Основные формы, виды и методы конкуренции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные формы, виды и методы конкуренции



рыночный экономика конкуренция монополия

Конкуренцию можно разделить по трем признакам:

1. по методам осуществления,

. по отраслевой принадлежности,

. по степени свободы.

По методам осуществления различают ценовую и неценовую, или конкуренцию на основе цены и конкуренцию на основе качества

(потребительной стоимости). конкуренцию.

Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем у конкурентов. В условиях развитой рыночной экономики снижение цен может происходить либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Небольшие фирмы могут лишь на очень короткое время снизить цену для конкурентных целей. Крупные компании могут совсем отказаться от прибыли на длительное время с целью вытеснения конкурентов с рынка. В дальнейшем они могут значительно повысить цену и компенсировать понесенные убытки. Снижение цены в условиях ценовой конкуренции обычно происходит без снижения качества продукции и изменения ассортимента товаров.

В истории известны случаи, когда соперничество между компаниями в ходе ценовой конкуренции приводило сначала к образованию нулевой, а затем и отрицательной цены (т.е. конкуренты доплачивали покупателям за то, чтобы те брали у них товар).

Выделяют прямую и скрытую ценовую конкуренцию. В условиях прямой ценовой конкуренции компания открыто сообщает о снижении цен на товары и услуги. При скрытой ценовой конкуренции фирма улучшает свойства выпускаемой продукции, но цену увеличивает на непропорционально малую улучшениям величину.

Неценовая конкуренция предполагает использование технологических преимуществ, предоставление послепродажных гарантий и услуг, рекламу продукции, что приводит в итоге к предложению на рынке товаров более высокого качества. В условиях неценовой конкуренции производитель обычно учитывает такие факторы, как экологичность товара (например, использование товара не приводит к загрязнению окружающей среды), безопасность для потребления, эстетические свойства. В качестве инструментов неценовой конкуренции могут использоваться торговые марки и знаки. В современных условиях неценовая конкуренция имеет гораздо большее значение, чем ценовая.

По отраслевой принадлежности различают внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию.

Внутриотраслевая конкуренция - это соперничество между производителями аналогичных товаров, удовлетворяющих одну и ту же потребность, за наилучшие условия производства и сбыта продукции. Под лучшими условиями производства понимаются лучшие техника и технология, лучшие специалисты (инженеры, проектировщики, технологи, экономисты) и рабочие, лучшие управление и организация труда, позволяющие производить продукцию с меньшими издержками, чем среднеотраслевые, и более высокого качества. Наилучшие условия сбыта обеспечиваются лучшими приемами рекламы и продвижения товаров, лучшим местом продажи, продуманной маркетинговой политикой. В результате внутриотраслевой конкуренции формируется единая отраслевая стоимость товара, служащая общественным нормативом затрат на производство, общая среднеотраслевая структура капитала и скорость его оборота.

Положительными следствием внутриотраслевой конкуренции является быстрое внедрение достижений научно-технического прогресса в производство и удешевление производимой продукции. Те предприниматели, которые обеспечивают на своих предприятиях более высокую эффективность использования ресурсов, получают дополнительную прибыль, которая существует до тех пор, пока остальные фирмы отрасли не выйдут на такой же уровень применения техники, управления и организации труда. Результатом становится снижение общей среднеотраслевой себестоимости единицы продукции. К негативным последствиям внутриотраслевой конкуренции следует отнести неизбежную имущественную дифференциацию производителей: компании, обеспечившие себе временное лидерство, получают возможность его закрепить, капитализируя свою высокую прибыль. Менее успешные предприятия, как правило, испытывают трудности в финансировании расширения и модернизации своего производства. Процесс укрупнения предприятий-лидеров отрасли объективно ведет к ее монополизации, к захвату ими основной доли отраслевого производства, позволяющего диктовать рыночные цены, ущемлять интересы потребителей и применять специфические методы конкурентной борьбы против компаний-аутсайдеров, затрудняющие их деятельность, включая методы прямого насилия.

Межотраслевая конкуренция - это соперничество предпринимателей разных отраслей за наиболее выгодные сферы применения капитала. Она проявляется в переливе капиталов из отраслей с более низкой доходностью применения капитала в отрасли с более высокой доходностью. В отраслях, которые покидает капитал, предложение товаров сокращается, цены повышаются, и доходность предприятий растет. Напротив, в отраслях-реципиентах предложение товаров растет, цены снижаются, а доходность капитала уменьшается. Этот процесс протекает до момента, когда доходности разных отраслей выравниваются, и исчезают мотивы перемещать капитал в более прибыльные сферы деятельности. Следствием межотраслевой конкуренции является распределение капиталов по отраслям в соответствии со структурой рыночного спроса, выравнивание доходности разных отраслей и формирование среднеотраслевых цен производства, не совпадающих с их стоимостью. Реальные цены сделок колеблются около цен производства. Естественно, установление равной доходности разных отраслей является только тенденцией, а не фактическим состоянием. В реальной жизни прибыльность различных областей деятельности постоянно меняется вследствие структурных изменений, вызванных производственно-техническими, демографическими, природными, географическими и рыночными факторами.

По степени свободы подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую).

Когда говорят о совершенной конкуренции, то при этом противопоставляют ее несовершенной конкуренции, которой в значительной мере создается участием на рынке монополий и олигополий. Свободной, или несовершенной конкуренции не существует, и никогда не существовало в мире, и, тем не менее, в интересах теоретического анализа, мы используем это понятие, причем чаще всего экономисты применяют термин «совершенная конкуренция». Иногда совершенную конкуренцию называют атомарной, подчеркивая то обстоятельство, что она ведется между обособленными, самостоятельными, изолированными, не вступающими в объединения производителями. С этой точки зрения несовершенную конкуренцию следовало бы называть молекулярной, а нередко ее именуют просто монопольной конкуренцией.

Совершенной называют такую конкуренцию, участники которой, во-первых, заняты производством и продажей однотипного, тождественного товара, который по своим качествам не отличается один от другого. Во-вторых, каждый производитель может продать любое количество товара и не вызвать этим никакого изменения цен на конкурентном рынке, поскольку предполагается, что число производителей так велико и объем продукции каждого настолько мал, что это не повлияет на установившуюся равновесную цену.

Совершенная конкуренция предполагает выполнение следующих условий:

·   на рынке имеется в наличии большое число независимых производителей; размеры производства каждого малы относительно размеров рынка - поэтому ни один из них не может оказать влияние на рыночную цену;

·   соперничающие на рынке фирмы производят однородную продукцию;

·   покупатели и продавцы имеют полную информацию о ценах;

·   продавцы действуют независимо друг от друга, не сговариваясь о ценах;

·   фирмы могут свободно входить в отрасль и выходить из нее.

В условиях совершенной конкуренции фирма не может влиять на рыночную цену товара, цена как бы задается рынком. Понижать цену ниже рыночной производителю невыгодно, так как он может свободно продать товар дороже; повышать цену выше рыночной так же не имеет смысла, так как покупатели станут приобретать продукцию у конкурентов по меньшей цене.

Кривая спроса в условиях совершенной конкуренции является совершенно эластичной и расположена горизонтально.

Совершенная конкуренция имеет свои достоинства и недостатки.

К достоинствам совершенной конкуренции следует отнести следующие ее свойства:

·   побуждает товаропроизводителей повышать эффективность производства, экономить труд и затраты;

·   стихийно приспосабливает структуру производства к потребностям покупателей;

·   отвергает производство ради производства;

·   создает саморегулирующуюся систему рынка;

·   не дает какой-либо рыночной власти и соответственно каких-либо привилегий как продавцам, так и покупателям;

·   не создает каких-либо ограничений внешнего или искусственного характера для свободного волеизъявления всех участников рынка;

·   побуждает всех участников рынка к абсолютной мобильности ресурсов.

Недостатки совершенной конкуренции выражаются в следующем:

·   частичное рыночное и макроэкономическое рыночное равновесие создается путем бесконечного нарушения данного равновесия;

·   формируется динамичная, но не стабильная система хозяйства;

·   она сама готовит условия для своего отрицания - в процессе соперничества рождается монополизм, ее полная противоположность;

·   ей чужды общественные блага и общественные ценности (родина, оборона, порядок, уважение человека по принципу: люби других, как самого себя);

·   порождает отрицательные внешние эффекты (загрязнение окружающей среды, преступность, разрушение традиций);

·   ей чужды заботы о том, что не окупает себя в данный момент (например, затраты на фундаментальные научные исследования, на театр, на искусство и литературу в целом);

·   не учитывает разнообразия потребностей, их уникальности в отдельных людях, поскольку ориентируется на однородную товарную массу;

·   создает равные возможности входа в рыночную систему, но не обеспечивает и не гарантирует равные результаты деятельности человека в этой системе. Доказательство тому - разорение одних и обогащение других. Все это привело к тому, что совершенная конкуренция в процессе развития рыночной системы хозяйствования уступает место не совершенной конкуренции.

Несовершенная конкуренция - это рыночная ситуация, когда не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции.

В условиях несовершенной конкуренции продавец в состоянии манипулировать ценой и объемом производства с целью получения максимальной прибыли.

На рынке несовершенной конкуренции доминирующую роль играют монополии и олигополии. Располагая значительным объемом производства, они могут договориться и назначить цену более высокую, чем та, которая определяется средними и предельными издержками. Однако в связи с этим, очевидно, спрос на товары должен уменьшиться. Такая искусственно высокая цена будет разорять мелких и даже средних производителей, которые не могут конкурировать с монополиями и олигополиями.

Несовершенная конкуренция не устраняет многие негативные стороны конкуренции совершенной. В этих условиях становиться очевидным, что всякая конкуренция - это суровый закон жизни рыночного хозяйства и одновременно это объективное условие для трагического конца значительной части участников рыночной драмы.

Выделяют следующие формы несовершенной конкуренции:

)   олигополия

)   монополистическая конкуренция

)   чистая монополия

Олигополия - это рыночная структура, при которой реализацией какого либо товара занимается не очень много продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Частным случаем олигополистического рынка является дуополия - рынок, на котором действуют 2 фирмы. Товар, реализуемый олигополистическими фирмами, может быть как дифференцированным, так и стандартизированным.

Автором термина «олигополия» является английский писатель 16 в. И одни из первых утопистов Томас Мор.

Обычно на олигополистических рынках действует от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта. На олигополистических рынках, по меньшей мере, некоторые фирмы могут влиять на цену благодаря их большим долям в общем выпускаемом количестве товара. Продавцы на олигополистических рынках знают, что когда они либо их соперники изменят цены или выпускаемое количество продукта, то последствия скажутся на прибылях всех фирм на рынке. Продавцы осознают свою взаимозависимость. Предполагается, что каждая фирма в отрасли признает, что ее цены или выпуска вызовет реакцию контролирующих фирм. Отдельные продавцы на олигополистических рынках должны считаться с реакцией своих конкурентов. Реакция, которую какой-либо продавец ожидает от соперничающих фирм в ответ на изменения установленных им цены, объема выпуска или изменения деятельности в области маркетинга, является основным фактором, определяющим его решения. Реакция, которой отдельные продавцы ждут от своих соперников, влияет на равновесие на олигополистических рынках.

Действия олигополии включают в себя попытки установить контроль над ценами, рекламирование продукции и установление величины выпуска. Немногочисленность конкурентов заставляет их считаться с реакцией друг друга на свои решения. Во многих случаях олигополии защищены барьерами для входа на рынок, схожими с теми, которые устанавливаются монопольными фирмами. Естественная олигополия существует, когда несколько фирм могут поставлять продукцию для всего рынка при более низких долгосрочных средних издержках, чем были бы у множества фирм.

Олигополистические рынки обладают следующими общими чертами:

·   На рынке действуют всего несколько фирм. Продукт, который они производят, может быть как стандартизированным, так и дифференцированным.

·   Некоторые фирмы в олигополистической отрасли обладают крупными рыночными долями. Поэтому некоторые фирмы на рынке облают способностью влиять на цену товара, варьируя его наличие на рынке.

·   Фирмы в отрасли осознают сою взаимозависимость. Продавцы всегда считаются с реакцией своих конкурентов, когда устанавливают цены, ориентиры по объемам, размер рекламных расходов или принимают другие деловые меры.

Монополистическая конкуренция осуществляется тогда, когда много продавцов конкурируют, чтобы продавать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов. Хотя на рынке с монополистической конкуренцией товар каждого продавца уникален, между различными видами продуктов есть достаточно сходств, чтобы сгруппировать продавцов в широкие категории, похожие на отрасль. Товарная группа представляет собой несколько близко связанных, но не идентичных товаров, которые удовлетворяют одну и ту же потребность.

Классическое понимание поведения конкурентов состояло в том, что они стремятся понизить цену на свою продукцию, чтобы увеличить сбыт. По Э. Чемберлину, наоборот, каждый из них старается дифференцировать свой товар от продукции конкурентов, ограничить сбыт и повысить цену. Отсюда следует парадоксальный вывод: из-за того, что конкуренция по своей природе является монополистической конкуренцией, она сохраняется вопреки концентрации и монополизации. То есть мелкий производитель в состоянии выдержать борьбу против крупного производителя, потому что он сам является частичным монополистом и способен сам контролировать свой рынок.

Согласно теории монополистической конкуренции, прибыли соседей должны снизиться из-за перераспределения внимания покупателей, а новичок получит такую же прибыль, что и старожилы данного рынка.

Чистая монополия означает такие условия на рынке, когда только одна фирма производит и реализует какой-либо продукт, заменителей которого не существует. При этом доступ на рынок ограничен и осуществляется полный контроль за ценами. Таким образом, в условиях чистой монополии на рынке господствует крупное предприятие-монополист, полностью контролирующее цены. Установление чрезвычайно высоких цен сдерживается угрозой падения или отсутствия покупательского спроса. Монополист оценивает спрос и устанавливает цену на уровне, обеспечивающем наибольшую рентабельность.

Монополистами являются предприятия коммунального хозяйства, без услуг которых не может обойтись ни одно предприятие, например РАО ЕЭС. Существование естественных монополий оправдывается тем, что они наилучшим образом удовлетворяют общественные интересы. В сельской местности такими монополистами могут быть и предприятия-поставщики сельскохозяйственной техники, химических удобрений, семеноводческие и племенные хозяйства, предприятия, оказывающие ремонтных услуги. Основные признаки монополии:

·   на рынке действует только одна фирма, которая влияет на цены, регулируя предложение;

·   на рынке отсутствуют идентичные виды продукции;

·   контролируя рынок сырья в своей отрасли, фирма-монополист не допускает появления новых производителей.

Таким образом, рынок чистой монополии - это рынок одного продавца. Чаще всего это государственные организации, при этом государственная монополия может при помощи ценовой политики решать различные задачи:

устанавливать цену ниже себестоимости на социально значимые товары для поддержания соответствующего уровня жизни населения;

назначать цену с расчетом на покрытие издержек или получение хороших доходов; устанавливать завышенную цену для сокращения потребления.

В случае регулируемой монополии государство разрешает фирмам устанавливать расценки, обеспечивающие получение "справедливой нормы прибыли", которая даст организации возможность поддерживать производство, а при необходимости и расширять его. В случае нерегулируемой монополии фирма сама устанавливает любую цену, которую сможет выдержать рынок.

Особым случаем конкуренции является недобросовестная конкуренция, представляющая собой, например, продажу товаров по ценам ниже издержек, ложную рекламу, сепаратные (от лат. separation - отделение) договоры между некоторыми конкурентами, промышленный шпионаж, т.е. применяются методы конкурентной борьбы, снизанные с нарушением принятых на рынке норм и правил конкуренции. К ним относятся:

♦ демпинг (например, демпинговая цена, означающая искусственно занижение цены продажи товаров, применяется как средство пни вытеснения конкурентов с рынка и увеличения объема собственных продаж); применение демпинговой цены считается средством нечестной конкуренции и запрещено законодательствами ряда стран;

♦ установление контроля над деятельностью конкурента с целью прекращения этой деятельности;

злоупотребление господствующим положением на рынке: установление дискриминационных цен или коммерческих условий;

♦ установление зависимости поставок товаров или услуг от принятия ограничений в отношении производства или распределения конкурирующих товаров;

♦ введение ограничительных условий в агентские соглашения;

♦ тайна на торгах и создание тайных картелей;

♦ ложная информация и реклама;

♦ недобросовестное копирование (имитация) товаров и продукции конкурентов;

♦ нарушения качества, стандартов и условий поставок товаров и услуг. Соответственно, добросовестная конкуренция предполагает конкурентную борьбу с учетом правовых и этических норм.

Основные методы добросовестной конкуренции:

.   повышение качества продукции;

.   снижение цен («война цен»);

.   реклама;

.   развитие до- и послепродажного обслуживания;

.   создание новых товаров и услуг и использование достижений НТР и т.д.

Основные методы недобросовестной конкуренции:

.   экономический (промышленный) шпионаж;

.   подделка продукции конкурентов;

.   подкуп и шантаж;

.   обман потребителей;

.   махинации с деловой отчетностью;

.   валютные махинации;

.   сокрытие дефектов и т.д.

Немецкий экономист В. Зомбарт анализировал также 3 особых, не встречающихся в других классификациях, типа конкуренции:

·   конкуренция эффективностью;

·   конкуренция внушением;

·   конкуренция насилием.

Различаю т функциональную конкуренцию - это конкуренция между производителями определенного товара, т.е. когда конкурируют товары, призванные выполнять определенную функцию, (например, перевозку пассажиров, т.е. самолеты, пароходы, железнодорожный транспорт и т.д.).

Так же существует предметная конкуренция - результат того, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления или даже одинаковые по качеству.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.80.173.25 (0.059 с.)