Образ Родины как психологическое явление. Методический подход практического исследования образа Родины 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Образ Родины как психологическое явление. Методический подход практического исследования образа Родины



 

Говоря об Образе Родины необходимо четко определиться с терминологией и трактовкой слова Родина.

Слово Родина имеет древнеславянское происхождение.

По словарю Даля слово Родина трактуется, как родить, родня [26].

Большая Советская энциклопедия даёт следующее толкование слова родина: отечество, отчизна, страна, в которой человек родился; исторически принадлежащая данному народу территория с её природой, населением, общественным и государственным строем, особенностями языка, культуры, опыта и нравов; более узко - чьё-либо место рождения; переносное значение - место возникновения, открытия или изобретения чего-либо. Другие источники-словари дают мерно такую же трактовку [61].

Иными словами, в большинстве случаев Родина это что-то и/или кто-то, имеющее(ий) для человека отношение к его рождению, началу жизненного пути. Зачастую слово Родина определяется как место рождения и/или преимущественного проживания.

В 2012 году в г.Тамбове был проведен экспертный социологический опрос "Военнослужащие и работники МВД РФ об образе Родины. Опрос это показал, что ассоциации (репрезентанты) с Родиной связанны не только с местом рождения и проживания. Основные репрезентанты образа Родины, которые у военнослужащих проявлялись в итоге можно свести к 6 основными направлениями (критериям): государство; место, где я родился; мать (родители, опекуны); моя семья - жена (муж), дети; люди моего окружения (товарищи, друзья); образ жизни. Данные 6 репрезентантов имеют разную выраженность (значимость) у каждого военнослужащего, но в той или иной степени могут обозначать образ Родины.

По мнению исследователя образа Родины у школьников А. И. Попова, образ Родины является одним из компонентов образа мира [59].

В исследовании А. И. Попова подчеркивается тот факт, что материнский образ Родины можно объяснить тем, что первым значимым взрослым в ходе онтогенеза человека является именно мать. Расширение кругозора и сфер общения происходит вокруг этого образа матери. В ходе знаково-символической деятельности те образы, которые наиболее сильно привязаны к месту, где мы родились и складывают наш образ Родины [59]. Интериоризация наиболее значимых образов накапливает когнитивный опыт индивида, со временем формируя барьер для познания: своего рода фильтр, через который мы можем, казалось бы, типичное явление не связывать с образом Родины, а единичное событие объяснять типичными характеристиками.

С возрастом на расширение образа Родины начинают влиять образование, воспитание и средства массовой информации. Понятие Родины в таком потоке информации может расшириться до масштабов планеты, но может и свернуться до одного населенного пункта. Такая защита границ показывает большую значимость этой психической структуры.

Проблема анализа (измерения) образа Родины и его репрезентации имеет ряд аспектов. Аспекты эти заключаются в том, что необходимо установить, имеют ли изучаемые образы о Родине один и тот же смысл у разных людей. Кроме того исследуемые люди могут принадлежать разным культурам (например христиане и мусульмане) и в данном случае идеалы связанные с родиной могут в корне отличаться. Даже используя самые качественные переводы, мы не можем быть уверенными, что выражение ценности имеет эквивалентный смысл в различных языках и культурах. В связи с этим, сравнительное исследование репрезентаций образа Родины в практическом плане, возможно лишь в малых социальных группах. Большие социальные группы, связанные с этносом, исследовать в сравнении между собой проблематично, поскольку критерии исследования могут иметь совершенно разную природу и дальнейшее сравнение образа Родины (свертка критериев) будет трудоемка или практически невозможна [34].

Существуют ряд исследований категории образа Родины, которые базируются на исследовании не самого образа Родины, а производных характеристик, которые он образует. Здесь доминирующий акцент психологического исследования заключается в поиске универсалий когнитивного, эмоционального или поведенческого характера. Яркий пример такого подхода - диссертация Попова А. И. - "Развитие образа Родины у школьников".

Попов А.И. выделяет следующие психологические компоненты образа Родины [59]:

1. Когнитивный компонент - представляет собой совокупность знаний о своей Родине и признание их таковыми. То есть знание истории не говорит нам достоверно, что человек уважает свое государство

2. Эмоционально-оценочный компонент - представляет собой переживания связанные с Родиной и с её судьбой. Отделение "Родины" отчего-то иного и потенциально враждебного.

.   Поведенческий компонент - представляет собой деятельность и поступки человека во благо своей Родины.

Каждый компонент Попов А.И. исследует отдельно, обозначая существующую взаимосвязь между ними. При этом подчеркивает, что первичным является когнитивный компонент, как основа, закладываемая в детские и юношеские годы. Он наиболее выражен. На втором месте эмоциональный компонент, который придает эмоциональный окрас образам, связанным с термином Родина. В итоге когнитивный и эмоциональный компоненты совместно определяют мотивационно поведенческую сферу человека и определяют третий компонент - поведенческий [59].

Такой подход в исследовании образа Родины возможен, однако влечет за собой ряд трудностей и недостатков:

. Исследуются не сами репрезентанты образа Родины, а их характеристики. Вопрос о выраженности одних репрезентантов относительно других остается не тронутым.

. Задача в исследовании Попова А.И. многокритериальная. Эти критерии свернуть в один единый показатель очень трудоемко, поскольку компоненты (характеристики), которые обозначил исследователь, имеют различную природу происхождения, а так же имеют разную приоритетность в формировании образа Родины, хотя и описывают одну и ту же структуру - образ Родины.

. По исследованному когнитивному, эмоциональному и поведенческому компоненту трудно понять, что именно человек подразумевает под Родиной, и в какой выраженности репрезентанты образа Родины присутствуют в его сознании.

. С помощью методического подхода Попова А.И. трудно оценить динамические изменения, происходящие с репрезентантами образа Родины в сознании исследуемых групп на различных этапах социальной перестройки. В нашем случае это организационно-штатные мероприятия, проводимые с военнослужащими Минобороны.

В данной работе, методический подход в изучении репрезентации образа Родины строится на существующих научно-методических принципах (концепция) анализа ценностей и ценностных ориентаций отечественных и зарубежных школ.

К числу основных методик анализирующих ценности и ценностные ориентации личности и различных социальны групп относится, концепция созданная профессором М.Рокичем, а так же опросник ценностей, разработанный профессором Шварцем на основе изучения трудов М.Рокича.

В отечественной психологии ценностные ориентации определяются, как правило, через понятия отношения, отражения, установки. Причем, являясь одним из базовых личностных оснований, ценностные ориентации заключаются внутрь более широкого синтетического понятия направленности личности, которая содержит в себе доминирующие ценностные ориентации и установки, проявляющиеся в любой ситуации. Данные аспекты нашли своё отражение в трудах А.Г.Здравомыслова, Д.Н.Узнадзе, В.В.Сусленко, В.А.Ядова, Б. Г. Ананьева, Л.Э.Пробст и др.

Кроме того в отечественной психологии, существуют методики: изучение "ценностных ориентаций" О.И.Мотков и Т.А.Огнева., "Опросник терминальных ценностей" ("ОТеЦ") И. Г. Сенина, "Тест смысложизненных ориентации" (СЖО) Д. А. Леонтьева [34].

В социальных, психологических и педагогических исследованиях используемые термины ценности и ценностных ориентации используются как синонимы.

Под ценностными ориентациями понимается отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Ценностные ориентации - это интериоризированные личностью ценности социальных групп.

Современная психология различает ценности двух типов:

ценности общества и социальных групп (социальные ценности);

ценности личности (индивидуальные ценности).

Как было сказано выше, образ Родины формируется в раннем детстве на основе когнитивных установок родителей и других людей вольно или невольно принимающих участие в воспитании ребенка. Эти когнитивные установки принимают вид ценностей личности по мере взросления ребенка, и в дальнейшем окрашиваются эмоционально и определяют его поведенческую реакцию.

Для того чтобы исследовать образ Родины у военнослужащих нами были приняты следующие постулаты М.Рокича выдвинутые в его концепции в отношении ценностных ориентаций:

. общее число ценностей невелико;

. все люди обладают одними и теми же ценностями, но одни и те же ценности имеют для разных людей разный "вес";

. ценности организованы в системы;

. истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе, общественных институтах и самой личности человека;

. влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах [34].

В соответствии с данными постулатами будет проводиться исследование репрезентации образа Родины у двух групп военнослужащих - действующих военнослужащих и военнослужащих, уволенных в запас по организационно-штатным мероприятиям.

В ходе теоретического исследования нами изучены справочные данные термина "образ". Определены основные точки зрения в психологии на понимание термина "образ",

В ходе теоретического анализа нами были изучены и систематизированы различные взгляды на отношения к категории образа Мира в целом и категории образа Родины в частности.

Мы определили справочное значение термина Родина. Изучили основной подход, существующий в нашей стране для исследования образа Родины описанный в диссертационном исследовании А.И.Попова. Обозначили возможные недостатки этого подхода. Избрали концепцию, которую необходимо использовать для исследования репрезентации образа Родины у военнослужащих. Суть подхода к решению поставленной задачи заключается в принятии "образа Родины" как совокупности ценностей - репрезентантов образа Родины, число которых невелико. Все люди определяют образ Родины через одни и те же репрезентанты-критерии, но эти критерии имеют для разных людей разный "вес". Репрезентанты образа Родины организованы в системы. Истоки представлений о Родине прослеживаются в культуре, обществе, общественных институтах и самой личности человека. Влияние критериев-репрезентантов образа Родины прослеживается практически во всех социальных феноменах.

 


2. Эмпирическое исследование особенностей репрезентации "Образа Родины" у военнослужащих

 

Организация исследования

 

Эмпирическое изучение образа Родины и особенностей его репрезентации у военнослужащих представляет собой непростую задачу. Для ее решения необходимо задействовать методы, основанные на изучении особенностей сознания; к ним мы относит методы психосемантики - опрос, ассоциативные методы. Вторая сложность эмпирического исследования это отсутствие конкретных методик, связанных с исследованием образа Родины. Для оценки образа Родины и особенностей его репрезентации у военнослужащих был разработан опросник на основе концепции описанной профессором М Рокичем при исследовании ценностных ориентаций.

В исследовании были приняты следующие постулаты М.Рокича выдвинутые в его концепции в отношении ценностных ориентаций:

. общее число ценностей невелико;

. все люди обладают одними и теми же ценностями, но одни и те же ценности имеют для разных людей разный "вес";

. ценности организованы в системы;

. истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе, общественных институтах и самой личности человека;

. влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах [34].

Согласно 3 пункту в данной работе предполагается, что образ Родины это системный (комплексный, интегральный) показатель, который состоит из показателей (критериев) более низкого уровня иерархии исследований.

Согласно 1 пункту число этих показателей невелико и в данном исследовании образ Родины можно охватить достаточно полно опираясь на следующие критерии:

. государство;

. место, где я родился;

. мать (родители, опекуны);

. моя семья - жена (муж), дети. (если их нет, то моё отношение если бы они были);

. люди моего окружения (товарищи, друзья);

. образ жизни.

Согласно 2 пункту у всех людей перечисленные критерии образа Родины присутствуют, но они для каждого человека имеют свой вес (важность). По этому пункту в данном исследовании респондентам будут предложено проранжировать, согласно личным предпочтениям, перечисленные выше критерии.

и 5 пункт отражают связь ценностных критериев образа Родины с социальными аспектами общественной жизни. Это значит, что для выявления репрезентативных особенностей образа Родины необходимо создать опросник, вопросы которого будут тестировать респондента в виде интервью по каждому критерию (5-10 вопросов). Вопросы эти нужно формировать таким образом, что бы они, во-первых освещали сам критерий, во-вторых отражали истоки этих критериев и задевали феномены социальной жизни респондентов.

Составленный опросник (таблицы 1 и 2 приложения), по приведенным выше постулатам, состоит из 2 частей и сформирован на следующих принципах:

В первой части респонденту предлагается ответить на 36 вопросов и выбрать один из ответов на каждый вопрос из четырех предлагаемых. Варианты ответов, на каждый вопрос следующие:

согласен;

скорее согласен;

скорее не согласен;

не согласен.

Вопросы опросника исследователем соотнесены с 6 критериями:

государство;

место, где я родился;

мать (родители, опекуны);

моя семья - жена (муж), дети. (если их нет, то моё отношение если бы они были);

люди моего окружения (товарищи, друзья);

образ жизни.

Данные критерии представляют собой не что иное, как варианты образа Родины, наиболее часто представляемых респондентами. Образ Родины для человека может быть представлен не одной категорией, а сразу несколькими (например: Родина это государство и место где я родился). В связи с этим во второй части опросника (таблица 2 приложения) респонденту предлагается оценить значимость образов-критериев по шести бальной шкале. Цифрой 1 опрашиваемый человек обозначает самый важный для него образ-критерий, который в максимальной степени соотносится с понятием Родина. Цифрой 2 - менее значимый, который в меньшей степени определяет образ Родины. И так далее, цифрой 6 респондент обозначает критерий, который в меньшей степени ассоциируется у него с образом Родины.

Список 6 критериев и соответствующих им 36 вопросов приводится ниже.

Государство (отечество).

1. При любых обстоятельствах государство позаботится обо мне.

. Можно счастливо жить и в другой стране (обратный вопрос).

. Нужно жертвовать своим спокойствием (благополучием) ради интересов отечества.

. Государственные интересы превыше всего.

. Люди, которые навсегда покинули отечество - предатели.

. Не правы те, кто едет рожать детей в другую страну.

Место, где я родился

1. В душе человека место его рождения имеет особый привилегированный статус.

. Я спокойно готов переехать в другое место, если там мой уровень жизни значительно повышается (обратный вопрос).

. Те, кто уехал далеко от места своего рождения - неправы.

. Я с гордостью говорю о месте своего рождения.

. Мое отношение к человеку может измениться, если я узнаю, что он мой земляк.

. Я хотел бы старость встретить в том месте, где я родился.

Мать (родители, опекуны).

1. Дети обязаны своим родителям (опекунам).

. "Почитай отца своего и мать".

. Без родителей (опекунов) человек своей жизни ничего не достигнет.

. Павлик Морозов был не прав.

. Для человека в этой жизни нет никого и ничего ближе, чем отец и мать.

. Тарас Бульба был прав.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 409; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.13.255 (0.041 с.)