Особенности управлением качеством сестринской помощи в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности управлением качеством сестринской помощи в России



 

Качество медицинской помощи - совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказанной медицинской помощи, имеющимся потребностям пациента, его ожиданиям, современному уровню медицинской науки и технологии. [1, с. 76]

К основным характеристикам (показателям) качества медицинской помощи можно отнести:

·   адекватность;

·   доступность;

·   преемственность и непрерывность;

·   действенность;

·   результативность;

·   эффективность;

·   безопасность;

·   своевременность;

·   способность удовлетворять ожидания и потребности;

·   стабильность процесса и результата;

постоянное совершенствование и улучшение.[6, с. 294]

Обеспечение качества медицинской помощи - один из главных элементов совершенствования обслуживания населения и эффективности деятельности учреждений здравоохранения.

Эффективная работа учреждений здравоохранения зависит от:

·   качества медицинских услуг и их организации;

·   качества аппаратуры, инструментария;

·   качества лекарственных препаратов;

·   качества информационного обеспечения;

·   оптимизации документирования медицинской помощи.[6, с. 296]

Новейшая история сестринского дела в России насчитывает всего 10 лет. Для серьезных преобразований не такой уж большой срок, однако сделано за это время немало. Приняты и успешно реализуются Доктрина среднего медицинского и фармацевтического образования и Отраслевая программа развития сестринского дела. Особенно заметны успехи в сфере сестринского образования. Сформированная на сегодня структура образовательных учреждений способна полностью обеспечить качественную подготовку специалистов по программам трех уровней (училище - колледж - вуз). [1, с. 6]

Первый (базовый) уровень готовит медицинских сестер широкого профиля и сестер милосердия, отвечающих современным требованиям. Государственный образовательный стандарт среднего медицинского образования включает в себя наряду с федеральным компонентом решение региональных вопросов с учетом социально-экономических, этнических особенностей, а также статистических показателей здоровья и заболеваемости в регионе.

Второй (повышенный) уровень предусмотрен для специалистов, имеющих базовое образование. Колледжи готовят преимущественно руководителей структурных подразделений для медицинских организаций, обеспечивая выпускникам углубленные знания и умения в вопросах организации управления здравоохранением, экономики, менеджмента, юриспруденции. Подготовка осуществляется по нескольким специальностям; «Лечебное дело» (квалификация - «Фельдшер»), «Акушерское дело» (квалификация - «Акушерка-организатор»), «Сестринское дело» (квалификация - «Медицинская сестра-организатор»), «Семейная медицинская сестра» и т.д. Сегодня перечень специальностей повышенного уровня образования включает около 10 наименований должностей сестер-специалистов. [1, с. 9]

Третий уровень - это высшее сестринское образование. Оно занимает особое место в условиях реформирования отраслевого образования и направлено на подготовку высококвалифицированных управленческих кадров, а также на повышение престижа сестринской профессии. Потребность в нем у медицинских сестер, занимающих управленческие должности, привела к организации в медицинских вузах вечерней и заочной форм обучения. Сегодня диплом факультета высшего сестринского образования можно получить более чем в 35 высших медицинских учебных заведениях. Общая численность студентов по всем формам обучения составляет свыше 7,5 тыс. человек, причем на долю вечернего и заочного отделений приходится около 85%. Уже сегодня до 20% главных и старших медицинских сестер имеют повышенное и высшее сестринское образование, а через несколько лет, по нашим расчетам, это число достигнет 50%. [1, с. 11]

В управлении качеством стандарт декларирует принцип - подход как к процессу. Рекомендации стандарта направлены на обеспечение продуктивной работы ЛПУ путём одновременного эффективного управления многочисленными взаимосвязанными процессами. Все процессы и виды деятельности ЛПУ подлежат оценке, анализу и улучшению, что гарантирует постоянное совершенствование системы управления качеством, всех сфер деятельности и как следствие сокращение неоправданных потерь.

В основу стандарта положено 8 принципов менеджмента качества:

1. Ориентация на потребителя (в медицине - на пациента).

2. Роль руководителя как лидера.

.   Вовлечение всего персонала.

.   Подход к управлению качеством как к процессу.

.   Системный подход к менеджменту.

.   Постоянное улучшение.

.   Подход к принятию решений на основе анализа фактов, информации.

.   Взаимовыгодные отношения с поставщиками. [6, с. 297]

Применение стандарта для обеспечения качества медицинской помощи включает 6 этапов.

) Обучение медицинского персонала (администрации, врачей, среднего и младшего медицинского персонала) и других специалистов ЛПУ вопросам обеспечения качества медицинской помощи в соответствии с требованиями по разработанным дифференцированным программам с учётом специфики профессиональной деятельности.

) Анализ стартового состояния действующей в ЛПУ системы качества по разработанной методике.

) Разработка документации по системе качества в соответствии с требованиями и с учётом всех аспектов медицинских технологий.

) Подготовка группы внутреннего аудита для оценки и анализа системы качества ЛПУ с целью её поддержания и улучшения.

) Внедрение разработанной документации.

) Сертификация системы качества. [2, с. 6]

За последние 5 лет сестринское дело претерпело значительные позитивные перемены, тем не менее остается ряд важных, не решенных пока проблем, над которыми всем нам необходимо поработать в ближайшем будущем. При организации семинаров и конференций в регионах Российской Федерации организационным советом проводилось исследование мнений медицинских сестер по наиболее острым проблемам сестринского дела. Результаты данного исследования были проанализированы и сгруппированы по нескольким направлениям:

. Законодательство и регулирование.

. Управление.

. Образование.

. Практическое здравоохранение.

. Контроль качества.

. Сестринская этика.

. Система обязательного медицинского страхования.[14, с. 24]

В области законодательного регулирования

. Необходим закон о сестринском деле.

. В Законодательстве РФ об охране здоровья граждан (раздел X, ст. 54, абзац 4) разрешается лицам, не имеющим законченного высшего медицинского образования, работать в должностях работников со средним медицинским образованием в порядке, определенном МЗ РФ. Необходимо пересмотреть порядок допуска упомянутых лиц к практике с учетом современных требований к подготовке сестринских кадров.

. Отсутствие модели сестринского дела в России затрудняет расширение функций сестринского персонала в условиях приоритетного развития первичной медико-санитарной помощи, где сестринский персонал должен взять на себя обеспечение отдельных лиц, семей или групп населения сестринским уходом, связанным с восстановлением или сохранением здоровья.

. Устаревшие приказы по выполнению санитарно-эпидемиологических правил не соответствуют требованиям новых технологий и медицинской техники в повседневной практике.

. Необходимо решить вопрос о надбавке к заработной плате сестринскому персоналу за награду «Заслуженный работник здравоохранения» по аналогии с врачами..[12, с. 35]

В области управления сестринским делом:

. Необходимо продолжить создание структуры управления сестринским делом до муниципального уровня.

. Управление сестринским делом в ЛПУ должны осуществлять специалисты-менеджеры, получившие высшее сестринское образование. При назначении на должность руководителей сестринских служб необходимо пересмотреть существующий подход с учетом возможностей современного образования и полученных знаний, а также осуществлять его на конкурсной основе.

. Необходимо расширить номенклатуру должностей для специалистов, имеющих высшее сестринское образование, и ввести такие должности, как медицинская сестра-координатор, медицинская сестра-консультант, менеджер в семейной медицине.[12]


1.3 Особенности управлением качеством сестринской помощи: Западный опыт



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.215 (0.011 с.)