Критика концепции Государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденной указом президента от 15 июня 1996 года. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критика концепции Государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденной указом президента от 15 июня 1996 года.



В Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденной указом Президента от 15 июня 1996 года, правильно отмечается, что «национальный вопрос не может занимать второстепенное место». На сегодняшний день, вышеназванная Концепция является единственным государственным документом (не имеющим юридической силы), в котором говорится о русских и русском народе как о некоем субъекте.

На официальный депутатский запрос Правовое Управление Госдумы дало ответ о том, что ни в одном из правовых актов СССР, РСФСР, Российской Федерации не содержится понятий: русские, русский народ. Имеется только ряд Постановлений Правительства СССР об образовании ряда проедприятий с названиями "Русский мех", "Русский сувенир", "Русская водка" и т.п. "национальными" названиями...  

Если уж говорить о национальной политике, то для начала следовало бы дать определение термина "нация", ибо трудно проводить политику, не определив объект, на который она направлена. Нам до сих пор приходится пользоваться, за неимением лучшего, определением, данным И.В.Сталиным еще в 1913 году. Между тем определение Сталина не учитывает ряд важнейших критериев и, безусловно, нуждается в совершенствовании.

Пока это не сделано, мы будем оставаться жертвами путаницы. Не избежали этой участи и составители Концепции, которые объявили Россию "одним из крупнейших в мире многонациональных государств, где проживает более ста народов". Подобный подход практически ставит на одну доску русских, составляющих более 80 процентов населения нашей страны, и каких-нибудь юкагиров, которых в России всего лишь человек пятьсот. А все оттого, что слово "народ" употребляется в слишком широком смысле, без уточнения, идет ли речь о народе-нации или о народе-этносе. Основное же различие между ними заключается в том, что этнос лишь тогда можно назвать нацией, когда он отвечает перечисленным выше критериям. И нынешняя Россия является по всем международным стандартам мононациональным государством не только потому, что русских в ней более 80 процентов, но и потому, что только русские представляют собой нацию в указанном выше смысле. И Концепция тоже признает, что именно русский народ " является опорой российской государственности" и играет "объединяющую роль на территории России", но все эти достойные похвалы признания тут же перечеркиваются совершенно абсурдным утверждением, будто "историческую роль в формировании российской государственности" сыграло и "преобладающее большинство" народов нашей страны. Но "преобладающее большинство" среди пресловутых "ста народов", живущих в России, это небольшие этносы, никакой "исторической роли" не сыгравшие. Н.Я.Данилевский совершенно справедливо писал о племенах, "которые не жили самостоятельной исторической жизнью", что они "предназначены к тому, чтобы сливаться постепенно и нечувствительно с той исторической народностью, среди которой они рассеяны, ассимилироваться ею и служить к увеличению разнообразия ее исторических проявлений. Эти племена имеют, без сомнения, право на ту же степень личной, гражданской и общественной свободы, как господствующая историческая народность, но не на политическую самостоятельность" (Н.Я. Данилевский, Россия и Европа).

Последнее положение, касающееся в равной степени личной, гражданской и общественной свободы, следует особо подчеркнуть, чтобы не создалось ложное впечатление, будто русские претендуют на какой-то особый привилегированный статус по сравнению с другими народами, населяющими Россию. Речь идет лишь о том, чтобы выбить лжетеоретические обоснования из-под сепаратистских притязаний и тем самым защитить территориальную целостность России.

Все время прослеживается стремление подменить русских безлико-официальными "россиянами", как раньше их пытались растворить в "советском народе". Так и в Концепции предлагается культивировать чувство "российского" патриотизма и даже упоминаются какие-то фантастические "этнические россияне", что можно считать верхом бессмыслицы, потому что "российского этноса" нет в природе.

В рассматриваемой Концепции "традиции российской государственности" ничтоже сумняшеся употребляют в одном контексте с "принципами федерализма". Мало того, предлагается формировать Федерацию, которая "отвечала бы историческому опыту России". Но в том-то и дело, что Федерация для нас - совершенно новый тип государственности, никаких подобных традиций в России нет, если не считать период феодальной раздробленности. Для России всегда был характерен именно унитаризм. В Концепции сделан правильный вывод, что курс на унификацию в советский период "заложил основу нынешних противоречий", и осуждаются как сепаратистские, так и унитаристские тенденции, порождающие межнациональную напряженность. Это попытка найти золотую середину между крайностями. Точно так же Компартия когда-то боролась против так называемого великорусского шовинизма, с одной стороны, и местного национализма - с другой. Но мы помним, как демагогический лозунг "сильный центр - сильные республики" кончился слабостью и крахом центра. Потерпит крах и Федерация, если она будет сохранять свой нынешний "асимметричный" характер. В Концепции дважды говорится о равноправии всех субъектов Российской Федерации, но всем хорошо известно, что одни из них "более равны, чем другие", что некоторые субъекты пользуются неоправданными льготами лишь по той причине, что они "национальные", хотя в льготах скорее нуждаются упомянутые в Концепции "депрессивные районы" вроде Центральной России. Концепция отвергает идею "губернизации" республик, но эта идея порочна лишь в том случае, если реализовать ее каким-то однократным актом. В Концепции же Государственной Думе предлагается принять закон о порядке изменения конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации, то есть допускается возможность такого изменения. В этом законе следовало бы перечислить основания для изменения статуса. Причиной могло бы стать, например, несоответствие национальной вывески субъекта реальному составу населения, как, скажем, в Ханты-Мансийском национальном округе, где ханты и манси вместе составляют всего 3 процента, в Еврейской АО, где 5 процентов евреев, или в Республике Карелия, где 11 процентов карелов. Другим поводом может стать осуждаемое Концепцией "проявление этнократических устремлений", дискриминация и нарушение конституционных прав граждан по национальному признаку. Тревожные сообщения о таких нарушениях поступают из Татарстана, Башкирии, Якутии и других республик. Государство, ограничивая свободу отдельных лиц, нарушающих его законы, должно иметь право ограничивать путем изменения статуса и свободу субъектов, в которых допускается дискриминация по национальному признаку. Политика же заискивания перед местными этнократиями и уступок им может, наоборот, привести к распаду России, как по той же причине распался СССР.

В Концепции очень невнятно говорится о проблемах "разделенных народов" без четкого указания на то, что сегодня в положении разделенного оказался в первую очередь именно русский народ.

Историческая справедливость требует, чтобы право русского народа на воссоединение было официально признано и провозглашено главной национальной целью. Это будет лучшей помощью нашим соотечественникам, которые превратились в дискриминируемое меньшинство во многих странах СНГ и в Прибалтике, и одной из краеугольных основ новой национальной идеи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.006 с.)