Методика констатирующего эксперимента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика констатирующего эксперимента



 

Для правильной оценки отклонений фонемного развития ребенка и определения наиболее рациональных и дифференцированных путей его коррекции необходимо определить уровень сформированности фонемных средств. С этой целью проводятся специальные обследования.

В процессе обследования выясняется умение детей пользоваться способами анализа и синтеза. Как известно, по звукообразующей функции фонематическая ориентация делится на: анализ, синтез.

Для исследования фонематической ориентации можно использовать следующие задания:

Задание №1

Это задание рассчитано, на выяснение возможности ребенка слышать отдельные звуки в словах.

Процедура: ребенку предлагается картинка с изображением.

Инструкция: «Я покажу тебе картинку, и назову, что на ней нарисовано, а ты произнесешь за мной».

Материал исследования - заранее приготовленные картинки с предметами.

Стол - стул.

Папа - баба.

Точка - дочка.

Косы - козы.

Корка - горка.

Миска - мишка.

Баллы:

- Не выполнено задание, был отказ.

- Допущены ошибки в 4-х парах.

- Допущены ошибки в 2-х парах.

- Допущены незначительные ошибки при произношении.

- Нет ошибок.

Таблица№1

Итоговые баллы, полученные детьми в ходе исследования.

Задание. Среднее арифметическое
1. Задание на фонемное восприятие, способность слышать отдельные звуки. Умение ребенка различать различные буквы.  0.8

 

Задание №2

Это задание рассчитано, на выяснение возможности ребенка на дифференциацию смешиваемых звуков в словах.

Процедура: ребенку предлагается слово, которое разбивается на слоги, а последние, на отдельные звуки. Из выделенных звуков выделяется какой-нибудь один. Этот звук ребенок учится находить в начале и в конце слова. После того как звуковое значение выделено, оно фиксируется соответствующей буквой.

Инструкция: «Я тебе скажу слово, а потом звук, который ты найдешь в других словах, которые я тебе скажу».

Материал исследования - заранее приготовленный набор слов, и звуков - букв, которые необходимо найти, 4 пары.

Баллы:

- Не выполнено задание, был отказ.

- Допущены ошибки в 4-х парах.

- Допущены ошибки в 2-х парах.

- Допущены незначительные ошибки при произношении.

- Нет ошибок.

Таблица№2

Итоговые баллы, полученные детьми в ходе исследования.

Задание. Среднее арифметическое
2. Задание на выяснение возможности ребенка дифференцировать смешиваемые звуки в словах. Умение ребенок учится находить предъявляемый звук в начале и в конце слова.  3.3

 

Задание №3

Это задание рассчитано, на выяснение возможности ребенка определять количество звуков в слове.

Процедура: ребенку предлагается слово, которое разбивается на слоги, а последние, на отдельные звуки, и он должен определить сколько звуков в слове.

Инструкция: «Я тебе скажу слово, а потом поделю его на звуки, и ты скажешь сколько звуков в этом слове».

Материал исследования - заранее приготовленный набор слов, разбитых на звуки, 4 слова.

Баллы:

- Не выполнено задание, был отказ.

- Допущены ошибки в 4-х словах.

- Допущены ошибки в 2-х словах.

- Допущены незначительные ошибки при определении звука.

- Нет ошибок.

Таблица№3

Итоговые баллы, полученные детьми в ходе исследования.

Задание. Среднее арифметическое
3. Задание на выяснение возможности ребенка определять количество звуков в слове. Умение ребенка определять, сколько звуков в слове.  2.5

 

Задание №4

Это задание рассчитано, на выяснение возможности ребенка определять место звука на фоне слове, какой по счету указанный звук.

Процедура: ребенку предлагается слово, которое разбивается на слоги, а последние, на отдельные звуки. Ему называется определенный звук, и ребенок должен определить на каком месте находится данный звук в слове.

Инструкция: «Я тебе скажу слово, а потом поделю его на звуки. Я называю тебе звук, и говоришь мне какой по счету этот (данный) звук в этом слове».

Материал исследования - заранее приготовленный набор слов, разбитых на звуки, 4 слова.

Баллы:

0 - Не выполнено задание, был отказ.

- Допущены ошибки в 4-х словах.

- Допущены ошибки в 2-х словах.

- Допущены незначительные ошибки при определении звука.

- Нет ошибок.

Таблица№4

Итоговые баллы, полученные детьми в ходе исследования.

Задание. Среднее арифметическое
4. Задание на выяснение возможности ребенка определять место звука на фоне слове. Умение ребенка, определять на каком, месте находится предъявляемый звук в слове.  3.8

 

Задание №5

Это задание рассчитано, на выяснение возможности ребенка звукослогового синтеза.

Процедура: ребенку называют слитно слово, по слогам, длительность пауз постепенно увеличивается. Ребенку необходимо назвать слово целиком.

Инструкция: «Я тебе скажу слово, которое поделено на звуки. А ты произносишь это слово полностью».

Материал исследования - заранее приготовленный набор слов, разбитых на звуки, 4 слова (ку-ры, ба-боч-ка, ве-ло-си-пед, ро-ди-те-ли).

Баллы:

0 - Не выполнено задание, был отказ.

- Допущены ошибки в 4-х словах.

- Допущены ошибки в 2-х словах.

- Допущены незначительные ошибки при определении звука.

- Нет ошибок.

Таблица№5

Итоговые баллы, полученные детьми в ходе исследования.

Задание. Среднее арифметическое
5. Задание на выяснение возможности ребенка звукослогового синтеза. Умение ребенка называют слитно слово, произнесенное по слогам.  1.8

 

Результаты выполнения каждой пробы обязательно фиксируются в протоколе.

Приведем форму протокола и варианты записи.

 

Фамилия......Имя.....Возраст…… Дата....

№ предъявленной пробы (задания) Вопросы и указания обследования Результаты выполнения задания Наблюдение за реакцией ребенка (примечание)
       

 

В зависимости от результатов обследования следует наметить тот или иной путь дифференцированного обучения детей с проблемами фонематического распознавания.

Для детей отнесенных к I уровню фонемного развития (сильно искажает структуру и звуковое оформление слов, проблемное восприятие фонемного анализа и синтеза), то следует организовать специальное обучение в определенной группе для детей с тяжелыми нарушениями фонемного развития.

Ограниченный запас звуков, своеобразие его использования, неумение пользоваться распространенными звуками, пробы на звуко- и словообразование малодоступны. Все это свидетельствует о грубом недоразвитии звуковых средств языка, что характерно для II уровня развития.

В отличие от рассмотренных выше случаев в ходе обследования могут быть выявлены и такие, когда звуковой запас является относительно большим, и погрешности в синтезе и анализе фонем не значителен. Для таких детей предлагается коррекционная работа.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.31.159 (0.008 с.)