Праславянский мир на рубеже II и I тысячелетий до Н. Э. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Праславянский мир на рубеже II и I тысячелетий до Н. Э.



Оглавление

 

Введение

Происхождение славян

Праславянский мир на рубеже II и I тысячелетий до н.э.

Праславяне в скифское время (Vl-lV вв. до н.э.)

Упадок в результате сарматского нашествия

Новый подъем. "Трояновы века"

Нашествие гуннов. "Бусово время"

Великое расселение славян

Первые шаги к объединению

Древнерусское государство во времена Игоря и Ольги

Древнерусское государство во времена Святослава

Древнерусское государство во времена Владимира I

Крещение Руси

Древнерусское государство во времена Ярослава и его сыновей

Древнерусское государство во времена Владимира Мономаха

Политическое раздробление Древнерусского государства

Заключение

Источники и литература

 


Введение

 

Для правильного понимания сложного процесса образования древнерусского государства ("Киевской Руси") необходимо, прежде всего, использование всех видов исторических источников, их критическая разработка и строгий отбор достоверного. Второй задачей является максимальное расширение хронологических рамок изучения. Рождение первого феодального государства было не однократным событием, а процессом, длительным многовековым развитием славянского общества, результатом которого явилось образование в IX в. государства Руси.

Для правильного понимания процесса хронологические рамки изучения необходимо раздвинуть примерно на полторы тысячи лет от Киевской Руси в глубь веков. Условием должно быть рассмотрение в единой системе разных крупных проблем: происхождение славян; сроки и пути колонизационного процесса; формирование племенных союзов; славяно-скифские взаимоотношения; роль нашествий сарматов, гуннов, хазар и др.; эволюция религиозных представлений; установление периодов подъема и упадка славянского общества.

Археология на современном уровне дает нам динамику исторического процесса. Археологический анализ охватывает поселения, формы быта, уровень хозяйства, степень социальной дифференциации (выделение воинов и вождей), религиозные представления и т.п. Кроме того, археологические памятники в настоящее время настолько широко (географически) изучены, что дают представление о границах племен, об этнических массивах, о передвижении племен и об их взаимоотношениях, т.е. дают Историю человечества.

Большими резервами сведений о древних славянах обладает лингвистика. Взаимовлияние языков внутри индоевропейского единства и за его пределами позволяет определить языковых предков славян и место славян среди других языковых групп.

Значительную ценность для историка представляет этнографический материал. Анализ фольклора и народного изобразительного искусства показал, что эволюция религиозного сознания древних людей происходила весьма своеобразно - не путем полной смены старых форм и замены их новыми, а путем наслаивания нового на сохраняемую старую форму.


Происхождение славян

 

Исходной позицией для рассмотрения истории славян следует считать период отделения славянской языковой семьи от общего индоевропейского массива, который лингвисты датируют началом или серединой II тысячелетия до н.э. К этому времени предки славян прошли уже длительный путь развития родоплеменного общества. Вычленение праславян из индоевропейского массива было результатом тех значительных сдвигов в первобытном обществе, которые происходили у племен северной половины Европы на рубеже III и II тысячелетий до н.э.

В первой половине II тысячелетия до н.э. началось широкое расселение пастушеских племен по Восточной Европе. В процессе этого расселения племена расщеплялись, перемешивались, сливались.

По окончании расселения, к середине II тысячелетия до н.э., обозначился процесс постепенного сплочения осевших родственных племен в большие этнические массивы. Одним из таких массивов и были славяне ("праславяне").

Славянство того времени не было абсолютно монолитным - единая археологическая культура подразделялась на 10-15 локальных вариантов которые могли соответствовать древним племенам или союзам племен.

Великое расселение славян

 

Из своей обширной лесистой прародины славянские племена, жившие в первобытнообщинном строе, долгое время никуда не расселялись. Стимулом к расселению могли быть три фактора:

древнерусское государство праславянский мир

1. естественное увеличение населения, приводившее к необходимости расчищать и осваивать соседние леса, новые земли под пашню.

2. натиск враждебных соседей. Уже в VI-V вв. до н.э. отмечено движение Милоградских племен Среднего Поднепровья в северо-восточном направлении в землю будинов (юхновская археологическая культура) под давлением балтийских племен. Широкое колонизационное движение в северо-восточном направлении началось у славянских зарубинецких племен в последние века до нашей эры. Славяне были вынуждены частично покинуть плодородную лесостепь и уйти в леса под натиском сарматских кочевых орд, подступивших вплотную к лесостепи и, очевидно, теснивших земледельческое население.

.   социальная дифференциация, рост дружин и усиление власти вождей-князей. Социальный фактор действовал двояко: с одной стороны, он мог усиливать уход простых общинников в северные леса в целях сохранения свободы от возраставших повинностей (колонизация лесных областей продолжалась и в первые века после рубежа нашей эры), а с другой стороны, князья и дружинники открывали новые направления колонизации - на юг, к богатым приморским городам.

В V в. во всем славянском мире происходит подготовка к событиям последующего столетия, перекроившим политическую и этническую карту

Европы. В истории всего славянства огромную роль сыграли события, происходившие в VI в. Недаром летописец Нестор начал свое введение в летопись ("Повесть временных лет") с событий, которые могут быть приурочены к этому столетию.

В VI в. началось массовое вторжение славян на Балканский полуостров, подробно описанное византийскими писателями.

К меридиональному направлению колонизации добавились и другие: из бассейна Балтики шло расселение и на запад (где поредело германское население) к Эльбе-Лабе и на восток к Ильменю ("словене" новгородские). Кроме того, под натиском степных кочевников некоторые восточно-славянские племена двигались на запад: дулебы в Центральную Европу, хорваты к Адриатике.

В результате полуторавекового расселения славяне заняли половину европейского континента и стали значительной силой в Европе.

Колонизация славянами византийских владений создала новую ветвь славянства - южных славян. Проникавших в Византию славян современники называли "славенами", "славинами" и "антами", указывая их родство и тождество, а также отмечая их прежнее общее имя - венеды (венеты).

Первые шаги к объединению

 

Под Древнерусским государством мы понимаем то большое раннефеодальное государство, которое возникло в результате объединения Новгородской Руси с Киевской Русью.

Образование государств не внезапное происшествие, результат длительного общественного процесса. Государства появляются в то время, когда общество успело уже разделиться на классы, когда между классами стали обостряться отношения, когда наиболее сильный экономически класс берет в руки власть и подчиняет себе народную массу.

Следовательно, в попытке решать задачу о происхождении Древнерусского государства необходимо следить за историей самого народа.

Значительно раньше IX века на Руси созрели необходимые для образования государства предпосылки, успевшие дать определенные результаты. Объединение Новгорода и Киева - это только важное событие в истории Руси, но отнюдь не начальное, а вытекающее из всей предшествующей истории Руси.

Если критически подойти к сообщениям по этому предмету "Повести временных лет", то можно убедиться в том, что летописец находился в большом затруднении при решении вопроса о начале государственности на Руси. Он воспользовался популярной "теорией" о происхождении государств, но она порой оказывалась в противоречии с сообщаемыми летописцем фактами.

Составитель летописного свода, использовавший более старые летописи, новгородские и киевские, мало интересовался местной жизнью общества, и северного, и южного. Его интересует прежде всего история "династии Рюриковичей". Он не объясняет, откуда взялись варяги, как они могли завладеть новгородскими славянами, кривичами, чудью и мерею. Он мельком коснулся вопроса о подчинении хазарами полян, северян и вятичей

В Новгородской летописи после рассказа о том, как новгородцы, кривичи, меря и чудь, вынужденные одно время платить варягам дань, их прогнали и "начаша владети сами собе и городы ставити" (т.е. укреплять свои границы), как у них начались внутренние войны между собой, - сообщается о "призвании" новгородцами трех братьев: Рюрика, Синеуса и Трувора. Ранняя смерть Синеуса и Трувора делает Рюрика единым представителем власти в Новгороде. О Рюрике имеется немного сведений в летописях. Преемником Рюрика стал Олег.

Крещение Руси

 

Запутанный вопрос о крещении Руси еще не разрешен во всех подробностях историками. Где крестился Владимир неизвестно: не то в Корсуни, не то в Киеве, а может быть в Василеве, под Киевом. Относительно крещения киевлян одни уверяют, что это происходило в Днепре, другие говорят, что киевляне крестились в Почайне - притоке Днепра. Таким образом, вопрос о деталях остается неясным.

Однако, более важным был вопрос о том, каким образом Древнерусское государство перешло от старой веры к новой, каковы были тому причины и какие отсюда вытекают следствия.

Принятие христианской религии свидетельствует о большом сдвиге в области идеологии киевского общества. Языческая религия, созданная в родовом строе, не похожа на религию классового общества. Религия родового строя не знает классов и не требует подчинения одного человека другому, не освящает господства одного человека над другим; классовая религия имеет иной характер.

Русь давно уже была знакома с религиями, появившимися в классовом обществе еврейской, христианской, магометанской. Принять какую-нибудь из них было для классового общества Руси делом неизбежным. Но какую именно принять - в этом заключался вопрос большой политической важности, разрешенный на Руси как положением ее среди других европейских и неевропейских народов, так и самым характером христианской религии.

Христианство стало проникать к нам задолго до Х века. У Ольги и ее сына Святослава на этой почве возникали большие осложнения. Святослав был врагом христианства. Владимир в начале своего княжения был приверженцем старой языческой веры, которую он пытался приспособить к своим государственным целями. Исходя из политических мотивов, он хотел собрать всех богов, которым поклонялись различные племена, и составить из них в Киеве пантеон, обязательный для всего государства. Владимир желал создать такую религию, которая могла бы крепче объединить все его государство. Но благодаря особой международной обстановке этот вопрос был решен иначе.

Владимир знакомился с различными верами. Его окружали люди, исповедовавшие еврейскую, магометанскую и христианские - западную (римскую) и восточную (византийскую) - религии. Какая-то часть Руси уже в IX веке приняла христианство. С начала же Х века христианство в Киеве было прекрасно известно, и в договоре Игоря 944 г. прямо говорится о той Руси, которая уже приняла христианство - она на договоре клялась по христианскому обычаю, а те, которые не крестились, клялись на оружии богами Перуном и Волосом.

Это указывает на то, что еще при Игоре христианство на Руси было хорошо известно. В конце Х века власть Древнерусского государства сочла необходимым признать эту веру обязательной, государственной.

Из факта принятия христианства в качестве господствующей религии вытекает много важных последствий.

Во-первых, христианство как религия, общепринятая в Европе, еще больше сблизило Древнерусское государство с остальной Европой.

Во-вторых, церковная организация, создание которой взяли на себя греки (византийцы), заняла весьма определенное место в истории киевского общества и стала новым и сильным орудием воздействия на массы в целях дальнейшего их подчинения государственной власти.

В-третьих, христианская церковь подняла значение княжеской власти в Киеве на большую высоту и упрочила связь между частями государства.

В-четвертых, византийская церковь, стараясь приобщить Русь к вековой византийской культуре, способствовала поднятию культуры в вашей стране.

После крещения Руси договоры с Византией сделались уже ненужными, потому что между обоими государствами установились более тесные отношения. Эта связь между двумя странами значительно окрепла через церковный аппарат, организованный греками на Руси.

В XI веке Русь не была культурно отсталой страной. Она шла впереди многих европейских стран, опередивших ее только позднее, когда Русь оказалась в особо тяжелых условиях, приняв на себя удар монгольских полчищ и загородив собою Западную Европу.


Заключение

 

Рассмотрение исторических судеб восточного славянства привело нас к двум очень важным выводам: во-первых, выяснилось, что для понимания истинных причин и путей зарождения государственности совершенно необходимо раздвинуть обычные хронологические рамки рассмотрения этой проблемы и тщательно изучить двухтысячелетний период расцвета первобытнообщинного строя. Во-вторых, оказалось, что областью наивысшего расцвета, областью наиболее интенсивного и быстрого прогрессивного развития на протяжении всех этих веков был не лесной Север с его экологической бедностью, а плодородный лесостепной Юг, близкий к мировым центрам цивилизации.

Государство Русь, каким оно известно нам по всей совокупности источников первой половины IX в., обладало всеми признаками раннефеодальной монархии: верховная власть киевского князя - фактического собственника, тех земель, с которых он собирал полюдье; сложная система вассалитета ("светлые князья" союзов племен и "всякое княжье" мелких племен); собственность непосредственных производителей на все средства производства, кроме земли; натуральное хозяйство.

Государственную организованность в грандиозном масштабе демонстрирует сбыт результатов полюдья за пределы Руси, восполнявший для всего нарождавшегося класса феодалов неразвитость собственного русского ремесла в IX-Х вв.

Киевская Русь возникала в определенной исторической международной обстановке. К чести первого восточнославянского государства служит то, что оно уже в IX в. могло делать эту обстановку благоприятной для себя.

С началом феодальной раздробленности появляются княжеские грамоты, очерчивающие пределы подвластной земли и определяющие долю церковных доходов.

В социально-политической жизни Киевской Руси и ее непосредственных наследников-княжеств XII-начала XIII в. большой интерес представляет эволюция трех важных элементов, от соотношения которых находилось в зависимости и положения народных масс.

Княжеские круги, сделавшие очень много в самом начале процесса феодализации, ко второй половине XI в. необычайно обострили социальную обстановку, сделали ее чрезвычайно напряженной и тяжелой для народа. Первая фраза Правды Ярославичей прямо вводит в эту трагическую действительность: "Аще убьют огнищанина." Народ доведен до самых крайних мер. Непрерывные усобицы князей, переход князей по старшинству из одного города в другой, сопровождавшийся перемещением всего домениального аппарата, приглашение иноземцев (половцев, поляков) для решения личных распрей - все это создавало крайне неустойчивую обстановку и содействовало появлению чувства неуверенности во всех слоях общества, а это в свою очередь порождало усиленную, торопливую эксплуатацию крестьян и ремесленников. Некоторые князья получили у потомков печальное прозвище "Гориславичей".

Огромное государство, ярко и быстро взошедшее на европейском горизонте, известное на всех просторах Старого Света, начинало испытывать внутренний кризис, вызванный неумеренностью княжеских желаний, полным отсутствием учета общегосударственных интересов Киевской Руси, оказавшейся к тому же под ударом нового степного врага - половцев-кипчаков.

Выход из кризиса наметился только тогда, когда реальная политическая власть стала все в большей степени переходить от княжеской верхушки к основной части молодого феодального класса - боярству.

Общее развитие производительных сил приводило к росту городов и к созданию новых городских центров. Города стали новыми "узлами прочности" феодального общества.

Первым боярским князем в Киеве был Владимир Мономах, приглашенный после смерти Святополка. Мономах же был идеалом боярского князя и пользовался широкой поддержкой. Память о нем бережно поддерживалась.

К 1130-м годам явно обозначилась неизбежность перехода к новой политической форме.

Единая Русь постепенно подошла к той поре, которую в отдельной семье назвали бы выделом взрослых сыновей. Появление на месте державы Руси полутора десятков княжеств, равных крупному западноевропейскому королевству каждое, было до поры до времени прогрессивным явлением, сказавшимся на бурном расцвете экономики, культуры и общественной мысли всех Русских земель.

Образовавшиеся вновь земли закрепили за собой по выбору местного боярства определенных князей, и в них были созданы свои наследственные династии, что устраняло переход князей из города в город по старшинству. Местное боярство было кровно заинтересовано в благосостоянии и безопасности своей земли.

Единство древнерусской народности выражалось в выработке общего литературного языка, покрывшего собою местные племенные диалекты, в сложении общей культуры, в национальном самоощущении единства всего парода.


Источники и литература

 

1. Греков Б.Д. Киевская Русь

2. Греков Б.Д. Краткий очерк истории русского крестьянства

.   Лаврентьевская летопись

.   Новгородская летопись

.   Повесть временных лет

.   Рыбаков Б.А. Древние русы.

.   Рыбаков Б.А. Геродотова Скифия.

.   Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества.

.   Слово о полку Игореве

Оглавление

 

Введение

Происхождение славян

Праславянский мир на рубеже II и I тысячелетий до н.э.

Праславяне в скифское время (Vl-lV вв. до н.э.)

Упадок в результате сарматского нашествия

Новый подъем. "Трояновы века"

Нашествие гуннов. "Бусово время"

Великое расселение славян

Первые шаги к объединению

Древнерусское государство во времена Игоря и Ольги

Древнерусское государство во времена Святослава

Древнерусское государство во времена Владимира I

Крещение Руси

Древнерусское государство во времена Ярослава и его сыновей

Древнерусское государство во времена Владимира Мономаха

Политическое раздробление Древнерусского государства

Заключение

Источники и литература

 


Введение

 

Для правильного понимания сложного процесса образования древнерусского государства ("Киевской Руси") необходимо, прежде всего, использование всех видов исторических источников, их критическая разработка и строгий отбор достоверного. Второй задачей является максимальное расширение хронологических рамок изучения. Рождение первого феодального государства было не однократным событием, а процессом, длительным многовековым развитием славянского общества, результатом которого явилось образование в IX в. государства Руси.

Для правильного понимания процесса хронологические рамки изучения необходимо раздвинуть примерно на полторы тысячи лет от Киевской Руси в глубь веков. Условием должно быть рассмотрение в единой системе разных крупных проблем: происхождение славян; сроки и пути колонизационного процесса; формирование племенных союзов; славяно-скифские взаимоотношения; роль нашествий сарматов, гуннов, хазар и др.; эволюция религиозных представлений; установление периодов подъема и упадка славянского общества.

Археология на современном уровне дает нам динамику исторического процесса. Археологический анализ охватывает поселения, формы быта, уровень хозяйства, степень социальной дифференциации (выделение воинов и вождей), религиозные представления и т.п. Кроме того, археологические памятники в настоящее время настолько широко (географически) изучены, что дают представление о границах племен, об этнических массивах, о передвижении племен и об их взаимоотношениях, т.е. дают Историю человечества.

Большими резервами сведений о древних славянах обладает лингвистика. Взаимовлияние языков внутри индоевропейского единства и за его пределами позволяет определить языковых предков славян и место славян среди других языковых групп.

Значительную ценность для историка представляет этнографический материал. Анализ фольклора и народного изобразительного искусства показал, что эволюция религиозного сознания древних людей происходила весьма своеобразно - не путем полной смены старых форм и замены их новыми, а путем наслаивания нового на сохраняемую старую форму.


Происхождение славян

 

Исходной позицией для рассмотрения истории славян следует считать период отделения славянской языковой семьи от общего индоевропейского массива, который лингвисты датируют началом или серединой II тысячелетия до н.э. К этому времени предки славян прошли уже длительный путь развития родоплеменного общества. Вычленение праславян из индоевропейского массива было результатом тех значительных сдвигов в первобытном обществе, которые происходили у племен северной половины Европы на рубеже III и II тысячелетий до н.э.

В первой половине II тысячелетия до н.э. началось широкое расселение пастушеских племен по Восточной Европе. В процессе этого расселения племена расщеплялись, перемешивались, сливались.

По окончании расселения, к середине II тысячелетия до н.э., обозначился процесс постепенного сплочения осевших родственных племен в большие этнические массивы. Одним из таких массивов и были славяне ("праславяне").

Славянство того времени не было абсолютно монолитным - единая археологическая культура подразделялась на 10-15 локальных вариантов которые могли соответствовать древним племенам или союзам племен.

Праславянский мир на рубеже II и I тысячелетий до н.э.

 

Единообразие праславянского мира во второй половине II тысячелетия до н.э. от Днепра до Одера постепенно начинает нарушаться в результате сложных процессов, происходивших в первобытной Европе.

В результате войн и завоеваний складывались новые общности из этнически разных, разноязычных племен, а старые общности распадались. Это новое единство, продержавшееся несколько веков, и получило наименование "венедов" ("венетов"). Вхождение части праславян в новую общность нарушило прежнее единообразие культуры всех праславян.

В восточной половине праславянского мира в конце II и начале I тысячелетия до н.э. тоже происходил ряд изменений, но отношения с внешним миром здесь сложились иначе. Исторически наиболее важной областью здесь являлось Среднее Поднепровье, где сложилась так называемая чернолесская археологическая культура (примерно Х-VII вв. до н.э.).

В эпоху бытования в Среднем Поднепровье чернолесской культуры происходят следующие изменения: пашенное земледелие становится ведущим в системе праславянского хозяйства; на смену бронзе приходит выплавка железа из местной болотной и озерной руды. Открытие железа произвело переворот в праславянском хозяйстве и военном деле. Праславяне, жившие фактически почти в каменном веке, сразу вступили в век металла и были богаче металлургическим сырьем, чем их степные соседи. Праславяне впервые строят мощные крепости па южной границе со степью для защиты от степняков-киммерийцев.

Благодаря перелому в хозяйственной, социальной и военной жизни праславянских племен Среднего Поднепровья, происшедшего в первые века I тысячелетия до н.э., в эпоху чернолесской культуры вывел восточную часть праславян на самую высшую, предгосударственную ступень развития первобытнообщинного строя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.058 с.)