Институт экономики, управления и права (г. Казань) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Институт экономики, управления и права (г. Казань)



Институт экономики, управления и права (г. Казань)

Набережночелнинский филиал

Экономический факультет

Кафедра «Бухгалтерского учета и аудита»

Учет расчетов по единому социальному налогу

(курсовая работа)

Исполнитель: студент 3 курса                                ________Самерханова Л.Ф.

Научный руководитель: ассистент                              ________Багаев И.В.

 

Набережные Челны – 2005

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА КАК ОБЪЕКТА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА………………………………………….5

1.1. Структура, объекты обложения и ставки ЕСН…………………………….5

1.2. Нормативные документы, регулирующие порядок начислений и уплаты

  по ЕСН……………………………………………………………..................9

1.3. Синтетический и аналитический учет начислений и платежей

по ЕСН………………………………………………………...……………..11

1.4. Суммы и льготы, уменьшающие платежи по ЕСН………………………13

2. РАСЧЕТЫ С ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ НА ПРИМЕРЕ

ООО «АКТИВ»……………………………………………………………………..18

2.1. Учет расчетов с Фондом социального страхования……………………...18

2.2. Учет расчетов с Пенсионным фондом и бюджетом……………………...20

2.3. Учет   расчетов      с     Фондом     обязательного        медицинского

       страхования…………………………………………………………………22 

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ……………………………………………………23

СПИСОК ИСПОЛЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………26

 

ВВЕДЕНИЕ

Целью данной курсовой работы является изучение учета расчетов по единому социальному налогу. Для этого необходимо решить следующие задачи:

а) разобрать элементы налогообложения;

б) установить ставки ЕСН;

в) определить суммы, не подлежащие налогообложению и налоговые льготы;

г) изучить учет расчетов с внебюджетными фондами.

Одно из направлений мобилизации средств, предназначенных для финансирования мероприятий по государственному социальному страхованию, связано с совершенствованием работы по учету и контролю за поступлением страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды.

Идея введения единого социального налога, т.е. объединения всех страховых взносов, возникла еще в 1998 г., когда Госналогслужба России (затем Министерство по налогам и сборам РФ в 2004 г. упразднено и ныне входит в состав Министерства финансов РФ) предложила при сохранении механизма сбора страховых взносов в социальные внебюджетные фонды установить для них единую унифицированную налогооблагаемую базу и передать функции учета и контроля одному ведомству. Однако тогда эти предложения из-за их не совершенства оказались невостребованными, и вопрос остался открытым.

Теперь же, после принятия части второй Налогового кодекса РФ и Федерального закона от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах” с 1 января 2001 года, вступил в силу новый порядок исчисления и уплаты взносов в государственные социальные внебюджетные фонды.

Главой 24  части   второй   Налогового   кодекса РФ   был    введен  единый  

социальный налог (ЕСН).

Единый социальный налог является серьезным новаторством. Этот налог заменил собой действовавшие ранее отчисления в три государственных внебюджетных социальных фонда – Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования. При этом необходимо отметить, что замена отчислений на единый социальный налог не отменила целевого назначения налога. Средства от его сбора будут поступать как в указанные выше фонды, так и частично в федеральный бюджет.

Основное назначение этого налога осталось прежним — обеспечить мобилизацию средств для реализации права граждан России на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Порядок расходования средств, уплачиваемых (зачисляемых) в фонды, а также иные условия, связанные с использование этих средств, устанавливаются законодательством РФ об обязательном социальном страховании.

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в фонды взносов, уплачиваемых в составе ЕСН, согласно ст. 9 Федерального закона № 118-ФЗ осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.

 

УЧЕТА

Начислений и уплаты по ЕСН

К нормативным документам, регулирующим порядок начислений и уплаты ЕСН относятся:

1. Налоговый кодекс РФ. Часть вторая. Глава 24 «Единый социальный налог»;

2. Трудовой кодекс РФ;

3. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах»;

4. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных нормативных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах»;

5. Положение о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением НК РФ от 24 февраля 1993 г. № 4543-1 «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год»;

6. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

7. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;

8. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании   от  несчастных  случаев на   производстве и

профессиональных заболеваний»;

9. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях   в Российской Федерации»;

10. Закон РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании 

граждан в Российской Федерации»;

11. Федеральный закон от 29 мая 2002 г. № 61-ФЗ «О бюджете     Пенсионного    фонда Российской Федерации на 2002 год»;

12. Письмо МНС России от 29 июля 2002 г. № СА-6-05/1106 «Об уплате единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование»;

13. Письмо ФСС России от 12 января 2005 г. № 02-18/07-81 «Об  исчислении пособий по беременности и родам»;

14. Письмо Минфина России от 29 ноября 2004 г. № 09-05-02/1740 «О применении регрессивной шкалы тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование»;

15.  Письмо ФСС РФ от 21 июня 2001 г. № 02-18/05-4479 «Об уплате единого социального налога организациями, в состав которых входят обособленные подразделения».

 

По начислению и уплате ЕСН

Наименование операции

Сумма, руб.

Счет

Дебет Кредит
1 2 3 4
1.Начислены платежи в ФСС 1589 20,23,25,26,44 69-1
2. Уплачены платежи в ФСС 1589 69-1 51
3.Начислены платежи по пенсионному страхованию 2750 20,23,25,26,44 69-2
4. Уплачены платежи по пенсионному страхованию 2750 69-2 51
5. Начислены платежи в ФОМС 500 20,23,25,26,44 69-3
6. Уплачены платежи в ФОМС 500 69-3 51
7. Начислен ЕСН в части, зачисляемой в ФФОМС 235 20,23,25,26,44 69-3-1
8. Начислен ЕСН а части, зачисляемой в ТФОМС 321 20,23,25,26,44 69-3-2
7.Начислены штрафы за несвоевременную уплату налога 700 99 69
8. Начислены больничные 350 69-1 70

 

  1.4. Суммы и льготы, уменьшающие платежи по ЕСН

Суммы, не подлежащие налогообложению, и льготы по единому социальному налогу установлены ст. 238 и 239 главы 24 НК РФ.

В соответствии с пп.1 п.1 ст.238 НК РФ не подлежат налогообложению государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями правительственных органов местного самоуправления, в том числе пособий по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам.   

В соответствии с пп.2 п.1 ст.238 НК РФ не подлежат налогообложению все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья; бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения; оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также выплатой денежных средств взамен этого довольствия; оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно – спортивных организаций для учебно – тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях; увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск; возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников; трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации; выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

В соответствии с пп.3 п.1. ст.238 НК РФ не подлежат налогообложению суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ; членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи.  

В соответствии с пп.4 п.1 ст.238 НК РФ не подлежат налогообложению суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу, налогоплательщиками – финансируемыми из федерального бюджета государственными учреждениями или организациями – в пределах размеров, установленных законодательством РФ.

В соответствии с пп.5 п.1 ст.238 НК РФ не подлежат налогообложению доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и  реализации    сельскохозяйственной   продукции, а

также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и

реализации – в течении пяти лет начиная с года регистрации хозяйства.

В соответствии с пп.6 п.1 ст.238 НК РФ не подлежат налогообложению

доходы, получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла.

В соответствии с пп.7 п.1 ст.238 НК РФ не подлежат налогообложению суммы страховых платежей по обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленным законодательством РФ; суммы платежей налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских

расходов этих застрахованных лиц.

В соответствии с пп.9 п.1 ст.238 НК РФ не подлежит налогообложению стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая налогоплательщиком лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с действующим законодательством, трудовыми договорами или коллективными договорами.

В соответствии с пп.10 п.1 ст.238 НК РФ не подлежат налогообложению суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, а также из средств избирательных фондов кандидатов, зарегистрированных кандидатов на должность Президента РФ, кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты Государственной Думы, кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты законодательного органа государственной власти субъекта РФ.

В соответствии с пп.11 п.1 ст.238 НК РФ не подлежит налогообложению стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работниками, обучающимся, воспитанникам в соответствии с законодательством РФ, а также государственным служащим федеральных органов власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании.

В соответствии с пп.12 п.1 ст.238 НК РФ не подлежит налогообложению 

стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством РФ отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников.  

В соответствии с пп.15 п.1 ст.238 НК РФ не подлежат налогообложению суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3 000 рублей на одно физическое лицо за налоговый период.  

В соответствии с п.3 ст.238 НК РФ в налоговую базу (в части суммы налога, подлежащей уплате в Фонд социального страхования РФ), помимо выплат, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско – правового характера, авторским договорам. (17, С. 8 – 15).

Налоговые льготы

Любая организация, где есть работники инвалиды I,II, III  групп,  может  не

начислять ЕСН на выплаты таким работникам. Но это возможно только при условии, что доход каждого из них за год не превысил 100 000 руб. (подп. 1 п.1 ст.239 НК РФ). При этом не имеет значения, сколько на предприятии работает инвалидов и чем они занимаются.

Однако надо помнить, что в соответствии со статьей 20 ТК РФ инвалиды работниками считаются только в том случае, если с ними заключен трудовой договор. Если же с ними заключен договор гражданско – правового характера или авторский, то вознаграждения инвалидам I, II, III групп от соцналога не освобождаются.

Некоторые организации, где работают инвалиды, могут не уплачивать ЕСН с выплат всем своим работникам. Что это за организации, перечислено в подпункте 2 пункта 1 статьи 239 ТК РФ.

Так, это общественные организации инвалидов и их региональные и

местные отделения. Они могут не начислять налог на выплаты работнику, если за год он получил не больше 100 000 руб. При этом не имеет значения, является инвалидом конкретный сотрудник или нет. Важно, чтобы в организации в целом работало не меньше 80 процентов инвалидов или их законных представителей (один из родителей, усыновителей, опекун, попечитель).

Также льготой по соцналогу пользуются предприятия, чей уставный капитал полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов. Но есть ограничения. Из общего числа сотрудников предприятия не менее 50 процентов должны составлять инвалиды. Более того, доля их зарплаты в фонде оплаты труда не может быть меньше 25 процентов.

Отметим, что в среднесписочную численность работников не включают инвалидов, которые работают по совместительству, по договорам подряда и другим гражданско – правовым договорам.       

Льготой по ЕСН не могут пользоваться предприятия, которые производят или продают подакцизные товары, минеральное сырье, полезные ископаемые, а также товары, указанные в постановлении Правительства РФ от 22 ноября 2000г. № 884.

Если такие товары производились не всегда, то прекратить пользоваться льготой надо с того месяца, в котором предприятие начало их выпускать или продавать. (20, С. 63 – 64).  

 

 

 

Список использованной литературы

I. Нормативно – правовые материалы:

1. Налоговый кодекс РФ. Часть вторая. Глава 24 «Единый социальный налог»;

2. Трудовой кодекс РФ;

3. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах»;

4. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных нормативных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах»;

5. Положение о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением НК РФ от 24 февраля 1993 г. № 4543-1 «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год»;

6. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

7. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;

8. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от  несчастных  случаев на   производстве и

профессиональных заболеваний»;

9. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

10. Закон РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;

11. Федеральный закон от 29 мая 2002 г. № 61-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2002 год»;

12. Письмо МНС России от 29 июля 2002 г. № СА-6-05/1106 «Об уплате единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование»;

13. Письмо ФСС России от 12 января 2005 г. № 02-18/07-81 «Об исчислении пособий по беременности и родам»;

14. Письмо Минфина России от 29 ноября 2004 г. № 09-05-02/1740 «О применении регрессивной шкалы тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование»;

15. Письмо ФСС РФ от 21 июня 2001 г. № 02-18/05-4479 «Об уплате единого социального налога организациями, в состав которых входят обособленные подразделения».

II. Специальная литература:

16. Горина Г.А. ЕСН: методологический аспект исчисления и уплаты// Справочник экономиста – 2005 - № 3 – с.88 – 94.

17. Дальнова В.Н. О пособиях, компенсациях и льготах при исчислении ЕСН// Бухгалтерский учет. Приложение – 2002 - № 23 – с. 8 – 15.

18. Налоговый кодекс РФ. Часть вторая. Глава 24 «Единый социальный налог»;

19. Новый план счетов бухгалтерского учета. – М.: «Издательский дом Герда», 2004. – 160 с.

20. Соломатина Ю.Б. Льготы по ЕСН для организаций, которые используют труд инвалидов// Главбух – 2003 - № 7 – с. 63 – 69.

 

 

 

 

 

  

Институт экономики, управления и права (г. Казань)

Набережночелнинский филиал

Экономический факультет



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.145.114 (0.165 с.)