформулировать предложения по совершенствованию лицензирования деятельности в области оказания услуг электрической связи.

В работе использовались такие методы как анализ и синтез, сравнительный анализ.

Эмпирической основой исследования, подтверждающей достоверность сделанных в работе выводов, является законодательство и подзаконные акты, регулирующие оказание услуг электрической связи, материалы конкретного оператора, отражающие его взаимодействие с Министерством связи Российской Федерации по вопросам лицензирования.

Теоретическую основу исследования в основном составили труды российских ученых

 


Заключение

 

По итогам проведенного исследования были сделаны следующие выводы.

Рынок телекоммуникационных услуг является одним из наиболее динамичных рынков России. Он играет не только важную экономическую роль, способствуя росту экономического потенциала и налоговой базы, продвижению в страну наиболее современных технологий, но и важное социальное значение, обеспечивая широким слоям населения доступ к глобальной информационной сети без ограничения подвижности абонента.

По темпам развития телекоммуникационных услуг Россия приближается к развитым странам мира, но пока отстает по его уровню.

Позитивную роль в развитии телекоммуникационных услуг играют государственные концепции и программы его развития, которые отслеживают общемировые тенденции и, на этой основе, намечают основные направления государственной политики применительно к российским условиям.

Объективная необходимость детального государственного регулирования рыка телекоммуникационных услуг обусловлена тем, что он технологически связан с использованием радиочастотного спектра страны, а, следовательно, и с обеспечением ее жизненно важных интересов.

Законодательством установлены основные способы и формы государственного регулирования оказания услуг телекоммуникационных услуг:

- законодательное регулирование;

-  лицензирование вида деятельности;

-  выдача разрешений на использование полос радиочастот;

-  сертификация оборудования связи;

-  определение порядка взаимодействия сетей различных операторов.

Законодательство, регулирующее оказание телекоммуникационных услуг, является крайне обширным. Оператору связи приходится действовать в рамках гражданского, антимонопольного, специализированного санитарного, лицензионного законодательства, законодательства о сертификации продукции, о защите прав потребителей и т. д.

Основополагающим нормативно-правовым актом, регулирующим деятельность операторов телекоммуникационных услуг является федеральный закон «О связи».

Лицензирование услуг связи в настоящее время является средством осуществления контроля за соблюдением технических требований, предъявляемых к операторам связи, в том числе при выходе на рынок новых операторов.

Действующий порядок лицензирования не способствует формированию структуры региональных рынков, зачастую приводит к распылению инвестиций и снижению экономической эффективности деятельности операторов связи. Жесткая конкуренция в сегменте междугородной и международной связи, а также местной связи в корпоративном секторе сочетается со слабой конкуренцией в сегменте местной телефонной связи для населения.

Основными направлениями совершенствования механизма лицензирования должно стать создание системы нормативных правовых актов, направленных, в том числе на определение оптимального числа выдаваемых лицензий в пределах одной территории, а также установление конкурсного порядка выдачи лицензий.

Установленные до последнего времени нормативные сроки получения соответствующих санкций и лицензий были весьма значительными. Установленный порядок получения назначений, лицензий и сертификатов является довольно запутанным, предусматривает необходимость последовательных и неоднократных обращений в соответствующие органы, несмотря на их вхождение в состав одного Министерства. Единство ведомственной подчиненности создает хорошие предпосылки для реализации принципа «одного окна», который предусматривает однократное обращение оператора в министерство и последующее прохождение документов в структурных подразделениях уже без участия заявителя. В тоже время этот порядок российским законодательством не предусматривается.

Согласно правительственному варианту проекта закона «О телекоммуникациях» № 6161, лицензированию подлежат следующие виды деятельности в сфере предоставления телекоммуникационных услуг:

услуги голосовой телефонии;

услуги передачи данных;

услуги поисковой радиосвязи;

предоставление в пользование на договорных основах сетей телекоммуникаций или их частей;

- использование радиочастотного ресурса по предоставлению телекоммуникационных услуг.

Согласно этому документу, деятельность в сфере телекоммуникаций может осуществляться на основании общих разрешений, индивидуальных лицензий и без лицензий. На основании общего разрешения осуществляются такие виды деятельности в сфере телекоммуникаций, как предоставление телекоммуникационных услуг по фиксированной телефонной связи (городской, междугородней, международной, интернет-телефонии), мобильной (подвижной) связи, поисковой радиосвязи, теле- и радиовещание.

Все другие виды деятельности в сфере телекоммуникаций (услуги доступа к Интернету, передача данных, электронная почта, доступ к базам данных, предоставление в пользование на договорных началах сетей телекоммуникаций или их частей и пр.) могут осуществляться без разрешений и лицензий с соблюдением требований относительно подключения к публичным сетям, а также соблюдением других нормативных актов.

По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что предлагаемые в проекте закона «О телекоммуникациях» № 6161 изменения процедуры и порядка лицензирования телекоммуникационных услуг являются в настоящее время особо актуальными и требуется скорейшее принятие данного закона.

Для некоторых видов деятельности, в частности, связанных с предоставлением услуг в Интернете, целесообразно установить порядок лицензирования, «близкий к уведомительному». Исключение составят предоставление телекоммуникационных услуг с использованием радиочастотного спектра, кабельного телевещания и некоторые другие, для которых порядок лицензирования останется прежним.

Также для разрешения выявленных проблем представляется целесообразным:

привести в соответствие главу 6 закона «О связи» с требованиями глав 49, 51, 52 Гражданского Кодекса в отношении правил пользования лицензией;

изменить процедуру сертификации и сократить сроки ее проведения до одного месяца.

 


Оглавление

 

Введение 2

Глава 1. Государственное регулирование отрасли связи в Российской Федерации     6

1.1 Понятие, структура и развитие отрасли связи 6

1.2 Цели и формы государственного регулирования отрасли связи 14

Глава 2. Опыт и проблемы лицензирования телекоммуникационных услуг на материалах центра продаж и обслуживания клиентов г. Челябинска ОАО «Ростелеком» 21

2.1 Лицензирование как способ государственного регулирования услуг связи 21

2.2 Органы государственной власти, осуществляющие лицензирование телекоммуникационных услуг: структура, полномочия, проблемы взаимодействия     35

2.3 Практика организация лицензирования телекоммуникационных услуг на материалах центра продаж и обслуживания клиентов г. Челябинска ОАО «Ростелеком» 45

Заключение     56

Список использованных источников и литературы 60

 


Введение

 

Российский рынок телекоммуникационных услуг замедляется в своем росте, однако в 2010 г. темпы были все еще довольно высоки - около 20%. Рынок услуг сотовой связи технологически неразрывно связан с использованием ограниченного национального ресурса - радиочастотного спектра страны. Данное обстоятельство обусловливает необходимость надежного государственного регулирования развития сотовой связи. В противном случае возможны нарушения нормальной работы крупных производственных, экологических, социально-экономических комплексов, а также оборонного комплекса страны.

Органы государственной власти, осуществляя регулирование развития услуг связи, объективно обязаны, с одной стороны, обеспечить реализацию приоритетных национальных интересов, а, с другой, - не создавать препятствий в развитии одного из наиболее перспективных, использующего самые современные технологии рынка услуг. Указанная дилемма предопределяет содержание государственной политики в сфере телекоммуникационных услуг.

Принятый федеральный закон «О связи» внес существенные изменения во взаимоотношения органов государственной власти и операторов связи. Не меньшее значение для данных отношений имеет и Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г., а также реализация федеральных программ, в которых изменена и должна быть реализована не только структура исполнительных органов государственной власти, но качественно пересмотрены функции министерств и ведомств.

После вступления в силу закона «О связи» и утверждения правительством РФ в 2005 г. «Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия» ситуация на рынке телефонии изменилась. IP-операторов поставили в один ряд с традиционными, распространив на всех одинаковые правила лицензирования деятельности <http://www.profile.ru/items/?item=22748>. Некоторые компании получили лицензии на услуги дальней связи («Ростелеком», «Межрегиональный ТранзитТелеком» (МТТ), Golden Telecom, «Транстелеком», «Арктел» и ряд других). Местные операторы должны подключаться к каналам этих операторов для передачи междугородного и международного трафика. Качество предоставляемых услуг связи от этого выиграло, но привлекательность IP-телефонного бизнеса снизилась. Раньше дешевизна IP лицензии привлекала на рынок много мелких операторов. Сейчас новых игроков не наблюдается. Сыграло роль также усиление конкуренции со стороны мобильных операторов и появление инструментов для непосредственного голосового общения через интернет (один из примеров - Skype).

На рынке дальней связи монополистом является «Ростелеком» <http://www.rb.ru/inform/39937.html> Его денежная доля оценивается от чуть выше 50% до 55,3%. Лицензии на оказание услуг междугородной и международной связи имеют около 30 операторов, но только у «Ростелекома» тарифы на межгород регулируются государством. Федеральная антимонопольная служба обещает добиться отмены госрегулирования тарифов на этом рынке связи, когда доля «Ростелекома» сократится до 50%.

Анализ научной литературы, проведенный в процессе подготовки дипломной работы, показал, что государственное регулирование телекоммуникаций вызывает интерес у отечественных и зарубежных исследователей. Данным проблемам посвящены работы Е. И. Зайцева, В. В. Макарова, В. В. Ананишнова, Е. А. Чечельницкого, Е. А. Голубицкой, Г. М. Жигульской, Л. Е. Варакина, В. О. Тихвинского, Е. Е. Володиной, Х. Груббера.

Вместе с тем государственное регулирование сотовой связи освещено недостаточно широко, гораздо уже, чем того требуют время, расширение спектра оказываемых услуг и повсеместное распространение телекоммуникационных технологий в нашей стране. Это связано со стремительным развитием технологического прогресса, обусловливающим запаздывание государственного регулирования по отношению к появлению технологических новинок.

С учетом изложенного имеются основания полагать, что исследование практики взаимодействия Министерства связи Российской Федерации с коммерческими организациями в сфере лицензирования телекоммуникационных услуг на материалах центра продаж и обслуживания клиентов г. Челябинска ОАО «Ростелеком», с одной стороны, позволит сформулировать практически значимые рекомендации.

Объектом исследования выступает совокупность отношений, возникающих в процессе лицензирования оказания услуг электрической связи физическим и юридическим лицам.

Предметом исследования является взаимодействие Министерства связи РФ с коммерческими организациями в сфере лицензирования телекоммуникационных услуг.

Целью исследования является анализ взаимодействия Министерства связи РФ с коммерческими организациями в сфере лицензирования телекоммуникационных услуг на материалах конкретного оператора, выявление имеющихся проблем и определение путей их решения.

Исходя из указанной цели, решены следующие задачи:

рассмотреть понятие, структуру отрасли телекоммуникационных услуг;

проанализировать цели и формы государственного регулирования отрасли связи

оценить достоинства и недостатки лицензирования как способа государственного регулирования услуг связи

на основе анализа практики организации лицензирования телекоммуникационных услуг на материалах центра продаж и обслуживания клиентов г. Челябинска ОАО «Ростелеком» сформулировать предложения по совершенствованию лицензирования деятельности в области оказания услуг электрической связи.

В работе использовались такие методы как анализ и синтез, сравнительный анализ.

Эмпирической основой исследования, подтверждающей достоверность сделанных в работе выводов, является законодательство и подзаконные акты, регулирующие оказание услуг электрической связи, материалы конкретного оператора, отражающие его взаимодействие с Министерством связи Российской Федерации по вопросам лицензирования.

Теоретическую основу исследования в основном составили труды российских ученых

 


Глава 1. Государственное регулирование отрасли связи в Российской Федерации



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.129.19 (0.038 с.)