Глава 1. Теория сказки и психотерапевтической метафоры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теория сказки и психотерапевтической метафоры.



Год

Содержание Введение. Глава 1. Теория сказки и психотерапевтической метафоры. 1.1. Традиции использования фантазии, образов и сказочных текстов 1.2. Роль и место сказкотерапии в работе с ребенком. 1.3. Технические возможности сказки и метафоры. 1.3.1. Диагностические возможности сказки. 1.3.2. Сказка и метафора, как коррекционный прием. Глава 2. Полоролевая идентификация и формирование полоролевых стереотипов у детей. Глава 3. Использование сказки для диагностики формирования полоролевых стереотипов. 3.1. Организация работы 3.1.1. Планирование: определение целей и задач, выбор средств работы. 3.1.2. Необходимые знания и умения, ограничения и трудности метода. 3.2. Результаты диагностики особенностей формирования полоролевых стереотипов. 3.3. Выводы и рекомендации. Заключение. Приложение. Список используемой литературы СТР 3   6   6   17   26   26   39   47   62 62   62   66   69 71 76 82 99.    

Введение.

 

Представления ребенка о "мужественности" и "женственности" и о мере своего собственного соответствия этим критериям зависят от культурных норм и влияния окружающих людей. Девяностые годы вели в моду эстетику суровой правды жизни, сексуальной альтернативы взамен лоска и культа здоровых семейных ценностей восьмидесятых. Традиционная система взаимоотношений полов и связанная с ней дифференциация половых ролей, безусловно, переживают кризис. С одной стороны - жалобы на дискриминацию женщин. С другой - тревога по поводу растущей "феминизации" мужского характера, подрыва "мужского" начала в семье и обществе. В отечественной посттоталитарной культуре наибольшей насущной целью должно стать восстановление мужского через культивирование отчетливо женского.

Нормальное биологическое развитие еще не делает человека мужчиной или женщиной в социально-психологическом и личностном смысле. Для этого биологические характеристики должны быть дополнены психологическим полом (включающим чувство и осознание своей половой принадлежности, систему половых ролей и т.д.).

Новизна данной дипломной работы заключается в том, что метод, уже имеющий глубокое теоретическое обоснование, применяется для работы с отдельной проблематикой. Сказки, терапевтические метафоры и истории - модная на сегодняшний день тема. Психологи, психотерапевты, педагоги разных теоретических ориентаций все чаще используют сказку, рассказ, притчу в своей работе. Применение сказки для диагностики формирования полоролевых стереотипов ранее в психолого-педагогической литературе не рассматривалось.

В работе рассмотрены диагностические возможности сказки в целях анализа усвоения ребенком половой роли, выработки половой идентичности и особенностей формирования полоролевых стереотипов.

Данная дипломная работа, на наш взгляд, стоит внимания не только психолога, имеющего дело с детьми, но и педагога-практика, а также любого вдумчивого родителя. Именно контекст профессионального использования метода придает ему окончательный смысл и определяет результат.

Предметом исследования будут являться возможности и способы диагностики и коррекции с помощью сказки и психотерапевтической метафоры. Чтобы не делать работу излишне широкой, в практической (экспериментальной) части мы ограничились рассмотрением только диагностических возможностей. Коррекционная работа, на наш взгляд, требует специальных знаний, умений и навыков; кроме того, результат данного метода коррекции отложен во времени и трудно измеряем.

Поэтому целью дипломной работы является основанное на теоретическом обосновании метода рассмотрение применения сказки для диагностики особенностей формирования полоролевых стереотипов, а также выработка путей дальнейшей коррекционной работы с ребенком.

В настоящей дипломной работе мы ставили следующие задачи:

Ø привести литературно-критический обзор традиций использования фантазии, образов и сказко-творчества ребенка для выявления особенностей его развития;

Ø рассмотреть возможности, ограничения, сферу применения, особенности методов работы со сказкой;

Ø раскрыть основные способы диагностики развития ребенка с помощью сказки; дать теоретическое обоснование технических возможностей методов;

Ø рассмотреть факторы, влияющие на процесс усвоения ребенком половой роли и формирования полоролевых стереотипов;

Ø рассмотреть использование сказки для выявления индивидуальных отклонений от полоролевых стереотипов у детей, наметить пути дальнейшей диагностической и коррекционной работы.

В работе с уважением используется предшествующий опыт: работы Юнга К. Г., Фрейда З., Адлера А., изучающие психологию души, как психологию воображения; работы В. Я. Проппа, посвященные морфологии сказки; современные учения, связанные с НЛП (Милис Д., Кроули Р., Гордон Д. и др.), а также теоретическая платформа и идеи ученых-лингвистов, психологов, психотерапевтов, историков. Теоретическое обоснование механизмов формирования половой идентичности и выработки полоролевых стереотипов опирается на глубокие теоретические исследования Кона И. С., архетипическую психология Юнга К. Г. и другие теории и учения.

Таким образом, гипотеза в общем виде выглядит так: сказку и метафору, как один из методов работы с ребенком, можно использовать для диагностики и коррекции развития ребенка. В частности, сказка может быть успешно использована для диагностики процесса усвоения ребенком половой роли и особенностей формирования полоролевых стереотипов у детей 7 - 12 лет.

При интерпретации и анализе сказко-творчества ребенка можно выявить индивидуальные особенности формирования полоролевых стереотипов.

Вопросы

Мужчины

Женщины

Геи Гетеросек. Лесбиянки Гетеросек.
N=686 N=337 N=293 N=140
1. Не получал ли удовольствия от деятельности, типичной для своего пола   63   10   63   15
2. Получал ли удовольствие от гендерно-нетипичных действий   48   11   81   61
3. Не соответствовал нормам маскулинности\феминности 56 8 80 24
4. Большинство друзей детства были противоположного пола 42 13 60 40

 

Данные таблицы подтверждают тот факт, что гендерные стереотипы, поведения чувства и особенно образы "Я" пре-гомосексуальных мальчиков и девочек сильно отличаются от тех, которые типичны для их гетеросексуальных сверстников и сверстниц, причем у мужчин эти различия выражены сильнее, чем у женщин.

Хотя несоответствие гендерным стереотипам создает психологические трудности для всех детей, у мальчиков, независимо от их будущей сексуальной ориентации, такие проблемы встречаются гораздо чаще. Почему? [11, с. 335-336].

1. На всех уровнях половой дифференциации формирование мужчины требует каких-то дополнительных усилий (принцип Адама, по терминологии Джона Мани), без которых развитие автоматически идет по женскому типу.

2. В силу господствующего положения мужчин в обществе мужские качества традиционно ценятся выше женских, и давление на мальчиков в направлении дефеминизации значительно сильнее, чем на девочек в сторону демаскулинизации. Женственный мальчик вызывает неодобрение и насмешки, а казак-девочка воспринимается спокойно, а то и положительно.

3. Формирование мужской идентичности предполагает цезуру, перерыв постепенности, которого нет у женщин. В раннем детстве мальчики, как и девочки, находятся под влиянием матерей и вообще женщин, а затем они должны оторваться от женского влияния и переориентироваться на мужские образцы поведения.

Нетипичное гендерное поведение в детстве имеет для мужчин много отрицательных последствий, им труднее устанавливать отношение с женщинами и у них больше невротических проблем. У маскулинных девочек ничего подобного нет. Энергичность и агрессивность компенсируют им психологические отличия от ровесниц.

Жесткое психологическое давление со стороны сверстников побуждает мальчиков искоренять в себе женственность, и большинство из них с этой задачей более или менее справляются. Однако тем, у кого феминных задатков было изначально больше, сделать это значительно труднее, процесс дефеминизации у них затягивается, порождая устойчивые сомнения в своей маскулинности [11, с. 338].

Признание Юнгом врожденной андрогенной природы людей находит выражение в архетипах Анимы и Анимуса. Анима представляет внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону, в то время как Анимус - внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская сторона. Эти архетипы основаны, по крайней мере, частично, на том биологическом факте, что в организме мужчин и женщин вырабатываются и мужские и женские гормоны. Этот архетип, как считал Юнг, эволюционировал на протяжении многих веков в коллективном бессознательном как результат опыта взаимодействия с противоположным полом. Многие мужчины, по крайней мере до некоторой степени, "феминизировались" в результате многолетней совместной жизни с женщинами, а для женщин является верным обратное. Юнг настаивал на том, что Анима и Анимус должны быть выражены гармонично, не нарушая общего баланса, чтобы не тормозить развитие личности в направлении самореализации. Иными словами, мужчина должен выражать свои феминные качества наряду с маскулинными, а женщина должна проявлять свои маскулинные качества, так же как и феминные. Если же эти необходимые атрибуты остаются неразвитыми, результатом явится односторонний рост и функционирование личности.

В теологии пола, развитой В. С. Соловьевым, целостный человек есть единство мужского и женского принципов, из которых первый есть "субъект познающий и деятельный", то есть "человек в собственном смысле", а второй выступает в качестве "объекта познанного или пассивного" (Соловьев В. С. Россия и вселенская Церковь. - М., 1911, с. 335).

Базовые атрибуты сущности женского психического - цикличность и репродуктивность, подхватываются воспитывающей культурой и превращаются в то, что мы привыкли называть женскими чертами характера: конформность, эмпатичность, терпимость, консерватизм, чистоплотность, аккуратность и т.д. Те мужские черты, которые в культуре принято обозначать как активность, агрессивность, динамичность, соревновательность и т.п., сводятся к двум смысловым основаниям - экспансии и конструированию [30, с. 32-33].

Обратимся теперь к еще одному аспекту проблемы - о влиянии половой принадлежности человека на его социальное поведение и статус.

Тут существует некоторое разногласие во взглядах авторов. Согласно одной точки зрения, наиболее четко сформулированной Т. Парсоном и Р. Бейлсом [13, с. 768], дифференциация мужских и женских ролей в семье и обществе неустранима, так как она основана на естественной взаимодополнимости полов: мужские роли и стиль жизни являются преимущественно "инструментальными", а женские - "экспрессивными". Никакое радикальное изменение этой структуры, по Парсону, невозможно. Эта точка зрения подтверждается, во-первых, тем фактом, что этот тип дифференциации широко распространен и представлен в обществах разного типа. Во-вторых, такая дифференциация мужских и женских функций в общем подтверждается данными дифференциальной психологии о половых различиях (в межличностном общении, профессиональных предпочтениях и т.д.) [13, с. 769]. В третьих, в пользу этой точки зрения говорят некоторые биологические данные. Например, строгие экспериментальные исследования доказывают, что важным причинным фактором агрессивного поведения является действие мужских половых гормонов [13, с. 770]. Активное, напористое поведение хорошо дифференцирует типичное поведение мальчиков от поведения девочек. На этом основаны общеизвестные стереотипы массового сознания.

Но эта концепция вызывает и серьезные возражения. Во-первых, она консервативна и неисторична. Дифференциация мужских и женских ролей всегда предполагает их взаимодополнительность, но нормы ее неодинаковы в разных обществах и классах. Во-вторых, вопреки идее "взаимодополнительности" мужа и жены, максимум взаимной удовлетворенности, интегрированности и коммуникации между супругами наблюдается в тех семьях, где традиционной специализации половых ролей меньше [13, с. 771].

Отсюда - все большее распространение противоположной точки зрения, согласно которой дифференциация половых ролей - исключительно социальный феномен. Главные их аргументы сводятся к тому, что дифференциация половых ролей представляет собой иерархическую стратификацию, в которой женщинам отведено подчиненное место; и это не вытекает из фактических половых различий, а определяется различиями в воспитании; это доказывается тем, что почти все эти различия обнаруживаются лишь после того, как дети достигают определенного возраста.

Разрушение соответствующих социально-психологических стереотипов и постепенное сближение характера жизнедеятельности мужчин и женщин уменьшают глубину этой дихотомии. Существенное значение имеет также сближение отцовской и материнской ролей в семье и рост социальной активности женщин. Поэтому традиционная дихотомия половых роле должна уступить место обществу, в котором не существует никаких стереотипных поведенческих различий между ролями мужчин и женщин, основанных только на их половой принадлежности.

Чрезмерное же акцентирование половой специфики само создает психологические проблемы, суживающие сферу полноценной социально- и личностно-значимой коммуникации между полами.


Организация работы.

 

Планирование: определение целей и задач, выбор средств работы.

 

Первый этап диагностической работы с ребенком в общем случае представляет собой организационный этап, который включает в себя:

а) определение точной цели диагностического исследования, то есть того, что психолог/педагог намерен достичь в процессе работы с ребенком;

б) постановку задач, то есть определение того, что необходимо проделать в ходе работы;

в) выбор методов работы со сказкой, а также рассмотрение возможностей применения других методов и техник для расширения объема информации о ребенке (например, беседа с родителями, педагогами, и т.д.), для контроля достоверности предварительной информации, закрепления полученных результатов.

Возможностями методики являются: выявление уникальных, индивидуальных способов отношения личности к социальному окружению и себе самой; определение стиля взаимоотношения с другими людьми, выявление ведущих мотивов, и путей их реализации, средства разрешения внутриличностных и межличностных конфликтов, анализ самооценки, меры ее осознанности, адекватности, гибкости; выявление и анализ психологических защит, то есть индивидуальных подходов к разрешению конфликтов в аффективно-стрессовых условиях. Личность как динамический процесс есть постоянная активность в создании, поддержании и защите своего "личного" мира. Личный мир - это полностью субъективная система мнений, верований, идей, желаний и потребностей индивида, которые ориентируют его поведение во внешнем мире и которыми определяются его восприятия. Этой цели - проникнуть во внутренний мир конкретной личности - служит методика. Она, подобно Х-лучам, или кинопроектору, позволяет обнаружить "личный мир" испытуемого ребенка.

Целью данной диагностической работы является выявление индивидуальных вариаций и отклонений в формировании полоролевых стереотипов.

Для достижения целей были поставлены следующие задачи:

Ø получение максимально возможного объема информации о тестируемом ребенке, в том числе по заявленной проблеме;

Ø выявление проблемного поля, обнаружение внутренних противоречий и межличностных проблем;

Ø анализ затруднений и их зависимость от полоролевых предпочтений;

Ø определение персонажа, с которым идентифицировал себя ребенок и соответствие его поведения, поступков полоролевым стереотипам;

Ø рассмотрение проявлений героями сказки феминных и маскулинных качеств и соответствие их полу персонажа;

Ø определение половой идентичности, то есть чувства и осознания ребенком своей половой принадлежности;

Ø выявление системы половых ролей, в свете которой ребенок различает критерии "мужественности" и "женственности";

Ø постановка коррекционных задач для дальнейшей работы.

Перед тем, как приступить к рассмотрению особенностей полоролевой идентификации, необходимо сделать общий анализ сказки, в том числе анализ личностных реакций, невербальных сигналов; характеристика героев (действующих лиц) в сказке, затруднении, в которые они попадают, а также пути их преодоления; общий анализ сказки (ее тематики, яркости, оригинальности, единство композиции и т.д.).

В целях полноты диагностической работы представляется интересным и необходимым выяснить степень психологической зависимости ребенка от родителей своего или противоположного пола; однополые или разнополые компании ребенка; предпочитаемые виды игровой деятельности и роли, степень соответствия нормам маскулинности/феминности. Ввиду ограничения объема работы мы будем рассматривать только наиболее ярко выраженные факторы.

Для диагностики полоролевых стереотипов мы рассматривали сказки, придуманные детьми 10 - 12 лет. Наиболее интересной и эффективной является работа со сказкой, как диагностическим приемом, с детьми в возрасте от 6 - 7 до 11 - 12 лет. На младшие школьные годы приходится этап скрытого формирования мировоззрения и морали, в общении ребенка со взрослыми и сверстниками закладываются основы нравственной позиции индивида. На пороге школьной жизни возникает новый уровень самосознания ребенка, наиболее точно выражаемый словосочетанием "внутренняя позиция" [24, с. 24]. Эта позиция представляет собой осознанное отношение ребенка к себе, к окружающим людям, событиям и делам.

Если рассмотреть данный возрастной период с точки зрения психосексуального развития, то можно выделить несколько аспектов. Половые различия, проявляющиеся в детских отношениях, выборе игр и других формах активности, уже заметные к 4 - 5 годам жизни, продолжают формироваться и увеличиваться до 8 или 9 года жизни. К этому же периоду у ребенка уже являются достаточно отчетливо сформулированные представления о стереотипах "мужественности" и "женственности", завершен процесс идентификации ребенка с определенным полом - мужским или женским, происходит активное усвоение установленных обществом стандартов.

Фрейд и некоторые другие исследователи считают период от 5 - 10 лет фазой временной бездеятельности, в которой в психическом развитии ребенка почти ничего не происходит. Однако, как отмечает Г. Н. Бреслав (Бреслав Г. Н. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. - М., 1990, с. 113), этот период является периодом возрастающих сексуальных интересов (о чем свидетельствуют увеличение количества игр гомосексуального характера; возникновение незрелых гетеросексуальных "любовных" отношений, хотя они, как правило, остаются в сфере фантазии).

В сказке, рассказанной ребенком, нужно рассматривать дифференциацию мужских и женских ролей, основанную на естественной взаимодополнимости полов, а также заимствование ребенком манеры поведения и ряда личностных черт (доброта, отзывчивость, решительность, агрессивность и др.), соответствующих тому полу, с которым индивид себя идентифицирует.

При анализе поступков героев мы должны обратить внимание на стереотипные феминные и маскулинные функции персонажи сказки.

Если использовать терминологию Юнга К. Г., то необходимо рассмотреть, проявляются ли в сказке архетипы Анимы и Анимуса, то есть насколько сильно проявляются феминные качества наряду с маскулинными в мальчике, и маскулинные наряду с феминными в девочке.

В инструкции содержалось обращение к ребенку с просьбой придумать, сочинить сказку, волшебную историю, которую они не читали и не видели на экране телевизора, что обеспечивало неопределенность стимульного материала, или инструкции. Протоколы сказок приведены в приложении.

 

Заключение.

 

Работа со сказкой - не новая и не единственная форма детской терапии и диагностики, но особое сочетание приемов и наложений их на различные симптомы дает удивительные результаты и представляет интерес для дальнейшего научно-практического исследования.

Процесс сочинения сказки - одна из форм творческой деятельности ребенка, которая проявляется как результат индивидуального опыта, его ответная реакция на изменения в окружающем мире, системе потребностей и ценностей. Сказка активизирует эмоциональную и интеллектуальную сферу. Через сказку, как плод фантазии ребенка, мы обращаемся к его внутреннему - идеальному - миру, осознаем его чувства и эмоциональные состояния. Отсутствие оценочного отношения со стороны экспериментатора, неопределенность стимульного материала, близость сказки к душевной деятельности ребенка и другие факторы способствуют максимальной проекции личности, позволяют исследовать личностные образования.

Таким образом, сказочные фантазии ребенка оказывают педагогическим усилиям действенную помощь; одновременно они делают возможным глубокое проникновение во внутреннюю жизнь ребенка, с учетом которой сознательное поведение становится более понятным и благодаря этому доступным для воздействия.

Для эффективной диагностической работы требуется не только способность к чувственному проникновению, но и такт и, конечно, знания в области педагогики, психологии, в сфере истории символов, интеллектуальная гибкость.

Обобщая представленные в работе данные, можно сделать следующие выводы.

Богатейший материал для диагностики детских представлений дает анализ продуктов их фантазии. О представлениях детей о мире можно судить по тому, что они сами рассказывают, на основании того, какие свойства они приписывают людям или предметам.

В большинстве случаев дети к возрасту 10 - 12 лет хорошо усваивают дифференциацию мужских и женских ролей, к этому времени завершается процесс половой идентификации, происходит усвоение установленных обществом стандартов.

На основании того, какие личностные свойства и функции приписывают дети мужским и женским персонажам сказки, можно сделать выводы о той индивидуальной системе половых ролей, в свете которой ребенок различает критерий "мужественности" и "женственности". В сказке, рассказе, волшебной истории, рассказанной самим ребенком, персонажи проявляют свои феминные и маскулинные качества в рамках той системы половых ролей, в свете которой сам ребенок различает эти критерии.

Сказка дает возможность проанализировать, как ребенок усвоил и преломил в своем сознании определенную нормативную систему, заданную социо-культурным окружением и воспитанием.

При анализе проявления феминных и маскулинных качеств героями сказки можно сделать вывод о сформированности Анимы и Анимуса (пользуясь терминологией К. Г. Юнга), как внутреннего образа женщины и мужчины.

В зависимости от того, какие качества персонажей, являющиеся типично мужскими или типично женскими, поощряются ребенком, вызывают наибольший его интерес, наиболее ярко эмоционально окрашены, можно сделать вывод об индивидуальной системе оценок и предпочтений ребенка.

Отклонения в процессе формирования полоролевых стереотипов, выявленные с помощью диагностических возможностей сказки, могут быть связаны с влиянием:

Ø социо-культурных факторов (мода, общественная феминизация, подрыв "мужского начала" в семье и обществе и т.д.);

Ø воспитательного процесса (различия в типах родительского поведения с мальчиками и девочками, особенности семейной ситуации, "родительское программирование" и т.д.);

Ø биологических и других факторов.

Сказка может быть использована и как коррекционный прием при работе с выявленными отклонениями. Если чрезмерное акцентирование половой специфики создает психологические проблемы, если личностный рост ребенка затрудняется из-за сдерживания проявлений ребенком феминных или маскулинных качеств, - можно использовать психотерапевтическую метафору в виде сказки, рассказа, байки. Как и всякая коррекция, она должна быть направлена на преодоление стереотипного поведения, мешающего развитию ребенка.

Представляется интересной дальнейшая научно-практическая работа в направлении разработки эффективных коррекционных приемов и их теоретического обоснования: для различных вариантов отклонений в формировании полоролевых стереотипов и для различных возрастных периодов.


1.

Приложения.

 

Приложение 1.

Испытуемый: мальчик Дима; 12 лет; активный, творческий ребенок. Семья полная, но воспитанием занимается преимущественно мама ввиду частого отсутствия отцы. Старший брат живет в другом городе.

Сказка (№1):

"Жили-были дед с бабой. Вот… значит… (пытается сосредоточиться). У них не было никого, ну, сыновей. И они думали, что надо бы им взять кого-нибудь (теребит себя за пуговицу).

Однажды дед пошел в лес нарубить дров. Шел по лесу, шел, вдруг видит - стоит коряга, похожая на человека. Ветки - как руки, корни - как ноги. Смотрел он на эту корягу долго-долго. И вдруг коряга превратилась в человека. Во взрослого уже мужчину. Привел старик этого мужчину домой к себе, стали они жить вместе (оживляется, потирая руки).

Вдруг на деревню напал Великан. Он приходил в деревню каждые десять лет и забирал жертву. Решил Герой его победить. Встреча должна была быть на горе. Пришел Герой на нужное место. Там уже ждет его Великан (далее идет подробное описание сражения, очень оживленно размахивая руками).

Герой подпрыгнул, ударил Великана по колену. Великан схватился за колено, а Герой ему как ударит в глаз! Тот взвыл. Повалился (и т.д. в течение 3 минут). Так они победили Великана. И устроили люди пир на всю деревню.

- А что было потом?

Дальше все было мирно и хорошо. А Герой остался старикам вместо сына.

- А какие они были, эти старики?

Ну, обычные старики… Дед такой худоватый, веселый, очень добрый, высокий. А баба… Обыкновенная (смутился). Как бабушка просто.

- А зачем Герою надо было сражаться с Великаном?

Чтобы спасти всю деревню. Ведь деревня мучилась. А он жил в этой деревне. Вот он и решил всех спасти. Великан ведь забирал не каких-нибудь стариков, а самых здоровых и молодых".

 

Приложение 2.

 

Анализ сказки №1.

Персонажи: дед с бабой - нейтральные, Герой - положительный персонаж, Великан - отрицательный.

Авантюрная сказка с элементами волшебства. Герой проявляет силу, ловкость, благородство души.

Сказка разделена на две подтемы: а) дед с бабой получают долгожданного сына; б) Герой избавляет деревню от мучителя. Но сюжетная линия выдержана.

Затруднение стариков - их бездетность и одиночество. На решение проблемы выдвигается фигура деда. Он решает ее активно, то есть хотел сына - разглядел ("долго-долго") - получил сына; хоть и присутствует элемент везения, чуда.

Затруднение Героя - был корягой, но с "помощью" деда стал мужчиной, способным самостоятельно решить самую важную проблему. Способ разрешения затруднений - активный.

Если использовать терминологию Юнга, то можно выделить следующие проявившиеся в сказке структурные составляющие личности:

1) Великан олицетворяет собой "тень", при этом интересно, что проявление гипермаскулинности очень редкое (один раз в 10 лет), следовательно, агрессивность запрятана довольно глубоко (вытеснена в бессознательное).

2) "Анима" еще не проявляется в ребенке (через проявление феминных качеств). На пути гармонизации личности необходимо помочь ребенку обрести женскую часть души, сформировать внутренний образ женщины. Женские персонажи в сказке не являются действующими; фигура бабы не характеризуется, является безликой и безмолвной. Все решения принимаются дедом единолично ("разглядел" сына, привел его к себе домой). Традиционная свадьба в конце сказки отсутствует.

3) Основная функция "эго" (Герой) - противостоять возможным попыткам бессознательного разрушить целостность.

4) Ресурсным "эго" выступает образ деда; это тот внутренний ресурс, альтер-эго, которое ребенок может использовать. Его функция - помочь невероятному преуспеванию; "разглядеть, очень сильно захотев".

Гора очень часто означает самость; величина и возвышенность горы предвещают взрослую личность.

Выявлено стремление ребенка проявить свои маскулинные качества (решительность, силу, отвагу, агрессивность и благородство). Но все это ребенком не проявляется в силу гуманного воспитания.

Я - концепция ребенка скорее является искаженной, так как существует слишком большой разрыв между состоянием я-реальным (коряга) и я-идеальным (Герой). Поэтому из-за низкой самооценки и высоких требований к себе возможны затруднения в личностном росте.

Цель дальнейшей работы - сократить разрыв между я-реальным и я-идеальным для обеспечения возможности личностного роста. Необходимо помочь ребенку использовать свои внутренние ресурсы, то есть задействовать собственный личностный потенциал для повышения самооценки "здесь и сейчас".

Психологическая защита скорее относится к уступчивому виду, то есть в стремлении к людям; потребность в признании и восхищении его мужскими качествами. Выявлена потребность в признании множеством людей через признание значимым для него человеком (отцом или другом).

Необходимо в ходе коррекционной работы поддержать проявление мужских качеств в действительности (в поступках) и способствовать развитию его феминных качеств внутри.

Приложение 3.

 

Использовался метод совместного сочинения сказки. Цель - уточнение причин несформированности Анимы и задействование внутреннего потенциала ребенка.

Обозначения: П. - педагог-психолог, Р. - ребенок.

П. - Дима, а что стало с Героем потом?

Р. - Он стал со своими стариками жить, им помогать во всем. Ну, и не только им… Вообще всем в деревне.

П. - Здорово! А как он помогал?

Р. - Он же силой владел огромной, волшебной, поэтому там землю пахал, строил, копал.

П. - И так все время? А, кроме того, что всем помогал, чем еще занимался?

Р. - Деду с бабой помогал.

П. - Ну вот, все молодые юноши и девушки выросли, свои семьи создавали, детишек воспитывали. А Герой один жил?

Р. - Почему один? Со стариками вместе.

П. - А друзья у него были?

Р. - Да, у него все друзья были, все его любили.

П. - А особенно сильно кто его любил?

Р. - Родители, конечно.

П. - Конечно, это так. Родители - очень важные люди в его жизни, но ведь они уже старенькие были.

Р. - Да, они пожили еще, состарились и умерли.

П. - И Герой один остался?

Р. - Да, один в доме. Он даже решил снова уйти в лес. Он ведь не обыкновенный был, а волшебный.

П. - Знаешь, мне кажется, он грустил. Он привык жить с людьми, вести хозяйство, помогать людям, заботиться о ком-то. Правда?

Р. - Да…(задумался). И ходил гулять один, когда ему грустно было, чтобы с природой быть…

П. - Верно. Он ведь из природы пришел, то есть из леса, и ему было спокойно среди птиц, деревьев, цветов. Он гулял по лесу, потом вышел к реке, прошелся по пустынному берегу, сел ближе к воде, смотрел на зеркальную гладь воды и на красивые белые кувшинки…

Р. - И он слышал, как птицы разговаривают, потому что он знал их язык. И рыб тоже. Он всех их понимал.

П. - Он слышал все голоса природы. Он даже услышал тихий плач где-то рядом. Герой оглянулся и понял, что это плачет белая березка недалеко от него.

Р. - …(удивление).

П. - Он пристально посмотрел на березку, и с помощью волшебной силы превратил ее в девушку. Как ты думаешь, что она ему сказала, почему плакала?

Р. - Она тоже была много лет заколдована злой ведьмой за то, что добрая была, и была она раньше принцессой в стране Добрых Людей. И вот он избавил ее от этого колдовства.

П. - Здорово! Принцесса, кроме того, что добрая была, еще и силой исцелять людей обладала, лечить больных могла…

Р. - И еще у нее были длинные волосы, коса и… улыбчивая была (смеется).

П. - Да, редкой красоты девушка была. Все, на что она посмотрит, становилось лучше и красивше. Все люди и звери любили ее.

Р. - И стали они вместе жить - Герой, принцесса и их ручные звери. И все друг друга веселили, в обиду никого не давали.

П. - Верно, дружно и счастливо все поживали. Спасибо тебе, Дима, за сказку. Здорово получилось!

Приложение 4.

 

Девочка Таня, 11 лет. Семья полная, есть младший брат. Функцию руководства в семье выполняет мама. Эмоциональное тепло детям обеспечивает папа.

Сказка (№2).

"Жила-была принцесса Лебедь. У нее была корона. Она была очень доброй, ее все очень сильно любили, потому что она всем помогала - всем больным, и бедным, и голодным (20 сек).

Однажды она на балу встретила лебедя. Случайно они встретились. Он не хотел идти, но все-таки пошел, потому что ему отдали билет. Весь вечер они вместе танцевали, а ночью гуляли. Она уже забыла о печали. Было очень темно. Они гуляли в саду, летали светлячки, кузнечики тоже. Рядом квакали лягушки (5 сек). Потому что рядом был пруд (смех). Она была как человек. То есть она была лебедем, но на двух ногах (задумалась, 15 сек).

В ее государстве были злые люди. Был один очень злой человек. Ему не хотелось, чтобы у них все было хорошо. Он был вредителем и мешал ей. Когда принцесса и лебедь гуляли, он пошел за ними, этот злой человек. Он толкнул их в пропасть (10 сек, грустно).

А у них были крылья, и они вылетели из пропасти. Злой человек не знал, что они спаслись. И они не знали, что это был он, но хотели найти его (10 сек).

Они вылетели не сразу, а три дня жили в пещере. А злой человек был ее братом, но не родным, а так… Приемный, он стал королем.

А у принцессы с лебедем любовь началась. Она сломала ногу, а он о ней заботился, кормил ее, ухаживал, искал дорогу, нес на руках до самого замка (с воодушевлением).

Когда пришли - в царстве был переворот. Люди плакали, потеряли принцессу. Народ придумал, как наказать злого человека. Его увезли туда, куда всех злых, преступников, убийц увозили. На остров, далеко-далеко в море который был. И все… Они жили прекрасно вместе, помогали людям. Он очень сильно ее любил, и она его. И у них была свадьба. Весь город радовался. Все жили дружно и правили в царстве.

Все, конец" (смех).

Приложение 5.

 

Анализ сказки №2.

Затруднения можно охарактеризовать, как внешние препятствия на пути к счастливому финалу - свадьбе. По реакциям сочувствия и сопереживания главному герою можно сделать вывод об идентификации девочки с лебедем-принцессой.

Анализ сюжета сказки выявляет важность межперсональных отношений для ребенка, и проблему опор. Ребенок, с одной стороны, обнаруживает ощущение одиночества, с другой - потребность в поддержке, безопасности.

При рассмотрении личностных качеств и функции персонажей сказки можно отметить следующие особенности. Женский персонаж - принцесса - является хоть и самостоятельным, благородным, деятельным человеком, но одиноким и нуждающимся в заботе и защите.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.207 (0.124 с.)