Понятие образов и их формирование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие образов и их формирование



 

Прежде чем рассматривать категорию "образ Родины" нам следует обратиться к понятию "образа" как психического явления в целом.

Вопрос соответствия знания о мире самому миру является центральной темой теории познания поднимаемой еще со времён Платона. Поскольку в содержание знания входят и чувственные составляющие, то в работах по гносеологии немалое место занимают публикации, посвященные образным формам репрезентации знания. В последнее время интерес к ним повышается в связи с развитием PR-технологий и рекламы, а так же с появлением феномена виртуальной реальности. В научных кругах считается, что одной и главных причин возрастающего интереса к образным формам репрезентации является поиск эффективных способов трансляции научного знания во вненаучные сферы, прежде всего в область образования и просвещения.

Современная психологическая справочная литература дает следующие понятия термина "образ":

. Оксфордский психологический словарь под редакцией. А.Ребера, 2002г.

Образ - термин происходит от латинского слова, означающего имитацию, и большинство способов употребления его в психологии, и устаревших и современных, вращаются вокруг этого понятия. Следовательно, наиболее распространенными синонимами для него являются понятия: сходство, копия, воспроизведение, дубликат и т.д. Встречается несколько важных вариации этого понятия: Как отмечено в словаре образ - один из трех подклассов сознания, двое других - ощущения и чувства. В данной трактовке упор делался на то, что образ должен рассматриваться как психическое представление прежнего сенсорного опыта, как его копия. Считалось, что эта копия менее яркая, чем сам сенсорный опыт, все еще представленная в сознании как память об этом опыте. Это специфическое значение термина было привнесено и в современную когнитивную психологию, где образ рассматривается как "картинка в голове". Это понятие на уровне здравого смысла фактически довольно хорошо отражает суть термина в его наиболее современном использовании, но следует сделать некоторые предостережения:

"картинка" не в буквальном смысле - нет никакого устройства, типа слайдопроектор/экран. То есть воображение это когнитивный процесс, действующий так, "как будто" у человека возникает мысленная картинка, являющаяся аналогом сцены из реального мира;

образ не обязательно рассматривается как воспроизведение прежнего события, но скорее как конструкция, синтез. В этом смысле образ больше не рассматривается как копия, например, можно представит себе единорога, едущего на мотоцикле, что вряд ли будет копией какого-либо прежде виденного стимула;

картинка не обязательно ограничивается зрительным представлением, хотя, несомненно, чаще всего этот термин употребляется именно в этом смысле. Например, можно вызывать слуховой образ, осязательный образ и т.д. Некоторые люди утверждают, что у них бывают даже вкусовые и обонятельные образы. Из-за таких расширенных толкований к этому термину часто добавляются определения, чтобы указать форму обсуждаемого образа. В данном случае эта модель употребления термина "образ" посягает на значение этимологически связанного с этим термина "воображение".

А так же встречаются и некоторые другие толкования термина образ: общее отношение к некоторому учреждению, как, например, "образ Китая у жителей запада" или элементы сновидений [63].

. Психологический словарь под редакцией Немова Р.С.

Образ -

. Комплекс ощущений, связанных друг с другом и представляющих в сознании человека предмет или явление в его свойствах, воспринимаемых с помощью органов чувств. Образ - это результат чувственного отражения человеком свойств соответствующего предмета или явления при его непосредственном воздействии на органы чувств или в результате извлечения информации о нем, хранящейся в памяти.

. В структурализме - одна из трех групп явлений, входящих в состав сознания наряду с ощущениями и эмоциональными переживаниями.

. Картина чего-либо, сложившаяся в данный момент времени в голове человека.

. Продукт воображения.

. Часть или элемент сновидения.

. Общая картина окружающего мира, представленная в сознании человека ("образ мира") [50].

К этим и другим таким же, похожим, определениям современная наука подошла не сразу. Однако в целом множество существующих определений образа, которые сформировались в учёном мире можно разделить на три группы:

образ - обладающий как субъективным, так и объективным существованием феномен. Он, как и многие предметы, может находиться и в не человеческой психике;

образ есть любой репрезентант, представляющий какой-либо объект;

образ есть чувственный аналог, копия предмета, возникающая в результате его отражения психикой.

Сторонником первой точки зрения был ещё Платон. В диалоге "Кратил" он замечает, что столяру, создающему новый челнок, вместо расколовшегося, потребуется образ, по которому он его (старый челнок) раньше делал. Платоном была заложена традиция понимания образа как образца - прообраза, который, может иметь как духовную, так и материальную природу [58]. В этом же направлении было расширено понимание термина образа в трудах В. С. Тюхтина - "теория опознания" [79], и Т. Н. Березина - труды посвящённые существованию части образов вне психики человека ("объектные образы") [11].

Сторонники второй группы определений категории образ стирают грань между образом, знаком, символом, моделью, чертежом и т.п. Заложено данное понимание было еще советским методологом науки Б.А.Штоффом, предлагавшим отнести к образам все языковые средства [83]. Здесь, философский словарь под редакцией С.А.Азаренко так поддерживает данную точку зрения: "В современной философии образ понимается не только как продукт сознания, но и как то, что формируется в социальности в виде знака или даже, выходя за "границы поля" сознания в форме симулякра, становится силой, порождающей изменения и различия" [1].

Третья группа - самая многочисленная - исследователи в ней ограничивают образные представления границами психики. При этом одни считают образом любые чувственные репрезентанты объектов, другие - только те, которые обладают структурным соответствием с ним. Здесь яркий пример образов в виде чувственных репрезентантов описан В.И.Лениным "ощущение есть субъективный образ объективного мира" [36]. Определения образа через признак структурного соответствия защищалось в трудах такого известного отечественного ученого как Л.О. Резников, предложившего рассматривать образ как объединенную в систему совокупность чувственных сигналов, структурно соответствующую объекту отражения [64]. Такое определение основывается на понимании образа как копии объекта, или, в более корректном виде, как возникающего в психике изображения объекта. В своих исследованиях такое же сходное понимание выражали З.Фрёйд, К.Г.Юнг, Ф.Гальтон. Среди отечественных психологов в данном направлении отстаивали свои позиции Л.М.Веккер и Б.Ф.Ломов, которые писали, что "анализ предметной структуры действия обнаруживает, что регулирующий его образ является именно изображением" [15,84].

Проблема понимания образа как изображения стала под сомнение с появлением неклассического рационализма. Дж. Локк и И.Кант в своей парадигме конструктивизма ставят вопрос об образе по другому: представлять объект не означает быть его изображением или копией. Возникшая на этой базе идеи философия позитивизма объявила проблему соответствия образа оригиналу лженаучной. Так же авторитетный психолог А.Н.Леонтьев еще в советское время осмелился сказать, что ни цветов, ни запахов, ни звуков вне психики не существует: оригинал - амодален [38,39]. Его поддержал известный современный психолог профессор В.Ф.Петренко, который пишет, что "мир наполнен красками, звуками, запахами, но все эти качества производны от органов восприятия субъекта. Физика не "знает" красного, но описывает электромагнитные волны определенной длины (частоты), которые при воздействии на сетчатку глаза человека вызывают соответствующее ощущение" [52,53].

Поэтому для проведения разделительной линии между образом, с одной стороны, и теорией, чертежом, моделью, рисунком - с другой, необходимо оговориться, что образ есть чувственный феномен психики, он отражается в сознании через барьер связанный с прошлым опытом и переживается человеком в качестве находящегося вне его психики предмета материального мира. Объясняя это свойство образа, А. Н. Леонтьев писал: "Капитальный психологический факт состоит в том, что в образе нам даны не наши субъективные состояния, а сами объекты. Так, например, световое воздействие вещи на глаз воспринимается как объективная форма вещи, находящейся вне глаза. Для субъекта образ как бы наложен на вещь" [38].

Итак "Образ - это целостное интегральное отражение действительности, в котором одновременно представлены основные перцептивные категории. Важнейшей функцией образа является регуляция деятельности" [30].

Предметный характер деятельности связан скорее с образом предмета, нежели с ним самим. Поскольку в ходе деятельности предмет может приобретать разные эмоциональные оттенки для нас, сам предмет деятельности не всегда может подвергаться сильным изменениям. Кроме того не всегда представления о мире могут соответствовать действительности [73] ввиду нашего опыта, мышления и эмоций. Восприятие неотделимо от нашего опыта, мышления и эмоций.

В онтогенезе на формирование наших образов влияют особенности анализаторов. Первичные сенсорно-перцептивные образы с течением времени обрастают новыми данными, формируя более сложные образования, суммируются, создавая субъективный опыт индивида [8,39]. Совокупность образов создают новую интегральную структуру, которую А.Н. Леонтьев назвал образ мира. [38]. Образ Родины можно рассматривать как элемент "образа мира". Образ мира в нашем сознании влияет на наше восприятие, фильтруя новый перцептивный опыт. Новая информация преломляется нами и накапливается у нас [77]. Поэтому образ мира скорее постоянен в нашем сознании, так как то, что мы не можем преломить, во избежание диссонанса, воспринимается критически и не откладывается в памяти. Если же новый опыт не противоречит уже имеющимся взглядам, то образ мира, лишь обогащается и становится шире [46]. Это не означает, что образ мира не может измениться кардинальным образом, однако для подобной смены нужно критическое воздействие на психику человека.

Например, военнослужащие принимающие участие в боевых действиях испытывают сильное деструктивное воздействие на устоявшийся в сознании образ мира. Погибшие люди, разрушенные здания, подбитая техника, инвалидность, другие отрицательные факторы-деструкты - не могут просто так отвергаться сознанием, поскольку представляют объективную действительность той работы, которую выполняют люди в погонах. Возникающий острый диссонанс в данном случае преодолевается за счет смены ценностей личности в малый промежуток времени, либо вообще не преодолевается. В обоих случаях новый образ мира формируется со значительными потерями привычных и устоявшихся элементов прежнего образа мира. В отдельных случаях формирование нового образ мира вообще не происходит, в таком случае военнослужащий приобретает серьёзные психические заболевания.

Здесь необходимо отметить, что многие исследователи идеализируют процесс осмысления всего нового, говоря о том, что некоторый опыт, воспринимаемый критически, во избежание диссонанса не откладывается в памяти (или просто не принимается личностью, отвергается). Большая часть такого опыта директивно и ультимативно вторгаются в личную жизнь человека. В связи с этим человек вынужден помимо своих желаний принимать новый образ мира такой, какой он есть, не имея реального выбора. Яркий пример такому опыту - власть закона, приказы начальника, процесс сокращения с работы и т.д. Исходя из этих реалий и пошла фраза среди современников - "Родину не выбирают".

Образ мира включает в себя пространственно-временные и смысловые квазиизмерения. [69,37].

Пространственно-временные квазиизмерения формируют так называемую "чувственную ткань образа", которая позволяет воспринимать объект в совокупности его свойств, которые свидетельствует о существовании и функционировании внешней реальности. Через неё мы вступаем в контакт с внешним миром. Здесь восприятие носит полимодальный характер, но зачастую одна модальность играет основную роль. Особую роль в формировании образов играет зрительная модальность. Другие анализаторы лишь создают оттенки схожих визуально предметов и явлений формируя перцептивный опыт [4].

Само же манипулирование предметами внешнего мира проходит через знаково-символьную деятельность [67]. Символ сохраняет образы, позволяет ими манипулировать, не вступая в контакт с самим предметом или явлением, а так же позволяет передавать этот образ, другим индивидам презентуя в сознании психическое содержание образов [2]. Символизация важнейшее звено познания. Принципы символизации закладываются с самого детства и не осознаются нами [84].

Смысловое квазиизмерение образа мира это смыслы. Смысловая составляющая образа мира подчеркивает связь нашей направленности с образом мира. Взаимозависимость этих понятий представлена в сознании в жизненных принципах, установках. Целеполагание зависит от наших взглядов [37,39].

Единый образ мира происходит через интериоризацию образов и выстраивание ассоциативных связей между ними [3], а так же в субъективном переживании отдельных компонентов [12,16,17]

А.Н. Леонтьев писал "Не выходя за границы одного и того же поля восприятия, одного и того же отображенного фрагмента действительности, я могу иметь с ним дело двояким образом; как с той реальностью, в которую я непосредственно включен, в которой я действую и которой отношусь, и как с встроенными в этот образ обобщениями и абстракциями доступными моей сознательной рефлексии" [37]. Здесь говорится о том, что образ мира не только внешне существующая реальность, которую индивид способен воспринимать, но и как часть самого индивида. Образ мира нечто большее, чем совокупность значимых представлений. Это не просто внешнее поле человеческой активности. Образ мира это находящийся в движении результат взаимодействия субъекта деятельности и объекта. Причем образ мира представлен в совокупности составляющих его предметах и явлениях действительности.

В. Келлер подчеркивал, что психический мир подчинен законам гештальта [33]. Само же понятие гештальт представляет собой единицу анализа сознания в гештальтпсихологии, но нас интересует особенности формирования целостного образа из различных фрагментов. В процессе восприятия часть объектов выражается как фон и другая часть как фигура. И в зависимости от различных условий соотношение фигура-фон меняется. Элементы уже имеющихся в нашем сознании гештальтов взаимодействуют между собой через следующие механизмы: близость, сходство, замкнутость, симметричность. [16]. Мы можем рассматривать образ мира как некий гештальт включающий в себя совокупность объектов окружающий действительности, который мы можем воспринимать как фигуру на фоне социальной и политической действительности, так и как фон при восприятии объектов как часть этого образа мира. В целом взаимосвязь элементов образа мира непостоянна и находится в движении, так как сам мир постоянно развивается и сам индивид находится в таком же движении в ходе онтогенеза.

Основываясь на теорию поля К. Левина [35] мы можем рассматривать образ мира как поле нашего восприятия. Образ мира, по мнению А. Н. Леонтьева и является этим самым полем [38]. То есть совокупность внешних и внутренних факторов влияющих на нашу активность. Понятие "активность" можно заменить более конкретным понятием "деятельность". Тем самым образ мира определяет нашу деятельность и формально регулирует её.

Следует отметить эмоциональную значимость образа мира. В отличие от простого перцептивного образа, образ мира имеет чувственную основу [14]. Принятие образа мира важнейший этап в социализации мира, когда просто накопление фактов рождает некий ценз развития и обогащения знаниями. Эмоциональная привязанность к конкретным объектам действительности формирует в нас постоянство личности и ценностную структуру [40]. Формирование образа мира связано с формированием смысловой сферы личности, её развитием.

Само развитие играет немаловажную роль в формировании и развитии образа мира. Зачастую вопрос о развитии личности для индивида вступает конфликт с представлениями о мире. Мир воспринимается не просто как объект взаимодействия, но и как субъект, который существует и развивается. Идея борьбы с внешними обстоятельствами и различного рода взаимодействие с ними представлено в трудах Э. Фромма [81].

Таким образом, подходы к пониманию образа в психологии различны. От способа хранения информации до основной категории нашего сознания. Большинство исследователей, занимаясь проблематикой образа, пытались изучить структуру данной категории. Однако, само изучение образа через его структуру и его взаимосвязь с мышлением не дает нам конкретного ответа о том какова функция этого психического образования. Все это говорит о том, что само понятие образ не достаточно исследовано в психологии и требует дальнейшей как теоретической, так и практической проработке, увязке исследований с конкретным инструментарием, позволяющим ответить на практические вопросы психологии.

Следует так же отметить, что образы играют важнейшую роль в нашей психической активности, которая строится именно на образах. Чувственные образы, переживаемые нами, трансформируются в сознании и приобретают новые свойства, образуя в результате Образ Мира. Это характеризует качественно новый этап в социализации, ведь с категорией образ мира во многом связано все проявление человеческой активности. Одним из важнейших элементов Образа Мира является Образ Родины.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 457; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.196.52.45 (0.014 с.)