Бюджеты всех уровней власти: их сущность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бюджеты всех уровней власти: их сущность



I. Понятие бюджета

Доходы бюджета территорий.     

Формирование местных бюджетов.

Под доходностью территории мы понимаем совокупность доходов, поступающих по разным каналам и к разным субъектам, обусловленных спецификой местоположения, организации и устройства данного конкретного района.

Концепция доходности является ядром аналитического описания ситуации в районе и призвана ответить на вопросы: какими источниками для развития обладает район, какова их структура и условия использования. Любая разработка программы развития выживания требует выявления целей и приоритетов, определения путей их достижения.

В концепции доходности территории учитывается совокупный эффект доходов - и людей, и хозяйствующих субъектов, и бюджета. Взаимное погашение доходов и затрат разных субъектов не учитывается. Аналогом концепции доходности территории можно считать традиционный подсчет национального дохода, но привязанный не к национальному уровню, а к уровню района (города и т.д.)

Доходы бюджета местного самоуправления являются достоянием всего сообщества, проживающего на территории. Этот канал доходности контролируется и регулируется представительным органом и администрацией. Доходы местного самоуправления складываются из налогов, платежей, поступлений от приватизации, сдачи в аренду муниципальной недвижимости, продажи земельных участков, средств поступающих в результате реализации инвестиционных проектов, а также кредитов, займов, дотаций и помощи. Доходы местного самоуправления попадают в бюджет и различные внебюджетные фонды.

Также в рамках концепции доходности можно выделить следующие каналы и виды поступлений. Это доходы физических и юридических лиц от предпринимательской деятельности. К этим доходам относятся зарплаты, пенсии, стипендии, пособия, доходы по вкладам частных лиц, другие поступления, а также прибыль от предпринимательской деятельности, осуществляемой целиком или частично на данной территории; амортизационные отчисления как один из важнейших источников инвестиций.

Это прямые инвестиции в производство и недвижимость, расположенную на данной территории. Эти каналы доходности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Например, чем выше заработки населения, тем больше объем подоходного налога; чем выше прибыль предприятий, тем больше объем налога на прибыль; чем активнее инвестиции, тем выше уровень занятости; чем больше наполнения местного бюджета, тем больше возможностей для реализации социальных программ и развития инфраструктуры, поддерживающей основную экономическую активность.

Доходность территории является интегральной характеристикой, все компоненты которой взаимодействуют между собой и составляют единое целое. Этот показатель позволяет увидеть, как, например, развал в одних сферах стимулирует подъем в других; какие компоненты доходности на данной территории представлены плохо и как их можно улучшить, а каких нет вовсе и не надо тратить усилия на их воссоздание.

Величина дохода местного самоуправления зависит от двух факторов: доходов, полученных с самой территории, и распределения налогов по бюджетам разных уровней.

Неналоговые поступления.

Кроме налогов и других видов доходов в бюджет поступают неналоговые поступления. К ним относятся, с одной стороны, доходы от эксплуатации территориальной собственности, а в условиях перехода к рынку – и от ее продажи юридическим и физическим лицам. Доходы от продажи территориальной собственности в рамках общей программы приватизации могут занять в ближайшие годы одно из важных мест в общей сумме бюджетных поступлений. А с другой стороны, к неналоговым доходам можно отнести поступления от реализации ценных бумаг.

Расходы бюджета территорий.

Сферы направления средств.

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории – бюджета – представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.

Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Активная роль государства в экономической жизни общества, осуществлении социальных преобразований обусловливает многообразие конкретных видов бюджетных расходов. Для выяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам: по роли в воспроизводстве, общественному назначению, отраслям производства и видам деятельности, целевому назначению.

Все расходы подразделяются на несколько групп:

1) финансирование народного хозяйства;

2) финансирование социально-культурных мероприятий;

3) прочие расходы и выплаты.

Состав расходов бюджета территорий имеет отличительные особенности от федерального бюджета: среди них нет расходов на национальную оборону, обеспечение безопасности государства, международную деятельность, фундаментальные научные исследования, предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, обслуживание государственного внешнего долга, пополнение государственных запасов и резервов.

Определяющее направление деятельности местных органов власти – это разработка и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории. Увеличение числа поселений, особенно в новых районах освоения, осуществление мероприятий по развитию жилищно-коммунального хозяйства и улучшению благоустройства населенных мест, влекут расширение расходов региональных бюджетов. Возрастание расходов связано с новым строительством, с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения.

II. Теоретический анализ

5. Бюджеты федерального правительства
и штатов: их особенности.

В течение длительного времени главной задачей бюджетной политики США было финансирование деятельности соответствующих государственных органов федерального правительства, правительств штатов и местных органов управления. Ее основной целью было сведение государственных бюджетов без дефицита. Увеличение размеров государственных бюджетов, их доли в валовом национальном продукте по мере становления и развития государственно-монополистического капитализма связано со значительной активизацией бюджетной политики, выдвижением перед ней новых, значительно более широких задач. Бюджетная политика становится важнейшим рычагом воздействия на состояние экономики страны, на динамику главных макроэкономических показателей. Это воздействие осуществляется путем изменения величины и структуры налогов и государственных расходов, соответственного изменения размеров дефицита или излишка бюджетов. В то же время налоги и особенно расходы бюджетов всех уровней, финансирование государственных социальных программ оказывают определенное воздействие на социальную обстановку в стране. В результате бюджетная политика США становится важнейшим рычагом государственного регулирования экономики.

Финансы штатов и местных органов управления заметно отличаются от федерального правительства, как по направлению расходов, так и по источникам доходов. Формально бюджеты штатов и местные бюджеты самостоятельны, каждое административное подразделение имеет свой бюджет, который не входит в бюджет вышестоящей единицы. Правительства штатов и местные управления сами составляют свои бюджеты, самостоятельно собирают средства и самостоятельно их расходуют, т.е. имеют определенную финансовую автономию. Однако, федеральное правительство определяет общую стратегию финансовой политики. Оно располагает и важным рычагом воздействия на финансовую политику правительств штатов и местных органов управления, так как заметным источником их доходов являются поступления из федерального бюджета, которые осуществляются в форме дотаций и помощи по программам перераспределения доходов.

Основными направлениями расходов штатов и местных органов управления являются образование, дорожное строительство, социальное обеспечение и все прочие расходы. Во «все прочие расходы» входят здравоохранение, содержание полиции, канализация и уборка мусора, проценты по долгу, коммунальное хозяйство, общественная безопасность и т.д. Несмотря на то, что виды расходов, осуществляемые правительством на трех уровнях, в значительной мере дублируются, основную массу расходов на уровне федерального правительства составляют затраты на поддержание уровня доходов и на национальную безопасность, тогда как расходы на образование преобладают одновременно на уровне правительств штатов и на уровне местных органов власти.

Средства правительств штатов и местных органов власти используются как на эксплуатационные, так и на инвестиционные затраты. Также из этих средств финансируются расходы на содержание местных органов власти, правопорядка. Одной из существенных статей бюджетных расходов являются затраты, связанные с погашением полученных займов и выплат процентов по ним.

Источниками доходов правительств штатов и местных органов управления являются поимущественный налог, налог на продажи и валовую выручку, подоходный налог с населения, налог на доходы корпораций, поступления из федерального бюджета, неналоговые поступления и другие. Соотношение между этими источниками зависит от функций, возложенных на эти органы власти от потенциальных возможностей получения ими местных налогов, а также от возможностей вышестоящих органов власти оказывать финансовую помощь территориям. В то время как федеральное правительство финансирует свою деятельность в значительной степени за счет личных подоходных налогов, налогов на прибыль корпораций и налогов на заработную плату, штаты и местные органы управления в основном получают средства за счет налогов с продаж и поимущественных налогов, на долю которых приходится около 49 % всех налоговых поступлений штата.

Происходит заметное изменение структуры доходов бюджетов штатов и местных органов управления. До второй мировой войны поимущественный налог давал почти половину доходов штатов и местных органов управления. Налог на продажи дает стабильно 20 с небольшим процентов поступлений. Все более заметную роль в доходах штатов и местных органов управления играют поступления из федерального бюджета. Таким образом, несмотря на существенное увеличение доли федерального бюджета в государственных финансах, финансы штатов и местных органов управления продолжают играть важную роль в американской финансовой системе. Если сопоставить соотношение по расходам, то доля федерального бюджета в общих расходах бюджетов в большинстве случаев будет выше, так как федеральный бюджет сводился преимущественно с дефицитами, часто весьма значительными (особенно в 80-е годы), а бюджеты штатов и местных органов власти – с превышением доходов над расходами.

Выделяются один основной источник доходов и единственная основная статья их использования: основная масса доходов, получаемых органами местной власти, поступает от поимущественных налогов; большая же часть затрат направляется на образование. Остальные, менее значительные источники средств и виды расходов сами себя объясняют.

Поступления из вышестоящих бюджетов включают: отчисления от суммы отдельных налогов, мобилизуемых на территории, а также дотаций и субвенции. В случае недостаточного объема собственных финансовых ресурсов, необходимых для финансирования местных мероприятий или местных разделов государственных программ (развитие дорог, здравоохранения, охраны окружающей среды) выделяются отчисления от налогов, закрепленных за вышестоящими бюджетами.

Подобный метод наделения средствами правительств штатов и местных органов власти в последнее время стал распространяться, что усиливает зависимость этих бюджетов от бюджета федерального правительства США.

Как отмечалось выше, еще одним источником доходов являются неналоговые доходы, включающие доходы, получаемые от предприятий, находящихся в муниципальной собственности, арендных доходов, добровольных взносов предприятий и населения. Но все же, следует отметить, неналоговые поступления занимают скромное место в общих доходах местных бюджетов.

Собираемых налогов на уровне штатов и на уровне органов местной власти всегда было явно недостаточно для покрытия их расходов. Нехватка поступлений в бюджет штатов и местных органов власти в значительной степени покрывается перераспределением средств или субсидиями федерального правительства. В США существует система, называемая фискальным федерализмом, т.е. когда к федеральным субсидиям правительствам штатов и органам местной власти правительства штатов в свою очередь также представляют субсидии учреждениям местных органов власти.

Федеральный бюджет США заметно отличается от бюджетов штатов и местных органов власти, как по источникам доходов, так и по направлению расходов. Федеральный бюджет оказывает заметное воздействие на экономику, на движение важнейших макроэкономических показателей через так называемые встроенные стабилизаторы и дискреционные финансовые акции, т.е. через проведение целенаправленной финансовой политики. Правительство США представляет собой самую большую в мире организацию, которая покупает больше автомобилей и стали, управляет большим запасом денег, чем любое другое предприятие; фонд заработной платы у американского правительства также огромный. Цифры же федеральных финансов также астрономические – миллиарды и триллионы долларов.

Основными статьями федеральных расходов являются: социальное обеспечение, национальная безопасность, здравоохранение, гарантирование доходов, проценты по государственному долгу, образование (профессиональное обучение и занятость), транспорт, торговля и жилищное строительство, энергия, природные ресурсы и окружающая среда, наука, космос и технологии, содержание правительства, сельское хозяйство и прочие расходы. Но все же важнейшими сферами направления средств являются: 1) гарантирование доходов или «защита доходов»; 2)национальная обора; 3) выплата процентов по государственному долгу.

Категория «защита доходов» подразумевает поддержание уровня доходов, которые предусматривают помощь престарелым, нетрудоспособным, инвалидам, безработным и т.д. Национальная безопасность составляет более четверти расходов, что указывает на высокий уровень затрат на поддержание боеготовности США. В последние годы увеличился размер государственного долга, поэтому значительно возросла и выплата процентов по государственному долгу.

Самой быстро растущей статьей расходов за последние два десятилетия являются программы компенсационных выплат, обеспечивающие пособия или платежи любому жителю страны, имеющему избирательные права. Фактически рост федеральных расходов за последние годы происходил благодаря расширению компенсационных выплат.

Основным видом доходов федерального правительства следует назвать налоговые поступления. Это подоходный налог на граждан, налог на фонд заработной платы, налог на прибыль корпораций, налог на недвижимость и налог на дарение, акцизные сборы и другие.

Устанавливая налоги, правительство решает каким образом необходимые ресурсы будут изыматься из домашних хозяйств и предприятий и вливаться в коллективное потребление и инвестиции. Средства, полученные от налогообложения, являются машиной, с помощью которой реальные ресурсы трансформируются из частных благ в общественные.

Основным элементом налоговой системы США является личный подоходный налог, взимающийся с доходов, подлежащих налогообложению, т.е. с доходов домохозяйств и некорпорированных предприятий, после вычета некоторых скидок и льгот.

Вклады в социальное страхование, или налог, взимаемый с фонда заработной платы, представляют собой страховой взнос, выплачиваемый в рамках планов обязательного страхования. Эти налоги взимаются как с работодателей, так и с лиц наемного туда.

Важную роль в доходной части федерального бюджета играет налог на прибыль корпораций. Им облагаются юридические лица по налоговой декларации.

В бюджете США налоговые поступления составляют более 95 %.

I. Понятие бюджета

Бюджеты всех уровней власти: их сущность

Глубинные преобразования в политической, экономической и социальной сферах пореформенной России поставили новые проблемы перед органами власти. Старая экономическая система с привычными ценностями и подходами к решению проблем, с устоявшимися технологиями принятия управленческих решений ушла в прошлое. На нынешнем этапе экономических реформ в России все более актуальными становятся проблемы регионального развития. Уже сейчас весьма велика региональная дифференциация условий хозяйствования, уровня жизни населения и его политических устремлений. Ключевым вопросом экономической и бюджетной реформы является укрепление бюджетов всех уровней власти, во многом определяющим судьбу российского государства.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из трех звеньев:

· федерального бюджета РФ;

· бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, называемых бюджетами субъектов Федерации, или региональными бюджетами. К ним относятся: республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты краевые, областные, автономных образований, а также городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;

· местных бюджетов.

Слово «бюджет» английского происхождения. Оно означает чемодан, мешок с деньгами. Бюджет – это подробное описание расходов, а также финансовых планов отдельных людей, кампаний или правительства. Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Бюджетная система страны представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность республиканского бюджета РФ, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований.

Сегодня бюджетная система России состоит из федерального бюджета, 21 республиканского бюджета республик в составе РФ, 56 краевых и областных бюджетов, включая одну автономную область, городских бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов, к которым относятся городские, районные поселковые и сельские бюджеты. Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.

Среди множества бюджетных проблем следует, прежде всего, выделить три:

- формирование доходов бюджетов всех уровней;

- вертикальная несбалансированность бюджетной системы;

- неопределенность положения бюджетов местных органов власти.

Республиканский бюджет Российской Федерации – главное звено бюджетной системы. Через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории России. Они направляются на: финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, содержание органов государственного управления, создание государственных материальных и финансовых резервов, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, погашение и обслуживание государственного долга.

При переходе к рыночной экономике государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов.

Государственный бюджет выполняет функцию организатора распределительных процессов в народном хозяйстве. Хотя через бюджет распределяется не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности сферы материального производства, он влияет на размеры накоплений, определение оптимальной структуры доходов по финансовым планам предприятий и отраслей хозяйства.

Важное место в системе экономических методов управления принадлежит бюджетам. Они играют активную роль в обеспечении комплексного развития отдельных регионов, оптимальных территориальных воспроизводственных пропорций, повышении жизненного уровня населения.

Региональные бюджеты, как и другие экономические категории, сознательно используются государственными органами власти для решения социально-экономических задач. Они характеризуются, во-первых, широкой сферой влияния, так как бюджетные отношения пронизывают все стороны территориального воспроизводственного процесса; во-вторых, высокой степенью действенности, обусловленной перераспределительной природой данной экономической категории; в-третьих, гибкостью, так как система бюджетных методов управления формируется не как заданная раз и навсегда система рычагов, а представляет собой динамическую, постоянно развивающуюся их совокупность, преобразующуюся в соответствии с изменением целей и задач регионального развития.

Региональные бюджеты – один из главных каналов доведения, как было сказано ранее, до населения конечных результатов общественного производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными административно-территориальными единицами и социальными группами населения.

Экономическая сущность региональных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции: формирование денежных фондов, служащих финансовым обеспечением деятельности региональных органов власти; распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства; контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных местным органам власти.

Региональные бюджеты играют большую роль в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач – в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

 Бюджетная система переживает сложный период становления третьего бюджетного уровня – уровня местного самоуправления. Переход к рыночной экономике требует создания принципиально новой системы управления, усиления ее территориальной направленности. Это обусловлено, прежде всего, необходимостью преодоления одного из основных противоречий современного этапа развития территориальной экономики – увеличение разрыва между возрастающими задачами местных органов власти в социально-экономической сфере и финансовыми возможностями их реализации. Местные бюджеты, средства которых являются основной финансовой базой деятельности территориальных органов управления, часто не могут обеспечить эффективное воздействие государственных органов власти на социально-экономические процессы, так как, во-первых, местные бюджеты дефицитны и это ограничивает возможности их влияния на территориальные процессы; во-вторых, конкретные формы бюджетных отношений слабо взаимосвязаны с материальными интересами участников воспроизводственного процесса.

Глубокие социально-экономические и национально-территориальные преобразования, происходящие в последние годы в Российской Федерации, привели к существенному изменению понятия “местный бюджет”, сужению его рамок на практике до уровня бюджетных районов, городов, поселков и сельских населенных пунктов. Такое ограничение обусловлено стремлением субъектов Федерации (республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга) к реальному расширению самостоятельности. В этой связи назрела необходимость выработки нового подхода к определению роли и значения местных бюджетов. Остается не до конца исследованным ряд проблем в этой области. Например, требуют научного обоснования положения об экономических основах и границах налогового регулирования местными органами управления деятельности субъектов хозяйствования; о воздействии местных бюджетов на уровень удовлетворения социальных потребностей населения, проживающего на соответствующей территории; о бюджетном финансировании различных отраслей; о критериях предоставления бюджетных субвенций; пределах межбюджетного перераспределения средств и т.д.

Актуальность отмеченных проблем обусловила наше обращение к данной теме и определила основные направления исследования роли и значения местных бюджетов на современном этапе развития России.

Государственный бюджет - это один из основных рычагов государства, используемый в интересах развития общества; соответственно и местные бюджеты должны играть роль действенного экономического инструмента управления территориальным развитием в руках местных органов власти. Укрепление местных бюджетов способствует расширению их регулирующего и стимулирующего воздействия, создает условия для более активного влияния на территориальную социально-производственную инфраструктуру.

Упор на удовлетворение социальных потребностей качественно меняет ориентацию территориального развития, происходят радикальные изменения в механизме управления, значительно расширяются права местных органов власти, возможности использования ими бюджетных рычагов для обеспечения комплексного развития территорий. Местные бюджеты становятся основным звеном бюджетной системы.

Местные органы самоуправления, используя бюджетные рычаги, могут оказывать активное влияние на размещение предприятий различных отраслей народного хозяйства, развитие социальной инфраструктуры.

Необходимо отметить специфику местных бюджетов как экономического метода управления, отмечающую их от других, в том числе и финансовых, методов. Она связана с перераспределительными характером бюджетных отношений. Ни одна из других финансовых категорий не участвует в таком многовидовом и многоуровневом перераспределении финансов, как местные бюджеты. Через их систему перераспределяются средства между отраслями народного хозяйства, территориями, производственной и непроизводственной сферами, различными слоями населения.

Использование местных бюджетов в процессе территориального управления основывается на соответствующих методах стимулирования и регулирования интересов различного уровня. В процессе применения этих методов реализуются распределительные и перераспределительные отношения, связанные с созданием и расходованием денежных доходов и накоплений, регулируются денежные потоки, проходящие через бюджетную систему. Характер и эффективность воздействия местных бюджетов зависят от того, насколько существующая система распределения, формы и методы ее организации соответствуют объективным потребностям территорий, экономическим интересам государства, регионов, субъектов хозяйствования, отдельных граждан.

В условиях, когда в стране активно формируются органы местного самоуправления, проблема зависимости их бюджетов приобретает все более острый политический характер. Становится все более нетерпимой ситуация неопределенности положения местных бюджетов в системе федеративных отношений, которая сегодня служит серьезным препятствием для решения вопросов вертикальной несбалансированности всей бюджетной системы.

Нет ясности в отношении положения местного самоуправления и в федеральных законах - Бюджетном кодексе и Законе “О финансовых основах местного самоуправления. В Бюджетном кодексе взаимоотношениям федерального бюджета и местных бюджетов посвящено всего четыре строки, в которых предусматривается возможность предоставления муниципальным образования субвенций из федерального бюджета.

Сегодня одной из проблем является определение места нижнего бюджетного уровня в системе межбюджетных отношений. Если российские традиции и условия не позволяют местному самоуправлению стать равноправным партнерам в межбюджетных отношениях с федеральным центром и субъектами, следует юридически оформить их подчиненную роль во взаимоотношениях с субъектами, четко разграничить доходы и расходы между ними и региональными бюджетами, сформулировать их права и гарантии их прав в отношениях с вышестоящими бюджетами. В любом случае, независимо от модели бюджетных взаимоотношений, концентрация огромного дефицита на нижнем бюджетном уровне требует пересмотра государственной региональной политики и системы бюджетной помощи регионам, более тесной увязки ее с объективными бюджетными потребностями территорий. 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.036 с.)