Классификация фактографических автоматизированных систем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация фактографических автоматизированных систем



Содержание

 

Введение

Учебные вопросы:

1. Классификация фактографических систем.

2. Фактографические АИПС.

3. Системы автоматизированного управления.

Заключение

Введение

С развитием информационных технологий и техники все большее значение и распространение приобретает такой вид информационных систем, как автоматизированные информационные системы.

Автоматизированная информационная система (АИС) является средой, составляющими элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, базы данных и другие современные информационные технологии и техника.

АИС - система для организации информационных процессов сбора, хранения, обработки и передачи информации в интересах достижения поставленной перед информационной системой цели, использующая компьютерную информационную технологию.

В основе современных АИС лежит совокупность структурированных данных (базы данных или базы знаний) и информационных технологий, реализующих информационные процессы.

Классифицировать АИС достаточно сложно из-за их разнообразия и постоянного развития структур и функций.

В качестве признаков классификации используются: область применения, охватываемая территория, организация информационных процессов, направление деятельности, структура и др.

Например, по территориальному признаку АИС классифицируются на международные, общегосударственные, геоинформационные, области, республики, округа, города, района и т.д.

По сфере применения различают АИС в экономике, в промышленности, в торговле, на транспорте, в правовой сфере, в медицине, в учебных заведениях и т.п.

В рамках одной сферы АИС можно классифицировать по видам деятельности. Так, например, все правовые информационные системы можно условно разбить на АИС, используемые в правотворчестве, правоприменительной практике, правоохранительной деятельности, правовом образовании и воспитании. Конечно, следует понимать, что подобного рода классификация достаточно условна, так как одни и те же АИС могут использоваться в различных видах правовой деятельности.

Фактографический поиск - это

процесс поиска фактов, соответствующих информационному запросу.
К фактографическим данным относятся сведения, извлеченные из документов, как первичных, так и вторичных и получаемые непосредственно из источников их возникновения.

Различают два вида:

1. Документально-фактографический, заключается в поиске в документах фрагментов текста, содержащих факты.

2. Фактологический (описание фактов), предполагающий создание новых фактографических описаний в процессе поиска путем логической переработки найденной фактографической информации.

Информационный поиск — большая междисциплинарная область науки, стоящая на пересечении когнитивной психологии, информатики, информационного дизайна, лингвистики, семиотики, и библиотечного дела.

Запрос и объект запроса

Говоря о системах ИП, употребляют термины запрос и объект запроса.

Запрос — это формализованный способ выражения информационных потребностей пользователем системы. Для выражения информационной потребности используется язык поисковых запросов, синтаксис варьируется от системы к системе. Кроме специального языка запросов, современные поисковые системы позволяют вводить запрос на естественном языке.

Объект запроса — это информационная сущность, которая хранится в базе автоматизированной системы поиска. Несмотря на то, что наиболее распространенным объектом запроса является текстовый документ, не существует никаких принципиальных ограничений. В частности, возможен поиск изображений, музыки и другой мультимедиа информации. Процесс занесения объектов поиска в ИПС называется индексацией. Далеко не всегда ИПС хранит точную копию объекта, нередко вместо неё хранится суррогат.

Фактографические АИПС.

 

В информационном обеспечении (ИО) органов внутренних дел (ОВД) централь­ное место занимают учеты, которые используются для регистрации пер­вичной информации о преступлениях и лицах, их совершивших,

Учет это система регистрации и хранения информации о лицах, совершивших преступления, о самих преступлениях и связанных с ними фактах и предметах. Учеты = БД и/или БЗ.

Базы данных (учеты) реализованы на фактографичесом принципе построения автоматизированных систем.

Первоначально учеты назывались уголовной регистрацией, что от­ражало суть деятельности по регистрации преступников.

Информацию о лицах упорядочивали по определенным группам при­знаков, что способствовало своевременному поиску необходимых сведе­нии. В последующем учитывать стали не только самих преступников, но и предметы, следы, имевшие отношение к совершенному преступлению.

Впервые учеты были применены во Франции А. Бертильоном в на­чалеXIX века. В предложенном им криминалистическом учете фотосним­ки преступников группировались по определенным признакам. Впоследст­вии Р. А. Рейсом была разработана система ведения картотеки с антропо­логическим описанием личности, в которую заносились такие характери­стики, как рост, цвет глаз, параметры головы и др. Наиболее эффективной оказалась немецкая система учета, состоявшая из трех взаимосвязанных частей для регистрации признаков внешности преступников - альбома фо­тографий, картотеки особых примет и фототеки.

Учеты органов внутренних дел в зависимости от способа обработки информации подразделяются на три вида: ручные, механизированные и автоматизированные.

В практической работе правоохранительных органов автоматизированные учеты реализуются с помощью ряда фактографических АИПС[1]:

· АИПС «КАРТОТЕКА» – обеспечивает автоматизированный пофамильный и дактилоскопический учет, который служит для получения сведений о гражданах РФ, иностранцах и лиц без гражданства:

1) о судимости, месте и времени отбывания наказания, дате и основании освобождения, о смерти в местах лишения свободы, об изменении приговора, амнистии, о месте жительства и работе до осуждения;

2)  о розыске лиц, задержанных за бродяжничество, перемещении осужденных;

3) о группе крови, дактилоскопической формуле.

· АИПС «ОПОЗНАНИЕ» – выдает информацию о лицах, пропавших без вести, неопознанных трупах, неизвестных больных и детях – гражданах Российской федерации, СНГ и лицах без гражданства.

· АИПС «ФР-ОПОВЕЩЕНИЕ» – обеспечивает учет преступников, разыскиваемых по искам предприятий и организаций (госдолжников) или граждан (неплательщиков алиментов), пропавших без вести, отрабатывает запросы на лиц, находящихся в федеральном розыске, а также готовит циркуляры на объявление или прекращение розыска.

· АИПС «ОРУЖИЕ» – позволяет вести учет утраченного (похищенного, утерянного) и выявленного (изъятого, найденного, добровольно сданного) вооружения (стрелковое оружие, гранатометы, артиллерийские системы и др.).

· АИПС «АВТОПОИСК» – содержит информацию о легковых и грузовых автомобилях, автобусах, полуприцепах отечественного и иностранного производства со следующими установочными данными – госномер, номера двигателя, кузова, шасси. В информационных центрах МВД, УВД дополнительно осуществляется регистрация мотоциклов, мотороллеров и мотоколясок.

· АИПС «АНТИКВАРИАТ» – выдает сведения об утраченных и выявленных предметах, представляющих историческую, художественную или научную ценность. К ним относятся археологические находки, предметы древности, антропологические и этнографические предметы, исторические реликвии, художественные произведения и предметы искусства.

· АИПС «ВЕЩЬ» – информирует пользователя о похищенных и изъятых номерных вещах, а также документах, ценных бумагах общего государственного обращения в связи с совершенными преступлениями.

· АИПС «СЕЙФ» – позволяет осуществлять сбор, обработку и выдачу информации о преступлениях, при совершении которых взламывались металлические хранилища.

· АИПС «ДОСЬЕ» – позволяет получить сведения об особо опасных рецидивистах, «ворах в законе», «авторитетах» преступного мира и др.: установочные данные, приметы, место работы, жительства, связи, привычки и т.п.

· АИПС «НАСИЛИЕ» – такими сведениями о тяжких нераскрытых и раскрытых преступлениях, связанных с насилием против личности, как предмет посягательства, место, время и способ совершения, описание изъятых следов и др.

 

Для учета правонарушений, совершенных иностранцами и лицами без гражданства разработана АИПС «КРИМИНАЛ-И», включающая пять подсистем:

а) АИПС «Криминал-И Адмпрактика» – содержит сведения об иностранцах лиц без гражданства, совершивших административные правонарушения;

б) АИПС «Криминал-И Преступление» – выдает сведения о происшествиях и преступлениях с участием иностранцев и ЛБГ;

в) АИПС «Криминал-И ДТП» – обеспечивает сведениями об иностранцах и ЛБГ, участниках ДТП на территории России;

г) АИПС «Криминал-И Розыск» – содержит данные о находящихся в розыске или разыскиваемых иностранцах;

д) АИПС «Криминал-И Наказание» – содержит сведения об иностранцах и гражданах России, постоянно проживающих за границей, находящихся под следствием, арестованных или отбывающих наказание на территории РФ.

В АИПС вся поступающая информация учитывается и систематизируется таким образом, чтобы:

·организовать неоднократное обращение к ней различных аппаратов и служб ОВД;

·постоянно пополнять ее новой и удалять устаревшую информацию;

·обеспечить однократный ввод информации и последующее ее многократное использование;

·организовать сбор, обработку и выдачу данных в строгом соответствии с нормативными актами, регламентирующими ведение оперативно-розыскных и профилактических учетов органами внутренних дел.

Учеты классифицируют по двум  признакам.

1.По функциональному признаку различают три группы учета:

а) оперативно-справочные;

б) розыскные;

в) криминалистические.

2. По объектовому признаку учеты разделяют тоже на три группы:

а) лиц;

б) преступлений (правонарушений);

в) предметов.

Основная оперативно-справочная и розыскная информация формируются в горрайлинорганах. При этом:

· часть информации оседает на месте в локальных учетах горрайлинорганов (на местном уровне ведется до 60 учетов[2]);

· другая часть – направляется на региональный уровень (в ИЦ МВД, ГУВД, УВД по субъекту федерации), а также на федеральный уровень (в ГИАЦ  МВД) для формирования федеральной базы, где ведется 14 учетов [4].  Эти учеты являются ресурсом общего пользования, к которому обеспечивается регламентированный доступ. Доступ обеспечивается сотрудникам не только федерального и регионального уровня, но территориального уровня.

Реализация такого подхода обеспечивает выполнение принципа централизации учетов.

Первые АИПС появились в полиции США в начале 1950-х гг. и предназначались для обеспечения розыска угнанных автомашин. В Европе АИПС стали эксплуатироваться с средины 1950-х гг. в полиции ФРГ. В настоящее время во всех развитых странах компьютерные системы применяются для решения широкого круга полицейских задач.

В России (на современном этапе) внедрение АИПС тесно связано с ЕИТКС, которую мы рассмотрим при изучении 13- й темы.

Значение подсистемы

Подсистема «Карточка происшествий» ускоряет реагирование оперативных сотрудников всего города на происшествие, упрощает их работу и делает ее более эффективной и контролируемой. Это происходит благодаря тому, что взаимодействие всех оперативных служб происходит в едином информационном пространстве, координатором которого является Оперативный дежурный ДЧ.

Значение подсистемы

Только факты: • в опытной эксплуатации с 2010 г.; • более 1300 пользователей; • более 10 000 сообщений за сутки; • функционирует в круглосуточном режиме.

Подсистема «Электронная книга учёта сообщений о происшествиях» позволяет повысить эффективность работы сотрудников дежурных частей за счёт автоматизации процессов регистрации сообщений. Взаимодействие подсистем ЭКУСП и «Оперативная сводка» (для которой ЭКУСП является источником основной информации) дает возможность снизить нагрузку на работников дежурных частей (которые ранее должны были дважды фиксировать данные), а также сократить время реагирования на происшествия.

 «Оперативная сводка»

«Оперативная сводка» – программа, которая позволяет вести статистику и составлять сводку всех значимых происшествий в городе за предыдущие сутки. Она предназначается для руководящего состава и информирует об обстановке в городе, позволяя своевременно принимать необходимые решения для более эффективного планирования сил и средств, задействованных в оперативном реагировании.

Подсистема автоматизирует сбор, обработку и документирование в едином виде подробной информации о значимых происшествиях. В «сводке» можно фиксировать любые детали происшествия, например, приметы участников происшествия, состав преступления, личности свидетелей, их показания.

Срок составления оперативной сводки – 1 сутки. Данные происшествий попадают в сводку, проходя несколько этапов фильтрации, и в результате в отчет поступает только значимая информация. Каждые сутки оперативная сводка отправляется руководящему составу по различным каналам связи. Также система обеспечивает передачу информации в Дежурную часть ГУ МВД России в специальном формате. Уполномоченные сотрудники оценивают оперативную обстановку в городе и принимают решения о перераспределении сил и средств для решения оперативных задач.

Начиная с конца 2010 г. подсистема начала работать в новом режиме взаимодействия с электронной Книгой учёта сообщений о происшествиях (ЭКУСП). Теперь нет необходимости вводить данные, которые были зарегистрированы в «рукописной» КУСП, – они поступают в «Оперативную сводку» в автоматизированном режиме. Новая версия подсистемы сохранила привычный функционал своей предшественницы.

Значение подсистемы

Только факты: • в промышленной эксплуатации с 2005 г. (первая версия); • в опытной эксплуатации с 2010 г. (в версии совместной работы «Оперативной сводки» и ЭКУСП); • более 1300 пользователей; • более 4000 сообщений за сутки; • функционирует в круглосуточном режиме.

Благодаря «Оперативной сводке», в городе поддерживается высокий уровень контроля криминогенной обстановки, а распределение задач по раскрытию преступлений происходит по отработанной эффективной схеме. Подсистема помогает эффективно накапливать, сортировать и анализировать информацию. В частности, это гарантирует должное внимание со стороны ответственных служб и принятие соответствующих мер по каждому значимому происшествию. В целом для города это означает, что силы и ресурсы ГУ МВД будут распределены необходимым образом по территории Москвы и обеспечат стабильную обстановку и контроль над локальными криминогенными всплесками.

Для обеспечения хранения в базах данных ГУ МВД и УВД достоверной информации об оперативной обстановке, формирования различных статистических данных, а также для предоставления заинтересованным организациям сведений, необходимых для принятия решения по управлению силами и средствами, реализовано взаимодействие со следующими внешними информационными ресурсами и системами:

• системой общественной безопасности города (СОБГ);

• базами данных зональных информационных центров;

• автоматизированной системой УГИБДД ГУ МВД;

• базами данных МГТС;

• базами данных УФМС;

• системами и рабочими местами различных подразделений (удаленные абоненты).

 

Заключение

 

Обобщая материал лекции, следует отметить, что фактографические базы данных (системы) служат основой для реализации различных видов автоматизированных систем в ОВД: АИПС, АСУ, АРМ и др. Их разработка и внедрение уже имеет свою историю, а также имеет и перспективы развития. На примере КАСУ ДЧ в Москве проиллюстрировали как повысилась оперативность и эффективность сотрудников ГУ МВД России по г. Москве, тем самым увеличился процент раскрываемости преступлений.

Контрольные вопросы

 

1.Охарактеризуйте фактографические АИС.

2.Фактографический поиск.

3.Система учетов ОВД.

 

 

Литература

Основная

1. Степанов А.Н. Информатика. Базовый курс для студентов гуманитарных специальностей высших учебных заведений. – СПб., Питер, 2011.

2. Симонович С.В. Информатика. Базовый курс. – СПб., Питер, 2011.

Дополнительная

3. Информатика и математика для юристов [Текст]: Учебник для вузов / ред. С.Я.Казанцев, ред. Н.М. Дубинина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 558с. – Библиогр.: 548-553.

4. Баранов П.Б. Об итогах реализации мероприятий Программы МВД России «Создание ЕИТКС ОВД» и приоритетных направлениях внедрения информационных технологий в деятельность МВД России. Тематический сборник «Информационные технологии, связь и защита информации МВД России» – 2011. с. 21-25. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.mvd.informost.ru/2011/pdf/1-6.pdf (на данном СD в части 1 сборника).

5. Использование возможностей ЕИТКС ОВД в деятельности органов предварительного следствия в системе МВД России: учебное пособие / под редакцией И.А. Попова. – М.: Проспект, 2011. – 112 с.

6. Классификация информационных систем. Сайт Экономико-правовая библиотека. — [Электронный ресурс]. — URL: http://www.pravo.vuzlib.org/book_z160_page_26.html.

7. Сайт Красноярского государственного университета. — Дата обновления: 11 сентября 2012. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.kgau.ru/

8. Стружук Т.О. Комплексная автоматизированная система управления Дежурной части ГУ МВД России по г. Москве [Электронный ресурс]. — URL: http://jet.msk.su/projects/state_stuctures/detail.php?id=3360 (на данном СD).

 


[1] стр. 343, 332-344, 319, 321, 322, 325, 362 в учебнике [3].

[2] http://www.mvd.informost.ru/2011/pdf/1-6.pdf

[3] стр. 345-346 учебника [3].

[4] стр. 1-6 статьи [8].

Содержание

 

Введение

Учебные вопросы:

1. Классификация фактографических систем.

2. Фактографические АИПС.

3. Системы автоматизированного управления.

Заключение

Введение

С развитием информационных технологий и техники все большее значение и распространение приобретает такой вид информационных систем, как автоматизированные информационные системы.

Автоматизированная информационная система (АИС) является средой, составляющими элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, базы данных и другие современные информационные технологии и техника.

АИС - система для организации информационных процессов сбора, хранения, обработки и передачи информации в интересах достижения поставленной перед информационной системой цели, использующая компьютерную информационную технологию.

В основе современных АИС лежит совокупность структурированных данных (базы данных или базы знаний) и информационных технологий, реализующих информационные процессы.

Классифицировать АИС достаточно сложно из-за их разнообразия и постоянного развития структур и функций.

В качестве признаков классификации используются: область применения, охватываемая территория, организация информационных процессов, направление деятельности, структура и др.

Например, по территориальному признаку АИС классифицируются на международные, общегосударственные, геоинформационные, области, республики, округа, города, района и т.д.

По сфере применения различают АИС в экономике, в промышленности, в торговле, на транспорте, в правовой сфере, в медицине, в учебных заведениях и т.п.

В рамках одной сферы АИС можно классифицировать по видам деятельности. Так, например, все правовые информационные системы можно условно разбить на АИС, используемые в правотворчестве, правоприменительной практике, правоохранительной деятельности, правовом образовании и воспитании. Конечно, следует понимать, что подобного рода классификация достаточно условна, так как одни и те же АИС могут использоваться в различных видах правовой деятельности.

Классификация фактографических автоматизированных систем

С точки зрения разработки автоматизированных систем в области права выделяются классификации на документированную и фактографическую правовую информацию.

Документированная информация (документ) - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Указанные реквизиты являются основными основаниями для классификации обрабатываемой информации.

В документальных системах объектами обработки, хранения и поиска являются определенные документы (книги, статьи, патенты и прочие информационные материалы). Д окументальные информационные системы обрабатывают слабоструктурируемую текстовую информацию.

Фактографическая информация - это описание выбранных характеристик, свойств объектов, информация о которых собирается, систематизируется и обрабатывается в данной информационной системе. Для каждой характеристики должна быть точно определена форма ее представления в системе (текстовая, графическая, звуковая и т.д.). Вид хранимой и обрабатываемой автоматизированной системой информации во многом определяет ее программно-техническое решение.

Фактографические информационные системы обрабатывают жестко структурируемую информацию. Фактографические АИС накапливают и хранят данные в виде множества экземпляров одного или нескольких типов структурных элементов (информационных объектов). Каждый из таких экземпляров структурных элементов или некоторая их совокупность отражают сведения по какому-либо факту, событию и т. д., отделенному (вычлененному) от всех прочих сведений и фактов.

В соответствии с классификацией АИС по степени сложности технической, вычислительной, аналитической и логической обработки используемой информации принято в общем случае выделять:

автоматизированные системы обработки данных (АСОД);

автоматизированные информационно-поисковые системы (АИПС);

автоматизированные информационно-справочные системы (АИСС);

автоматизированные рабочие места (АРМ);

автоматизированные системы управления (АСУ);

автоматизированные информационно-логические системы (АИЛС);

экспертные системы (ЭС) и системы поддержки принятия решений.

Из этих видов только 4 из них (частично или полностью) используют фактографическое представление данных. К ним относятся:

1) фактографические АИПС (не следует путать с документальными АИПС);

2) автоматизированные информационно-справочные системы (АИСС);

3) автоматизированные системы управления (АСУ);

4) автоматизированные рабочие места (АРМ).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-10-15; просмотров: 547; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.244.83 (0.065 с.)