Меры административного воздействия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Меры административного воздействия




Важным инструментом административного, или прямого, воздействия центрального банка на денежно-кредитную сферу является регулирование уровня процентных ставок, прироста кредитов, объема портфельных инвестиций.
Жесткое административное регулирование процентных ставок по кредитам и депозитам коммерческих банков характерно для развивающихся государств, хотя в отдельные годы данный метод использовался и в промышленно развитых странах. В условиях ограничения верхних пределов процентных ставок возникает избыточный спрос
на кредит, в результате чего процентная политика способствует административному распределению финансовых ресурсов.
Посредством ограничения верхнего уровня процентных ставок прежде всего облегчается доступ к кредитам разным категориям юридических лиц, в том числе мелким и средним компаниям; кроме того, низкие процентные ставки стимулируют инвестиции и способствуют повышению деловой активности.
Прямой контроль за уровнем процентных ставок широко используется на ранних
этапах развития рыночных отношений. Так, этой практике следовал Банк Кореи в 60 -
80-е гг., когда на каждый вид депозитов и кредитов банковских институтов устанавли-
вался максимальный уровень процентных ставок. В конце 1988 г. порядок регулирова-
ния процентных ставок коммерческих банков был либерализован, в частности были де-
регулированы процентные ставки по кредитам и краткосрочным депозитам. В резуль-
тате в настоящее время Банк Кореи устанавливает верхние пределы лишь на ставки по
депозитам сроком более чем на 2 года.
В последнее время наблюдается отход центральных банков от политики лимитиро-
вания верхнего.уровня процентных ставок по кредитам и депозитам банковских инсти-
тутов. Это обусловлено тем, что выгоды от использования данного метода регулирова-
ния имеют место лишь в течение непродолжительного периода времени, а отрицатель-
ные последствия весьма значительны. Невысокие ставки по депозитам коммерческих банков являются причиной размещения свободных финансовых средств не в виде банковских депозитов, а в других формах, например недвижимости, покупки иностранной валюты, товаров, драгоценных металлов, что не позволяет их использовать для финансирования производственных инвестиций. Лимитирование уровня процентных ставок создает одинаковые условия кредитования, что существенно ослабляет конкуренцию
между банками. Кроме того, повышенный спрос на многие виды товаров национального производства и иностранную валюту ускоряет рост цен и ослабляет позиции национальной денежной единицы, нарушает макроэкономическую стабильность.
Административное регулирование процентных ставок, как правило, связано с ме-
роприятиями правительства по ограничению объема предоставляемых банковскими ин-
ститутами кредитов. В целях сдерживания чрезмерной кредитной экспансии цен-
тральные банки прибегают к так называемым кредитным потолкам, то есть определяют
предельную сумму кредитования, и осуществляют контроль за соблюдением установ-
ленных нормативов. Данный инструмент особенно популярен в развивающихся стра-
нах, а в 70-е гг. активно использовался и промышленно развитыми государствами: Банк
Италии в этот период установил лимиты на годовой прирост кредитов коммерческих
банков в размере 5%; в Южной Корее во время войны в 50-е гг., а также в 1977-1981 гг.
в целях сдерживания чрезмерной кредитной экспансии кредитные потолки устанавли-
вались персонально для каждого кредитного института.
Использование прямых лимитов на банковское кредитование или ограничений
темпов его прироста вынуждает коммерческие банки держать определенную часть де-
позитов в виде неработающих резервов. Достижение лимита означает, что данное сред-
ство регулирования ограничивает прирост денежной массы в такой степени, как это
может быть достигнуто при 100-процентной норме резервных требований.
При введении или ужесточении кредитных ограничений на организованных фи-
нансовых рынках (фондовых биржах) наблюдается тенденция переориентации заемщи-
ков на неформальные денежные рынки в целях удовлетворения своих потребностей в
ссудах. В связи с этим использование лимитов банковского кредитования обычно со-
провождается повышением уровня процентных ставок на этих неорганизованных рын-
ках. Другим негативным последствием применения данного метода регулирования яв-
ляется необходимость введения жестких ограничений в области движения капиталов. В
противном случае по мере приближения к лимиту банки во все больших масштабах
«экспортируют» привлекаемые ресурсы за рубеж, размещая депозиты в иностранных
банках или предоставляя кредиты зарубежным заемщикам.
Важное место в регулировании направления кредитов занимает селективная кре-
дитная политика, активно используемая в развивающихся странах. В некоторых из
них от 20 до 80% объема банковских кредитов направляется на финансирование опре-
деленных отраслей экономики. Например, в Пакистане в отдельные годы до 70% новых
кредитов национальных банков предоставлялось в соответствии с целевыми установ-
ками. До недавнего времени в Индии коммерческие банки должны были направлять
около половины своих активов на резервные счета или вкладывать в правительствен-
ные облигации, а 40% - в кредиты, направляемые на развитие приоритетных отраслей
национальной экономики. В начале 70-х гг. в государствах «третьего мира» получили
распространение программы поддержки мелких фермеров, в рамках которых были раз-
работаны специальные механизмы переучета векселей сельскохозяйственных компа-
ний в центральных банках.
В комплекс основных механизмов селективной кредитной политики входят:
? установление количественных параметров на кредиты, направляемые в приоритет-
ные отрасли;
? создание специальных кредитно-финансовых учреждений, осуществляющих креди-
тование приоритетных отраслей по более низким процентным ставкам и пользую-
щихся льготами при переучете векселей в центральном банке;
? распространение различного рода льгот на банковские институты, кредитующие
преимущественно приоритетные сферы экономики.
Страны «третьего мира» прибегали к селективной кредитной политике прежде все-
го в связи со слабым развитием финансовых рынков, которые не способны обеспечить
достаточно эффективное распределение денежных средств и экономическое развитие в
целом. Оценивая результаты использования этой политики, следует отметить, что, с
одной стороны, она способствовала существенному изменению кредитных потоков - в
частности, наблюдалось расширение кредитования мелких предприятий, жилищного
строительства, экспортных отраслей промышленности, создание базы рискового фи-
нансирования. С другой стороны, отмечались и негативные моменты, препятствовав-
шие нормальному функционированию кредитно-финансовой системы:
льготные процентные ставки по кредитам, предоставляемым приоритетным отрас-
лям, обусловливали необходимость их субсидирования за счет кредитов международ-
ных кредитно-финансовых организаций, бюджетных средств и других источников, что
неизбежно порождало новые проблемы в кредитно-финансовой сфере. Кроме того, пе-
риодически возникал избыточный спрос на дешевые кредиты, которые в условиях от-
рицательных процентных ставок приобрели характер безвозмездных ссуд. Значитель-
ный приток в экономику кредитных ресурсов приводил к быстрому росту объема де-
нежной массы в обращении, спроса на реальные активы и иностранную валюту, давле-
нию на официальные валютные резервы.
Одной из мер административного воздействия на денежно-кредитную сферу явля-
ются портфельные ограничения, обязывающие коммерческие банки инвестировать
часть их ресурсов в государственные ценные бумаги. Так, в 1973 г. в соответствии с
директивами Банка Италии коммерческие банки инвестировали 5% объема совокупных
депозитов по состоянию на конец 1972 г. в ценные бумаги с фиксированными дохода-
ми. В 1974 г. норма обязательного инвестирования была повышена до 12%, а в 1978 г.
снижена до 6,5% объема прироста ресурсов.
Опыт зарубежных стран свидетельствует, что административные меры денежно-
кредитного регулирования сыграли определенную положительную роль в условиях от-
сутствия высокоразвитых финансовых рынков. Однако они не привели к существенно-
му снижению уровня инфляции. С другой стороны, развитие финансовых рынков, соз-
дание новых финансовых инструментов в значительной степени ослабили действен-
ность средств административного регулирования. В связи с этим центральные банки
стали постепенно отказываться от применения этих средств и в 80-е гг. постепенно пе-
решли на использование преимущественно рыночных инструментов.

 

- регулирование официальной учетной ставки;[7]

- проведение операций с ценными бумагами и иностранной валютой.

Определение приоритетности инструментов денежно-кредитной политики зависит от тех целей, которые решает ЦБ на том или ином этапе развития страны.

 

.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.23.123 (0.007 с.)