Правовое регулирование банковской системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое регулирование банковской системы



 

Главными целями банковского регулирования являются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банковская система функционирует на базе законов и соответствующих подзаконных актов. Среди источников правового регулирования банковской системы главное место занимает Конституция Российской Федерации (ст.15, ст.75 Конституции РФ). Центральный банк является органом государственной власти и соответственно занимает определенное место в ее механизме и в системе разделения властей (ст.10, ст.71, ст.75 Конституции РФ). Деятельность банковской системы затрагивает права и свободы личности, связана с реализацией некоторых из них, закрепленных в Конституции (ст.8, ст.17, ст.18, ст.35, ст.55 Конституции РФ).

Банковская система функционирует на базе законов и соответствующих подзаконных актов, но главное место в правовом регулировании банковской системы занимает Конституция как основной закон государства.

Именно Конституция закрепляет те основы общественных отношений в сфере экономики, которые реализуются в деятельности банковской системы. Именно Конституция определяет те экономические права личности, которые помогает реализовать эффективно функционирующая банковская система.

Современное правовое регулирование банковской деятельности Российской Федерации строится на множестве разноуровневых актов. Рассмотрим этот пласт нормативных актов, выстроив четкую иерархию.

Центральное, ключевое значение в системе законодательных актов о банковской деятельности имеют следующие два закона:

В первую очередь необходимо выделить Федеральный закон от 10 июля 2002г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» (с изменениями от 10 января 2003г.). Закон «О Центральном банке Российской Федерации» устанавливает основы функционирования Центрального Банка России. Он носит комплексный характер, включая различные нормы регулирующие как устройство и положение Центрального банка Российской Федерации в государстве, денежную политику, так и нормы регулирующие особенности трудовых отношений с служащими центрального банка.

Второй по значению - Федеральный закон от 2 декабря 1990г. № 395 «О банках и банковской деятельности (с изменениями от 8 апреля 2008г.). Федеральный Закон «О банках и банковской деятельности» - специальный отраслевой законодательный акт, регулирующий правовой статус субъектов и формы банковской деятельности в Российской Федерации.

Помимо названных законодательных актов правовое регулирование банковской деятельности в РФ строится на множестве иных законодательных актов. В частности можно выделить: Федеральный закон от 23 июня 1999г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (с изменениями от 30 декабря 2001г.); Федеральный закон от 7 августа 2001г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (с изменениями от 8 сентября 2004г.), Закон РФ от 9 октября 1992г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изменениями от 29 июня 2004г.).

Наряду с законодательными актами, правовое регулирование банковской деятельности строится и на подзаконных нормативных актах. В частности можно выделить:

- Указ Президента РФ от 10 июня 1994г. № 1184 «О совершенствовании работы банковской системы Российской Федерации» (с изменениями от 27 апреля 1995г.);

-  Постановление Правительства РФ от 7 марта 2000г. № 194 «Об условиях антимонопольного контроля на рынке финансовых услуг и об утверждении методики определения оборота и границ рынка финансовых услуг финансовых организаций»;

-  Распоряжение Правительства РФ от 2 апреля 2002г. № 454-р «О прекращении участия федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений в уставных капиталах кредитных организаций».

Кредитные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации кредитных организаций.

Особенности регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями устанавливаются иными нормативными актами Банка России. В частности можно выделить «Положение об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями и о порядке получения предварительного разрешения Банка России на увеличение уставного капитала зарегистрированной кредитной организации за счет средств нерезидентов», утвержденное приказом Центрального Банка России от 23 апреля 1997г. № 02-195.

Действующее законодательство предъявляет особые требования к назначению руководства кредитной организации (ст. 11.1 Закона «О банках и банковской деятельности»).

Порядок создания и деятельности ассоциаций и союзов регулируется Федеральным закон от 12 января 1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Наряду с образованием ассоциаций и союзов, кредитные организации могут быть участниками банковских групп и банковских холдингов.

Банковская группа - это не являющееся юридическим лицом объединение кредитных организаций, в котором одна (головная) кредитная организация оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления другой (других) кредитной организации (кредитных организаций). В отличие от банковской группы банковский холдинг состоит не только из кредитных организаций, причем головная организация банковского холдинга - юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией, - имеет возможность прямо или косвенно (через третье лицо) оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации.

Огромную роль, на современном этапе развития законодательства о банках и банковской деятельности играют ведомственные акты Центрального банка России. В этой связи, одним из элементов особого публично-правового статуса Центрального банка РФ является право осуществлять нормотворчество. Согласно ст.7 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим и другими федеральными законами, издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Согласно Положению Центрального банка России от 18 июля 2000г. № 115-П Банк России издает также официальные разъяснения по вопросам применения федеральных законов и иных нормативных правовых актов. Эти разъяснения нормативными актами не являются, однако «обязательны для применения субъектами, на которых распространяет свою силу нормативный правовой акт, по вопросам применения которого издано официальное разъяснение Центрального банка России».

Осуществление нормотворческой функции регламентировано Банком России в Положении о порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России, утвержденном 15 сентября 1997г.

Банковские законы и соответствующие им подзаконные нормативные акты устанавливают финансовые нормативы, которые должны соблюдаться кредитными организациями. Финансовые нормативы - это фактически технологические нормы, обеспечивающие надежность банковских операций. Но поскольку они устанавливаются нормативными актами, то тем самым и приобретают юридическую форму.

Официальные разъяснения Банка России по вопросам применения федеральных законов, иных нормативных правовых актов (кроме нормативных актов Банка России) являются актами толкования права и могут приниматься Банком только при условии, что это прямо предусмотрено федеральными законами для случаев их толкования, а также иными нормативными правовыми актами для случаев толкования последних. Нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании Банка России - «Вестнике Банка России», за исключением случаев, установленных Советом директоров. Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы. Нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Не подлежат государственной регистрации нормативные акты Банка России, устанавливающие: курсы иностранных валют по отношению к рублю; изменение процентных ставок; размер резервных требований; размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп; прямые количественные ограничения; правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России; порядок обеспечения функционирования системы Банка России.

Также не подлежат государственной регистрации иные нормативные акты Банка России, которые в соответствии с порядком, установленным для федеральных органов исполнительной власти, не подлежат регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации.

В числе действующих актов ЦБ России можно выделить: 1. Письмо Банка России от 04.07.2008 № 80-Т «Об усилении контроля за отдельными операциями физических и юридических лиц с векселями». 2. Письмо Банка России от 09.06.2006 № 82-Т «Об информировании уполномоченными банками физических лиц о курсах иностранных валют, используемых при совершении операций с наличной валютой и чеками».

Указание Банка России от 29 мая 2006 года № 1688-У «Об отмене требования обязательного использования специальных счетов при осуществлении валютных операций и о признании утратившими силу отдельных нормативных актов Банка России.

Таким образом, банковская система не изолирована от окружающей среды, напротив, она тесно взаимодействует с ней, представляет собой подсистему более общего образования, какой служит экономическая система. В банковскую систему Российской Федерации входят: Банк России, его учреждения, кредитные организации, включая дочерние банки иностранных и международных банков, их филиалы и представительства.

Основной задачей развития банковской системы является повышение эффективности осуществляемой банковским сектором деятельности по аккумулированию денежных средств населения и организаций и их трансформации в кредиты и инвестиции;

Государственное регулирование банковской деятельности представляет собой нормотворческую и индивидуально-властную деятельность субъектов регулирования, направленную на упорядочение создания и деятельности кредитных организаций, банковской системы в целом, формирование и поддержание устойчивого правового порядка в сфере банковской деятельности, защиту прав и законных интересов ее участников и частных лиц.

Таким образом, рассмотрев теоретические основы структуры и механизма функционирования банковской системы мы можем изучить особенности банковской системы Российской Федерации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.173.112 (0.007 с.)