Влияние подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста



Курсовая работа

Влияние подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста


Введение

педагогический физический игра дошкольный

Забота о воспитании всесторонне развитого, физически крепкого молодого поколения является задачей государственной важности. Для ее реализации необходимо широкое использование разнообразных средств и методов физической культуры, как одного из важнейших условий укрепления здоровья, правильного воспитания и развития детей с самого раннего возраста.

Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка-дошкольника, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания.

В детском саду широко используются игры ролевые, дидактические, строительные, подвижные, игры с пением.… Но среди всего многообразия игр следует выделить особо подвижные игры. Детям дошкольного возраста выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие. Играя, ребенок упражняется в различных действиях. [3,19]

Многократное повторение действий требует от детей внимания, волевых и физических усилий, координации движений. Таким образом, уже в старшем дошкольном возрасте подвижные игры являются средством не только для развития движений, но и для воспитания таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость. [11,19]

Подвижные игры способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно - сосудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально-волевых качеств. Очень ценно, что занятия подвижными играми способствуют воспитанию у дошкольников положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи. [3,1] Наиболее эффективно проведение на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, а, следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. [13,19] Подвижные игры проводятся летом и зимой на открытом воздухе, что является эффективным средством закаливания организма ребенка. [3,1]

Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, память. Эта общая слабость вызывает и самые различные расстройства в деятельности организма, ведет не только к понижению способностей, но и расшатывает волю ребенка. Недаром выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать занятие физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечит в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.

Объект исследования: физическое развитие детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: влияние подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста.

Контингент исследования: дети старшего дошкольного возраста.

Теоретическое обоснование влияния подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста

Значение подвижных игр

Подвижные игры создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы. Ситуации на игровой площадке, которые все время меняются, приучают детей целесообразно использовать двигательные умения и навыки, обеспечивая их совершенствование. Естественно проявляются физические качества - быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие, сила, выносливость и др. Необходимость подчиняться правилам и соответствующим образом реагировать на сигнал, организует и дисциплинирует детей, приучает их контролировать свое поведение, развивает сообразительность, двигательную инициативу и самостоятельность.

Подвижные игры расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире, человеческих поступках, поведении животных; пополняют словарный запас; совершенствуют психические процессы. Игра создает благоприятные условия для развития навыков и физических качеств, способствуют произвольности двигательного поведения. Мотивом игры побуждают ребенка выполнять упражнения, предают смысл двигательной деятельности. Игровые мотивы и задачи близки и доступны ребенку, захватывают его. Они связаны с конкретностью формы, в какой происходит овладения движения в игре, установлением прямой связи между мотивом и задачей. Каждый ребенок считает, что он выполняет какую либо роль. Воображаемая ситуация помогает сделать интересными для ребенка двигательные задания: ребята непросто подымают руки, размахивают флажком, идут по прямой, а шагают по тропинке, прыгают как зайчики и т.д. Дети начинают действовать в роли, стремясь как можно более точно воплотить ее, обыгрывают воображение ситуацию.

Таким образом, подвижные игры - действенное средство разностороннего развития. [23, с. 79]

Влияние подвижных игр

Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка дошкольника, и поэтому рассматривается как одно из главных средств воспитания. Среди всего многообразия игр следует выделить особо подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия. Эти действия обусловлены сюжетом и правилами игры и направлены на достижение определенной условной цели. [20, с. 3] Каждый ребенок, играя, проявляет самостоятельность, инициативу, быстроту и ловкость в меру своих возможностей. Бессюжетные игры требуют от участников большой самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве. [20, с. 8] В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармонического развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное и правильно организованное физическое воспитание, одной из основных задач которого является развитие и совершенствование движений. [20, с. 10] В подвижных играх успешно усваиваются детьми движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, ползание. Подвижные игры целесообразны только для закрепления и совершенствования волевых усилий. К таким движениям могут быть отнесены разные виды метаний и прыжков. Для дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а так же привычек и навыков жизни в коллективе. Меняющие игровые ситуации и правила игр заставляют ребенка двигаться с большей скоростью, чтобы догнать кого-то, или быстрее спрятаться, ловко преодолевать препятствия. Многократное повторение этих движений требует от детей внимания, волевых и физических усилий, координации движений. [20, с. 11] Очень важная роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей в течение дня. Особое значение имеют они для увеличения физиологических нагрузок на организм ребенка. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилию деятельности костно-мышечной, сердечно - сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов. Нагружая мышечную систему, ребенок воспитывается не только сильным и ловким, но и развивается его сердце, легкие, все внутренние органы. Движение - это путь не только к здоровью, но и к развитию интеллекта. Движения, особенно пальцев рук, стимулируют развитие мозга, разных его отделов. [18, с. 51]

Влияние подвижных игр на развитие движений детей, а так же некоторых волевых проявлений их во многом зависит от того, сколько времени длится эта игра. Чем дольше и активнее ребенок в игре, тем больше он упражняется в тои или ином виде движений, чаще вступает в различные взаимоотношения с другими участниками, т.е. тем больше ему приходится проявлять ловкость, выдержку, умения подчиняться правилам игры. [20, с. 12]

Наиболее эффективно проведение игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, а, следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь, добавляется закаливающее влияние естественных сил природы. А повышение эмоционального фона способствует эстетическому воздействию красоты природы.

Говоря о влиянии игры на умственное развитие, следует отметить, что она вынуждает мыслить наиболее экономично, укрощать эмоции, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера. Развивая привычку к волевому действию, игры создают почву для произвольного поведения, вне игровой деятельности приводя к развитию способности к элементарной самоорганизации, самоконтролю. По мнению Н.М. Амосова, В.К. Бальсевича, Ю.К. Чернышенко, В.Н. Новохатько, Е.И. Панкратьева и др., при планировании содержания физического воспитания дошкольников преимущество должны иметь подвижные игры, оказывающие разностороннее воздействие на организм и выраженный тренирующий эффект, поскольку физические нагрузки, не вызывающие напряжения физиологических функций и не обеспечивающие тренирующего эффекта, не оказывают достаточного оздоровительного воздействия. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма, повышают деятельность лейкоцитов. И напротив, недостаток движений (гиподинамия) вызывает изменение в центральной нервной и эндокринной системе, которые могут привести к эмоциональной напряженности и неустойчивости, к нарушению обмена веществ в организме, а так же к уменьшению функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной систем и, следовательно, к снижению работоспособности организма. Важнейшей чертой подвижных игр является комплексный характер их взаимодействий на моторную и психическую сферу детей, на функции организма. В играх совершенствуется движения кисти и пальцев. Поднимание рук вверх, в сторону. Наклоны, накачивания и повороты туловища одновременно формулируют и навык владения своим телом. Ежедневные упражнения предупреждают нарушение осанки и деформацию скелета, хорошо укрепляют весь организм, оказывают благотворное влияние на нормальный рост и развитие ребенка.

Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствуют развитию ловкости.

Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений.

Игры с многократными повторениями напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости.

Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений.

Врач и педагог В.В. Гориневский в результате глубоких медицинских исследований, пришел к выводу, что недостаток движений не только отрицательно сказывается на здоровье детей, но и снижает их умственную работоспособность, тормозит общее развитие, делает детей безразличными к окружающему миру.

 

Опытно-практическая часть

Диагностика

В ходе исследования быстроты было выявлено, что из двадцати шести обследуемых детей, двенадцать показали высокий уровень, восемь средний и шесть низкий. Процентное соотношение можно проследить в диаграмме. (рис. 1).

 

Рис. 1

 

Задание отбивание мяча от пола позволило выявить уровень развития ловкости. Из всех детей, восемь человек показали высокий результат развития ловкости, у девяти ловкость развита на среднем уровне и девять человек показали низкий результат. Процентное соотношение можно проследить в диаграмме. (рис. 2).


Рис. 2

 

На выявление уровня развития координационных способностей, направленно задание бросок набивного мяча массой 1 кг. Семь детей показали высокий результат, шесть средний и тринадцать низкий. Процентное соотношение можно проследить в диаграмме. (рис. 3)

 

Рис. 3

 

Для оценки скоростно-силовых качеств детям предлагался прыжок в длину с разбега. Из всех обследуемых детей у пяти силовые качества сформированы на высоком уровне, у десяти на среднем и одиннадцать показали низкий уровень. Процентное соотношение можно проследить в диаграмме. (рис. 4)


Рис. 4

 

А так же для определения уровня выносливости детям предлагалось пробежать дистанцию 120 м. Девять детей показали высокий уровень, шесть средний и одиннадцать низкий уровень. Процентное соотношение можно проследить в диаграмме (рис. 5)

 

Рис. 5

 

Таким образом, у детей старшей группы детского сада №4 «Березка» физическое развитие не достаточно развито, в основном на низком уровне - 38%, на среднем - 30%, а на высоком уровне - 32%.Это говорит о том, что физическое развитие детей нужно повышать и наиболее эффективным методом является использование подвижных игр, так как дети всегда с увлечением и желанием участвуют в них. (рис. 6)


Рис. 6


Заключение

В ходе научного исследования были решены следующие задачи: обоснована актуальность данной темы, выявлены особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста, изучены психолого-педагогические характеристики детей старшего возраста, выявлены особенности подвижных игр, направленных на физическое развитие, осуществлена диагностика физического развития у детей 5 - 6 лет.

Кроме того, были определены показатели и разработана методика, позволяющая выявить у детей уровень физического развития. Данная методика была проведена в дошкольном учреждении: организовано педагогическое тестирование с группой детей. Это нам позволило изучить влияние подвижных игр на физическое развитие детей. Сначала результаты были занесены в таблицы, где были обработаны и распределены по уровням. Затем они отразились в круговых диаграммах. И уже по этим диаграммам была сделана общая диаграмма физического развития детей. Результаты, которой показали, что уровень физического развития детей низкий (38%). Таким образом, использование подвижных игр необходимо в процессе физического развития детей старшего дошкольного возраста.


Список использованной литературы

1. Адашкявичене Э.И. Спортивные игры и упражнения в детском саду - 1992 г.

2. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка - М.: ЛИНКА-ПРЕСС - 1993 г.

.   Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы М.: Просвещение - 1968 г.

.   Бычкова С.С. Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста - М.: АРКТИ - 2012 г.

.   Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей - 1986 г.

.   Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду/3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика - Синтез, 2005 г.

.   Галанов А.С. Игры, которые лечат - 2009 г., 96 с.

.   Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста - М.: Всладос - 2009 г.

.   Гуреев Н.В. Активный отдых - 1991 г.

.   Змановский Ю.Ф. Авторская программа - «Здоровый ребенок»: // Обруч - 1996 г.

.   Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские народные подвижные игры - 2011 г.

.   Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика - М.: Академия - 2010 г.

.   Матвеев А.П., Мельников С.Б. Методика физического воспитания с основами теории - 1991 г.

.   Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка - М.: АРКТИ - 1987 г.

.   Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду - 1998 г.

.   Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина А.С. Игры и развлечения детей на воздухе - 1980 г.

.   Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду - М.просвещение - 2006 г.

.   Пономарев С.А. Растите здоровыми - 2002 г., 95 с.

.   Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 до 14 лет - 1994 г., 288 с.

.   Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста - 1986 г.

.   Токаева Т.Э. Региональная программа физического алеологического развития детей дошкольного возраста «Азбука здоровья» - Пермь - 2007 г.

.   Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника - 1997 г.

.   Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.Н. Физическое воспитание дошкольника - 1998 г. 192 с.

.   Шишкина В.А. Движение + движения - 2009 г., 96 с.

.   Начальная школа плюс до и после - 2003 №10.

Курсовая работа

Влияние подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста


Введение

педагогический физический игра дошкольный

Забота о воспитании всесторонне развитого, физически крепкого молодого поколения является задачей государственной важности. Для ее реализации необходимо широкое использование разнообразных средств и методов физической культуры, как одного из важнейших условий укрепления здоровья, правильного воспитания и развития детей с самого раннего возраста.

Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка-дошкольника, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания.

В детском саду широко используются игры ролевые, дидактические, строительные, подвижные, игры с пением.… Но среди всего многообразия игр следует выделить особо подвижные игры. Детям дошкольного возраста выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие. Играя, ребенок упражняется в различных действиях. [3,19]

Многократное повторение действий требует от детей внимания, волевых и физических усилий, координации движений. Таким образом, уже в старшем дошкольном возрасте подвижные игры являются средством не только для развития движений, но и для воспитания таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость. [11,19]

Подвижные игры способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно - сосудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально-волевых качеств. Очень ценно, что занятия подвижными играми способствуют воспитанию у дошкольников положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи. [3,1] Наиболее эффективно проведение на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, а, следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. [13,19] Подвижные игры проводятся летом и зимой на открытом воздухе, что является эффективным средством закаливания организма ребенка. [3,1]

Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, память. Эта общая слабость вызывает и самые различные расстройства в деятельности организма, ведет не только к понижению способностей, но и расшатывает волю ребенка. Недаром выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать занятие физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечит в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.

Объект исследования: физическое развитие детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: влияние подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста.

Контингент исследования: дети старшего дошкольного возраста.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.057 с.)