Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Полученные результаты и их анализ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
психологический дошкольник мотивация поведение В ходе исследования 1 были получены данные, представленные в таблице 1.
Таблица 1. Ответы детей на данные им вопросы.
Примечание: 1. В первых трех столбцах приведены средние суммарные оценки (в расчете на одного ребенка) различных факторов и видов мотивации социального поведения. 2. В последнем, правом столбце показана сумма всех оценок, свидетельствующая о том, насколько высоко ребенок оценивает факторы, связанные с тем или иным видом мотивации. 3. Между показателями, располагающимися по вертикали и отмеченными знаком «+», имеются статистически достоверные различия по t - критерию Стьюдента на уровне р ≤ 0,05 (значения t - критерия приведены в последней строке таблицы.) Данные, представленные в таблице 1, показывают, что первые два утверждения (гипотезы) получили экспериментальное подтверждение. В следующей далее таблице 2 приведены показатели, касающиеся опыта общения ребенка с другими людьми и связи этого опыта с точностью оценок факторов, касающихся мотивации достижения успехов. Для проверки третьего утверждения (гипотезы) мы всех испытуемых по показателям опыта общения условно раздели на две группы: с большим и небольшим опытом общения, а далее сравнили между собой оценки соответствующими группами детей разных факторов мотивации аффилиации.
Таблица 2. Оценка различных факторов мотивации аффилиации детьми с большими и небольшим опытом общения с людьми.
Таким образом, дети с большим опытом общения несколько выше, чем дети с небольшим опытом общения, оценивают такие формы мотивации, как свои способности, связанные с удовлетворением мотива аффилиации. Это, вероятно, объясняется тем, что в большом опыте общения у них соответствующие способности развились лучше, чем у детей со сравнительно небольшим опытом общения. Вместе с тем дети с небольшим опытом общения выше, чем дети с большим опытом общения, оценили также факторы мотивации, как привлекательность цели и вероятность ее движения. Возможно объяснение этому кроется, по - видимому, в недостаточности их опыта общения с другими детьми (они, поэтому, несколько переоценили свои возможности).
Справедливость третьего утверждения (гипотезы) мы, кроме того, проверяли, сравнивая между собой дисперсии оценок факторов мотивации аффилиации детьми с разным опытом общения по критерию Фишера. Были получены следующие результаты. Дисперсия оказалась больше у детей с большим опытом общения, хотя показатель F - критерия в данном случае не достиг требуемого уровня статистической достоверности (F=2,53 при критическом значении для р ≤ 0,05 не меньше 2,69). Таким образом, из приведенных выше результатов можно сделать вывод о том, что и третье утверждение (гипотеза), как тенденция, в общим подтверждается, хотя и на статистически вполне достоверном уровне. Рассмотрим результаты, полученные во втором исследовании. В таблице 3 имеются данные, касающиеся проверки первой и третьей гипотез.
Таблица 3. Оценка детьми-дошкольниками разного пола и возраста различных факторов мотивации достижения успехов.
Примечание: 1. В таблице приведены среднее индивидуальные оценки (по пятибалльной шкале) соответствующих факторов мотивации достижения успехов. 2. Различия в средних величинах, отмеченных знаком «+» и расположенных по вертикали, статистически достоверны (t = 2,06; р ≤ 0,05). Приведенные в этой таблице данные показывают, что на самом деле существенных различий между детьми 4-5-летнего и 5-6-летнего возраста в оценках вероятности достижения цели и своих способностей, как достаточных для этого, нет. Другими словами, гипотеза о наличии соответствующих возрастных различий между детьми не подтвердилась. Этот факт мы объясняем тем, что сравниваемые между собой группы детей фактически относились к среднему и старшему дошкольному возрасту, то есть, были близки друг к другу по своим психологическим особенностям. Разница в возрасте между группами детей составляло всего 1-2 года. За такое короткое время вряд ли следовало ожидать существенных изменений в оценивании детьми разных факторов мотивации достижения успехов.
Однако между детьми разного пола различия в оценках изучаемых нами факторов мотивации достижения успехов все же обнаружились. Мальчики выше, чем девочки, оценивали и свои способности, и вероятность достижения успехов. В ходе экспериментальной проверки третьей гипотезы были получены результаты, представленные в таблице 4. Таблица 4. Соотношение мотивов достижения успехов и избежания неудач у детей дошкольного возраста в разных видах деятельности
Примечание: В таблице приведены среднее индивидуальные показатели мотива достижения успеха в соответствующих видах деятельности. Таким образом, данные, представленные в таблице 4, показывают, что у детей дошкольного возраста действительно имеются определенные различия в проявлениях мотива достижения успехов в разных видах деятельности. Более всего этот мотив (стремление к достижению успехов) проявляется в труде, и менее всего в учебной деятельности (4,5 балла и 4,1 балла) имеются статистически достоверные различия (t = 2,07; р ≤ 0,05). Рассмотрим результаты третьего исследования. Вначале сопоставим мотив власти (его среднюю силу и дисперсию) у детей среднего и старшего дошкольного возраста. Соответствующие данные приведены в таблице 5.
Таблица 5. Средняя величина и дисперсия мотива власти у детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Примечание: Между показателями, отмеченными знаком «+», имеются статистически достоверные различия (t =1,98; р ≤ 0,05). 2. Между показателями, отмеченными знаком «++», существуют статистически значимые различия по F - критерию Фишера (F=2,48;р ≤ 0,05). Таким образом, из представленных в таблице 5 данных следует, что между детьми среднего и старшего дошкольного возраста разного пола существуют определенные различия в мотивации власти. Правда, эти различия проявляются только между мальчиками и девочками по средней величине мотива власти, и между младшими и старшими дошкольниками по величине дисперсии. Иными словами, первая гипотеза исследования в целом подтверждается, однако, не подтверждается частное предположение о том, что сила мотива власти у средних и старших дошкольников отличаются, а также то, что есть различия в дисперсиях величины мотива власти у мальчиков и девочек - дошкольников.
Теперь обратимся к анализу ответов детей на заданные им в ходе эксперимента вопросы. В следующей таблице 6 проводятся оцененные в балах ответы детей разного возраста и пола на вопросы под номерами 1,5,6 и 8.
Таблица 6. Ответы детей разного возраста и пола на вопросы 1,5,6 и 8
Примечание: 1. В таблице приведены средние данные в расчете на одного ребенка соответствующего пола и возраста. 2. Между показателями, расположенными по вертикали и отмеченными знаком «+», имеются статистически достоверные различия по t - критерию Стьюдента (t равен, соответственно, слева направо: 2,41; 2,76; 2,93; 3,08;р ≤ 0,05 ÷ 0,01). Таким образом, представленные в таблице 6 данные в целом согласуются с данными, имеющимися в таблице 5, и также подтверждают предложенные гипотезы. Дополнительно к этому, нами установлены определенные возрастные различия в мотивации власти, касающиеся детей среднего и старшего дошкольного возраста. Старшие дошкольники, например более уверены в том, что смогут стать лидерами среди сверстников в любой игре, по сравнению с детьми среднего дошкольного возраста. В свою очередь, средние дошкольники считают, что, став лидерами, они смогут лучше руководить игрой, чем старшие дошкольники. Такие, противоречивые ответы детей среднего и старшего дошкольного возраста объясняются, по-видимому, наличием или отсутствием у них опыта лидерства (руководство). Качественный анализ ответов детей на остальные вопросы (под номерами 2,3,4 и 7) в целом подтверждает отмеченные выше тенденции и предложенные гипотезы. Например, мальчики гораздо чаще, чем девочки, отвечали, что они хотят стать лидерами в игре, и были больше, чем девочки, уверены в том, что это у них получится. Исходя из результатов проведенного исследования, можно сделать следующие выводы: . Исследование показало, что факторы, связанные с мотивацией достижения успехов, воспринимаются и оцениваются детьми лучше, чем факторы, связанные с мотивацией аффилиации. . Факторы касающиеся мотивации власти, оцениваются детьми хуже, чем факторы связанные с мотивацией достижения успехов. Точность и адекватность оценивания этих факторов, зависит от того, насколько разнообразен опыт общения детей дошкольников с другими людьми.
. У детей дошкольного возраста имеются определенные различия в проявлениях мотива достижения успехов в различных видах деятельности. Более всего этот мотив (стремление к достижению успехов) проявляется в труде, и менее всего в учебной деятельности. . Дети, старшего дошкольного возраста более уверены в том, что смогут стать лидерами среди сверстников в любой игре, по сравнению с детьми среднего дошкольного возраста. . Средние дошкольники считают, что, став лидерами, они смогут лучше руководить игрой, чем старшие дошкольники. Такие противоречивые ответы детей среднего и старшего дошкольного возраста объясняются, по-видимому, наличием или отсутствием у них опыта лидерства (руководства).
Заключение
Как указывают специальные исследования, одним из условий, влияющих на личностные особенности дошкольников, является мотивы социального поведения. Дошкольный возраст - это период активного освоения социального пространства. Ребенок постигает особенности человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, через игровые отношения и общение со сверстниками. В дошкольном возрасте дети начинают руководствоваться в своем поведении, в оценках, даваемых себе и другим людям, определенными нравственными нормами. У них формируются более или менее устойчивые моральные представления, а также способность к нравственной саморегуляции. Развитие личности дошкольника связано с появлением соподчинения мотивов, нарастанием произвольности поведения, освоением ряда нравственных норм, обретением более адекватной и устойчивой самооценки, развития высших чувств. У ребенка в дошкольном возрасте формируются и личностные качества, связанные с отношениями к людям. Это в первую очередь внимание к человеку, к его заботам, бедам, переживаниям, успехам и неудачам. Сочувствие и заботливость по отношению к людям появляются у многих детей - дошкольников, причем не только в игровых ситуациях, но и в реальной жизни. Актуальным является социальная ситуация развития специфическая для каждого возраста, прежние мотивы теряют свою побудительную силу, рождаются новые, приводящие к переосмысливанию отношений с людьми и собственного поведения. Полученные результаты могут быть полезны в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. Список литературы 1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М., 1976.-158 с. . Асеев В.Г. Личность и значимость побуждений. - М., 1993. . Бороздина Л.В. Диагностика мотивации достижения успеха и избежания неудачи (авторская разработка психодиагностической схемы), - М., 2002. . Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.-464с. . Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка. Изучение мотивации детей и подростков. - М., 1972. . Васильев И.А., Магомед - Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием.- М.: МГУ, 1991. . Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека.- М.: МГУ, 1990.-288 с.
. Войтонис Н.Ю. Экспериментальное изучение генетически первичных форм мотивации.- В кн.: инстинкты и навыки.- 1935. . Вопросы мотивации и эмоций. Вып. 1.Сб. переводов с французского (2-е издание). Уч. Пособие.- Изд-во МГУ, 1973.- 191с. . Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология.- М., 2004.-512с. . Джидарьян И.А. Эстетическая потребность.- М., 1976.- 192с. . Изучение мотивации поведения детей и подростков./ Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной.- М., 1972.- 352с. . Ильин Е.П. Мотивация и мотивы.- СПб., 2000. . Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности.- М., 1988.- 192с. . Леонтьев А.Н. Потребности и мотивы деятельности.- В кн.: Психология.- М., 1956. . Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. МГУ, 1971. . Магун В.С. Потребности и психология социальной деятельности личности.- Л., 1983.- 176с. . Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения.- М., 1990.- 192с. . Маслоу А.Г. Мотивация и личность.- СПб., 1999. . Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб., Питер, 2003.-352с. . Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека.- Пермь,1971. . Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности. Тематический сборник научных трудов.- М., 1988. . Мотивация жизнедеятельности студента.- Каунас, 1971. . Мотивация познавательной деятельности./ Под ред. Ю.Н. Кулюткина и Г.С. Сухобской.- Л., 1972. . Мясищев В.Н. Проблема потребностей в системе психологии.- «Ученые записки ЛГУ». Вып. 11, № 244, 1957. . Немов Р.С. Психология Кн. 2, М.-2001.-608с. . Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка.- СПб., 2002.- 640с. . Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология.- М., 2005.-288с. . Попова М.В. Психология растущего человека.- М.: ТЦ Сфера, 2002.- 128с. . Проблемы формирования социогенных потребностей. Материалы 1 Всесоюзной конференции (4-6 ноября 1974г.,Тбилиси).- Тбилиси, 1974.- 307с. . Соколова Е.Т. Мотивация и восприятие в норме и патологии.- М.: МГУ, 1976.- 128с. . Сосновский Б.А. Мотив и смысл.- М., 1993.- 199с. . Сапогова Е.Е. Психология развития человека.- М.: 2001.- 460с. . Судаков К.В. Биологические мотивации.- М., 1971.- 302с. . Узнадзе Д.Н. Теория установки.- М., 1997.- 448с. . Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение.- М., 2003.- 320с. . Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса.- СПб., 1999. . Фельдштейн Д.И. Психология взросления.- М., 2004.- 672с. . Фортунатов Г.А., Петровский А.В. Проблема потребностей в психологии личности.- «Вопросы психологии», 1956, №1. . Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Мотивация, эмоции, личность.- М.,1985.- 284с. . Фрэнкин Р. Мотивация поведения.- 5-е изд. - СПб.: Питер; 2003.- 651с. . Фридман Л.М. Психология детей и подростков.- М., 2004.- 480с. . Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. ч.1,2.- М., 1986.- 408.,392с. . Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность.- СПб.: Питер; 2003.- 860с. . Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения.- СПб.: Речь, 2001.- 240с. . Холл С.К., Линдсей Г. Теории личности.- М., 1997.- 720. . Хомская Е.Д. Мозг и активация.- М.: МГУ, 1972.-381с. . Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.- СПб., 1977.- 608с. . Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека.- М., 1969.- 317с. . Якобсон П.М. Психология чувств и мотивация.- Москва- Воронеж, 1998.- 304с.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.91.98 (0.083 с.) |