Оптимизация работы медсестринского персонала при лечении артериальной гипертензии в ведомственной поликлинике военно-морского флота 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оптимизация работы медсестринского персонала при лечении артериальной гипертензии в ведомственной поликлинике военно-морского флота



Оптимизация работы медсестринского персонала при лечении артериальной гипертензии в ведомственной поликлинике военно-морского флота

Здравоохранение персонал медицинский документация

 

 


Введение

 

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

С 1992 года по настоящее время в Российской Федерации идут глубокие политические и экономические изменения, сопровождающиеся нестабильностью в социальной сфере, снижением качества медицинского обеспечения населения. Это привело к значительному ухудшению показателей общественного здоровья. Снизились уровни рождаемости и продолжительности жизни населения. Возросли показатели заболеваемости отдельных профессиональных групп трудящихся.

Рядовой и офицерский состав, служащие Военно-морского флота являются частью населения страны и в полной мере испытывают на себе воздействие социально-экономических перемен. Кроме того, служба на кораблях и в частях ВМФ способствует возникновению и протеканию ряда заболеваний, снижающих боевую готовность подразделений флота.

Одной из составных частей отечественного здравоохранения является ведомственное здравоохранение. Опыт многих десятилетий существования ведомственного здравоохранения свидетельствует о его положительной роли в лечебно-диагностической и профилактической помощи рядовому и офицерскому составу, рабочим и служащим ВМФ.

Становление и развитие отечественной военно-морской медицины имеет трехвековую историю. Особая роль здесь принадлежит военно-морским поликлиникам, в которых оказывается квалифицированная и специализированная медицинская помощь рядовому и офицерскому составу, служащим ВМФ, членам их семей. В условиях социально-экономических перемен анализ работы флотских поликлиник приобретает особую актуальность.

Сестринское дело - важнейшая составная часть системы здравоохранения, располагающая значительными кадровыми ресурсами и реальными потенциальными возможностями для удовлетворения потребностей населения в доступной и приемлемой медицинской помощи.

Сестринский персонал - это работники, имеющее среднее медицинское образование по специальностям «сестринское», «акушерское», «лечебное» дело и допущенные к профессиональной деятельности в установленном порядке. Разнообразие функций, которые выполняет сестринский персонал, требует понимания факторов, влияющих на здоровье, причины болезней, способов их лечения и реабилитации, а также экологических, социальных и иных условий, в которых осуществляется медицинская помощь и функционирует система здравоохранения.

Сестринский процесс - это метод научно обоснованных и осуществляемых на практике медицинской сестрой своих обязанностей по оказанию помощи пациентам.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривает сестринский персонал, как реальный потенциал для удовлетворения растущих потребностей населения в доступной медицинской помощи.

ВОЗ подтверждает, что укрепление и развитие сестринского дела должны поддерживаться посредством:

· разработки стратегии планирования трудовых ресурсов и подготовки сестринских кадров;

·   создания нормативной правовой базы для развития сестринского дела;

·   обеспечение условий для эффективной деятельности сестринского персонала, возможности полной реализации своего профессионального потенциала в сотрудничестве с другими категориями медицинских работников.

В современных условиях, когда медицинские учреждения конкурируют друг с другом, весьма важны качество труда и деятельности персонала и, в частности, среднего персонала, для обеспечения должного обслуживания клиентуры учреждения. В XXI веке во всех сферах нашей жизни также немалую роль играет и применение соответствующих развитию нашего общества современных технологий. Однако на современном этапе недостаточное внимание уделяется вопросам изучения и совершенствования деятельности медицинских сестер, поэтому выбранная тема является актуальной.

Цель работы: изучить возможность оптимизации деятельности среднего медицинского персонала при лечении артериальной гипертензии в условиях ведомственной поликлиники.

Объект исследования: медицинский персонал и пациенты ведомственной поликлиники ВМФ.

Предмет исследования: деятельность среднего медицинского персонала поликлиники и обращаемость пациентов с артериальной гипертензией.

Задачи исследования:

· изучить и проанализировать ллиникиитературу по совершенствованию структуры, качества труда и деятельности медсестринского персонала в ведомственной поликлинике.

·   проанализировать мнение медицинских работников и пациентов по проблеме совершенствования структуры, качества труда и деятельности медицинского персонала военно-морской поликлиники.

·   проанализировать факторы, влияющие на рост числа обращений пациентов с артериальной гипертензией.

В связи со всем вышеизложенным, и была выбрана тема «Оптимизация работы медсестринского персонала при лечении артериальной гипертензии в ведомственной поликлинике ВМФ».


Медицина и менеджмент

 

Успешному осуществлению реформ в улучшении качества труда и деятельности медперсонала в современной крупной поликлинике может способствовать внедрение принципов менеджмента, экономических и социально-психологических методов в управлении персоналом (1,5,7).

Менеджмент (англ. management - управление, организация) трактуется как:

· особый вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение определенных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением определенных принципов, функций и методов;

·   феномен, интегрирующий в себе управленческую деятельность, кадровую политику, состояние всей управленческой инфраструктуры в различных масштабах. Менеджмент - это деятельность, направленная на совершенствование форм управления, повышение эффективности производства с помощью совокупности принципов, методов и средств, активизирующих трудовую деятельность, интеллект и мотивы поведения, как отдельных сотрудников, так и всего коллектива. Управление возникает тогда, когда происходит объединение людей для совместного выполнения какой-либо деятельности. Управляющая сторона (субъект управления), управляемые - объекты управления (коллективы, отдельные работники). Основу управленческой деятельности составляют способы управления. Анализ управления определяется принципами, методами, функциями и целями управления.

Выделяют следующие принципы управления:

1. Организационные, координационные и оперативные, которые направлены на активизацию и усиление мотивации деятельности каждого сотрудника и всего коллектива. Среди них: власть и ответственность; единоначалие, единство руководства; централизация; линейное управление; порядок; стабильность; инициатива.

2. Принципы развития, направленные на оптимизацию взаимоотношений и повышение эффективности коллективной деятельности. Это - дисциплина, справедливость, подчинение индивидуальных интересов общим, кооперативный дух, постоянство персонала, вознаграждения и др.

.   Принципы повышения имиджа, авторитета, представительства учреждения.

Методы управления бывают организационно-распорядительные, экономико-хозяйственные, правовые и социально-психологические.

К методам управления относят:

методы подкрепления и стимулирования,

методы регулирования поведения,

методы по оптимизации трудового процесса и роста ответственности сотрудников,

развитие инициативы сотрудников и повышение индивидуального мастерства [Менеджмент в здравоохранении [Электронный ресурс] / Справочно-поисковая система по медицине «Medfind.ru». - М., 2006 - 2008].

Функции управления определяются уровнем системы управления. Система управления любого объекта имеет 3 уровня - стратегический, тактический и оперативный. На стратегическом уровне определяются цели и возможные результаты в перспективе, тактический уровень позволяет оптимально определить конкретные задачи, организацию, поэтапное выполнение и контроль результатов. Оперативный уровень обеспечивает эффективное выполнение производственных процессов с оптимальным использованием имеющихся ресурсов. К этому уровню можно отнести учет, контроль и анализ деятельности уже функционирующих структур. (15,16).

Каждый человек, выполняет как минимум, одну из функций управления. В зависимости от того, сколько функций выполняет человек, он занимает более высокий уровень руководящей лестницы:

·         Технические операции - непосредственно производство. Для медицинского учреждения - диагностика, лечение, профилактика, экспертиза, реабилитация, уход за больными и др.

·         Коммерческая функция: покупка, продажа, обмен. Касательно медицинских учреждений - это продажа отдельных видов медицинских услуг.

·         Финансовые операции - привлечение средств и распоряжение ими для осуществления деятельности.

·         Страховые - страхование и охрана имущества и лиц.

·         Учетные - бухгалтерия, учет, статистика и др.

·         Административные - перспективное программно-целевое планирование, организация, координация, распорядительные функции и контроль.

Целями управления могут быть: новаторские решение проблем, реализация конкретных обязанностей, самосовершенствование.

Целям и функциям управления соответствует определенная установка (техническая, коммерческая, административная, финансовая, учетная, страховая). Каждая установка ориентируется на группу качеств и знаний, определяемых такими параметрами, как физическое здоровье, умственные способности (рассудительность, гибкость ума, уровень кругозора), нравственные качества (энергия, сознание ответственности, чувство долга, чувство достоинства, доброта, тактичность, честность), специальные (профессиональные) знания и опыт работы.

Процесс управления включает: планирование, организацию, распорядительность, координацию, контроль, анализ, оценку эффективности, принятие решения, подбор персонала, мотивацию и оптимизацию индивидуальной деятельности, представительство и ведение переговоров и сделок.

Последовательность управленческих решений:

·         Постановка цели и задачи (программно-целевое планирование).

·         Сбор необходимой информации.

·         Моделирование и предварительная экспертиза возможных решений;

·         Принятие управленческого решения;

·         Организация исполнения;

·         Контроль исполнения;

·         Оценка эффективности и корректировка результатов [ Менеджмент в здравоохранении [Электронный ресурс] / Проект IT-med клиника on-line. - М., 2007.

На эффективность управленческих решений влияет ряд факторов, среди которых компетентность, информационное обеспечение, взвешенность решения, своевременность акта управления. Менеджмент рассматривается в виде оптимизации технологических решений и психологических установок (11).

Среди факторов, мешающих развитию индивидуальных качеств у специалистов - менеджеров, можно выделить:

·         отсутствие личных ценностных ориентаций;

·         отсутствие личной заинтересованности;

·         недостаточная профессиональная квалификация;

·         неумение влиять на людей;

·         неумение самосовершенствоваться;

·         неумение владеть собой;

·         рвачество;

·         отсутствие чувства долга;

·         необязательность;

·         неорганизованность;

·         нечестность;

·         неумение подчинять личные интересы задачам и установкам групповым, коллективным и др.

Для эффективного управления важны мотивация (заинтересованная деятельность и приверженность персонала), сочетание производственных, физиологических и психологических ориентиров.

 

Базы и объем исследования

 

Вторая глава посвящена описанию базы и объема исследования. Базой исследования являлась 285 поликлиника Балтийского флота, расположенная в г.Санкт-Петербурге по адресу: Английская набережная, дом 34. Поликлиника образована в 1939 году и рассчитана на 400 посещений в день. В настоящее время развернуто 9 лечебных, 9 диагностических отделений и 6 специализированных кабинетов. В штате поликлиники 46 врачей, 61 мед. сестра, 66 человек вспомогательного персонала.

Поликлиника выполняет следующие задачи:

1. Обеспечение квалифицированной в полном объеме и элементами специализированной медицинской помощи:

·   Военнослужащих кораблей и частей Ленинградской Военно - морской базы;

·   Пенсионеров вооруженных сил РФ;

·   Нахимовцев, кадетов, воспитанников, абитуриентов;

·   Членов семей военнослужащих;

·   Военнослужащих иностранных армий;

·   Рабочих и служащих поликлиники по неотложным показаниям;

·   Гражданских лиц по программе добровольного медицинского страхования.

2. Оказание специализированной медицинской помощи раненным и больным из состава объединенной группировки войск по проведению контртеррористической операции на территории Северокавказского региона РФ.

3. Обследование, лечение, освидетельствование подводников, водолазов-глубоководников, военнослужащих, работающих с профессиональными вредностями, участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, ветеранов подразделений особого риска.

.   Участие специалистов в работе медицинской подкомиссии приемно-технической комиссии по приему и профессиональному отбору молодого пополнения.

.   Проведение военно-научной работы.

.   Предоставление клинической базы поликлиники для обучения слушателей Военно-медицинской академии и учащихся медицинских училищ.

Исследование проводилось в четырех основных направлениях:

· библиографическом;

·   организационном;

·   клиническом:

·   медико-статистическом.

Первое включает в себя анализ литературы по направлению исследования. Изучено 27 публикаций, в том числе 5 учебных пособий, 9 диссертационных исследований, 2 руководящих документа, 2 сборника статей и 8 периодических изданий.

Второе - бланковое тестирование врачей, медицинских сестер и пациентов поликлиники.

Третье - опрошено 150 больных артериальной гипертензией.

Четвертое - статистическую обработку и анализ собственных исследований.

В соответствии с целью исследования были разработаны, размножены и заполнены 5 видов анкет:

. Анкета №1. «Качество сестринской помощи» для пациентов: заполнено 14 анкет.

. Анкета №2. «Нужны ли изменения в организации труда сестринского персонала?»

для врачей поликлиники: заполнено 12 анкет.

. Анкета №3. «Нужны ли изменения в организации труда сестринского персонала?»

для среднего медицинского персонала поликлиники: заполнено 14 анкет.

. Анкета №4. «Реформа сестринского дела» для врачей поликлиники: заполнено 12

анкет.

. Анкета №5. «Реформа сестринского дела» для медицинских сестер поликлиники:

заполнено 14 анкет.

Таким образом, в анкетировании по пяти методикам приняли участие 14 пациентов, 12 врачей и 14 медицинских сестер. Кроме того, опрошено 150 больных артериальной гипертензией.

Результаты тестирования сведены в промежуточные таблицы и проанализированы.

 

 


Выводы

 

Отмечается тенденция к росту больных с артериальной гипертензией в ФГУ «285 поликлиника БФ». Среди заболеваний сердечно-сосудистой системы диагноз артериальная гипертензия ставился в 85,9 % случаев в качестве основного. Наиболее частой сопутствующей патологией являлись сахарный диабет и ожирение, осложнением - ишемическая болезнь сердца.

Больные недостаточно информированы о своем заболевании. Требуется создание школы для больных с артериальной гипертензией в поликлинике. Школа для больных решила бы вопрос об осведомленности пациентов о наличии у них заболевания, факторов риска.

Прогресс медицины, активное внедрение современных высокоинтенсивных технологий в лечебно-диагностический процесс, возрастающая техническая насыщенность лечебных учреждений, интенсификация лечебного процесса - значительно изменили и продолжают активно изменять структуру и характер деятельности медицинских работников.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Организовать школу для больных артериальной гипертензией при поликлинике.

Продолжать проводить диспансеризацию военнослужащих для выявления заболеваний артериальной гипертензией.

ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ТРУДА И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В ВЕДОМСТВЕННОЙ ПОЛИКЛИНИКЕ НЕОБХОДИМО:

повысить заработную плату труда мед. сестер;

дифференцировать оплату труда;

привлекать специально обученных сестер с повышенным уровнем сестринского образования или имеющих высшее сестринское образование, которые могли бы обеспечить позитивное функционирование сестринского дела;

немаловажное значение для повышения труда и качества работы ЛПУ имеют стратегии управления медицинским персоналом;

использовать оптимальную модель сестринского ухода, адекватную потребностям крупной ведомственной поликлиники;

привлекать медицинский персонал к работе со специально разработанной нормативной сестринской документацией.

использовать компьютерные технологии и специально обученный квалифицированный медперсонал для увеличения пропускной способности поликлиники, улучшения качества обслуживания пациентов.

 

 


Литература

 

1. Бичилова А.В. Маркетинг медицинских услуг в условиях крупного многопрофильного стационара /Автореф.…канд.мед. наук - СПб., 2007, - 20с./

2. Вишняков Н.И. Научное обоснование организации, планирования и финансово-экономической деятельности системы стационарной медицинской помощи населению многомиллионного города в период экономических реформ в здравоохранении /Автореф. дис….док. мед. наук. - СПб., 1993. - 27с.

.   Генералова, Г.Е. Социальная составляющая профессиональной роли акушерки: /Автореф. дис. … канд. мед.наук - Волгоград, 2006, - 18с.

.   Гончаров Н.И. Медико-статистические показатели и направления совершенствования работы стационара ВМФ /Дисс.канд.мед.наук. СПб., 2004.- 288с.

.   Двойников С.И. Менеджмент в сестринском деле. - Ростов-на-Дону, 2006, 206с.

.   Засканов В.В. Научное обоснование материального стимулирования работников многопрофильной больницы в условиях организации платных медицинских услуг. /Автореф…. канд.мед.наук. СПб. 2006.- 19с.

.   Здравоохранение: экономика, маркетинг, менеджмент: Учебное пособие / Авт.-сост.: Чухно А.А., Крамаренко В.И., Дембский Л.К., Дударь А.П., Синельник А.В. - Симферополь: Таврида, 2001, 318с.

.   Калинина С.А. Научное обоснование организационных форм повышения эффективности работы сестринского персонала отделения восстановительного лечения и реабилитации многопрофильной больницы. /Автореф. дис….канд. мед. наук. СПб.,2008, 18с.

.   Канев В.В. Научная организация труда в здравоохранении / Краткая медицинская энциклопедия. - М.: «Советская энциклопедия», 2-е изд., 1989, 288с.

.   Коренева М.Р. Методическое обеспечение сестринского процесса в условиях функционирования модели сестринского ухода (на примере нейрохирургического отделения): Автореф. дис.…канд. мед. наук. - Санкт-Петербург, 2003, 18с.

.   Кудрявцев А.А. Менеджмент в здравоохранении: Медико-экономические стандарты и методы их анализа. - СПб., 2004, 217с.

.   Кузьменко В.Г., Баранов В.В., Шиленко Ю.В. Здравоохранение в условиях рыночной экономики. - М., 1994, 306с.

.   Лучкевич, В.С. Основы социальной медицины и управления здравоохранением. - Санкт-Петербург, 1997, 402с.

.   Медик В.А., Юрьев В.К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению. Часть 1. Общественное здоровье. - М.: Медицина, 2001, - 200с.

.   Менеджмент в здравоохранении [Электронный ресурс] / Проект IT-med клиника on-line. - М., 2007. - Режим доступа: http://www.it-med.ru/library/m/management.htm

.   Менеджмент в здравоохранении [Электронный ресурс] / Справочно-поисковая система по медицине «Medfind.ru». - М., 2006 - 2008.

.   Назаренко, Г.И., Ролько, В.Т. Технология управления качеством сестринского процесса в стационаре // Главная медицинская сестра.- 2005.- №10.- С. 23 - 42.

.   Плигина Л.А. Роль Ассоциации средних медицинских работников в реформировании сестринского дела Алтайского края / Л.А. Плигина // Главная медицинская сестра. - 2005. - №9, С. 13 - 23.

.   Постановление от 21 февраля 2002 г. №114 «О региональной программе развития сестринского дела в Ленинградской области», СПб., 2003.

.   Программа «Создание современных и безопасных условий в ЛПУ для оказания медицинской помощи кемеровчанам» («Здравоохранение - 2007»), Кемерово, 2007, 362с.

.   Садраддинова С.О. Научное обоснование системы повышения качества и эффективности труда медицинских сестер городских поликлиник. /Автореф. дис.…канд. мед. наук. - М., 2006, 18с.

.   Сафина О.Г. Состояние здоровья, психологические и деонтологические аспекты деятельности средних медицинских работников. / Автореф. дис…. канд. кед. наук. СПб, 2007, 18с.

.   Цыбров, Г.Е., Макагонова, Л.Н. Изучение основ компьютерной грамотности при повышении квалификации среднего и младшего персонала ЛПУ - веление времени. Международная конференция по биомедицинскому приборостроению БИОМЕДПРИБОР - 98. - М., 1998, 208с.

.   Управление медперсоналом. Материалы научно-практической конференции, посвященной вопросам управления кадрами в лечебно-профилактических учреждениях предприятий и организаций атомной энергетики и промышленности. - Саров, 2007, 204с.

.   Чернухин М.Т. Научное основание деятельности ведомственного стационара органов внутренних дел в крупном многомиллионном городе в условиях социально- экономических реформ /Автореф….дис. канд. мед. наук. СПб, 2000, -20с.

.   Щепин О.П., Филатов В.Б., Нечаев В.С. Проблемы формирования здравоохранения Российской Федерации / Проблемы социальной гигиены и истории медицины. - 1998 - №2. - с.35.

.   Юрьев В.К., Куценко Г.И. Общественное здоровье и здравоохранение (Учебник для студентов, интернов, аспирантов, ординаторов) - СПб.: ООО «Издательство «Петрополис», 2000. - 914с.

 

 


Приложение

 

Анкета 1

 

Таблица. «Качество сестринской помощи» для пациентов

Основные элементы организации труда медсестер Полностью удовлетворен Не совсем удовлетворен Не удовлетворен
Внешний вид медицинской сестры      
Знание психологии общения с пациентами      
Профессиональная подготовка      
Выполнение врачебных назначений      
Выполнение санитарно-просветительской работы      
Оснащение рабочего места      
Уровень культуры обслуживания      
Качество сестринской помощи      

 

Анкета 2

 

«Нужны ли изменения в организации труда сестринского персонала?»


Расставьте цифры рядом с каждым пунктом от 1 до 6 в зависимости от степени важности, где 1 - самый важный

 

Таблица. Организация труда сестринского персонала изменится благодаря

Реформе в сестринском деле
Улучшению условий труда среднего медицинского персонала
Повышению уровня заработной платы медсестринского персонала
Повышению квалификации
Укомплектованности кадрами
Затрудняюсь ответить

 

Анкета 3

 

«Нужны ли изменения в организации труда сестринского персонала?»

 

Расставьте цифры рядом с каждым пунктом от 1 до 6 в зависимости от степени важности, где 1 - самый важный

Таблица. Организация труда сестринского персонала изменится благодаря

Реформе в сестринском деле
Улучшению условий труда среднего медицинского персонала
Повышению уровня заработной платы медсестринского персонала
Повышению квалификации
Укомплектованности кадрами
Затрудняюсь ответить

 

Анкета 4

 

«Реформа сестринского дела»


Таблица

Материально-техническое оснащение рабочего места медсестры (компьютеризация)
Улучшению условий труда среднего медицинского персонала - уменьшение количества обслуживаемых больных
Повышение уровня заработной платы медсестринского персонала за счет сокращения штатов
Повышение уровня заработной платы за счет введения дифференцированной оплаты труда
Повышение квалификации
Повсеместное введение общей врачебной практики
Дифференциация труда медсестер и углубление их специализации
Затрудняюсь ответить

 

Анкета 5

 

«Реформа сестринского дела»

 

Таблица

Материально-техническое оснащение рабочего места медсестры (компьютеризация)
Улучшению условий труда среднего медицинского персонала - уменьшение количества обслуживаемых больных
Повышение уровня заработной платы медсестринского персонала за счет сокращения штатов
Повышение уровня заработной платы за счет введения дифференцированной оплаты труда
Повышение квалификации
Повсеместное введение общей врачебной практики
Дифференциация труда медсестер и углубление их специализации
Затрудняюсь ответить

 

Оптимизация работы медсестринского персонала при лечении артериальной гипертензии в ведомственной поликлинике военно-морского флота



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.212 (0.099 с.)