Проблемы организации контроля над мигрантами и 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы организации контроля над мигрантами и



практические рекомендации по их устранению

 

В связи с тем, что количество мигрантов, незаконно находящихся на территории России, точно не известно, невозможно определить и процент соотношения между мигрантами, совершающими преступления, и мигрантами, не совершающими их. Однако, думается, данный процент весьма высок. Всех нелегальных мигрантов можно разделить на три неодинаковые по численности категории.

Первую группу составляют лица, нелегальное положение которых обусловлено их отрицательной общественной направленностью. Такие лица специализируются на ведении различных видов преступной деятельности, поэтому не заинтересованы в легализации своей личности и постановке на миграционный учет. Свои ряды они тоже расширяют за счет мигрантов, хотя и находящихся на нелегальном положении, однако первоначально не собиравшихся участвовать в преступной деятельности. Такие лица наиболее привлекательны для этнических преступных сообществ, ведь нелегальное положение мигранта изначально предполагает определенную степень его конспирации, которую он невольно вынужден соблюдать, чтобы обезопасить себя от проблем с властью. Поэтому задача государства видится здесь в том, что процесс легализации таких лиц нужно сделать максимально простым. Иначе они невольно окажутся вовлеченными в теневые процессы, извлечь их оттуда будет потом значительно труднее. Эту группу лиц можно условно назвать «трудовыми» мигрантами, которые и составляют вторую большую группу. Эти лица прибывают в Россию исключительно с целью заработка, причем большинство, как было сказано выше, не собираются оставаться в России. Учитывая прозрачность границ и безвизовый режим, действующий со многими странами бывшего СССР, пути прибытия их в нашу страну тоже не обязательно могут быть противозаконными. Имеющиеся иногда нарушения российского миграционного законодательства обычно обусловлены лишь правовой неграмотностью и незнанием русского языка. Незнание языка, кстати, является и причиной попадания мигрантов в «языковую зависимость» от соплеменников, хорошо знающих русский язык. Они вынуждены тянуться к ним, чтобы иметь возможность ориентироваться в обстановке. Например, объявления, памятки и листовки, размещенные на стенах паспортно-визовых служб, имеют, на наш взгляд, мало информационной ценности, так как мигранты предпочитают выяснять порядок оформления документов у других мигрантов, стоящих здесь же в очереди. Не исключено, что это вызвано и излишне сложным стилем изложения информации, непонятным для лиц слабо знающих русский язык. Поэтому на легализацию данной группы лиц должна быть в первую очередь направлена политика государства.

Третью группу условно можно назвать «вынужденными нелегалами». В эту категорию попадают в основном граждане республик, входящих ранее в СССР. Среди них высок процент бывших военных и молодых специалистов, получавших в свое время распределение после окончания высших и средних учебных заведений в республики Средней Азии, а также лица, вступившие в брак с выходцами из этих республик и уехавшие затем к ним жить. Возврат их в Россию обусловлен тем, что к смешанным бракам, по их словам, религиозно настроенное население этих республик относилось неодобрительно. Поэтому смешанные семейные пары вытеснялись оттуда точно так же, как и полностью состоящие из представителей некоренного населения. Данная категория лиц тоже должна быть легализована в России без всяких бюрократических проволочек, так как менталитет этих людей неразрывно связан с Россией, и они не мыслят своего существования вне исторической родины.

Между тем, государство ставит иногда ненужные препоны лицам, пытающимся соблюдать российское миграционное законодательство. Практически все опрошенные жаловались на организационные неурядицы, возникающие при осуществлении миграционного учета: в паспортном столе, где, согласно закону, мигранты должны отмечаться каждые три месяца, этой процедурой занимается только один кабинет, а время его работы ограничено с 9.00 до 12.00. Если занимать очередь в семь часов утра, то можно не успеть. Поэтому очередь желательно занимать не позднее четырех часов утра и ждать на улице. Люди просто обижены на государство за подобное к ним отношение. Руководитель данного подразделения пояснил, что не обязан давать комментариев. По его словам, у него нет лишних кабинетов и сотрудников, и посоветовал желающим обращаться к вышестоящему руководству с просьбой увеличить штаты паспортно-визовых служб и выделить дополнительные помещения.

Согласно закону, контроль за проживанием, временным пребыванием и транзитным передвижением в пределах Российской Федерации иностранных граждан осуществляется органами ФМС и внутренних дел. По словам полпреда Президента РФ в Приволжском федеральном округе А.В. Коновалова, «должен действовать безупречный или близкий к безупречному порядок в этой сфере. Все миграционные процессы должны быть максимально поставлены под контроль, должна быть существенно повышена эффективность полицейской и административной властей в регионах. Нашей власти должно быть подконтрольно и понятно все, что происходит у нее под носом. И если такой порядок будет, то и китайские рабочие, и мигранты других национальностей будут нам, скажем так, не страшны»[42].

При въезде в Российскую Федерацию иностранный гражданин должен заполнить миграционную карту и предъявить ее вместе с документом, удостоверяющим личность, должностному лицу органа пограничного контроля в пункте пропуска через Государственную границу РФ. Указанное должностное лицо проставляет в ней отметку о въезде иностранного гражданина в Российскую Федерацию. При выезде иностранного гражданина из России, в миграционной карте проставляется отметка о выезде.

Если в силу каких-либо причин срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращен, он обязан выехать за пределы России в течение трех дней. Если же разрешение на временное проживание или вид на жительство аннулированы, иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение пятнадцати дней. В противном случае, он подлежит депортации. Она осуществляется органами ФМС во взаимодействии с органами внутренних дел и иными органами исполнительной власти в пределах их компетенции, за счет средств депортируемого иностранного гражданина. В случае отсутствия таких средств либо в случае, если иностранный работник принят на работу с нарушением установленного законом порядка привлечения и использования иностранных работников, депортация производится за счет средств приглашающей стороны. Если установление последней невозможно, мероприятия по депортации являются расходными обязательствами Российской Федерации. Лица, подлежащие депортации, по решению суда содержатся в специально отведенных помещениях органов внутренних дел либо в иных специальных учреждениях, создаваемых в субъектах РФ, до исполнения решения о депортации.

Контроль за трудовой деятельностью иностранных работников осуществляется органами ФМС во взаимодействии с другими органами исполнительной власти. Если иностранный работник нарушает условия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), разрешение на работу, выданное данному иностранному работнику, может быть по ходатайству работодателя или заказчика работ (услуг) аннулировано федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом, выдавшими данное разрешение.

Иностранный гражданин, нарушивший закон, в том числе незаконно находящийся на территории Российской Федерации, привлекается к ответственности и подлежит учету, фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации.

Административное выдворение иностранного гражданина за пределы Российской Федерации осуществляется за счет средств выдворяемого иностранного гражданина, а в случае отсутствия таких средств либо в случае, если иностранный работник принят на работу с нарушением установленного порядка привлечения и использования иностранных работников, - за счет средств приглашающей стороны или дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является выдворяемый иностранный гражданин. Если установление приглашающей стороны невозможно, мероприятия по административному выдворению иностранного гражданина за пределы России являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Проблемы эффективности организации контроля за иностранными гражданами и лицами без гражданства в Российской Федерации, как представляется, обусловлены рядом недостатков законодательного характера. 15 января 2007 года вступил в силу Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»[43]. Данный закон дополнил упоминавшийся выше Закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», поэтому представляется нелишним остановиться на некоторых его положениях.

Прежде всего, ошибочным представляется положение, согласно которому миграционный учет носит уведомительный характер (ч. 2 ст. 4 указанного Закона о миграционном учете). К тому же, первым среди принципов миграционного учета названа свобода передвижения иностранных граждан и свобода выбора ими места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации (п. 1 ч. 3 ст. 4 указанного Закона). Получается, что первичной провозглашается именно свобода передвижения и выбора места жительства, а миграционный учет носит уведомительный (то есть, получается, что не более чем справочно-вспомогательный) характер. По нашему мнению, здесь явный перегиб в сторону либерализации. Если целью миграционного учета провозглашена выработка и реализация государственной политики в сфере миграции (п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона), значит, свобода передвижения и выбора места жительства не должна противоречить интересам государственной политики в этой сфере. Политические процессы, происходящие в любой сфере жизни общества, определяются, прежде всего, базисными, экономическими процессами. Следовательно, свобода выбора места жительства должна распространяться только на те регионы и населенные пункты, где это отвечает интересам государства. Речь идет о тех территориях, где демографические процессы имеют ярко выраженное отрицательное сальдо, и ощущается нехватка трудовых ресурсов. Поэтому принимающее государство должно иметь свободу устанавливать места и регионы, где ему экономически (и политически) целесообразнее размещать иностранных граждан и лиц без гражданства, въезжающих в его пределы, а не последние должны сообщать государству (в уведомительном порядке), где они предпочитают разместиться. В этом и проявилось бы органичное сочетание интересов личности, общества и государства, как один из принципов миграционной политики. Например, Положением о привлечении и использовании иностранной рабочей силы[44], установлены квоты на привлечение определенного числа иностранных граждан в целом и по группам профессий, нанимаемых работодателями для работы на территории субъектов Федерации. То есть, если иностранный гражданин или лицо без гражданства не обладает требуемой специальностью, ему может (и должно) быть отказано в регистрации. Получается, что правильнее было бы говорить не об уведомительном, а о разрешительном порядке.

Согласно закону, основанием для постановки на миграционный учет является факт въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию. Органы миграционного учета на основе получаемых сведений об иностранном гражданине (ф.и.о., дата рождения, пол, гражданство, специальность, и т.д.) формируют государственную информационную систему миграционного учета. Это осуществляется на основании совместного Приказа МВД, МИДа, Минтранса, ГТК и ФПС РФ от 11 ноября 2002 г. «О введении в действие миграционных карт, согласно которому въездные и выездные части миграционных карт изымаются у иностранных граждан соответственно при въезде или выезде, после чего данные, содержащиеся в них, обрабатываются и анализируются, а затем передаются в вышестоящий орган внутренних дел вместе с результатами анализа. В конечном счете, данная информация используется для выработки «согласованных управленческих решений по принятию соответствующих мер по регулированию внешних миграционных потоков и противодействию незаконной иммиграции в Российскую Федерацию»[45].

В этом, на наш взгляд, как раз и начинаются истоки проблемы. Получается, что органы миграционного учета формируют указанную информационную систему миграционного учета, предоставляют эту информацию высшим органам государственной власти, а те после этого определяют комплекс законодательных и организационных мер, образующих миграционную политику. Разве не правильнее было бы сделать наоборот: сначала определить регионы (может быть, и конкретные населенные пункты), испытывающие нужду в тех или иных специальностях, а затем, с учетом данной информации, решать вопрос о предоставлении мигрантам права селиться в тех населенных пунктах, которые они выбрали.

Далее, согласно закону, разрешение на работу выдается иностранному гражданину органом ФМС на основании заявления иностранного гражданина, подаваемого им лично или через организацию, осуществляющую трудоустройство иностранных граждан в РФ. К заявлению прилагаются документ, удостоверяющий личность; миграционная карта с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой органа ФМС о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты; квитанция об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на работу. Кроме указанных документов, по нашему мнению, необходимо было предусмотреть еще и обязанность прикладывать копию заявления иностранного гражданина в налоговый орган о предполагаемых доходах на текущий налоговый период. Это позволило бы если не исключить, то значительно затруднить возможность уклонения от уплаты налогов.

Орган ФМС рассматривает заявление иностранного гражданина о выдаче ему разрешения на работу с учетом квот, установленных Правительством РФ. На 2007 установлена квота на выдачу иностранным гражданам 308842 приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности[46] и утверждена квота на выдачу 6 миллионов разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы[47]. Указанные квоты распределяются по субъектам Федерации. Однако разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину и без учета квоты. Это возможно в тех случаях, когда иностранный гражданин родился на территории РСФСР и состоял в прошлом в гражданстве СССР, или родился на территории Российской Федерации; если он признан нетрудоспособным и имеет дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации; имеет хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации; состоит в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации; осуществил инвестиции в Российской Федерации в размере, установленном Правительством Российской Федерации; поступил на военную службу, на срок его военной службы. Причем недавно Закон был дополнен положением, согласно которому без учета квоты предоставляется разрешение на временное проживание лицам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы[48].

В соответствии со ст. 9 Закона о правовом положении иностранных граждан в России, ранее выданный иностранному гражданину вид на жительство аннулируется в случае, если он:

1) выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации;

2) финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;

3) подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации либо депортации;

4) представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;

5) осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;

6) имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;

7) неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации;

8) не может представить доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства, за исключением случая, если иностранный гражданин признан нетрудоспособным;

9) по истечении трех лет со дня въезда не имеет в Российской Федерации жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

10) выехал из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания;

11) находится за пределами Российской Федерации более шести месяцев;

12) заключил брак с гражданином Российской Федерации, послуживший основанием для получения вида на жительство, и этот брак признан судом недействительным;

13) является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. Перечень таких заболеваний и порядок подтверждения их наличия или отсутствия утверждаются Правительством Российской Федерации.

Действующее законодательство имеет достаточное количество средств, позволяющих оказывать воздействие на недобросовестных мигрантов. Например, пунктом 2 настоящего перечня среди оснований для аннулирования вида на жительство названо финансирование или планирование террористических (экстремистских) актов, оказание им содействия в совершении таких актов или совершение таких актов, а равно иные действия, направленные на поддержание террористической (экстремистской) деятельности. Данный пункт позволяет аннулировать вид на жительство не только на основании вступившего в законную силу приговора суда за финансирование или планирование террористических актов, или совершение таких актов, но и на основании любых данных, дающих основание полагать, что иностранный гражданин или лицо без гражданства занимаются подобными видами деятельности. Такой вывод следует из системного анализа ст. 9 указанного Закона: в пункте 5 данной статьи осуждение иностранного гражданина или лица без гражданства за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления (либо преступления, рецидив которого признан опасным) названо в качестве отдельного основания для аннулирования вида на жительства. Следовательно, обстоятельства, изложенные в пункте 2 (финансирование или планирование террористических (экстремистских) актов, оказание содействия в совершении таких актов или совершение таких актов, а равно иные действия, направленные на поддержание террористической (экстремистской) деятельности) являются самостоятельными основаниями для аннулирования вида лицензии.

Если иностранный гражданин или лицо без гражданства является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, то это является еще одним основанием для отказа в выдаче вида на жительство, либо аннулирования ранее выданного вида на жительство. Однако, если при выдаче вида на жительство лицо не страдало наркоманией или иным из указанных выше заболеваний, а заболело уже после выдачи ему вида на жительство, то органы миграционной службы могут не узнать об этом, так как в законе не предусмотрено права органов миграционной службы по своей инициативе совершать медицинское освидетельствование лиц, которым был выдан вид на жительство. Получается, что о заболевании иностранного гражданина или лица без гражданства орган миграционной службы может и не узнать.

Если разрешение на работу иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, выдано на срок более девяноста суток, то в соответствии с пунктом 8 ст. 13.1 Закона, он обязан в течение тридцати суток со дня получения такого разрешения представить в территориальный орган миграционной службы документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих (данный перечень утверждается Правительством РФ), а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).

Данная норма представляется крайне коррупциогенной. Если закон предусматривает обязанность лица, получившего разрешение на работу, в течение 30 суток представить справку об отсутствии указанных заболеваний, значит, данное лицо будет любыми способами стараться получить такую справку, даже если у него нет оснований для ее получения. По словам опрошенных нами мигрантов, получение полного пакета документов, необходимых для легализации, сопряжено со значительной потерей времени из-за очередей в различных инстанциях. Кроме того, медицинские осмотры у разных специалистов и выдача справок осуществляются только на платной основе. Общая сумма, которую мигранты должны потратить на получение всех документов, составляет в среднем полторы тысячи рублей. Однако уже нашлись посредники, которые предлагают мигрантам существенно ускорить процесс их легализации, однако стоимость «услуг» составляет уже шесть тысяч рублей. То есть коррупциогенность имеет двусторонний характер.

Пробелом законодательства представляется и отсутствие ответственности за незаконную выдачу таких справок. Ведь медицинские работники не всегда могут быть признаны субъектом ст. 290 или 292 УК РФ. Закон предусматривает ответственность лишь за подделку официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей (ст. 327 УК РФ), однако нет ответственности за незаконную выдачу такого документа.

Согласно ст. 11 Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ, иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях по всей территории России, за исключением территорий, организаций и объектов, для въезда на которые требуется специальное разрешение. Однако правильнее, на наш взгляд, было бы прописать, что лицо, которому выдано разрешение на проживание или вид на жительство, имеет право на перемещение только в пределах той территории, где ему было выдано разрешение на проживание или вид на жительство. Если в законе сказано, что временно проживающий в России иностранный гражданин не вправе изменять место своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место проживания вне пределов указанного субъекта РФ, следовательно, было бы логично запретить ему и выезд за пределы той территории, где ему разрешено проживание, ведь выезжать ему оттуда нет необходимости. Иначе запрет на изменение места проживания превращается в профанацию: недобросовестному мигранту достаточно оставаться зарегистрированным на территории того субъекта РФ, где ему было выдано разрешение, чтобы обезопасить себя от проблем с законом при оставлении места регистрации. Ведь лицо, которому выдано разрешение или вид на жительство всегда может заявить, что лишь временно покинуло место регистрации и собирается скоро туда вернуться. Вряд ли в этом можно было бы усмотреть ограничение прав и свобод человека и гражданина (в частности, права на свободное передвижение по территории той страны, где лицу разрешено пребывание). Ведь в ч. 3 ст. 55 Конституции России сказано, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Законы «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и «О миграционном учете» имеют статус федеральных законов, поэтому в интересах общества в них следовало предусмотреть запрет мигрантам на выезд за пределы тех территорий, где им разрешено проживание. Например, в ст. 13 Закона о правовом положении иностранных граждан регламентировано положение о том, что временно пребывающий в РФ иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов того субъекта РФ, где ему выдано разрешение на работу, либо на территории которого ему разрешено временное проживание. Следовательно, если закон запрещает иностранному гражданину заниматься даже общественно полезной деятельностью вне пределов субъекта регистрации, то было бы логично вообще запретить ему покидать место регистрации. В противном случае, осуществление государственного контроля за поведением мигрантов (о необходимости которого в указанном Законе), оказывается невозможным. К тому же, если мигранту запрещено осуществлять трудовую деятельность вне места регистрации – в силу прямого указания в законе – значит, ему ничего не остается делать, как зарабатывать средства к существованию иными способами. А единственной альтернативой законной деятельности выступает деятельность незаконная. Справедливо замечено, что человек, «будучи лишен возможности удовлетворять свои потребности законным способом», удовлетворяет их «незаконными путями»[49]. Поэтому нахождение мигранта вне места регистрации оказывается экономически – для него самого – и криминологически нецелесообразным.

Согласно упоминавшемуся Положению о привлечении и использовании иностранной рабочей силы, иностранный гражданин, въехавший в Российскую Федерацию с целью осуществления профессиональной деятельности, может работать только при наличии подтверждения на право трудовой деятельности, выданного на его имя на основании полученного работодателем разрешения. Данное положение зачастую нарушается. В г. Тольятти сотрудники ГАИ выявили 200 водителей пассажирских «Газелей», пребывающих на территории России нелегально. Многие из них не имели специальной квалификации, не следили за техническим состоянием автотранспорта. Некоторые буквально жили в своих машинах[50]. Как видим, соблюдение миграционного законодательства необходимо не только (и не столько) для упорядочивания миграционных процессов, но и для обеспечения безопасности граждан.


Заключение

 

Таким образом, нелегальная миграция является существенным фактором организованной преступности, ее финансирования и самоорганизации. В целом преступления, совершаемые нелегальными мигрантами, оказывают негативное влияние на криминальную обстановку региона.

Миграционная политика каждого субъекта РФ в отдельности и государства в целом должна быть направлена на упорядочение миграционных процессов. В первую очередь должна обеспечиваться безопасность граждан, общества и государства, а затем – потребности экономики в трудовых ресурсах, тем более, что решение проблем из нехватки не зависит исключительно от мигрантов извне. Необходимо реализовать все имеющиеся потенциалы населения страны, включая реализацию национальных проектов по повышению благосостояния и увеличению рождаемости, а также по снижению смертности трудоспособного населения.

Поправки в миграционное законодательство, вступившие в действие 15 января 2007 г., в целом следует признать положительными, однако возможности повышения эффективности контроля над сферой миграции до конца не исчерпаны. Насколько эффективными они окажутся, покажет время. Единственное, что можно признать уже сейчас, это то, что без вмешательства государства правопорядок в данной сфере действительно неосуществим.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.91.19.28 (0.037 с.)