Компетенция Уполномоченного по правам человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Компетенция Уполномоченного по правам человека



 

Основным содержанием компетенции Уполномоченного является рассмотрение жалоб на нарушение прав и свобод человека и гражданина.

Жалоба - это обращение гражданина в государственный, общественный или международный орган, к их должностным лицам по поводу нарушения законных прав и свобод. В правовых государствах лицо, подавшее жалобу, обязательно получает информацию о результатах рассмотрения жалобы.

Государственный орган понимается как юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного аппарата, экономически и финансово самостоятельная, имеющая собственную компетенцию и властные функции (законодательные органы, исполнительные органы, судебные органы). А органы местного самоуправления - в РФ - выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

Согласно Федеральному конституционному закону, заявителями жалобы могут быть не только граждане Российской Федерации, но и находящиеся на ее территории иностранные граждане и лица без гражданства.

Круг органов и лиц, действия (бездействие) которых могут быть обжалованы Уполномоченному, не всеобъемлющ. В соответствии с основными целями учреждения должности Уполномоченного - обеспечение соблюдения и уважения прав и свобод государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами - именно решения, действия (бездействие) этих субъектов (а также государственных служащих) могут быть предметом жалобы Уполномоченному. Закон оговаривает, что жалобы на решения палат Федерального Собрания и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации Уполномоченный не рассматривает.

Уполномоченный рассматривает только те жалобы, которые были ранее обжалованы в судебном либо административном порядке, но заявитель не согласен с принятым решением. Представляется, что необходимо расширить круг полномочий российского омбудсмена и внести в Гражданско-процессуальное законодательство ряд поправок, которые позволят Уполномоченному вступать в дело на этапе его рассмотрения уже в суде первой инстанции.

Работа по рассмотрению обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства и организации личного приема в аппарате Уполномоченного по правам человека в субъектах Федерации, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", законами субъектов Федерации.

Этими нормативными актами установлен срок подачи жалобы: не позднее года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда последнему стало известно об их нарушении.

Закон (в ст. 19) обеспечивает льготные условия при подаче жалобы Уполномоченному. Так, она не облагается государственной пошлиной; жалобы лиц, находящихся в местах принудительного содержания, не подлежат просмотру администрацией и в течение 24 часов направляются Уполномоченному.

Жалоба как таковая не имеет строго установленной законом формы. Образец ее написания представлен в приложении Е.

Уполномоченный имеет право в различных формах реагировать на полученные жалобы:

) принять жалобу к рассмотрению;

) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;

) передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;

) отказать в принятии жалобы к рассмотрению. При этом отказ обжалованию не подлежит, но должен быть мотивирован.

Конкретную форму реагирования на жалобу Уполномоченный определяет самостоятельно с учетом самых многообразных обстоятельств, сопутствующих жалобе по каждому делу (Приложение Б).

Уполномоченный наделен широким кругом прав, необходимых для надлежащей проверки жалобы. В частности, он правомочен:

) обращаться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению;

) беспрепятственно посещать все органы государственной власти и органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и т.д.;

) запрашивать и получать необходимые ему сведения и документы;

) получать объяснения должностных лиц и государственных служащих (исключая судей).

По результатам рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе:

) обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных прав и свобод, участвовать в судебном процессе;

) обращаться в компетентные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении соответствующего должностного лица;

) обращаться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора, определения или постановления суда;

) изложить свои доводы должностному лицу, имеющему право вносить протест;

) обращаться в Конституционный Суд с жалобой на нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле (см. также Приложения Б-Д).

Практика работы института Уполномоченного по правам человека позволяет сделать вывод, что в целях расширения прав российского омбудсмена необходимо предоставить ему возможность обращаться в суд с заявлением в защиту прав, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа или органа местного самоуправления или должностного лица.

Как представляется п.1 статьи 29 закона "Об Уполномоченном по правам человека в РФ" необходимо дополнить пп.1, согласно которому у Уполномоченного появляется право обратиться в суд по результатам рассмотрения жалобы с заявлением об оспаривании нормативного правового акта органа государственной власти, местного самоуправления или должностного лица, если нарушаются права и свободы неопределенного круга лиц, либо лица, не способного самостоятельно использовать правовые средства защиты. Сейчас судебная практика исходит из того, что Уполномоченному закономерно предоставлено право на обращение в суд в порядке, установленной статьей 46 ГПК РФ, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Поэтому необходимо внести дополнения в статью 46 ГПК РФ, согласно которым Уполномоченный по правам человека в случаях массовых или грубых нарушений прав и свобод граждан, либо в случаях, имеющих особое общественное значение, наделяется правом обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Уполномоченный получит возможность вступить в дело до принятия судом первой инстанции решения и дать заключение. Соответствующие изменения необходимо внести в ст.47 ГПК РФ. Сейчас такое право есть у государственных органов и органов местного самоуправления. Кроме того, видится необходимым внесение изменений в отдельные положения, регулирующие производство по делам, возникающим из публичных правоотношений. Необходимо установить, что такие дела должны рассматриваться судом, в том числе по заявлениям Уполномоченного. Также необходимо оговорить в законе срок со дня поступления к нему жалобы гражданина на нарушение его прав и свобод, в течение которого Уполномоченный вправе обратиться в суд с заявлением.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.23.231.207 (0.008 с.)