Центральный банк Российской Федерации как финансовый институт 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Центральный банк Российской Федерации как финансовый институт



Введение

банк кредитный денежный

Современное кредитно-денежное и финансовое хозяйство страны переживает серьезные структурные изменения. Перестраивается кредитная система, возникают новые виды кредитно-финансовых институтов и операций, модифицируется система взаимоотношений центральных банков и финансово-кредитных институтов.

Тема работы является актуальной в связи с тем, что существенные изменения происходят и в функционировании банков: повышается самостоятельность и роль банков в народном хозяйстве; расширяются функции действующих и создаются новые финансово-кредитные институты; изыскиваются пути роста эффективности банковского обслуживания внутрихозяйственных и внешнеэкономических связей; идет поиск оптимального разграничения сфер деятельности и функций специализированных финансово-кредитных и банковских учреждений; разрабатывается новое банковское законодательство в соответствии с задачами современного этапа хозяйственного развития. Во всем этом немаловажную роль играют центральные банки.

На ранних стадиях развития кредитной системы отсутствовало четкое разграничение между центральными и коммерческими банками. Коммерческие банки широко использовали выпуск банкнот как один из источников мобилизации капитала. По мере развития кредитной системы происходил процесс централизации банкнотной эмиссии в немногих крупных коммерческих банках, в результате чего монопольное право выпуска банкнот закрепилось за одним банком, пользовавшийся всеобщим доверием коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения. Первоначально такой банк назывался эмиссионным или национальным, а в дальнейшем - центральным банком, что соответствовало его главенствующему положению, центральный банк служит осью, центром кредитной системы.

С точки зрения собственности на капитал центральные банки подразделяются на:

государственные, капитал которых принадлежит государству (например, ЦБ РФ);

акционерные;

смешанные - акционерные общества, часть капитала которых принадлежит государству.

Независимо от того, принадлежит или нет капитал ЦБ государству, исторически между банком и правительством сложились тесные связи. Правительство заинтересовано с надежности ЦБ в силу особой роли последнего в проведении экономической политики правительства.

Однако тесные связи с государством не означают, что оно может безгранично влиять на политику ЦБ. Независимо от принадлежности капитала ЦБ является юридически самостоятельным. Чаще всего он подотчетен либо законодательному органу, либо специальной банковской комиссии, образованной парламентом. Существенная степень независимости ЦБ является необходимым условием эффективности его деятельности, которая нередко вступает в противоречие с краткосрочными целями правительства. В тоже время независимость ЦБ от правительства имеет относительный характер в том смысле, что экономическая политика не может быть успешной без четкого согласования и тесной увязки ее основных элементов: денежно-кредитной и финансовой политики. В конечном счете любой ЦБ в той или иной степени сочетает черты банка и государственный Центральный банк Российской Федерации - высший орган банковского регулирования и контроля деятельности коммерческих банков и других кредитных учреждений. В процессе взаимоотношений с коммерческими банками ЦБ

РФ стремится к поддержанию устойчивости всей банковской системы и защите интересов населения и кредиторов. Он не вмешивается в оперативную деятельность коммерческих банков. Однако ЦБ РФ определяет порядок создания новых коммерческих банков, контролирует его соблюдение и выдает лицензию на право осуществления банковской деятельности.

Главная задача Центрального банка России заключается в том, чтобы методами кредитно-денежной политики обеспечить нормальное экономическое развитие страны, т.е. соответствие количества денег в обращении потребностям сохранения стабильных цен, росту занятости населения, увеличению количества и повышению качества производства разнообразной продукции, расширению экспортно-импортных операций.

Коммерческие банки являются основными каналами практического осуществления денежно-кредитной политики Центрального банка. ЦБ РФ устанавливает обязательные для коммерческих банков правила проведения и регулирования кредитных операций и денежного обращения.

Центрального Банка РФ и кредитных организаций с точки зрения банковского регулирования и надзора.

В рамках данной целевой установки решаются следующие задачи:

. организация банковского регулирования, надзора и контроля;

. инспектирование кредитных организаций - цели, этапы, виды проверок;

. меры воздействия на кредитные организации;

. порядок регистрации кредитных организаций;

. лицензирование банковской деятельности;

. порядок установления и соблюдения экономических нормативов Банка России;

. проблемы в области банковского регулирования и надзора и пути их устранения.

 


 

Основные направления

 

Можно выделить два основных направления, по которым должно происходить качественное совершенствование банковской сферы и ее деятельности.

Первое - развитие процессов концентрации в банковском деле. Это связано с тем, что банки должны сыграть ключевую роль в финансовом обеспечении подъема экономики, который в свою очередь невозможен без существенного повышения инвестиционной активности. Подобная их роль предопределена реальным состоянием различных финансовых институтов в России. Ни пенсионные и страховые фонды, ни финансовые инвестиционные компании не могут пока иметь достаточно весомого значения в подъеме инвестиционной активности: первые не набрали необходимой финансовой мощи, деятельность вторых затруднена тем, что не развит рынок ценных бумаг, особенно вторичный. Только крупные банки, имеющие традиционные связи с промышленностью, развитую филиальную сеть в различных регионов страны, способны сегодня удовлетворять инвестиционные потребности производственных структур через долгосрочные кредиты.

Учитывая, что в условиях высокой инфляции желание банков сохранить инвестиционную направленность деятельности наталкивается на ее экономическую невыгодность, государство должно подкрепить его соответствующими стимулами. Арсенал их известен: прежде всего это снижение размера резервных требований для таких банков и освобождение от налогообложения доходов банков, получаемых от долгосрочных кредитов. Создание условий для активизации инвестиционной деятельности отвечает государственным интересам России, поэтому общественность вправе ждать здесь от высших органов власти решительных действий.

Второе направление совершенствования банковской деятельности, имеющее перспективный характер, - расширение круга услуг, оказываемых банками их клиентам, то есть диверсификация банковской деятельности в самом широком смысле. Необходимость совершенствования банковской деятельности в этом направлении связана с тем, что в рыночной экономической системе потребности хозяйствующих субъектов в финансовых услугах постоянно развиваются. Безусловно, диверсификация банковской деятельности станет настоятельной потребностью в самом недалеком будущем.

Следует отметить, что уже и сейчас наиболее дальновидные банки готовятся к тому, чтобы необходимость широкой диверсификации банковской деятельности не застала их в врасплох и начинают активно разрабатывать новые банковские продукты. Сравнивая ассортимент банковских услуг, которые сегодня предлагаются клиентам российскими банками, с тем, который характерен для банков в странах с развитой рыночной экономикой, где по разным оценкам клиенты получают от нескольких сотен до нескольких тысяч услуг, можно представить сколь масштабную работу предстоит развертывать банкам по совершенствованию их деятельности по мере становления развитого рынка.

 


 

Заключение

 

В данной работе была рассмотрена сущность Центрального банка как ключевого звена кредитно-финансовой системы, цели и задачи его организации, освещены функции и операции. Также была подробно рассмотрена роль Центрального банка РФ в функционировании экономики страны, в частности, значение его как монопольного эмиссионного центра.

Банк России участвует в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организации составления платежного баланса России, способствует укреплению банковской системы России, при помощи инструментов и методов своей денежно-кредитной политики регулирует и способствует в снижению темпов инфляции и укреплению курса национальной валюты. Роль Центрального Банка в развитии рыночной экономики выражается в денежном авансировании расширенного воспроизводства посредством обеспечения потребностей народного хозяйства в денежных средствах для реализации совокупного общественного продукта и национального дохода страны.

Главными задачами, стоящими перед всеми центральными банками, является поддержание покупательной способности национальной денежной единицы и стабильности кредитно-банковской системы страны.

Центральный банк является проводником государственной валютной политики, направленной на регулирование валютного курса, помогает государству перераспределять денежные потоки между денежно-кредитной и финансовой системами, решая, таким образом, множество задач денежно-кредитного регулирования. Этот уникальный финансовый инструмент привилегирован и является жизненно необходимым для здоровой экономики государства.

Повышенное внимание Банк России уделяет ряду проблем. Одна из них связана с тем, что в последнее время все более важную роль начинают играть специфические риски, связанные с динамикой цен на отдельные финансовые активы и конъюнктурой рынка недвижимости. К высокой концентрации рисков у ряда банков приводит практика кредитования связанных сторон. В связи с этим совершенствование Банком России методов банковского регулирования и надзора идет в направлении развития содержательного (риск-ориентированного) банковского надзора.

Основными целями дальнейшего развития банковского сектора являются:

повышение общеэкономической эффективности осуществляемых банковским сектором функций по аккумулированию денежных средств населения, предприятий и их трансформация в кредиты и инвестиции;

укрепление функциональной роли в экономике, повышение конкурентоспособности российских кредитных организаций на внутреннем рынке по сравнению с зарубежными финансовыми организациями;

дальнейшее укрепление устойчивости банковского сектора, усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков;

предотвращение использования кредитных организаций в недобросовестной коммерческой деятельности и противоправных целях, в первую очередь для легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

развитие конкурентной среды, рыночной дисциплины и транспарантной в деятельности кредитных организаций;

укрепление доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков, в первую очередь населения.

После достижения данных целей, на следующем этапе (2009-2015 гг.) Правительство Российской Федерации и Банк России будут считать приоритетным рассмотрение задачи эффективного позиционирования российского банковского сектора на международных финансовых рынках.

С учетом предполагаемого роста реальных доходов населения, создания необходимых условий для экономического роста, ориентированного на удовлетворение потребностей населения, и развития деловой активности можно спрогнозировать, что существенно увеличатся объемы кредитования населения и малого бизнеса, в том числе ипотеки. Реализация мероприятий по реформированию других сегментов финансового сектора экономики, в том числе пенсионная реформа, реформа системы медицинского страхования и др., также будет способствовать активизации операций финансовых посредников, включая банки, с широким кругом физических и юридических лиц.

Таким образом, в перспективе на федеральном уровне может сложиться структура банковского сектора, в основном представленная ограниченным кругом крупных многофилиальных банков, способных оказывать всем категориям клиентов универсальный комплекс банковских услуг, ведущих банковский бизнес на территории большинства субъектов Российской Федерации, рынках стран «ближнего зарубежья», обеспечивающих банковское обслуживание российских экономических интересов в мировой экономике.

В нашей работе мы описали двухуровневую структуру современных банковских систем. Проанализировав современное состояние банковской системы Российской Федерации, можно сделать вывод, что глобальный финансовый кризис стал серьезным испытанием для российских банков. Опираясь на поддержку государства, они выдержали первый удар рыночной стихии, однако испытание еще продолжается. Причем сегодня необходимо уже думать не только о том, чтобы выйти из кризиса, сохранив свой потенциал, но и о перспективах дальнейшего развития в условиях посткризисного мирового рынка.

Всем ясно, что нынешний кризис рано или поздно, но все же закончится. И было бы весьма разумно начать посткризисную жизнь с обновленным законодательством, отвечающим всем требованиям времени и рынка.

Как следует из недавних публичных выступлений первых лиц государства, связанных с работой над бюджетом страны, предстоит самым серьезным образом модернизировать банковскую систему России. Нужны новые коммерческие банки: современные, способные предоставлять весь спектр банковских услуг, обладающие высокой достаточностью капитала и в полном объеме обеспечивающие проведение необходимых финансовых потоков в экономике страны.

Важно создать условия для появления мощных источников долгосрочных финансовых ресурсов, к которым относятся в первую очередь срочные вклады населения, пенсионные и страховые накопления. Для стимулирования долгосрочных сбережений необходимы положительные процентные ставки, устойчивая банковская система и развитые финансовые рынки.

Разумеется, путь к созданию коммерческого банка новой формации, отвечающего требованиям завтрашнего дня, начинается уже сегодня. И, как показывает практика, он предусматривает выбор оптимальных вариантов при решении стратегических задач бизнеса. Естественно, с учетом складывающейся ситуации.

Кризисные процессы в сегодняшней российской экономики существенно осложняют положение в банковском секторе России. Возможности получения надежной прибыли относительно сокращаются. Финансовые затруднения банковских партнеров и клиентов, кризис неплатежей осложняют положение банков, а наименее устойчивых из них приводят к банкротству. Аферы со средствами населения подрывают доверие к финансовым институтам. Инфляционные всплески, прогнозы роста нестабильности, слабая предсказуемость государственной экономической политики повышают риск не только производственных инвестиций, но и любых долгосрочных процессов.

Крупнейшие банки накапливают определенный потенциал для финансирования проектов в приоритетных отраслях, создания стратегических финансово-промышленных альянсов как «локомотивов» российской экономики. Повысился интерес крупных банков к вложениям в экономически необходимые либо оригинальные и конкурентоспособные на мировом уровне производства.

Важнейшими направлениями развития банковского сектора стали расширение сети филиалов по всей стране, установление связей с банковскими учреждениями ближнего зарубежья, стремление выйти на финансовые рынки Запада. Нарастает динамизм изменений в банковской сфере, что связано с нестабильностью конъюнктуры кредитного рынка, усилением межбанковской конкуренции, расслоением среди банковских учреждений.

Банковское дело затрагивает в конечном счете ожидания, чувства и планы конкретных людей. Банки, стремящиеся выжить в современной конкуренции должен стремиться к тому, чтобы чаяния его клиентов становились реальностью. Реальное же возникает и живет на какой-то основе - духовной, нравственной, материальной. Надежность банка - главная из составляющих той основы, на которой сохраняются и приумножаются средства Акционеров и Клиентов.

 


 

Список литературы

1. Указ Президента РФ №645 от 25.07.13. Администрация Президента РФ (25.07.13). - «Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации». Проверено 25 июля 2013

2. Денежное обращение и банки: Учеб. пособие/ Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Г.В. Толоконцевой. М.: Финансы и статистика, 2009.

.   Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2009-2011 годы)

.   Федеральный закон Российской Федерации о Центральном Банке Российской Федерации (с изм., внесёнными Федеральными законами от 02.03.2007 №24-ФЗ)

.   Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2009-2011 годы)

.   Братко А.Г. Центральный банк в банковской системе России / А.Г. Братко. М.: Спарк, 2001.

.   Братко А.Г. Правовое регулирование Банка России А.Г. Братко // Банковское дело. - 2005.-№1.

.   Банковское дело: учебник /под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. 6-е издание, перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2007

.   Владимирова М.П. Деньги, кредит, банки /М.П. Владимирова, А.И. Козлов. М.: КНОРУС, 2005.

.   Дадолиев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учебное пособие. - М., 2002. - 235 с.

.   Деньги. Кредит. Банки: учебник /под ред. В.В. Иванова. Б.И. Соколова. М.: ТК Велби, Проспект, 2003

.   Ильдеркина, М.С. Финансы и кредит. - Ульяновск, 2005. - 232 с.

.   Конспект лекций по дисциплине «Деньги и кредит» для студентов экономических специальностей вуза всех форм обучения \ Составители: Т.В. Кузнецова, О.А. Киселева - Краматорск: ДГМА. 2003. - 84 с.

.   Курс экономической теории: Учеб. Пособие / Под ред. М.Н. Че-пурина и Е.А. Киселевой. - Киров: АСА, 2004.

.   Нечаев А.А. Антикризисные меры государства: проблемы эффективности и контроля Банковское дело. 2009. №3

.   Шестаков А.В. Банковская система Российской Федерации. Из-дательство: МГИУ, 2006. - 240 с.

.   Семенов С.Н. Экономика России и банки // Финансы и кредит, 2002. №15. С. 14-16.

.   Хорошев С. Ставка рефинансирования как антикризисная и антиинфляционная мера: мнения экспертов // Банковское дело. 2009. №1

.   «Банковское обозрение», №4/6, апрель 2009 г.

.   Стародубцева Е.Б. Основы банковского дела, М., 2006

.   Жуков Е.Ф. Банковское дело, М., 2006

.   Чепурин М.Н. Курс экономической теории: [учебник по экономическим специальностям и направлениям]/под общей ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой; Моск. Гос. Ин-т. Междунар. Отношений МИД РФ. 5-е изд., испр., доп. и перераб. Киров: АСА, 2005 - 831 с.

.   «Банковское обозрение», №4/6, апрель 2009 г.

.   Основы экономическойБюллетень банковской статистики, 2004, №8

Введение

банк кредитный денежный

Современное кредитно-денежное и финансовое хозяйство страны переживает серьезные структурные изменения. Перестраивается кредитная система, возникают новые виды кредитно-финансовых институтов и операций, модифицируется система взаимоотношений центральных банков и финансово-кредитных институтов.

Тема работы является актуальной в связи с тем, что существенные изменения происходят и в функционировании банков: повышается самостоятельность и роль банков в народном хозяйстве; расширяются функции действующих и создаются новые финансово-кредитные институты; изыскиваются пути роста эффективности банковского обслуживания внутрихозяйственных и внешнеэкономических связей; идет поиск оптимального разграничения сфер деятельности и функций специализированных финансово-кредитных и банковских учреждений; разрабатывается новое банковское законодательство в соответствии с задачами современного этапа хозяйственного развития. Во всем этом немаловажную роль играют центральные банки.

На ранних стадиях развития кредитной системы отсутствовало четкое разграничение между центральными и коммерческими банками. Коммерческие банки широко использовали выпуск банкнот как один из источников мобилизации капитала. По мере развития кредитной системы происходил процесс централизации банкнотной эмиссии в немногих крупных коммерческих банках, в результате чего монопольное право выпуска банкнот закрепилось за одним банком, пользовавшийся всеобщим доверием коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения. Первоначально такой банк назывался эмиссионным или национальным, а в дальнейшем - центральным банком, что соответствовало его главенствующему положению, центральный банк служит осью, центром кредитной системы.

С точки зрения собственности на капитал центральные банки подразделяются на:

государственные, капитал которых принадлежит государству (например, ЦБ РФ);

акционерные;

смешанные - акционерные общества, часть капитала которых принадлежит государству.

Независимо от того, принадлежит или нет капитал ЦБ государству, исторически между банком и правительством сложились тесные связи. Правительство заинтересовано с надежности ЦБ в силу особой роли последнего в проведении экономической политики правительства.

Однако тесные связи с государством не означают, что оно может безгранично влиять на политику ЦБ. Независимо от принадлежности капитала ЦБ является юридически самостоятельным. Чаще всего он подотчетен либо законодательному органу, либо специальной банковской комиссии, образованной парламентом. Существенная степень независимости ЦБ является необходимым условием эффективности его деятельности, которая нередко вступает в противоречие с краткосрочными целями правительства. В тоже время независимость ЦБ от правительства имеет относительный характер в том смысле, что экономическая политика не может быть успешной без четкого согласования и тесной увязки ее основных элементов: денежно-кредитной и финансовой политики. В конечном счете любой ЦБ в той или иной степени сочетает черты банка и государственный Центральный банк Российской Федерации - высший орган банковского регулирования и контроля деятельности коммерческих банков и других кредитных учреждений. В процессе взаимоотношений с коммерческими банками ЦБ

РФ стремится к поддержанию устойчивости всей банковской системы и защите интересов населения и кредиторов. Он не вмешивается в оперативную деятельность коммерческих банков. Однако ЦБ РФ определяет порядок создания новых коммерческих банков, контролирует его соблюдение и выдает лицензию на право осуществления банковской деятельности.

Главная задача Центрального банка России заключается в том, чтобы методами кредитно-денежной политики обеспечить нормальное экономическое развитие страны, т.е. соответствие количества денег в обращении потребностям сохранения стабильных цен, росту занятости населения, увеличению количества и повышению качества производства разнообразной продукции, расширению экспортно-импортных операций.

Коммерческие банки являются основными каналами практического осуществления денежно-кредитной политики Центрального банка. ЦБ РФ устанавливает обязательные для коммерческих банков правила проведения и регулирования кредитных операций и денежного обращения.

Центрального Банка РФ и кредитных организаций с точки зрения банковского регулирования и надзора.

В рамках данной целевой установки решаются следующие задачи:

. организация банковского регулирования, надзора и контроля;

. инспектирование кредитных организаций - цели, этапы, виды проверок;

. меры воздействия на кредитные организации;

. порядок регистрации кредитных организаций;

. лицензирование банковской деятельности;

. порядок установления и соблюдения экономических нормативов Банка России;

. проблемы в области банковского регулирования и надзора и пути их устранения.

 


 

Центральный Банк Российской Федерации как финансовый институт



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 1160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.106.241 (0.061 с.)