Государственное управление охраной труда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственное управление охраной труда



 

Государственное управление охраной труда осуществляется в процессе объединения функций государства, работодателя и работника в области охраны труда.

Организация охраны труда регулируется главой 35 ТК РФ, Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федераций".

Государственное управление охраной труда - это деятельность государственных органов исполнительной власти, специально уполномоченных на исполнение на основании законодательных актов специальных разрешительных, надзорных и контрольных функций, направленных на:

осуществление государственной политики по охране труда в различных сферах их деятельности;

принятие и исполнение федеральных, отраслевых и региональных программ, направленных на создание благоприятных условий труда;

реализацию законодательных норм, гарантирующих безопасность работников при осуществлении ими своих трудовых функций, профилактику и устранение нарушений требований охраны труда.

Согласно части 1 ст.216 ТК РФ государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ непосредственно или поручается федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и другим федеральным органам исполнительной власти.

Правительство РФ - орган государственной власти, осуществляющий исполнительную власть в РФ.

Согласно статье 13 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ "О Правительстве РФ", Правительство РФ:

осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;

обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов;

формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию.

В статье 16 ФКЗ "О Правительстве РФ" перечислены полномочия Правительства РФ в социально-экономической сфере:

"обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности;

принимает меры по реализации трудовых прав граждан;

разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ;

обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики;

принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;

содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики;

взаимодействует с общественными объединениями и религиозными организациями;

разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы".

Функции Федеральных министерств и ведомств в сфере охраны труда регламентируются соответствующими нормативными актами об этих учреждениях.

Согласно части 2 ст.216 ТК РФ,

"федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда".

Так, например, Федеральной службой по экологическому технологическому и атомному надзору - (бывшие Госгортехнадзор РФ и Госатомнадзор РФ) осуществляются согласно Постановлению Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору", специальные функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия (в том числе в области обращения с отходами производства и потребления), безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраны недр, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.

Согласно части 3 ст.216 ТК РФ государственное управление охраной труда на территории субъекта РФ осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъекта в сфере охраны труда в пределах его полномочий.

Некоторые полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть делегированы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов РФ.

В соответствии со ст. ми 43, 44 ФКЗ "О Правительстве РФ" Правительство РФ осуществляет контроль за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ, способствует взаимодействию федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.

Нормативные акты, имеющие непосредственное отношение к сфере охраны труда, разрабатываются и принимаются различными министерствами и ведомствами в целях исполнения Конституции РФ, Федеральных конституционных и Федеральных законов, Указов Президента, Постановлений Правительства.

В соответствии с пунктом 5.2 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 321 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ" данное Министерство самостоятельно принимает такие нормативные акты, как:

"5.2.65. перечень документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда (в зависимости от объекта экспертизы);

. предельные нормы переноски и перемещения тяжестей работниками в возрасте до 18 лет;

. порядок обучения и проверки знания требований охраны труда работников организаций, включая обучение и проверку знаний отдельных категорий застрахованных работников за счет Фонда социального страхования РФ;

. положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, а также формы документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве;

. правила бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания;

. межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда;

. типовые нормы труда;

. нормы бесплатной выдачи витаминных препаратов;

. нормы бесплатной выдачи работникам сертифицированных средств индивидуальной защиты;

. нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств, порядок и условия их выдачи;

. нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов;

. рационы лечебно-профилактического питания;

. перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов;

. перечень предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, проведение которых частично финансируется за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

. перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда;

. критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, форма программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;

. методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда;

. типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда".

Минздравсоцразвития РФ, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральная служба по труду и занятости, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию осуществляют согласно Постановлению № 321, Постановлению Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 323 "Об утверждении Положения о федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития", Постановлению Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 324 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости", Постановлению Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 325 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по здравоохранению и социальному развитию" вместе с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, общественными объединениями контроль за реализацией законодательства о труде.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.011 с.)