Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие «руководство» в психологии
Проблема руководства является одной из значимых проблем социальной психологии. Эта тема широко изучается как зарубежными, так и отечественными авторами. Поскольку в англоязычной литературе для обозначения понятия руководство используется термин leadership, что приводит к смешению понятий лидерство и руководство, мы считаем, необходимым зафиксировать различия между этими понятиями. Наиболее полно этот вопрос освещен Б.Д. Парыгиным, который назвал следующие пункты различия лидера и руководства [24]: 1. Лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений, носящих неофициальный характер, в то время как руководитель является регулятором официальных отношений в рамках социальной организации. 2. Лидерство можно констатировать в условиях микросреды, руководство - элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений. 3. Лидерство возникает стихийно, а руководитель либо назначается сверху, либо избирается, но в любом случае это процесс целенаправленный. 4. Лидерство, в отличие от руководства, менее стабильное явление, т. к. полностью зависит от настроения группы. 5. Руководство подчиненными, в отличие от лидерства, обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых нет у лидера. 6. Процесс принятия решения руководителем значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, а лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности. 7. Сфера деятельности лидера - в основном малая группа, где он и является лидером, а сфера деятельности руководителя гораздо шире, т. к. он представляет малую группу в более широкой социальной системе. Любое предприятие, учреждение может рассматриваться в двух планах: как формальная и неформальная организация. Соответственно двум этим организационным структурам правомерно говорить и о двух присущих им типам отношений людей: формальных и неформальных. Отношения первого типа - должностные, функциональные; отношения второго типа - психологические, эмоциональные. Руководство - феномен, имеющий место в системе формальных отношений, а лидерство - феномен, порожденный системой неформальных отношений. Руководство есть социальный по своей сущности феномен, а лидерство - психологический.
В отечественной психологии руководство принято понимать как деятельность. Под руководством понимается особая деятельность, направленная на людей с целью достижения определенного результата. Эта деятельность имеет структуру и содержание. Т. е. побуждающей силой руководства является потребность субъекта деятельности, опредмеченная в мотиве, а его содержание формируется целью (образом конечного результата), которая, согласуясь с настоящей ситуацией, трансформируется в задачу. Задача, кроме образа конечного результата, содержит в себе способ его достижения. В этом случае мы можем говорить о субъекте деятельности как таковом. А.В. Филиппов рассматривает руководство как разновидность управленческой деятельности, а еще точнее - ее компонент, связанный с организацией сотрудничества людей в управляемых системах. [32] Б.Д. Парыгин определяет руководство как один из важнейших факторов социально - психологического общения и может одновременно рассматриваться как специфический способ социального контроля, организации и мобилизации групповой, коллективной и массовой деятельности во всей многообразной системе социальных отношений. [24] Руководство является средством координации, организации отношений членов социальной группы, средством управления ими в системе формальных отношений. Руководство реализует процессы социального влияния в группе (коллективе) по официальным каналам. [18] Большинство зарубежных авторов рассматривают руководство как процесс влияния. По мнению М. Мескона руководитель должен направлять усилия группы и личности на выполнение общих задач. Цель руководителя влиять на других таким образом, чтобы они выполняли работу, порученную организации, направлять их усилия на достижение целей организации. [22] Вслед за Ф. Фидлером, руководство мы понимаем как процесс влияния на других с целью выполнения распределённой задачи (Распределенной в том смысле, что он ограничивается в своем рассмотрении группами взаимодействия. Это команды, где присутствует взаимодействие лицом к лицу, где члены группы вместе работают над достижением общей цели. В таких группах индивидуальный вклад определяет эффективность других членов группы, и он не может быть отделен от всей групповой деятельности).
«Руководство - это процесс влияния на других с целью выполнения распределенной задачи. Эта цель требует, в большей или меньшей степени, присутствия особой персоны, координирующей и мотивирующей действия других членов группы». [31] Влияние - это любое поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения другого индивида. Руководитель должен оказывать влияние таким способом, который ведет не просто к принятию данной идеи, а к действию - фактическому труду, необходимому для достижения целей организации. Для того чтобы сделать свое влияние эффективным, руководитель должен развивать и применять власть. Власть - это возможность влиять на поведение других. Власть необходима руководителю в дополнение к формальным полномочиям, т. к. он зависит от людей, как в пределах своей организации, так и вне ее. [22] Процесс руководства группой соединяет действия самого руководителя с действиями людей, находящихся у него в подчинении. Отношение между руководителем и подчиненными - вполне определённое отношение субординации. Это отношение характеризуется двумя сторонами - функциональной и личностной. Функциональная сторона означает объективно существующую и обусловленную самой природой производства связь между людьми, когда одни группы людей направляют, контролируют и координируют трудовую деятельность других групп людей, а эти последние исполняют данные им предписания и отчитываются за характер и результаты своей деятельности. С функциональной стороны система «руководитель - подчиненный», по большей части, безлична, формальна и технологична в том смысле, т. к. не учитываются личностные качества людей. Включаясь в производственный процесс в качестве исполнителей определенных функций, люди не могут не привносить в него свои личные свойства - свойства их характеров, темперамент, привычки. Функционально - служебная и личностно - психологическая стороны отношений между руководителем и подчиненными неразрывно связаны между собой. Так А.А. Омаров определяет следующие зависимости между этими сторонами: · функциональная сторона управленческих отношений как объективно присущий производству элемент системы материально - экономических связей, определяет социально - психологическую сторону этих отношений; · социально - психологические, личностные, неформальные факторы могут либо способствовать, либо мешать функционированию реально сложившейся системы субординации; · функциональная сторона отношений между руководителем и подчиненным, формальная сторона системы «руководитель - подчиненный» является жесткими, узкими, охватывающими лишь ограниченную сферу человеческих отношений, в то время как социально - психологические факторы, неформальная структура являются многогранными и универсальными по охвату действительных связей и отношений; · функциональная сторона отношений субординации тем в большей степени оказывает влияние на личность руководителя и подчиненного, чем разнообразнее ее содержание и чем больше она соответствует всему многообразию личностного фактора - установок, целей, мотивов;
· содержание отношений субординации управленческих функций не индифферентно по отношению к личности, психологическим свойствам носителей этих функций. Процесс руководства группой соединяет действия руководителя с деятельностью группы, с установками и ожиданиями его членов, с управленческой ситуацией таким образом, что вырабатываемые при этом правила и приемы руководства представляют собой, в конечном счете, итог взаимодействия всех сторон и элементов сложного управленческого процесса. Руководство есть последовательно целенаправленные действия руководителя по обеспечению слаженной и скоординированной деятельности группы, обеспечивающей получение запрограммированных результатов. Процесс руководства есть цепь последовательных взаимодействий руководителя как центральной фигуры группы с подчиненными, «разворачивание» действий руководителя на фоне согласованных действий и противодействий со стороны подчиненных, обеспечивающих в различной мере достижения поставленных руководителем целей. Таким образом, если руководство предполагает систему действий одного лица - руководителя, то в процессе руководства связываются действия руководителя и его подчиненных.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.202.72 (0.008 с.) |