Древнерусское государство во времена Владимира I 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Древнерусское государство во времена Владимира I



 

Княжение Владимира (980-1015) есть время высшего подъема Древнерусского государства.

Владимир продолжал старую традиционную политику. Он осуществляет обе главнейшие функции государства: способствует укреплению боярства, держит в своих руках власть над присоединенными народами, взимая с них дань, расширяет границы государства, защищает границы от нападения врагов, и прежде вcero печенегов.

Летописец указывает ряд походов Владимира на поляков, вятичей, ятвягов и хорватов.

Владимиру действительно удалось расширить пределы государства. Распространять владения на север было невозможно: чтобы властвовать над таким слишком отдаленным районом, не хватало организационных средств. Что касается запада, то Владимир, покорив ятвягов, продвинулся по направлению к Балтийскому морю. Отношения с Польшей не позволяли двигаться дальше на запад.

Владимир не только расширяет пределы государства, но и укрепляет связь отдельных его частей. Достигает он этой цели различными средствами: сначала путем приспособления язычества к своей объединительной политике, потом путем принятия христианства в качестве единой государственной религии и путем изменения системы управления частями государства.

По-видимому, Владимиру удалось "почти" везде (кроме вятичей) заменить местных князей либо своими мужами, либо своими детьми. Сыновей у него было много. Летописец называет нам двенадцать. Новгород он поручил сначала Вячеславу, а потом Ярославу, Псков - Судиславу, Полоцк - Изяславу, Смоленск - Станиславу, Туров (Дреговическая земля) - Святополку, Владимир Волынский - Всеволоду, Тмутаракань (Подонье, Крым и Северный Кавказ) - Мстиславу, Ростов (в земле мери) - Ярославу, потом Борису, Муром - Глебу. Это факты, сообщаемые летописью. В ученой литературе иногда оспаривается пребывание в указанных местах Бориса и Глеба. Сам Владимир сидел в Киеве и отсюда правил над всеми в той или иной мере подчиненными ему землями.

Владимир очень хорошо знает границы своего государства и успешно их защищает. Древнерусское государство есть одно, причем самое крупное, из раннесредневековых государств.

Владимир - фигура очень хорошо известная всему тогдашнему миру. Он не ограничивается обычной традиционной политикой киевских князей - расширением и обереганием границ и обложением данью подвластного населения. Подобно Святославу, он принимает участие в европейских делах того времени. Как и Святославу, ему пришлось иметь дела с Византией, а точнее с императором Василием II.

Византийский император Василий II долго терпел неудачи. И в 80-х годах Х века положение его стало весьма критическим. Кроме внешних, появились и серьезные внутренние осложнения. Василий обращается за помощью к Владимиру. Владимир соглашается, но одним из условий была выдача замуж сестры византийского императора Анны.

Соглашение было достигнуто, и Владимир послал на помощь Василию II отборное русское войско. Русское войско блестяще справилось со своей задачей. Но Василий II, спасенный русскими войсками, укрепив свою власть не выполнил всех условий и, может быть, как раз отказал Владимиру в выдаче замуж своей сестры. Но череда событий заставила Василия опять заговорить другим языком. Анну доставили в Херсонес, где произошло бракосочетание. Но Анна потребовала, чтобы Владимир предварительно крестился.

 

Крещение Руси

 

Запутанный вопрос о крещении Руси еще не разрешен во всех подробностях историками. Где крестился Владимир неизвестно: не то в Корсуни, не то в Киеве, а может быть в Василеве, под Киевом. Относительно крещения киевлян одни уверяют, что это происходило в Днепре, другие говорят, что киевляне крестились в Почайне - притоке Днепра. Таким образом, вопрос о деталях остается неясным.

Однако, более важным был вопрос о том, каким образом Древнерусское государство перешло от старой веры к новой, каковы были тому причины и какие отсюда вытекают следствия.

Принятие христианской религии свидетельствует о большом сдвиге в области идеологии киевского общества. Языческая религия, созданная в родовом строе, не похожа на религию классового общества. Религия родового строя не знает классов и не требует подчинения одного человека другому, не освящает господства одного человека над другим; классовая религия имеет иной характер.

Русь давно уже была знакома с религиями, появившимися в классовом обществе еврейской, христианской, магометанской. Принять какую-нибудь из них было для классового общества Руси делом неизбежным. Но какую именно принять - в этом заключался вопрос большой политической важности, разрешенный на Руси как положением ее среди других европейских и неевропейских народов, так и самым характером христианской религии.

Христианство стало проникать к нам задолго до Х века. У Ольги и ее сына Святослава на этой почве возникали большие осложнения. Святослав был врагом христианства. Владимир в начале своего княжения был приверженцем старой языческой веры, которую он пытался приспособить к своим государственным целями. Исходя из политических мотивов, он хотел собрать всех богов, которым поклонялись различные племена, и составить из них в Киеве пантеон, обязательный для всего государства. Владимир желал создать такую религию, которая могла бы крепче объединить все его государство. Но благодаря особой международной обстановке этот вопрос был решен иначе.

Владимир знакомился с различными верами. Его окружали люди, исповедовавшие еврейскую, магометанскую и христианские - западную (римскую) и восточную (византийскую) - религии. Какая-то часть Руси уже в IX веке приняла христианство. С начала же Х века христианство в Киеве было прекрасно известно, и в договоре Игоря 944 г. прямо говорится о той Руси, которая уже приняла христианство - она на договоре клялась по христианскому обычаю, а те, которые не крестились, клялись на оружии богами Перуном и Волосом.

Это указывает на то, что еще при Игоре христианство на Руси было хорошо известно. В конце Х века власть Древнерусского государства сочла необходимым признать эту веру обязательной, государственной.

Из факта принятия христианства в качестве господствующей религии вытекает много важных последствий.

Во-первых, христианство как религия, общепринятая в Европе, еще больше сблизило Древнерусское государство с остальной Европой.

Во-вторых, церковная организация, создание которой взяли на себя греки (византийцы), заняла весьма определенное место в истории киевского общества и стала новым и сильным орудием воздействия на массы в целях дальнейшего их подчинения государственной власти.

В-третьих, христианская церковь подняла значение княжеской власти в Киеве на большую высоту и упрочила связь между частями государства.

В-четвертых, византийская церковь, стараясь приобщить Русь к вековой византийской культуре, способствовала поднятию культуры в вашей стране.

После крещения Руси договоры с Византией сделались уже ненужными, потому что между обоими государствами установились более тесные отношения. Эта связь между двумя странами значительно окрепла через церковный аппарат, организованный греками на Руси.

В XI веке Русь не была культурно отсталой страной. Она шла впереди многих европейских стран, опередивших ее только позднее, когда Русь оказалась в особо тяжелых условиях, приняв на себя удар монгольских полчищ и загородив собою Западную Европу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.200.66 (0.007 с.)