Глава 1. Становление и развитие института Уполномоченного по правам человека в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Становление и развитие института Уполномоченного по правам человека в России



Содержание

Введение

Основная часть

Глава 1. Становление и развитие института Уполномоченного по правам человека в России

Глава 2. Правовые основы института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и ее субъектах

Порядок назначения и освобождения от должности

Компетенция Уполномоченного по правам человека

Глава 3. Правоприменительная практика Уполномоченного по правам человека. Защита права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

 


Введение

 

Юридический словарь дает следующее определение прав и свобод: это характеристика правового статуса человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах. Права человека подразделяются на:

) абсолютные, ограничение или временное приостановление которых не допускается ни при каких обстоятельствах;

) относительные, которые могут быть ограничены или приостановлены на в случае введения режимов чрезвычайного или военного положения.

Права и свободы человека неотчуждаемы и согласно Конституции Российской Федерации принадлежат каждому от рождения. Безусловное соблюдение прав и свобод человека и гражданина является в современном мире одним из главных критериев развития общества.

Величайшим достижением прошедшего столетия явилось принятие международных актов о правах человека и основных свободах, образование международных организаций, осуществляющих контроль за выполнением государствами обязательств, взятых на себя в этой сфере. Учреждение Конституцией Российской Федерации 1993 года должности Уполномоченного по правам человека как государственного правозащитного института, призванного дополнить существующие средства защиты прав и свобод человека и гражданина, явилось знаменательной вехой в построении гражданского общества в России.

марта 1997 года был официально опубликован и вступил в силу Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации". В настоящее время институтом Уполномоченного по правам человека в России пройден четырнадцатилетний путь своего становления и развития. Успешное формирование государственной внесудебной системы защиты прав человека предполагает объективную необходимость учреждения должности Уполномоченного по правам человека в каждом субъекте Российской Федерации.

Сегодня, наряду с федеральным Уполномоченным, во многих субъектах Российской Федерации работают региональные Уполномоченные по правам человека.

Руководствуясь Конституцией Российской Федерации и действующим российским законодательством, принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации по проблемам прав человека, в соответствии с Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", справедливостью и голосом совести, Уполномоченный рассматривает поступающие к нему обращения граждан о нарушении их прав и свобод. При этом используется весь предоставленный Уполномоченному законом объем прав и полномочий, а также возможности его рабочего аппарата.

Цель настоящей работы - изучить деятельность и правоприменительную практику российского института омбудсмена.

Задачи определяют структуру работы:

) дать понятие и изучить историческое становление и развитие института уполномоченного по правам человека в России и в мире;

) рассмотреть правовую регламентацию деятельности российского омбудсмена;

) рассмотреть правоприменительную практику Уполномоченного по правам человека.

Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в рамках защиты прав человека. Предметом - деятельность Уполномоченного по правам человека в РФ и субъектах РФ.

уполномоченный право человек российский

В работе использовались как общий - диалектический метод познания, так и специальные методы: сравнительно-правовой, исторический, логический, социологический, методы системно-структурного и функционального анализа и др.

Для написания данной работы были использованы научно-методические источники по конституционному праву; тексты Конституции РФ и Всеобщей Декларации прав человека, федеральных законов и указов президента, законов субъектов Федерации, положение о представителях Уполномоченного, работающих на общественных началах.


Основная часть

 

Заключение

 

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Права и свободы человека неотчуждаемы и согласно Конституции Российской Федерации принадлежат каждому от рождения. Безусловное соблюдение прав и свобод человека и гражданина является в современном мире одним из главных критериев развития общества.

Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", принятый 26 декабря 1997 года определил порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного, его компетенцию, организационные формы и условия его деятельности.

Идея учреждения института Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ впервые получила юридическое выражение в п.1 ст.5 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", который устанавливает, что конституцией (уставом) и законом субъекта РФ может учреждаться должность Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ. В настоящее время более 60 субъектов имеют должность Уполномоченного по правам человека.

Порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в РФ, а также пределы его компетенции, организационные формы и условия деятельности регламентируются Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ, а деятельность Уполномоченных по правам человека субъектов Федерации соответствующими законами субъекта Федерации и федеральным законодательством.

В пределах своей компетенции Уполномоченный может в соответствующих случаях принимать меры по защите прав и свобод лиц, обратившихся к нему за защитой своих прав и свобод с жалобой, а также по своей инициативе, без жалобы.

Анализируя практику работы Уполномоченного по правам человека, пункт 1 статьи 29 закона "Об Уполномоченном по правам человека в РФ" необходимо дополнить подпунктом 1, согласно которому у Уполномоченного появляется право обратиться в суд по результатам рассмотрения жалобы с заявлением об оспаривании нормативного правового акта органа государственной власти, местного самоуправления или должностного лица, если нарушаются права и свободы неопределенного круга лиц, либо лица, не способного самостоятельно использовать правовые средства защиты. Сейчас судебная практика исходит из того, что Уполномоченному закономерно предоставлено право на обращение в суд в порядке, установленной статьей 46 ГПК РФ, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Поэтому необходимо внести дополнения в статью 46 ГПК РФ, согласно которым Уполномоченный по правам человека в случаях массовых или грубых нарушений прав и свобод граждан, либо в случаях, имеющих особое общественное значение, наделяется правом обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Уполномоченный получит возможность вступить в дело до принятия судом первой инстанции решения и дать заключение. Соответствующие изменения необходимо внести в ст.47 ГПК РФ. Сейчас такое право есть у государственных органов и органов местного самоуправления.

Кроме того, видится необходимым внесение изменений в отдельные положения, регулирующие производство по делам, возникающим из публичных правоотношений. Необходимо установить, что такие дела должны рассматриваться судом, в том числе по заявлениям Уполномоченного.

Необходимо оговорить в законе срок со дня поступления к нему жалобы гражданина на нарушение его прав и свобод, в течение которого Уполномоченный вправе обратиться в суд с заявлением.


Глоссарий

 

№ п/п Понятие Определение
1 Государственный орган юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного аппарата, экономически и финансово самостоятельная, имеющая собственную компетенцию и властные функции (законодательные органы, исполнительные органы, судебные органы).
2 Жалоба обращение гражданина в государственный, общественный или международный орган, к их должностным лицам по поводу нарушения законных прав и свобод. В правовых государствах лицо, подавшее жалобу, обязательно получает информацию о результатах рассмотрения жалобы.
3 Компетенция совокупность полномочий, прав и обязанностей государственного органа, должностного лица, органа общественной организации.
4 Компетенция уполномоченного по правам человека совокупность полномочий, прав и обязанностей Уполномоченного, основным содержанием которых является рассмотрение жалоб на нарушение прав и свобод человека и гражданина.
5 Омбудсмен специально избираемое должностное лицо для контроля за соблюдением прав человека разного рода административными органами и/или частными лицами и объединениями. Омбудсмен ведет расследование с точки зрения законности, эффективности, целесообразности, добросовестности и справедливости.
6 Органы местного самоуправления выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.
7 Права человека характеристика правового статуса человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах. Права человека подразделяются на: - абсолютные, ограничение или временное приостановление которых не допускается ни при каких обстоятельствах; - относительные, которые могут быть ограничены или приостановлены на в случае введения режимов чрезвычайного или военного положения.
8 Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства конституционное право каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства
9 Правовые основы института Уполномоченного по правам человека раздел законодательства, регулирующий систему гарантий, норм, обязанностей, компетенции и распределения функций.
10 Рабочий аппарат Уполномоченного по правам человека государственный орган с правом юридического лица, имеющий расчетный и иные счета, печать и бланки со своим наименованием и с изображением Государственного герба Российской Федерации
11 Уполномоченный по правам человека в РФ назначенное Государственной Думой должностное лицо, призванное осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов и должностных лиц.

Содержание

Введение

Основная часть

Глава 1. Становление и развитие института Уполномоченного по правам человека в России

Глава 2. Правовые основы института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и ее субъектах

Порядок назначения и освобождения от должности

Компетенция Уполномоченного по правам человека

Глава 3. Правоприменительная практика Уполномоченного по правам человека. Защита права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

 


Введение

 

Юридический словарь дает следующее определение прав и свобод: это характеристика правового статуса человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах. Права человека подразделяются на:

) абсолютные, ограничение или временное приостановление которых не допускается ни при каких обстоятельствах;

) относительные, которые могут быть ограничены или приостановлены на в случае введения режимов чрезвычайного или военного положения.

Права и свободы человека неотчуждаемы и согласно Конституции Российской Федерации принадлежат каждому от рождения. Безусловное соблюдение прав и свобод человека и гражданина является в современном мире одним из главных критериев развития общества.

Величайшим достижением прошедшего столетия явилось принятие международных актов о правах человека и основных свободах, образование международных организаций, осуществляющих контроль за выполнением государствами обязательств, взятых на себя в этой сфере. Учреждение Конституцией Российской Федерации 1993 года должности Уполномоченного по правам человека как государственного правозащитного института, призванного дополнить существующие средства защиты прав и свобод человека и гражданина, явилось знаменательной вехой в построении гражданского общества в России.

марта 1997 года был официально опубликован и вступил в силу Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации". В настоящее время институтом Уполномоченного по правам человека в России пройден четырнадцатилетний путь своего становления и развития. Успешное формирование государственной внесудебной системы защиты прав человека предполагает объективную необходимость учреждения должности Уполномоченного по правам человека в каждом субъекте Российской Федерации.

Сегодня, наряду с федеральным Уполномоченным, во многих субъектах Российской Федерации работают региональные Уполномоченные по правам человека.

Руководствуясь Конституцией Российской Федерации и действующим российским законодательством, принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации по проблемам прав человека, в соответствии с Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", справедливостью и голосом совести, Уполномоченный рассматривает поступающие к нему обращения граждан о нарушении их прав и свобод. При этом используется весь предоставленный Уполномоченному законом объем прав и полномочий, а также возможности его рабочего аппарата.

Цель настоящей работы - изучить деятельность и правоприменительную практику российского института омбудсмена.

Задачи определяют структуру работы:

) дать понятие и изучить историческое становление и развитие института уполномоченного по правам человека в России и в мире;

) рассмотреть правовую регламентацию деятельности российского омбудсмена;

) рассмотреть правоприменительную практику Уполномоченного по правам человека.

Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в рамках защиты прав человека. Предметом - деятельность Уполномоченного по правам человека в РФ и субъектах РФ.

уполномоченный право человек российский

В работе использовались как общий - диалектический метод познания, так и специальные методы: сравнительно-правовой, исторический, логический, социологический, методы системно-структурного и функционального анализа и др.

Для написания данной работы были использованы научно-методические источники по конституционному праву; тексты Конституции РФ и Всеобщей Декларации прав человека, федеральных законов и указов президента, законов субъектов Федерации, положение о представителях Уполномоченного, работающих на общественных началах.


Основная часть

 

Глава 1. Становление и развитие института Уполномоченного по правам человека в России

 

Институт Омбудсмена впервые возник в Швеции в XVI веке и выполнял контрольные функции королевской власти по отношению к судебным чиновникам.

Принятые в 1809 - 1812 годах акты, составившие в дальнейшем первую шведскую конституцию, установили баланс власти короля и парламента. В результате в 1809 году был введен институт Омбудсмена юстиции, отделенный от канцлера юстиции, подчиненного королю. Существенным отличием Парламентского омбудсмена от Канцлера юстиции являлось то, что Канцлер защищал интересы короля, а Парламентский омбудсмен - интересы простых людей от нарушений закона королевскими чиновниками. Первый омбудсмен был назначен в 1810 году.

В ряде стран, если обратиться к современным словарям, омбудсменом является специально избираемое должностное лицо для контроля за соблюдением прав человека разного рода административными органами и/или частными лицами и объединениями. Омбудсмен ведет расследование с точки зрения законности, эффективности, целесообразности, добросовестности и справедливости.

Должностные лица этого рода имеют разные названия: собственно "омбудсмен" - в скандинавских странах; "народный защитник" - в Испании и Колумбии; "посредник" - во Франции; "адвокат" - в Румынии. Омбудсмен может избираться или назначаться различными способами. В подавляющем большинстве стран любой гражданин вправе обратиться к омбудсмену непосредственно. Обнаружив упущение или злоупотребление, омбудсмен указывает на это соответствующему органу или должностному лицу и предлагает их устранить. В случае отказа он может обратиться в органы правосудия или в парламент. Омбудсмен действует не только по жалобам граждан, но и по собственной инициативе. В Российской Федерации аналогичный омбудсмену институт носит название Уполномоченного по правам человека.

Уполномоченный по правам человека - назначенное Государственной Думой должностное лицо, призванное осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов и должностных лиц.

В истории нашей страны подобного института не было как в советский, так и в досоветский периоды, поэтому он является инновацией в среде государственно-правых институтов.

Предложения об учреждении института омбудсмена в нашей стране стали впервые высказываться с конца 1980-х годов. В сферу внимания политиков и законодателей он попал при подготовке проектов новой конституции. В проектах Конституции РФ, обсуждавшихся в 1990-1993 годах Конституционной комиссией, упоминание о Парламентском уполномоченном по правам человека появилось с 1991 года.

ноября 1991 года Верховный Совет РСФСР по предложению Президента РСФСР Б.Н. Ельцина принял Декларацию прав и свобод человека и гражданина, 40-я статья которой предусматривала создание должности Парламентского уполномоченного по правам человека, который "назначается Верховным Советом на срок 5 лет, ему подотчетен и обладает той же неприкосновенностью, что и народный депутат РСФСР". Полномочия Парламентского уполномоченного и порядок их осуществления должны были быть установлены законом. Это решение так и не было осуществлено.

Проект Конституции, обсуждавшийся с мая 1993 года Конституционным совещанием и вынесенный, с некоторыми модификациями, на референдум 12 декабря 1993 года, содержал лишь одно упоминание об Уполномоченном по правам человека - в статье о полномочиях Государственной Думы. Государственная Дума первого созыва назначила Уполномоченного по правам человека 17 января 1994 года в рамках пакетного соглашения, которым между думскими фракциями и группами были распределены также должности руководителей Государственной Думы и ее Комитетов и Председателя Счетной палаты. Первым Уполномоченным по правам человека стал Сергей Адамович Ковалев, представлявший фракцию "Выбор России".

С сентября 1993 года до января 1996 года С.А. Ковалев был председателем Комиссии по правам человека при Президенте РФ. На время, до принятия закона об Уполномоченном, Президент возложил на Комиссию функции аппарата Уполномоченного по правам человека. В течение года принятие закона об Уполномоченном блокировалось фракциями Думы, не согласными с кандидатурой Ковалева.

С.А. Ковалев резко возражал против начала военных действий в Чечне в декабре 1994 года и пытался противодействовать их расширению. В результате против него объединились оппозиционные фракции Думы (имеющие к нему претензии еще с октября 1993 года) и сторонники силового решения чеченской проблемы в команде Президента.10 марта 1995 года, в день очередной попытки принятия закона во втором чтении, Дума по предложению С. Бабурина, Н. Зацепиной, И. Аничкина и Н. Гена (Российский путь) отменила свое решение от 17 января 1994 года о назначении Ковалева.

В Государственной Думе второго созыва патовая ситуация повторилась: проправительственные фракции предлагали включить в закон поправки, которые бы не позволили назначить уполномоченным Владимира Борисовича Исакова, кандидатура которого рассматривалась левым большинством. Одни из таких поправок предусматривали назначение уполномоченного двумя третями голосов (что противоречит Конституции), другие - запрет занимать эту должность тем, кто в течение нескольких последних лет состоял в руководстве политических партий или баллотировался в Государственную Думу по партийным спискам. В результате закон снова надолго завис на втором чтении.

марта 1996 года закон был принят во втором чтении с поправкой, предусматривающей утверждение списка кандидатов на должность уполномоченного двумя третями голосов. После принятия в целом 17 апреля 1996 года закон был направлен в Совет Федерации и им отклонен (основное требование сенаторов - заменить предусмотренное проектом право Уполномоченного создавать региональные представительства на право субъектов Федерации создавать у себя аналогичную должность, находящуюся на содержании регионального бюджета).

После нескольких раундов согласований закон был принят Государственной Думой 25 декабря 1996 года, одобрен Советом Федерации 12 февраля 1997 года, подписан Президентом 26 февраля 1997 года под номером 1-ФКЗ, опубликован в "Российской газете" и вступил в силу 4 марта 1997 года.

В соответствии с законом, Дума должна была назначить Уполномоченного в течение 30 дней со дня вступления закона в силу. Вопрос первый раз рассматривался 4 апреля 1997 года. Дума провела тайное голосование карточками раздельно по каждой из 5 кандидатур. В этом туре необходимо было набрать 300 голосов, чего не удалось ни одному кандидату.

Вторая попытка назначить Уполномоченного проведена 17 сентября 1997 года и закончилась столь же безрезультатно. Выйти из тупика удалось только путем заключения нового многопартийного коалиционного соглашения.20 мая 1998 года Яблоко уступило "Российским регионам" освободившуюся квоту председателя Комитета Думы по бюджету, получив взамен ранее принадлежавшие "Регионам" должности председателя Комитета по Северу и зампреда Межпарламентской группы. НДР вернул себе утраченный с выходом из партии Л. Рохлина пост председателя Комитета по обороне, и, наконец, все участники договоренностей, кроме "Яблока", согласились поддержать кандидатуру О.О. Миронова на пост Уполномоченного по правам человека.

-22 мая 1998 года состоялось рейтинговое голосование по 10 кандидатурам. Получивший в рейтинговом туре необходимое большинство в 2/3 О.О. Миронов 22 мая тайным голосованием был назначен на должность уполномоченного и принес присягу.

На весенней сессии Государственной Думы 2003 года была предпринята попытка назначить нового уполномоченного по правам человека вместо О.О. Миронова, срок полномочий которого истек. Однако ни один кандидат не получил требуемого числа голосов.

февраля 2004 года Уполномоченным назначен заместитель председателя партии "Яблоко" Владимир Петрович Лукин, кандидатура которого была предложена Думе президентом Путиным.

Идея учреждения института Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ впервые получила юридическое выражение в п.1 ст.5 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", который устанавливает, что конституцией (уставом) и законом субъекта РФ может учреждаться должность Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ.

По данным газеты "Правда России" за 29 ноября 2000 к этому времени региональные уполномоченные по правам человека были избраны в 8 регионах: Башкирии, Татарии, Астраханской, Волгоградской, Ленинградской, Саратовской, Смоленской и Свердловской областях. В Санкт-Петербурге попытка назначить уполномоченного состоялась в октябре 2000 года, но предложенные кандидатуры недобрали голосов. К октябрю 2001 года институт уполномоченного учрежден в 15 регионах, на встрече с О.О. Мироновым 22 октября присутствовали 10 уполномоченных.

В субъектах Федерации существуют и региональные Уполномоченные, что предусмотрено законодательно в Федеральном конституционном законе "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации". Сегодня насчитывается 67 приемных Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 419; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.178 (0.052 с.)