Анализ потребительских предпочтений сахара-песка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ потребительских предпочтений сахара-песка



 

Начнем с розничной фасовки сахара, т.е. с упаковки весом до 1 килограмма. В России розничной фасовкой занимаются только 7 заводов — менее 10% от общего количества игроков. В их числе один из самых старых брендов — “Русский сахар” Никифоровского завода, а также “Услад” Добринского и Каменского (компания “Сюкден”) заводов. Относительно недавно была запущена фасовка на Товарковском (компания “Продимекс”) и Чернянском (компания “Кристалл-Бел”) заводах. Также прессованный рафинад выпускает Тульский рафинадный (РСТПК) и Волоконовский (компания “Русагро”) заводы. Кроме того, это предприятие работает по программе private label, выпуская продукцию под собственными торговыми марками розничных сетей. Направлением private label достаточно активно занимаются и заводы компании “Сюкден”.

Мелкооптовую упаковку весом около 10 кг имеют возможность производить не более 35 заводов — их производства оснащены соответствующими дозаторами. Но реально сахар в мелкооптовой упаковке изготавливают еще меньшее количество предприятий, причем подобное производство чаще всего имеет определенную сезонность, наращивая выпуск в летний период. Что касается пятикилограммовых упаковок, то, по данным Института конъюнктуры аграрного рынка, в Российской Федерации их изготавливает всего один завод — Кореновский (компания “Продимекс”). Аналогичная ситуация сложилась и с формированием сборных вагонов и контейнеров из мешков с сахаром весом 50, 25, 10 и 5 кг. В этой нише работают единицы.

Крупная упаковка для промышленных потребителей. Лишь два завода в стране фасуют сахар-песок в биг-бэги, т.е. в упаковки весом порядка 1 тонны. Это Лискинский (компания “Мен”), Добринский, Тбилисский (компания “Сюкден”) заводы. Естественно, что рынок быстро отреагировал на существующий вакуум. И последнее время розничной фасовкой (от 0,4 до 10 кг), а заодно и разработкой чисто маркетинговых стратегий — созданием сахарных брендов — довольно успешно занимаются компании в регионах потребления сахара. Причем речь идет не только о московских, но и многочисленных региональных оптовиках и производителях прессованного сахара. Услуга эта настолько востребована отраслью, что зачастую даже очень крупные компании федерального значения размещают заказы на фасовку и прессование у подобных, совсем некрупных производителей.

Есть и еще одна характерная для отечественного рынка особенность: ни один крупный российский завод не производит сахар для активно растущего в последние годы сегмента общественного питания — HoReCa! Имеется в виду фасовка сахара в упаковки от 2 г. А также сахар для пассажирских перевозчиков (железнодорожных и авиационных компаний).

Похожая картина складывается и со снабжением предприятий пищевой отрасли. Сегодня в России не осталось ни одного завода, поставляющего сахар в жидком виде. Работавший в этой нише Мантулинский завод был демонтирован в 2005 году.

Что касается рафинированного сахара-песка (ГОСТ 22-94), то фактически этот вид продукции производят лишь три предприятия: Лискинский, Добринский, Тбилисский и Волоконовский заводы. Вырабатывавшие ранее сахар-песок еще четыре завода последние годы эту нишу покинули. А сахар-песок в бестарном виде поставляет потребителям опять же лишь Добринка и Лиски.

На заводах палетирование сахара в мешках также осуществляют лишь Лискинский, Добринский и Каменский заводы. В то же время в последние годы ряд традиционных поставщиков пищевой промышленности и розничных сетей палетируют и фасуют сахар у своих региональных дилеров.

Таким образом, лишь 10 (12%) из 80 работающих заводов при продажах сахара ориентируются на конечного потребителя и работают над качеством, упаковкой, ассортиментом своей продукции и заботятся о предоставляемом сервисе. Подавляющее же число сахарных компаний и заводов сотрудничает в основном с оптовыми посредниками и самостоятельно производят лишь стандартный вид продукции — сахар-песок в мешках по 50 кг (в редких случаях весом по 25 кг).

В мире основным показателем качества белого сахара являются единицы цветности или оптической плотности (единицы ICUMSA). Чем ниже величина цветности, тем более чистым и белым считается сахар. Обычный белый сахар в странах ЕС производится с показателем 45 ICUMSA, рафинированный 22,5 ICUMSA, в Бразилии 100 и 150 ICUMSA. В России и странах СНГ требования качества к сахару-песку регламентирует ГОСТ 21-94, а к сахару-рафинаду ГОСТ 22-94. Причем ГОСТ 21-94 на белый сахар регламентирует цветность в 104 ICUMSA, а ГОСТ 22-94 на рафинированный сахар цветность не регламентирует вовсе.

Следует отметить существование внутрифирменных стандартов качества сахара у многих крупных потребителей, в основном это касается отраслевых производителей-гигантов, работающих на мировом продовольственном рынке. Кроме цветности они могут оговаривать более жесткие, чем есть в российских стандартах, показатели содержания золы, редуцирующих веществ, влажности, микроорганизмов, грибов, бактерий, тяжелых металлов и мышьяка. Некоторые российские заводы уже освоили производство подобного улучшенного сахара.

Можно было бы учесть в новых стандартах на сахар, особые требования для свекловичного, сырцового, коричневого, сахара для производства шоколада и напитков и прочих видов кондитерских изделий. Например, в свекловичном сахаре существенно ниже содержание крахмалов и солей кальция, а также ниже мутность раствора, что нужно учитывать при разработке специального стандарта на российский свекловичный сахар. Целесообразно также приблизить требования качества к уровню европейских стандартов.

Существует острая потребность в разработке новых, более жестких стандартов на все виды продукции сахарной промышленности: сахар-песок, сахар-рафинад, меласса, гранулированный жом, сахар-сырец и другие продукты. Об этом говорит существование многочисленных “особых” требований промышленных потребителей к показателям качества продуктов, отличных от действующих ГОСТов, и наличие так называемых “стоп-листов” на продукцию определенных сахарных заводов практически у каждого крупного потребителя. Кроме сахара, более жесткие, чем в отраслевых стандартах, требования по мелассе имеют производители дрожжей. Определенные подвижки в этом направлении уже происходят: в 2005 г. были приняты новые стандарты на сахар-сырец и мелассу.

Принятие новых стандартов на все продукты сахарной индустрии позволило бы сместить вектор конкуренции с ценового поля на качественное, что очень важно для стабильного развития отрасли в целом.

В ближайшие годы перед сахарными компаниями и заводами стоит задача начать ориентироваться на потребителя с учетом существующих тенденций на российском рынке. А именно:

- в условиях снижения прямого потребления сахара населением (особенно приобретения сахара мешками по 50 кг);

- с учетом роста влияния розничных сетей на взаимоотношения между всеми игроками рынка;

- с увеличением потребления сахара пищевой промышленностью и HoReCa;

- с открытием рынков в связи с предстоящим вступлением России в ВТО.

Одной из серьезных проблем при этом, на мой взгляд, является именно производственная, а не маркетинговая ориентация в работе большинства сахарных компаний отрасли. При нынешних тенденциях отрасли в ближайшие годы будет непросто превратиться из примитивно-сырьевой в цивилизованную индустрию товаров массового потребления (FMCG) и, продвигая сахар на рынке в условиях жесткой конкуренции, предложить что-то еще, кроме банального демпинга.

Еще один немаловажный фактор — увеличение экспортных возможностей российской сахарной отрасли.

Принятие более жестких стандартов позволят российскому сахару на внутреннем рынке частично вытеснить продукцию из стран СНГ, т.к. сахар, производимый на многих заводах Содружества (особенно Молдовы, Казахстана, Киргизии и Украины), зачастую не соответствует всем параметрам даже ГОСТ 21-94.


Заключение

 

Пищевые продукты должны соответствовать требованиям, установленным нормативной и технической документации, а также гигиеническим требованиям к пищевой ценности и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья.

Качество и безопасность пищевых продуктов, материалов и изделий обеспечиваются посредством:

- применения мер государственного регулирования в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий;

- проведения гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, организационных, агрохимических, ветеринарных, технологических, инженерно-технических, санитарно-противоэпидемических и фитосанитарных мероприятий по выполнению требований нормативных документов к пищевым продуктам, материалам и изделиям, условиям их изготовления, хранения, перевозок и реализации;

- проведения производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, условиями их изготовлений, хранения, перевозок и реализации, внедрением систем управления качеством пищевых продуктов, материалов и изделий;

- применения мер по пресечению нарушений Федерального закона, в том числе требований нормативных документов, а также мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности к лицам, виновным в совершении указанных нарушений.

Проведенное исследование показало следующее.

На основании проведенного исследования органолептических показателей было выявлено, что полностью соответствует ГОСТу только образец №1 «Русский сахар». Образцы №2 «Услад» и №3 «Кристалл-Бел» не соответствует по различным параметрам. Образец №2 не соответствует по параметру: цвет, так как имеет не белый, а ярко выраженный желтоватый оттенок.

 

Размещено на



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.214.123 (0.013 с.)