Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация и методы исследования
Цель исследования:Исследовать структуру мотивов социального поведения детей дошкольного возраста. Задачи исследования: . Изучить структуру мотивации социального поведения дошкольников. . Изучить структуру мотивации достижения успехов дошкольников. . Выявить индивидуальные различия в мотивации власти у дошкольников. Объект исследования: в исследование принимали участие 3 группы детей, всего 42 ребенка. Первая группа - дети младшего дошкольного возраста - 4-5 лет, в количестве 12 человек. Вторая группа - дети младшего и старшего дошкольного возраста - 4-5 и 5-6 лет, в количестве 16 человек. Третья группа - дети младшего и старшего дошкольного возраста - 4-5 лет, в количестве 14 человек. Предмет исследования: структура мотивов социального поведения детей дошкольного возраста. Проведенное нами исследование включало в себя такие серии. В каждой из них были сформулированы свои гипотезы и решались частными задачами. Кроме того, методика и организация этих исследований различалась между собой. Поэтому далее эти исследования описываются отдельно. Исследование 1 проводилось на базе детского сада № 27 города Выкса Нижегородской области. Объект исследования: дети младшего дошкольного возраста, 4-5 лет. Всего - 12 человек. Предмет исследования: Структура мотивации социального поведения. Гипотеза: Для детей младшего дошкольного возраста характерно следующее соотношение оценок различных факторов, мотивирующих социальное поведение (следующая структура мотивации социального поведения): факторы, связанные с мотивацией достижения успехов, будут детьми младшего возраста восприниматься и оцениваться лучше, чем факторы, связанные с мотивацией аффилиации; факторы, касающиеся мотивации власти, будут оцениваться детьми младшего дошкольного возраста хуже, чем факторы, связанные с мотивацией достижения успехов; точность и адекватность оценивания факторов, касающихся мотивации аффилиации и власти детьми младшего дошкольного возраста, будут зависеть от того, насколько разнообразен опыт их общения с другими людьми. С каждым ребенком проводилось по три эксперимента, в которых он включался в деятельность, направленную на достижение успехов, брал на себя лидерство в игре с другими детьми, стремился быть принят другими детьми, устранить и сохранить хорошие взаимоотношения с ними.
Каждый эксперимент начинался и вскоре прерывался экспериментатором в тот момент времени, когда становилось ясно, что ребенок уже включился в соответствующую деятельность (вошел в игру), сосредоточил на ней внимание, продвинулся вперед, но еще не достиг поставленной цели. После прерывания эксперимента ребенка просили оценить следующие факторы мотивации: привлекательность цели деятельности или соответствующей игры по шкале из трех пунктов: «интересная» (2 балла), «не интересная» (2 балла), «нет» (0 баллов), «не знаю» (1 балл); вероятность достижения поставленной цели: «да» (2 балла), «нет» (0 баллов), «не знаю» (1 балл); свои способности как достаточные для достижения поставленной цели: «достаточные» (2 балла), «не достаточные» (0 баллов), «не знаю» (1 балл). О детях, участвующих в эксперименте, экспериментатор, кроме того, заранее собрал от родителей и воспитателей дополнительную информацию о том, насколько часто соответствующий ребенок общается с разными людьми дома и в дошкольном учреждении. Родителям и воспитателям задавались в связи с этим следующие вопросы: . Есть ли у ребенка друзья (другие дети, с которыми он общается)? Сколько их? . Как часто и по какому поводу ребенок общается со своими сверстниками и друзьями (сколько примерно времени в часах он тратит на это ежедневно)? Ответы давались в произвольной форме, а далее производился их качественно - количественный анализ. Ответы на первый вопрос оценивались по количеству друзей, имеющихся у ребенка. Ответы на второй вопрос представлялись собой среднее время в часах, которое ребенок тратил в течение дня на общение со сверстниками. Исследование 2. Структура мотивации достижения успехов детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: дети младшего и старшего дошкольного возраста разного пола, 4-5 и 5-6 лет, 16 детей. Предмет исследования: структура мотивации достижения успехов. Гипотезы: . У детей старшего дошкольного возраста развито умение адекватно оценивать вероятность достижения успехов в разных видах деятельности и свои способности как достаточные или недостаточные для достижения успеха.
. Стремление к достижению успехов в старшем дошкольном возрасте по - разному проявляется в разных видах деятельности. 3. Существуют возрастные и половые различия в структуре мотивации достижения успехов у детей дошкольного возраста. Методы исследования: Для проверки гипотез 1 и 3 проводился эксперимент следующего содержания. Ребенок поочередно включался в различные достаточно трудные, но посильные для него виды деятельности, в которых его шансы добиться успеха или терпеть неудачу были примерно равны. Эти виды деятельности представляли собой учебную, игровую и трудовую деятельность. Использовались следующие задачи: на основе новых двигательных умений (простые гимнастические упражнения на координированные движения руками); задача конструкторского типа (на сборку конструкции деревянного домика из деталей); задача на словесно -логическое мышление (была взята из теста Векслера для детей); игра на продвижение по данному на карте маршруту к цели с бросанием кубиков с цифрами; уборка помещения. Все виды деятельности ребенок начинал, но они в скором времени прерывались экспериментатором, как только становилось ясно, что ребенок уже включился в соответствующий вид деятельности, вошел в него, но еще существенно не продвинулся вперед в достижении поставленной цели. После этого ребенка просили оценить вероятность достижения стоящей перед ним цели (варианты оценок были следующими: очень высокая (5 баллов), высокая (4балла), средняя (3балла), низкая (2 балла), очень низкая (1 балл), а также свои способности как достаточные или недостаточные для достижения поставленной цели (варианты оценок в этом случае были такими: вполне достаточные (5 баллов), достаточные (4 балла), средние (3 балла), недостаточные (2 балла), совершенно не достаточные (1 балл)). В заключение сравнивались ответы детей младшего и старшего дошкольного возраста. Кроме того, изучались различия в структуре мотивации достижения успехов мальчиков и девочек. Для проверки гипотез 2 и 3 после завершения исследования, описанного выше, ребенку предлагалось по своему усмотрению продолжить или прекратить прерванную деятельность. Если он принимал решение о том, чтобы продолжить соответствующую деятельность, то на основание этого делался вывод о том, что у данного ребенка имеется мотив достижения успеха; если он решал прекратить прерванную деятельность, не возвращаться к ней, то делался вывод о том, что у данного ребенка имелся мотив избежания неудачи. Для контрольной оценки наличия или отсутствия у ребенка того или иного мотива ему задавались следующие вопросы: «почему ты решил продолжить (или не продолжать) прерванную деятельность (работу, игру)?» «Хочешь ты или не хочешь добиться в ней поставленной цели?» Если ребенок, продолжив игру, отвечал, что он хочет добиться поставленной цели, то это ответ служил подтверждением наличия у него мотива достижения успеха. Если же ребенок, отказавшись продолжать прерванную деятельность, заявил, что ему это было не интересно или просто не хотелось, то из такого ответа следовало, что у данного ребенка отсутствует мотив достижения успеха. В этом случае ему дополнительно задавался следующий вопрос: «Как ты думаешь, если бы ты все же продолжил эту игру (данный вид деятельности), то добился бы ты в ней успеха или не добился?». Если на этот вопрос ребенок отвечал «добился», то это означало, у него не развит ни мотив достижения успеха, ни мотив избежания неудачи. Если же ответ был «не добился», то отсюда следовало, что у данного ребенка имеется мотив избежания неудачи. В заключение сравнивались данные, полученные на детях разного возраста и пола.
Исследование 3. Цель: изучение индивидуальных различий в мотивации власти у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: дети младшего и старшего дошкольного возраста, 4-5 лет, всего 14 детей разного пола. Предмет исследования: индивидуальные различия в мотивации власти. Гипотезы: . В мотивации власти у детей старшего дошкольного возраста в сравнении с младшим дошкольным возрастом существует более выраженные индивидуальные различия. . У детей старшего дошкольного возраста имеются межполовые различия в проявлениях мотивации власти. Методика исследования: Каждому ребенку задавали следующие вопросы относительно ситуации, возникшей во время тестирования мотива власти: . Хотелось ли тебе стать лидером, руководить игрой, быть в ней главным, командовать другими? Варианты ответов: «да» (2 балла), «нет» (0 баллов), «не знаю» (1 балл). В зависимости от варианта ответа на первый вопрос ребенку задавали следующие вопросы: . Если тебе не хотелось стать лидером, главным, ведущим, то почему? 1 . Если тебе хотелось быть лидером, ведущим в игре, то по какой причине? . Как ты думаешь, что тебе дало (или может дать) руководство другими детьми (быть среди них лидером, главным)? . Можешь ли ты стать главным (лидером, ведущим) в любой другой игре? Варианты ответов: «да» (2 балл), «нет» (0 баллов), «не знаю» (1 балл). . Разрешат ли другие дети командовать ими (быть лидером, главным)? Варианты ответов: «да» (2 балла), «нет» (0 баллов), «не знаю» (1 балл). . Если другие дети разрешат тебе командовать ими (быть лидером, На этот и последующие вопросы от ребенка получали обстоятельные, подробные ответы и записывали эти ответы для их последующего анализа. главным) то почему? Для облегчения ответа ребенка, на этот вопрос ему предлагали следующие варианты ответов а) потому, что мне так хочется; б) потому, что у меня это получится; в) потому, что я это сделаю лучше, чем другие дети; г) потому, что никто другой не захочет быть главным (лидером) в игре. . Насколько ты уверен в том, что сможешь руководить игрой (командовать другими детьми, быть среди них лидером)? Варианты ответов: а) абсолютно (полностью) уверен (5 баллов); б) уверен (4 балла); в) наполовину уверен, наполовину не уверен (3 балла); г) не уверен (2 балла); д) полностью не уверен (1 балл). В заключение исследования сравнивались между собой показатели мотива власти, а ответы на указанные выше вопросы подвергались количественно - качественному анализу.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.207.180.141 (0.014 с.) |