Глава 1. Личностные особенности дошкольников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Личностные особенности дошкольников



Оглавление

Введение

Глава 1. Личностные особенности дошкольников

Общая характеристика ситуации психологического развития детей дошкольного возраста

Структура личности дошкольника. Основные личностные новообразования дошкольного возраста

Мотивы социального поведения, их особенности

Глава 2. Структура мотивов социального поведения детей дошкольного возраста

Организация и методы исследования

Полученные результаты и их анализ

Заключение

Список литературы

 


Введение

 

Данная работа посвящена исследованию структуры мотивов социального поведения дошкольников.

Многоплановое психологическое исследование этой проблемы в отечественной психологии представляет определенный интерес. Актуальным является изучение социальной ситуации развития специфической для каждого возраста. Она характеризуется тем, что прежние мотивы теряют свою побудительную силу, рождаются новые, приводящие к переосмысливанию отношений с людьми и собственного поведения. До сих пор, однако, мало внимания уделялось изучению структуры мотивов социального поведения у детей.

Теоретической основой работы послужили исследования как отечественных, так и зарубежных психологов. В рамках отечественной психологии в первую очередь рассматривались работы таких ученых, как Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, М.И. Лисина, П.М. Якобсон. Из зарубежных, рассматривались работы таких ученых как: В. Макдугалл, Б. Рассел.

Цель исследования - изучить структуру мотивов социального поведения дошкольников.

Задачи исследования:

.   Проанализировать отечественную и зарубежную литературу по проблеме исследования.

.   Выявить основные личностные новообразования у детей дошкольного возраста.

.   Изучить мотивы социального поведения дошкольников.

Исследование проводилось на базе детского сада № 27 города Выкса Нижегородской области.

Предмет исследования - мотивы социального поведения детей дошкольного возраста.

Объект исследования - в исследование принимали участие три группы детей. Первая группа - дети младшего дошкольного возраста - 4-5 лет, 12 человек. Вторая группа - дети младшего и старшего дошкольного возраста - 4-5 и 5-6 лет, 16 человек. Третья группа - дети младшего и старшего дошкольного возраста - 4-5 лет, 14 человек.

Общая гипотеза: мотивы достижения успехов, избежания неудач, аффилиации, оказания помощи людям и власти отличаются у детей дошкольного возраста в зависимости от пола и ряда других факторов (частные гипотезы исследования, касающиеся особенностей разных мотивов социального поведения, сформулированы в начале экспериментальной главы).

В исследовании использовались три группы методик: первая группа направлена на изучение, структуры мотивации социального поведения детей младшего дошкольного возраста. Вторая группа направлена на изучение, структуры мотивации, достижения успехов детей старшего дошкольного возраста. Третья группа направлена на изучение индивидуальных различий в мотивации власти у детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость данной работы определяется тем, что полученные результаты могут быть полезны в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.

 


Глава 1. Личностные особенности дошкольников

Мотив аффилиации.

Мюррей в 1938 году описывал мотив аффилиации следующим образом: «Заводить дружбу и испытывать привязанность. Радоваться другим людям и жить вместе с ними. Сотрудничать и общаться с ними. Любить. Присоединяться к группам. Завязывание и поддерживание отношений с другими людьми может преследовать весьма различные цели, такие как «произвести впечатление», «властвовать над другими», «получать или оказывать помощь». Под аффилиацией (контактом, общением) мы подразумеваем определенный класс социальных взаимодействий, имеющий каждодневный и в то же время фундаментальный характер. Содержание их заключается в общении с другими людьми (в том числе с людьми незнакомыми или малознакомыми) и таком его поддержание, которое приносит удовлетворение, привлекает и обогащает обе стороны.

Степень достижения этих целей зависит не только от человека, стремящегося к аффилиации, но также и от его партнера. Человек, стремящийся к аффилиации, должен добиться многого. Прежде всего, он должен дать понять, что стремиться вступить в контакт, сообщив этому контакту привлекательность в глазах предполагаемого партнера. Он должен сделать очевидным для партнера, что рассматривает его как равного себе и предлагает ему полностью взаимные отношения, т.е. он не только стремится к аффилиации, но и одновременно выступает партнером по аффилиации для соответствующей потребности человека, с которым он вступает в контакт. Несимметричность в распределении ролей или далеко идущее желание превратить партнера в средство удовлетворения своих потребностей, «например, потребностей в независимости или зависимости, в превосходстве или уничижении, в силе или слабости, в предоставлении или получении помощи», наносят ущерб аффилиации как таковой или даже совсем разрушают ее. Наконец, человек, стремящийся к аффилиации, должен добиться определенного созвучия своих переживаний переживаниям партнера, что побуждало бы обе стороны к взаимодействию и ощущалось бы ими как нечто приятное, приносящее удовлетворение и поддерживающее чувство собственной ценности.

Цель аффилиации с точки зрения стремящегося к ней можно было бы определить как поиск если не любви со стороны партнера по аффилиации, то, по крайней мере, приятия, желанности себя, дружеской поддержки и симпатии. Однако подобное определение подчеркивает лишь одну сторону в отношениях аффилиации, а именно получение, и пренебрегает другой - отдачей. Вот почему гораздо более точным будет определить цель мотива аффилиации как взаимную и доверительную связь, при наличии которой каждый из партнеров если не любит другого, то относится к нему приязненно, принимает его, дружески поддерживает и симпатизирует ему. Для достижения и сохранения такого рода отношений существует много как вербальных, так и невербальных способов поведения; их можно наблюдать, в частности, при вступлении в контакт с незнакомыми людьми. О мотивированности поведения стремлением к аффилиации можно судить по качеству и позитивному содержанию речевых высказываний, по дружелюбному выражению лица, длительность контакта глаз, частоте кивания головой, по позе и жестикуляции и т.д.[44]

Мотив власти.

Власть представляет собой многомерное явление. Феномен власти, неравенство ее распределения между людьми, социальными группами и государственными институтами с давних времен порождали столько объяснений, обоснований и сомнений, сколько не вызывало ни одно другое явление. Бертран Рассел рассматривал власть как фундаментальное, объединяющее все социальные науки, объяснительное понятие, аналогичное понятию энергии в физике. Феномены власти чрезвычайно сложны; они основываются на повсеместно встречающейся ситуации социального конфликта, возникающего из - за несовместимости целей различных людей или средств их достижения. Понятию власти свойствен определенный негативный оттенок, поскольку она обычно связывается с представлениями о принуждении, угнетении, насилии или несправедливом господстве. Однако с этим понятием соотносятся и позитивно или, по крайней мере, нейтрально оцениваемые явления, такие как законное руководство, авторитет, признанное лидерство, влияние, воспитание, примирение интересов, групповая солидарность.

Во всех случаях речь о власти идет тогда, когда кто - либо оказывает в состоянии побудить другого сделать нечто, что этот другой не стал бы делать по собственной воле. Лишь определение Рассела охватывает более широкий круг явлений. Согласно этому определению, любое достижение намеченного результата действия уже есть проявление власти, независимо от того, приводит такое достижение к столкновению с другими людьми или нет.

Мотив власти направлен на приобретение и сохранение ее источников либо ради связанного с ним престижа и ощущения власти, либо ради влияния (оно может быть как основной, так и дополнительной целью мотива власти) на поведение и переживания других людей, которые, будучи представлены сами себе.

Более короткое и точное определение мотиву власти предложил Шмальт,

разделивший «надежду на власть» и «страх потерять власть»:…власть может быть понята как мотивационная тенденция, возбуждаемая уже существующей или предвосхищаемой асимметрией в статусе и ресурсах по крайней мере двумя людьми, которая обещает ощущением потери контроля. Таким образом, следует различать два мотивационных компонента: «надежду на власть» и «страх потери власти».[44]

Мотив агрессивности.

В обыденном языке слово «агрессия» означает множество разнообразных действий, которые нарушают физическую или психическую целостность другого человека «или группы людей», наносят ему материальный ущерб, препятствуют осуществлению его намерений, противодействуют его интересам или же ведут к его уничтожению. Такого рода антисоциальный оттенок заставляет относить к одной и той же категории столь различные явления, как детские ссоры и войны, упреки и убийство, наказание и бандитское нападение. Когда речь идет об агрессивных действиях, выявление условий их совершения является особо сложной задачей. Как и в случае других социальных мотиваций, человек, совершая агрессивное действие, как правило, не просто реагирует на какую - либо особенность ситуации, но оказывается включенным в сложную предысторию развития событий, что заставляет его оценивать намерения других людей и последствия собственных поступков. Поскольку многие, хотя и не все, виды агрессивных действий подлежат регуляции моральными и материальными санкциями, исследователю также приходится принимать в расчет многообразные и завуалированные формы агрессивного действия. Поскольку агрессия представляет собой социальный феномен, заключающийся во взаимодействии между действующим субъектом (агрессором) и другим человеком, испытывающим на себе его агрессию (жертвой), можно усомниться в том, что для понимания агрессии достаточно принимать во внимание лишь враждебные намерения одного действующего партнера. Потерпевший партнер по взаимодействию также должен в качестве жертвы принять к сведению намерения агрессора. Даже сам агрессор, в свою очередь, хочет быть уверенным в том, что его действия понимается жертвой именно так, как он его задумал, т.е. как акт враждебности.

Агрессивность - это компонент нормального поведения, высвобождающийся в связи с различными стимулами и в разных формах для удовлетворения жизненно важных потребностей и для устранения или преодоления всякой помехи физической и психологической целостности, способствующий самосохранению и сохранению вида и никогда, за исключением охоты, не вызывающей гибель противника.

Таким образом, уже в очень раннем возрасте формируются стабильные индивидуальные тенденции реагирования, или, иначе говоря, система мотива, по-разному выраженная у разных индивидуумов. Таким образом, мы можем рассматривать агрессивность как личностную диспозицию или, точнее, как переменную из категории мотивов. Каким будет поведение в том или ином конкретном случае, зависит, конечно, еще и от (воспринимаемых) особенностей ситуации. Исходя из различия ситуаций в различные возрастные периоды, охваченные лонгитюдными исследованиями, должна существовать и определенная последовательность агрессивного поведения в разных ситуациях. Конечно, решающую роль играют условия развития в семье и ближайшем окружении, а также полученный ребенком ранний опыт.[44]

Заключение

 

Как указывают специальные исследования, одним из условий, влияющих на личностные особенности дошкольников, является мотивы социального поведения.

Дошкольный возраст - это период активного освоения социального пространства. Ребенок постигает особенности человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, через игровые отношения и общение со сверстниками.

В дошкольном возрасте дети начинают руководствоваться в своем поведении, в оценках, даваемых себе и другим людям, определенными нравственными нормами. У них формируются более или менее устойчивые моральные представления, а также способность к нравственной саморегуляции.

Развитие личности дошкольника связано с появлением соподчинения мотивов, нарастанием произвольности поведения, освоением ряда нравственных норм, обретением более адекватной и устойчивой самооценки, развития высших чувств.

У ребенка в дошкольном возрасте формируются и личностные качества, связанные с отношениями к людям. Это в первую очередь внимание к человеку, к его заботам, бедам, переживаниям, успехам и неудачам. Сочувствие и заботливость по отношению к людям появляются у многих детей - дошкольников, причем не только в игровых ситуациях, но и в реальной жизни. Актуальным является социальная ситуация развития специфическая для каждого возраста, прежние мотивы теряют свою побудительную силу, рождаются новые, приводящие к переосмысливанию отношений с людьми и собственного поведения.

Полученные результаты могут быть полезны в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.


Список литературы

1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М., 1976.-158 с.

.   Асеев В.Г. Личность и значимость побуждений. - М., 1993.

.   Бороздина Л.В. Диагностика мотивации достижения успеха и избежания неудачи (авторская разработка психодиагностической схемы), - М., 2002.

.   Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.-464с.

.   Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка. Изучение мотивации детей и подростков. - М., 1972.

.   Васильев И.А., Магомед - Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием.- М.: МГУ, 1991.

.   Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека.- М.: МГУ, 1990.-288 с.

.   Войтонис Н.Ю. Экспериментальное изучение генетически первичных форм мотивации.- В кн.: инстинкты и навыки.- 1935.

.   Вопросы мотивации и эмоций. Вып. 1.Сб. переводов с французского (2-е издание). Уч. Пособие.- Изд-во МГУ, 1973.- 191с.

.   Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология.- М., 2004.-512с.

.   Джидарьян И.А. Эстетическая потребность.- М., 1976.- 192с.

.   Изучение мотивации поведения детей и подростков./ Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной.- М., 1972.- 352с.

.   Ильин Е.П. Мотивация и мотивы.- СПб., 2000.

.   Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности.- М., 1988.- 192с.

.   Леонтьев А.Н. Потребности и мотивы деятельности.- В кн.: Психология.- М., 1956.

.   Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. МГУ, 1971.

.   Магун В.С. Потребности и психология социальной деятельности личности.- Л., 1983.- 176с.

.   Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения.- М., 1990.- 192с.

.   Маслоу А.Г. Мотивация и личность.- СПб., 1999.

.   Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб., Питер, 2003.-352с.

.   Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека.- Пермь,1971.

.   Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности. Тематический сборник научных трудов.- М., 1988.

.   Мотивация жизнедеятельности студента.- Каунас, 1971.

.   Мотивация познавательной деятельности./ Под ред. Ю.Н. Кулюткина и Г.С. Сухобской.- Л., 1972.

.   Мясищев В.Н. Проблема потребностей в системе психологии.- «Ученые записки ЛГУ». Вып. 11, № 244, 1957.

.   Немов Р.С. Психология Кн. 2, М.-2001.-608с.

.   Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка.- СПб., 2002.- 640с.

.   Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология.- М., 2005.-288с.

.   Попова М.В. Психология растущего человека.- М.: ТЦ Сфера, 2002.- 128с.

.   Проблемы формирования социогенных потребностей. Материалы 1 Всесоюзной конференции (4-6 ноября 1974г.,Тбилиси).- Тбилиси, 1974.- 307с.

.   Соколова Е.Т. Мотивация и восприятие в норме и патологии.- М.: МГУ, 1976.- 128с.

.   Сосновский Б.А. Мотив и смысл.- М., 1993.- 199с.

.   Сапогова Е.Е. Психология развития человека.- М.: 2001.- 460с.

.   Судаков К.В. Биологические мотивации.- М., 1971.- 302с.

.   Узнадзе Д.Н. Теория установки.- М., 1997.- 448с.

.   Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение.- М., 2003.- 320с.

.   Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса.- СПб., 1999.

.   Фельдштейн Д.И. Психология взросления.- М., 2004.- 672с.

.   Фортунатов Г.А., Петровский А.В. Проблема потребностей в психологии личности.- «Вопросы психологии», 1956, №1.

.   Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Мотивация, эмоции, личность.- М.,1985.- 284с.

.   Фрэнкин Р. Мотивация поведения.- 5-е изд. - СПб.: Питер; 2003.- 651с.

.   Фридман Л.М. Психология детей и подростков.- М., 2004.- 480с.

.   Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. ч.1,2.- М., 1986.- 408.,392с.

.   Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность.- СПб.: Питер; 2003.- 860с.

.   Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения.- СПб.: Речь, 2001.- 240с.

.   Холл С.К., Линдсей Г. Теории личности.- М., 1997.- 720.

.   Хомская Е.Д. Мозг и активация.- М.: МГУ, 1972.-381с.

.   Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.- СПб., 1977.- 608с.

.   Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека.- М., 1969.- 317с.

.   Якобсон П.М. Психология чувств и мотивация.- Москва- Воронеж, 1998.- 304с.

Оглавление

Введение

Глава 1. Личностные особенности дошкольников

Общая характеристика ситуации психологического развития детей дошкольного возраста

Структура личности дошкольника. Основные личностные новообразования дошкольного возраста

Мотивы социального поведения, их особенности

Глава 2. Структура мотивов социального поведения детей дошкольного возраста

Организация и методы исследования

Полученные результаты и их анализ

Заключение

Список литературы

 


Введение

 

Данная работа посвящена исследованию структуры мотивов социального поведения дошкольников.

Многоплановое психологическое исследование этой проблемы в отечественной психологии представляет определенный интерес. Актуальным является изучение социальной ситуации развития специфической для каждого возраста. Она характеризуется тем, что прежние мотивы теряют свою побудительную силу, рождаются новые, приводящие к переосмысливанию отношений с людьми и собственного поведения. До сих пор, однако, мало внимания уделялось изучению структуры мотивов социального поведения у детей.

Теоретической основой работы послужили исследования как отечественных, так и зарубежных психологов. В рамках отечественной психологии в первую очередь рассматривались работы таких ученых, как Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, М.И. Лисина, П.М. Якобсон. Из зарубежных, рассматривались работы таких ученых как: В. Макдугалл, Б. Рассел.

Цель исследования - изучить структуру мотивов социального поведения дошкольников.

Задачи исследования:

.   Проанализировать отечественную и зарубежную литературу по проблеме исследования.

.   Выявить основные личностные новообразования у детей дошкольного возраста.

.   Изучить мотивы социального поведения дошкольников.

Исследование проводилось на базе детского сада № 27 города Выкса Нижегородской области.

Предмет исследования - мотивы социального поведения детей дошкольного возраста.

Объект исследования - в исследование принимали участие три группы детей. Первая группа - дети младшего дошкольного возраста - 4-5 лет, 12 человек. Вторая группа - дети младшего и старшего дошкольного возраста - 4-5 и 5-6 лет, 16 человек. Третья группа - дети младшего и старшего дошкольного возраста - 4-5 лет, 14 человек.

Общая гипотеза: мотивы достижения успехов, избежания неудач, аффилиации, оказания помощи людям и власти отличаются у детей дошкольного возраста в зависимости от пола и ряда других факторов (частные гипотезы исследования, касающиеся особенностей разных мотивов социального поведения, сформулированы в начале экспериментальной главы).

В исследовании использовались три группы методик: первая группа направлена на изучение, структуры мотивации социального поведения детей младшего дошкольного возраста. Вторая группа направлена на изучение, структуры мотивации, достижения успехов детей старшего дошкольного возраста. Третья группа направлена на изучение индивидуальных различий в мотивации власти у детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость данной работы определяется тем, что полученные результаты могут быть полезны в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.

 


Глава 1. Личностные особенности дошкольников



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 451; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.133.71 (0.055 с.)