Витию бизнеса. В этом случае творческий процесс будет идти без участия коллег и подключения фасилитатора. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Витию бизнеса. В этом случае творческий процесс будет идти без участия коллег и подключения фасилитатора.



 

 

Факторы, определяющие успех сессии организационного развития. Основные рекомендации, которые можно дать фасилитатору

 

1. Сформируйте понимание стратегических решений на всех уровнях компании, начи-ная с топ-менеджера и заканчивая рядовым сотрудником. После того как высшие руково-дители в ходе сессии сформулируют стратегию развития компании в неких абстрактных по-нятиях, очень важно провести аналогичнуюсессию с линейными руководителями, для того


С е с с и я о р г а н и з а ц и о н н о г о р а з в и т и я...

 

 

чтобы развернуть абстракцию до уровня кон-кретики. В этом случае линейные руководите-[  41  ]ли оказываются полноправными соавторами принимаемой стратегии, а результатом сессии становится программа конкретных действий, детализированная измеримыми показателями, сроками и ответственными исполнителями.

 

 

2. Включите первое лицо компании как в процесс

 

разработки сценария, так и в состав непо-средственных участников сессии. Первое лицокомпании включается в состав участников сессии организационного развития и во время подготов-ки, и на этапе ее непосредственного проведения. В первом случае фасилитатору предстоит выяснить, какой практический смысл высший руководитель видит в проведении сессии и какой именно резуль-тат желает от нее получить. Уже сам факт присут-ствия на сессии первого лица компании повышает статус мероприятия в целом. А это, в свою очередь, дает понять остальным участникам, что решения, которые предстоит принять по окончании сессии, априори будут обладать практической ценностью и получат шанс увидеть свет. И напротив, если в глазах главы компании сессия организационно-го развития представляет собой лишь очередное формальное совещание, даже самые талантливые и креативные решения будут иметь весьма иллю-зорную возможность практической реализации.


Гл а в а 1

 

 

3. Сфокусируйте внимание всех без исключе- [  4 2  ] ния участников на основной цели сессии.

 

По завершении каждого из этапов сессии фаси-литатору необходимо давать участникам обрат-ную связь, показывая, насколько эффективно,

 

с его точки зрения, группа работает для дости-жения запланированного результата.

 

4. Стимулируйте эмоциональное вовлечение участников в процесс сессии. Фасилитаторупредстоит создать условия, в которых участни-ки станут открыто и искренне выражать свое

 

эмоциональное отношение к принимаемым ре-шениям. Действительно, в случае, когда у непо-средственного исполнителя отсутствует эмоцио­ нальное согласие с тем или иным групповым решением, он, скорее всего, станет неосознанно препятствовать его практической реализации, и, напротив, на основе эмоционального согласия

 

с решением у участника появляется «прочувство-ванная» готовность следовать ему на практике.

 

Вместе с тем случаи открытого эмоционально-го несогласия с принимаемым решением свиде-тельствуют о том, что поставленная задача дале-ко небезразлична человеку. Подобное несогласие следует воспринимать как источник энергии, ко-торую фасилитатору предстоит направить в кон-структивное русло: нужно предоставить участ-никам, придерживающимся противоположных


С е с с и я о р г а н и з а ц и о н н о г о р а з в и т и я...

 

 

взглядов, максимально комфортную возмож-ность предлагать альтернативные решения зада- [  43  ] чи. В этом случае весьма велика вероятность, что какое-либо из таких решений окажется гораздо эффективнее ранее сформированного*.

 

5. Стимулируйте максимальную творческую активность участников. Для этого вы можетевоспользоваться предлагаемыми ниже способами.

 

—— Введите общий сюжетный контекст, красной нитью проходящий через все этапы сессии и ло-гически связывающий их между собой. Таким контекстом, например, могут выступать конкрет-ные сюжетные условия деловой игры и исходное распределение ролей между участниками.

 

—— Четко и доступно объясните участникам цели каждого из промежуточных этапов группо-вой работы, продемонстрируйте их органиче-скую связь с конечной целью сессии в целом и задайте жесткие временны`е рамки для каж-дого из промежуточных обсуждений.

 

—— Чередуйте формы групповой активности вну-три этапов: в среднем раз в 10 минут рекомен-дуется менять одну форму на другую. Вот как, к примеру, может быть организован 20-ми-нутный отрезок рабочего времени на сессии:

* Технологии перевода эмоционального несогласия в конструктивное русло будут более подробно рассмотрены нами в главе 3 (см. методы «Социометрия центра» и «Ручной барометр»).


Гл а в а 1

 

 

ü в течение первых 10 минут команда про-[  4 4  ] водит мозговой штурм;

 

ü в течение следующих семи минут — пре-зентует полученный результат;

ü последние три минуты она отвечает на во-

просы другой команды.

 

—— Сочетайте рабочие блоки сессии с так называ-емыми разминочными упражнениями (под-робнее данный аспект будет рассмотрен нами в главе 3 — см. раздел «Творческие разминки»).

 

—— Через каждые полтора-два часа групповой рабо-ты делайте обязательный перерыв на 10–15 ми-нут, но не более, чтобы группа не теряла энер-гетический тонус. Исключение составляет обеденный перерыв в середине дня, он дол-жен иметь продолжительность 45–60 минут.

 

6. Дайте участникам возможность посмотреть на задачу с различных точек зрения. По-ставьте участников сессии на место их клиента, партнера или конкурента. Подобные смены ро-лей позволяют значительно расширить область поиска решений, а еще сделать таковые болееэффективными в практическом плане.

 

7. Инициируйте создание эффективной си-стемы исполнения принятых решений.

 

Организационные изменения на основе сес-сии будут происходить лишь тогда, когда сам ее


С е с с и я о р г а н и з а ц и о н н о г о р а з в и т и я...

 

сценарий предполагает выработку программы

исполнения принятых решений.                                                  [  4 5  ]

 

Так называемая система исполнения может быть

реализована в виде четырех мини-сессий, следующих

за первой (базовой) сессией организационного раз-

вития с интервалами в три месяца. На этих мероприя-

тиях отслеживается динамика реализации стратегии,

принятой изначально. Как показывает практика, при

отсутствии подобных мини-сессий команде весьма

сложно придерживаться стратегического решения

на фоне ежедневной рутины.

 

 

Руководители также должны быть готовы и к тому, что эф-фект от предложенных по итогам сессии организационных изменений проявится далеко не сразу. В качестве аналогии давайте представим водопроводный кран, к которому при-соединен длинный резиновый шланг. Если повернуть кран, вода потечет из шланга не сразу. Даже если значительно увеличить напор, мы не получим мгновенного результа-та. У нас может сложиться впечатление, что манипуляции с вентилем не дают ни малейшей отдачи, однако сомнения исчезнут, как только из шланга хлынет поток воды. Анало-гичная реакция на происходящее может быть и у менедже-ров на первом этапе запуска организационных изменений, когда тратятся значительные материальные и человече-ские ресурсы, но отдача со стороны самой организацион-ной системы наблюдается минимальная.


Гл а в а 1

 

 

Сам процесс фасилитации изначально сталкивает-[  4 6  ] ся с множеством препятствий, не позволяющих груп-

 

повому потенциалу раскрыться в полной мере. Выделенные Бункером и Албаном дилеммы фаси-

 

литации *мы дополнили возможными ответнымиконструктивными действиями со стороны фасили­ татора.

 

Дилемма Решение
(«Кто виноват?») («Что делать и с чего
  начать?»)
   
Дилемма голоса — вероят- Фасилитатор вводит
ность того, что ценный опыт и поддерживает прави-
кого-либо из участников ло открытости: каждый
сессии может быть не ус- присутствующий свобод-
лышан. Кто-то из участников но, без каких-либо опасений
из-за вполне естественного высказывает свое мнение
предположения, что его иг- по обсуждаемым вопросам.
норируют, повторяет одну Фасилитатор обеспечивает
и ту же мысль раз за разом, фиксацию каждого мнения,
перебивая коллег озвученного участника-
  ми. Мнения фиксируются
  на большом листе крупны-
  ми печатными буквами так,
  чтобы каждый участник мог
  видеть их в ходе дискуссии
   

 

 

* Bunker B. B., Alban B. T. Large Group Interventions: Engaging the Whole System for Rapid Change. San Francisco: Jossey-Bass, 1997.


С е с с и я о р г а н и з а ц и о н н о г о р а з в и т и я...

 

 

Дилемма структуры. Если Фасилитатор чередует струк-

[  47  ]

 

групповая работа структу-

турированные и малострук-

 
   
рируется фасилитатором турированные форматы    
в минимальной степени, то групповой работы: четкие    
участникам группы процесс инструкции в начале каж-    
кажется хаотичным и вы- дого из этапов сочетаются    
шедшим из-под контроля. с полной свободой действий    
Если же групповая работа группы в процессе работы    
структурирована сверх по выполнению задания    
меры, участники ощущают      
некоторую искусственность      
формата, и у них невольно      
возникает опасение по пово-      
ду манипуляции и контроля      
над их поведением со стороны      
фасилитатора      
       
Дилемма эгоцентризма. Фасилитатор вводит и под-    
Члены группы склонны держивает следующие пра-    
воспринимать свою точку вила групповой работы.    
зрения как единственно «Говорим по одному»: право    
правильную и поэтому мо- голоса предоставляется тому,    
гут не уделять должного кто поднял руку, причем в по-    
внимания альтернативным рядке очереди, никоим обра-    
мнениям. В конечном счете зом не зависящей от реаль-    
эгоцентризм участников ного должностного статуса    
снижает качество групповых участника. Когда кто-то гово-    
решений рит, все остальные слушают.    
  Правило лаконичности: здесь    
  вполне возможен так называе-    
  мый режим хокку — при необ-    
  ходимости следует ограничить    
  продолжительность выска-    
  зываний до минуты и жестко    
  контролировать регламент,    
  используя секундомер.    
       

 

Гл а в а 1

     
[  4 8  ]   Кроме того, фасилитатор остав-
    ляет за собой право по своему
    усмотрению прервать чей-ли-
    бо монолог и передать слово
    другому. Участники не имеют
    права повторять мысли, уже
    высказанные коллегами. До-
    кладчики, презентующие ре-
    зультаты работы своей группы
    на очередном этапе сессии, го-
    ворят только об итогах обсуж-
    дения, а не воспроизводят весь
    ход общения участников.
    Правило конструктивности
    критики: обсуждается лишь
    сам метод решения, но ни
    в коем случае не личность его
    автора; высказав критическое
    замечание, оппонент обяза-
    тельно озвучивает следом
    собственный вариант реше-
    ния, что существенно снижает
    риск перехода дискуссии
    в плоскость межличностного
    конфликта.
    «„Я“ не равно „мы“», исполь-
    зование так называемых
    «я-высказываний»: следует
    исключить выражения типа
    «все так считают», «как прави-
    ло, все», «существует распро-
    страненное мнение», «общая
    точка зрения» и т. п.; лучше
    использовать фразы вроде «по
    моему мнению», «я предпола-
    гаю», «на мой взгляд» и т. п.
     

С е с с и я о р г а н и з а ц и о н н о г о р а з в и т и я...

 

 

Дилемма целесообразности*. Фасилитатор вводит и под-

[  4 9  ]

 

Даже при успешном ре-

держивает следующие пра-

 
   
шении изложенных выше вила групповой работы.    
дилемм группа тем не менее «Обсуждаем только то, что    
может не достичь цели сес- непосредственно относит-    
сии, так как: ся к целям и задачам сес-    
• не отслеживает продви- сии»: все вопросы, прямо    
жения к данным целям не относящиеся к повестке    
по ходу встречи; встречи, фасилитатор запи-    
• фокусируется на про- сывает на отдельный лист    
шлом вместо планирова- под названием «Парковка    
ния будущего; вопросов». Рядом с каждым    
• обсуждает то, на что «припаркованным» вопро-    
не в состоянии повлиять; сом группа фиксирует ответ-    
• уделяет большее внима- ственных за решение данно-    
ние потребностям ло- го вопроса и срок.    
кальных подразделений, «После каждого этапа груп-    
нежели потребностям повой работы фиксируем    
всей компании полученный результат и его    
  связь с целью сессии»: удоб-    
  нее всего иметь заранее    
  подготовленный список    
  планируемых результатов    
  и возвращаться к нему после    
  каждого крупного блока ра-    
  боты.    
  «Ищем возможности    

в будущем, а не причины

 

в прошлом»: вместо поиска причин проблемы участники говорят о том, что они хотят видеть вместо нее в будущем.

 

 

* Дилемма целесообразности была выделена нами на основе практического опыта проведения сессий ораганизационного развития.


Гл а в а 1

 

 

[  5 0  ]

  «Обсуждаем только то,  
 

на что мы способны повли-

 
     
    ять»: участники фокусируют  
    внимание на зоне своего  
    непосредственного контро-  
    ля и ищут возможности ее  
    расширения.  
    «В принятии решений исхо-  
    дим из потребностей и цен-  
    ностей компании в целом,  
    а не ее отдельных частей»  
       

 

Пошаговый сценарий подготовки к сессии организационного развития

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.0.157 (0.036 с.)