Понятие «стиль» в психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие «стиль» в психологии



 

Для определения понятия «стиль руководства» необходимо пояснить, какое значение в психологии имеет само понятие стиля.

Понятие «стиль» в психологии употребляется довольно часто и в разных контекстах. Среди уже сложившихся, с устоявшимися традициями направлений изучения стилевых феноменов, можно выделить три основных: когнитивные стили, стили руководства и лидерства, индивидуальные стили деятельности.

Предпосылками изучения когнитивных стилей послужили представления А. Адлера, Г. Оллпорта, Р. Стагнера об операциональной природе стилевых психологических образований. Это были первые ученые, которые в 30-х годах 20 века ввели в психологию понятие стиля.

А. Адлер использует понятие стиля для объяснения индивидуального своеобразия жизненного пути личности. С раннего детства человек вырабатывает особую индивидуальную стратегию и тактику поведения, при помощи которой он защищается от сознания своей неполноценности и стремится достичь доминирования. Эта общая стратегия и характеризует индивидуальный стиль жизни. Таким образом, для объяснения жизненного пути личности А. Адлер прибегает к понятию стиля как характеристики системы целей, которые ставит перед собой человек, защищая свою социальную полноценность. При этом стиль жизни человек не осознает, но стиль складывается свойствами организма и социальными условиями.

Г. Оллпорт под стилем понимает черты личности «инструментального порядка» и отождествляет их с «диспозициями вооруженности» В. Штерна. К стилевым чертам Оллпорт относит те способы, средства, при помощи которых личность осуществляет свои цели и мотивы, то есть определенные операции.

Р. Стагнер под стилем понимает личностно обусловленные обобщающие схемы перцептивных актов и форм реагирования. По его мнению, стиль - это инструментальные индивидуальные свойства, характеризующие операции, которые использует личность для удовлетворения мотивов.

У Х. Уиткина понятие когнитивного стиля применяется для разрешения одновременно двух проблем - проблемы развития личности и проблемы личностно обусловленных индивидуальных различий в познавательной деятельности. Когнитивный стиль - это определение целостного симптомокомплекса взаимосвязанных свойств.

Когнитивный стиль у Х. Уиткина, так же как у Г. Оллпорта и Р. Стагнера - операциональная характеристика. Он связан с индивидуальными различиями в запоминании, образовании понятий, межличностными отношениями и т.п.

Основной задачей исследования когнитивных стилей является исследование влияния стиля на различные этапы восприятия и переработки информации. Когнитивный стиль - это преимущественно используемые человеком способы восприятия, мышления, действия, обуславливаемые личностными характеристиками, а также уровнем онтогенетического развития. Когнитивный стиль типологизируется по четырем параметрам: дифференцированность поля (полезависимость - поленезависимость), тип реагирования (импульсивность - рефлексивность), широта категорий (глобальные - специфичные), уровень концептуализации (конкретный - абстрактный).

В отечественной психологии чаще всего понятие стиля используется для понимания взаимоотношений объективных требований деятельности и свойств личности. На данный момент принято выделять два подхода использования стилевых образований личности:

1. Стиль как индивидуальная характеристика деятельности человека, вырабатываемая с учетом его стойких личностных качеств. Это концепция разрабатывалась В.С. Мерлином и Е.А. Климовым и получила название индивидуального стиля деятельности (ИСД). Е.А. Климов под ИСД понимает «индивидуально-своеобразную систему психических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметами, внешними условиями деятельности». ИСД - «система приемов и способов осуществления деятельности, которую субъект постепенно вырабатывает с учетом своих стойких личностных качеств: он максимально использует свои стойкие особенности, которые содействуют успеху в достижении целей деятельности и, наоборот, преодолевает и компенсирует качества, недостающие или противодействующие успеху». Способы деятельности произвольно провоцируются в определенной ситуации на основе типологических свойств нервной системы. Основной задачей данного подхода является повышение продуктивности деятельности через адаптацию к ней индивидуальных свойств ее субъекта.

2. Стиль как тип, средство, техника осуществления деятельности. Это направление разрабатывали Е.П. Ильин, В.А. Толочек и А.Г. Асмолов. Они рассматривали деятельность как репертуар «стилей - средств», которыми личность как субъект деятельности располагает в своем психологическом репертуаре. «Чем произвольнее она варьирует этими средствами, тем выше устойчивость индивидуальности в постоянно меняющихся жизненных ситуациях». [2]

В данной работе мы рассматриваем руководителей, у которых их управленческая деятельность относится к первому типу, т.е. основывается на адаптации личностных свойств к объективным условиям управления (детерминируется этими свойствами).

Также в психологии получили распространение и используются две основные концепции прикладного характера:

1 Учебных стилей (Б.Л. Ливер). Задачей изучения учебных стилей является повышение эффективности образования через учет индивидуальных особенностей учеников. «Учебный стиль - предпочитаемые личностью методы познания, организация механизмов познания, приобретения, запоминания и вызывания из памяти информации». Б.Л. Ливер считает, что учебные стили врожденны и типологизируются по различным основаниям, таким как: тип восприятия, тип реагирования, тип мышления.

2 Стилей мышления (А.А. Алексеев, Л.А. Громова). Задачей исследования стилей мышления является распознавание своих интеллектуальных ресурсов и максимально эффективное их использование. Стиль мышления - это открытая система интеллектуальных стратегий, приемов, навыков и операций, к которой личность предрасположена в силу своих индивидуальных особенностей. Эта система имеет относительно постоянное ядро, структуру и избирательна к внешним воздействиям. Стиль мышления начинает складываться в детстве и развивается в течение всей жизни сообразно опыту.

Третье направление изучения стилей - стили лидерства и руководства я более подробно обсуждаю в следующих главах работы.

Таким образом, общим для понятия «стиль» в психологии является то, что стиль отвечает на вопрос «как» человек делает, что-то и отмечает повторяемость и предпочтительность. Т. е. стилем в психологии принято обозначать устойчивое предпочтение личностью определенных способов деятельности или особенности психических процессов, которое обусловлено индивидуальными особенностями личности или индивидуальными свойствами. [17,21,26,27]

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 765; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.187 (0.004 с.)