Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Прагматика в современном языкознании
Недостаточное толкование языка как системы знаков и правил их сочетания между собой послужило стимулом к развитию идей о прагматике языка. Появилась необходимость обратиться к реальным условиям его существования и функционирования. На основе философской концепции Л. Витгенштейна ученые стали разрабатывать и развивать различные направления и аспекты лингвопрагматики, объединенные установкой на функционирование языка в реальных актах речи и ситуациях общения. В разной степени данное направление представлено в работах таких исследователей лингвистической прагматики, как Дж. Серль, Г. Паррэ, Ф. Кифер, Р. Столнейкер, Г. Грайс, Д. Гордон, Дж. Лакофф, Т.ван Дейк и др. Термин «прагматика» был введен в научный обиход одним из основателей общей теории знаков - Ч. Моррисом. Прагматика изучает поведение знаков в реальных процессах коммуникации. Вместе с тем в современной лингвистической науке еще нет аксиоматического определения прагматики, что дает основание допустить возможным то или иное толкование этой системы отношений. Например, Н.Д. Арутюнова считает, что «прагматика - это область исследований в семиотике и языкознании, в которой изучается функционирование языковых знаков в речи….лингвистическая прагматика не имеет четких контуров, в нее включается комплекс вопросов, связанных с говорящим субъектом, адресатом, их взаимодействием в коммуникации, ситуацией общения» [ЯБЭС 1998, 389-390]. По мнению Ю.Д. Апресяна, к прагматике относится широкий круг явлений, начиная от экспрессивных элементов значения и заканчивая модальными компонентами значения, которые А. Вежбицкая описывала как модальную рамку высказывания, а Ч. Филлмор - как модальную рамку пресуппозиции. Все эти признаки характеризуют отношение говорящего или адресата к описываемой знаком действительности. Формирование соответственно лингвистической прагматики опиралось в значительной степени на философские идеи и концепции Витгенштейна. Именно его работы во многом способствовали трансформации прагматики как части общей семиотической теории в самостоятельную область исследований. Сущность социальной деятельности, так же как и языка, считает Витгенштейн, заключается в следовании правилам. Последние имеют конституирующее значение для деятельности, поскольку нечто может быть идентифицировано как действие только на основе определенных правил.
По Р. Монтегю, прагматика - это отношение между выражениями, объектами, с которыми семантически связаны эти выражения, и теми лицами, которые используют эти выражения, или теми ситуациями, в которых они используются. Прагмасемантика трактуется здесь как изучение видов зависимости от контекста, свойственных не пропозициям, а истинностным значениям, а сам возможный мир, в котором произносится предложение - часть этого контекста. Ф. Кифер утверждает, что «Главная задача лингвистической прагматики состоит в том, чтобы описать языковые явления с точки зрения их зависимости от контекста, их контекстной обусловленности, отразить не только его лингвистический аспект, но и экстралингвистический. Предварением же для описания прагматического должно служить семантико-синтаксическое описание. Семантика и прагматика взаимно дополняют друг друга» [Кифер 1985: 333]. Как известно, в лингвистической науке учение Ч. Пирса, основоположника прагматизма, легло в основу одного из аспектов современного понимания прагматики. Он сводит значение понятия или предложения к практическим последствиям, воспринимающимся либо как совокупность чувственных впечатлений, связанных с данным понятием, либо как совокупность действий или поступков, им вызываемых. В настоящее время круг проблем, которыми занимается прагматика, очерчен с достаточной ясностью. Однако В.Г. Гак заостряет внимание на проблеме изучения прагматики в сопоставительном плане: «Сопоставительный подход не только заставляет обратить внимание на многие вопросы, которые при внутриязыковом исследовании остаются в тени, но и выводит языкознание на проблемы социолингвистики и этнолингвистики». Прагматический подход к языку связан с взглядом на него как на семиотическую систему, находящую свою реализацию в действии, как на разновидность деятельности. Определение прагматики как отношение говорящих к используемым знакам, данное в логико-семантических исследованиях, расширено и дополнено в работах по философии и культурологии языка.
В отношении говорящих к знакам можно выделить, как минимум, три различных аспекта. Во-первых, это собственно эмоционально-оценочное отношение к содержанию знаков, связанное с указанием на состояние психики отправителя речи. Во-вторых, это отношение к знакам как к определенному средству речевого воздействия на собеседника, которое реализуется в выборе приемов, стратегии и тактики коммуникативного воздействия на получателя речи. И наконец, это культурологическая, страноведческая информация и общий фонд у говорящего и слушающего, который обеспечивает правильное использование лексических единиц с точки зрения нормы каждого конкретного языка. Третий аспект связан с фоновыми знаниями говорящих, с их речевой компетенцией. Первый аспект прагматики - отношение говорящих к используемым знакам. В модально-оценочных единицах аспект реализуется как экспликация этого отношения и ориентирован на эффект локуции как передачи информации о внутреннем состоянии психики говорящего. Второй аспект - аспект речевого воздействия на собеседника. Он раскрывается в модально-оценочных единицах, прежде всего, как иллокуция и состоит в выборе наиболее адекватных средств, этот же аспект реализуется в перлокутивном эффекте модально-оценочных единиц, в выборе соответствующих лексем и конструкций из экспрессивно-стилистического ряда синонимов с целью смутить, шокировать или же повлиять на эмоциональное состояние получателя речи. Сила речевого воздействия высказывания реализуется через его ассерцию, представляющую собой в прагматическом плане степень личной ответственности говорящего за достоверность сообщения. Изменения ассертивной силы высказывания (как правило, в сторону её ослабления) обусловлены преимущественно прагматическими факторами, такими, как действие «принципа вежливости» [Leech 1983, 131], и соотношением социальных и коммуникативных статусов отправителя и получателя речи. Исследуя вопросы экспрессивного и эмотивного воздействия, выдвинув в качестве объединяющего принцип употребления языка говорящими, прагматика тесно соприкасается с классической риторикой, философией, логикой, психологией общения, теорией дискурса, стилистикой, теорией коммуникации и функциональных стилей, социо- и психолингвистикой.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 1060; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.41.106 (0.005 с.) |