Полученные результаты и их анализ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Полученные результаты и их анализ



психологический дошкольник мотивация поведение

В ходе исследования 1 были получены данные, представленные в таблице 1.

 

Таблица 1. Ответы детей на данные им вопросы.

Виды мотивации

Факторы мотивации

Сумма Оценок
  Привлекательность Цели Вероятность Достижения цели

Оценка способностей

 
Мотивация достижения успехов  5  7+

 8+

 20+2
Мотивация аффилиации  7+  5

 5+

 17+2
Мотивация власти  4+  4+

 3+

 11+
Показатель по t - критерию Стьюдента  2,98

 2,33

 2,64  2,40
           

 

Примечание: 1. В первых трех столбцах приведены средние суммарные оценки (в расчете на одного ребенка) различных факторов и видов мотивации социального поведения. 2. В последнем, правом столбце показана сумма всех оценок, свидетельствующая о том, насколько высоко ребенок оценивает факторы, связанные с тем или иным видом мотивации. 3. Между показателями, располагающимися по вертикали и отмеченными знаком «+», имеются статистически достоверные различия по t - критерию Стьюдента на уровне р ≤ 0,05 (значения t - критерия приведены в последней строке таблицы.)

Данные, представленные в таблице 1, показывают, что первые два утверждения (гипотезы) получили экспериментальное подтверждение.

В следующей далее таблице 2 приведены показатели, касающиеся опыта общения ребенка с другими людьми и связи этого опыта с точностью оценок факторов, касающихся мотивации достижения успехов. Для проверки третьего утверждения (гипотезы) мы всех испытуемых по показателям опыта общения условно раздели на две группы: с большим и небольшим опытом общения, а далее сравнили между собой оценки соответствующими группами детей разных факторов мотивации аффилиации.

 

Таблица 2. Оценка различных факторов мотивации аффилиации детьми с большими и небольшим опытом общения с людьми.

Группы детей

Факторы мотивации аффилиации

  Привлекательность цели Вероятность достижения цели Оценка Способностей
С большим опытом общения  6,7  4,9  5,6
С небольшим опытом общения  7,3  5,1  4,4

Таким образом, дети с большим опытом общения несколько выше, чем дети с небольшим опытом общения, оценивают такие формы мотивации, как свои способности, связанные с удовлетворением мотива аффилиации. Это, вероятно, объясняется тем, что в большом опыте общения у них соответствующие способности развились лучше, чем у детей со сравнительно небольшим опытом общения. Вместе с тем дети с небольшим опытом общения выше, чем дети с большим опытом общения, оценили также факторы мотивации, как привлекательность цели и вероятность ее движения. Возможно объяснение этому кроется, по - видимому, в недостаточности их опыта общения с другими детьми (они, поэтому, несколько переоценили свои возможности).

Справедливость третьего утверждения (гипотезы) мы, кроме того, проверяли, сравнивая между собой дисперсии оценок факторов мотивации аффилиации детьми с разным опытом общения по критерию Фишера. Были получены следующие результаты. Дисперсия оказалась больше у детей с большим опытом общения, хотя показатель F - критерия в данном случае не достиг требуемого уровня статистической достоверности (F=2,53 при критическом значении для р ≤ 0,05 не меньше 2,69).

Таким образом, из приведенных выше результатов можно сделать вывод о том, что и третье утверждение (гипотеза), как тенденция, в общим подтверждается, хотя и на статистически вполне достоверном уровне.

Рассмотрим результаты, полученные во втором исследовании.

В таблице 3 имеются данные, касающиеся проверки первой и третьей гипотез.

 


Таблица 3. Оценка детьми-дошкольниками разного пола и возраста различных факторов мотивации достижения успехов.

Группы детей

Факторы мотивации достижения успеха и их оценка

  Вероятность достижения цели Способности, необходимые для достижения цели
Дети 4-5 лет 4,5 4,3
Дети 5-6 лет 4,6 4,2
Мальчики 4,7 4,8+
Девочки 4,2+ 4,0+

 

Примечание: 1. В таблице приведены среднее индивидуальные оценки (по пятибалльной шкале) соответствующих факторов мотивации достижения успехов. 2. Различия в средних величинах, отмеченных знаком «+» и расположенных по вертикали, статистически достоверны (t = 2,06; р ≤ 0,05).

Приведенные в этой таблице данные показывают, что на самом деле существенных различий между детьми 4-5-летнего и 5-6-летнего возраста в оценках вероятности достижения цели и своих способностей, как достаточных для этого, нет. Другими словами, гипотеза о наличии соответствующих возрастных различий между детьми не подтвердилась. Этот факт мы объясняем тем, что сравниваемые между собой группы детей фактически относились к среднему и старшему дошкольному возрасту, то есть, были близки друг к другу по своим психологическим особенностям. Разница в возрасте между группами детей составляло всего 1-2 года. За такое короткое время вряд ли следовало ожидать существенных изменений в оценивании детьми разных факторов мотивации достижения успехов.

Однако между детьми разного пола различия в оценках изучаемых нами факторов мотивации достижения успехов все же обнаружились. Мальчики выше, чем девочки, оценивали и свои способности, и вероятность достижения успехов.

В ходе экспериментальной проверки третьей гипотезы были получены результаты, представленные в таблице 4.


Таблица 4. Соотношение мотивов достижения успехов и избежания неудач у детей дошкольного возраста в разных видах деятельности

Группы детей

Величина мотива достижения успехов в разных видах деятельности

 

Игра

Учение Труд

Дети 4-5 лет

4,5

4,2 4,2

Дети 5-6 лет

4,5

4,1 4,3

Мальчики

4,6

4,1 4,3

Девочки

4,4

4,0 4,2
Средние показатели

4,5

4,1

4,25
           

 

Примечание: В таблице приведены среднее индивидуальные показатели мотива достижения успеха в соответствующих видах деятельности.

Таким образом, данные, представленные в таблице 4, показывают, что у детей дошкольного возраста действительно имеются определенные различия в проявлениях мотива достижения успехов в разных видах деятельности. Более всего этот мотив (стремление к достижению успехов) проявляется в труде, и менее всего в учебной деятельности (4,5 балла и 4,1 балла) имеются статистически достоверные различия (t = 2,07; р ≤ 0,05).

Рассмотрим результаты третьего исследования. Вначале сопоставим мотив власти (его среднюю силу и дисперсию) у детей среднего и старшего дошкольного возраста. Соответствующие данные приведены в таблице 5.

 

Таблица 5. Средняя величина и дисперсия мотива власти у детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Группа детей

Показатели мотива власти

  Средняя величина Дисперсия
4-5-летние дети 3,3 0,5++
5-6-летние дети 3,7 0,9++
Мальчики 3,9+ 0,7
Девочки 3,1+ 0,6

 


Примечание: Между показателями, отмеченными знаком «+», имеются статистически достоверные различия (t =1,98; р ≤ 0,05). 2. Между показателями, отмеченными знаком «++», существуют статистически значимые различия по F - критерию Фишера (F=2,48;р ≤ 0,05).

Таким образом, из представленных в таблице 5 данных следует, что между детьми среднего и старшего дошкольного возраста разного пола существуют определенные различия в мотивации власти. Правда, эти различия проявляются только между мальчиками и девочками по средней величине мотива власти, и между младшими и старшими дошкольниками по величине дисперсии. Иными словами, первая гипотеза исследования в целом подтверждается, однако, не подтверждается частное предположение о том, что сила мотива власти у средних и старших дошкольников отличаются, а также то, что есть различия в дисперсиях величины мотива власти у мальчиков и девочек - дошкольников.

Теперь обратимся к анализу ответов детей на заданные им в ходе эксперимента вопросы. В следующей таблице 6 проводятся оцененные в балах ответы детей разного возраста и пола на вопросы под номерами 1,5,6 и 8.

 

Таблица 6. Ответы детей разного возраста и пола на вопросы 1,5,6 и 8

Группа

Номер вопроса

Сумма
Детей 1 5 6 8 Баллов
4-5-летние дети 1,3 1,0+ 1,8 4,6+ 7,7
5-6-летние дети 1,5 1,8+ 1,5 4,0+ 7,8
Мальчики 1,7+ 1,7+ 1,7 4,7+ 7,8+
Девочки 1,1+ 1,1+ 1,6 3,9+ 6,7+

 

Примечание: 1. В таблице приведены средние данные в расчете на одного ребенка соответствующего пола и возраста. 2. Между показателями, расположенными по вертикали и отмеченными знаком «+», имеются статистически достоверные различия по t - критерию Стьюдента (t равен, соответственно, слева направо: 2,41; 2,76; 2,93; 3,08;р ≤ 0,05 ÷ 0,01).

Таким образом, представленные в таблице 6 данные в целом согласуются с данными, имеющимися в таблице 5, и также подтверждают предложенные гипотезы. Дополнительно к этому, нами установлены определенные возрастные различия в мотивации власти, касающиеся детей среднего и старшего дошкольного возраста. Старшие дошкольники, например более уверены в том, что смогут стать лидерами среди сверстников в любой игре, по сравнению с детьми среднего дошкольного возраста. В свою очередь, средние дошкольники считают, что, став лидерами, они смогут лучше руководить игрой, чем старшие дошкольники. Такие, противоречивые ответы детей среднего и старшего дошкольного возраста объясняются, по-видимому, наличием или отсутствием у них опыта лидерства (руководство).

Качественный анализ ответов детей на остальные вопросы (под номерами 2,3,4 и 7) в целом подтверждает отмеченные выше тенденции и предложенные гипотезы. Например, мальчики гораздо чаще, чем девочки, отвечали, что они хотят стать лидерами в игре, и были больше, чем девочки, уверены в том, что это у них получится.

Исходя из результатов проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:

.   Исследование показало, что факторы, связанные с мотивацией достижения успехов, воспринимаются и оцениваются детьми лучше, чем факторы, связанные с мотивацией аффилиации.

.   Факторы касающиеся мотивации власти, оцениваются детьми хуже, чем факторы связанные с мотивацией достижения успехов. Точность и адекватность оценивания этих факторов, зависит от того, насколько разнообразен опыт общения детей дошкольников с другими людьми.

.   У детей дошкольного возраста имеются определенные различия в проявлениях мотива достижения успехов в различных видах деятельности. Более всего этот мотив (стремление к достижению успехов) проявляется в труде, и менее всего в учебной деятельности.

.   Дети, старшего дошкольного возраста более уверены в том, что смогут стать лидерами среди сверстников в любой игре, по сравнению с детьми среднего дошкольного возраста.

.   Средние дошкольники считают, что, став лидерами, они смогут лучше руководить игрой, чем старшие дошкольники. Такие противоречивые ответы детей среднего и старшего дошкольного возраста объясняются, по-видимому, наличием или отсутствием у них опыта лидерства (руководства).

 


Заключение

 

Как указывают специальные исследования, одним из условий, влияющих на личностные особенности дошкольников, является мотивы социального поведения.

Дошкольный возраст - это период активного освоения социального пространства. Ребенок постигает особенности человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, через игровые отношения и общение со сверстниками.

В дошкольном возрасте дети начинают руководствоваться в своем поведении, в оценках, даваемых себе и другим людям, определенными нравственными нормами. У них формируются более или менее устойчивые моральные представления, а также способность к нравственной саморегуляции.

Развитие личности дошкольника связано с появлением соподчинения мотивов, нарастанием произвольности поведения, освоением ряда нравственных норм, обретением более адекватной и устойчивой самооценки, развития высших чувств.

У ребенка в дошкольном возрасте формируются и личностные качества, связанные с отношениями к людям. Это в первую очередь внимание к человеку, к его заботам, бедам, переживаниям, успехам и неудачам. Сочувствие и заботливость по отношению к людям появляются у многих детей - дошкольников, причем не только в игровых ситуациях, но и в реальной жизни. Актуальным является социальная ситуация развития специфическая для каждого возраста, прежние мотивы теряют свою побудительную силу, рождаются новые, приводящие к переосмысливанию отношений с людьми и собственного поведения.

Полученные результаты могут быть полезны в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.


Список литературы

1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М., 1976.-158 с.

.   Асеев В.Г. Личность и значимость побуждений. - М., 1993.

.   Бороздина Л.В. Диагностика мотивации достижения успеха и избежания неудачи (авторская разработка психодиагностической схемы), - М., 2002.

.   Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.-464с.

.   Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка. Изучение мотивации детей и подростков. - М., 1972.

.   Васильев И.А., Магомед - Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием.- М.: МГУ, 1991.

.   Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека.- М.: МГУ, 1990.-288 с.

.   Войтонис Н.Ю. Экспериментальное изучение генетически первичных форм мотивации.- В кн.: инстинкты и навыки.- 1935.

.   Вопросы мотивации и эмоций. Вып. 1.Сб. переводов с французского (2-е издание). Уч. Пособие.- Изд-во МГУ, 1973.- 191с.

.   Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология.- М., 2004.-512с.

.   Джидарьян И.А. Эстетическая потребность.- М., 1976.- 192с.

.   Изучение мотивации поведения детей и подростков./ Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной.- М., 1972.- 352с.

.   Ильин Е.П. Мотивация и мотивы.- СПб., 2000.

.   Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности.- М., 1988.- 192с.

.   Леонтьев А.Н. Потребности и мотивы деятельности.- В кн.: Психология.- М., 1956.

.   Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. МГУ, 1971.

.   Магун В.С. Потребности и психология социальной деятельности личности.- Л., 1983.- 176с.

.   Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения.- М., 1990.- 192с.

.   Маслоу А.Г. Мотивация и личность.- СПб., 1999.

.   Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб., Питер, 2003.-352с.

.   Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека.- Пермь,1971.

.   Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности. Тематический сборник научных трудов.- М., 1988.

.   Мотивация жизнедеятельности студента.- Каунас, 1971.

.   Мотивация познавательной деятельности./ Под ред. Ю.Н. Кулюткина и Г.С. Сухобской.- Л., 1972.

.   Мясищев В.Н. Проблема потребностей в системе психологии.- «Ученые записки ЛГУ». Вып. 11, № 244, 1957.

.   Немов Р.С. Психология Кн. 2, М.-2001.-608с.

.   Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка.- СПб., 2002.- 640с.

.   Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология.- М., 2005.-288с.

.   Попова М.В. Психология растущего человека.- М.: ТЦ Сфера, 2002.- 128с.

.   Проблемы формирования социогенных потребностей. Материалы 1 Всесоюзной конференции (4-6 ноября 1974г.,Тбилиси).- Тбилиси, 1974.- 307с.

.   Соколова Е.Т. Мотивация и восприятие в норме и патологии.- М.: МГУ, 1976.- 128с.

.   Сосновский Б.А. Мотив и смысл.- М., 1993.- 199с.

.   Сапогова Е.Е. Психология развития человека.- М.: 2001.- 460с.

.   Судаков К.В. Биологические мотивации.- М., 1971.- 302с.

.   Узнадзе Д.Н. Теория установки.- М., 1997.- 448с.

.   Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение.- М., 2003.- 320с.

.   Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса.- СПб., 1999.

.   Фельдштейн Д.И. Психология взросления.- М., 2004.- 672с.

.   Фортунатов Г.А., Петровский А.В. Проблема потребностей в психологии личности.- «Вопросы психологии», 1956, №1.

.   Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Мотивация, эмоции, личность.- М.,1985.- 284с.

.   Фрэнкин Р. Мотивация поведения.- 5-е изд. - СПб.: Питер; 2003.- 651с.

.   Фридман Л.М. Психология детей и подростков.- М., 2004.- 480с.

.   Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. ч.1,2.- М., 1986.- 408.,392с.

.   Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность.- СПб.: Питер; 2003.- 860с.

.   Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения.- СПб.: Речь, 2001.- 240с.

.   Холл С.К., Линдсей Г. Теории личности.- М., 1997.- 720.

.   Хомская Е.Д. Мозг и активация.- М.: МГУ, 1972.-381с.

.   Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.- СПб., 1977.- 608с.

.   Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека.- М., 1969.- 317с.

.   Якобсон П.М. Психология чувств и мотивация.- Москва- Воронеж, 1998.- 304с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.91.98 (0.083 с.)