В условиях международных конфликтов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В условиях международных конфликтов



КУРСОВАЯ РАБОТА

СТРАТЕГИИ РЕАГИРОВАНИЯ НАТО

В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНФЛИКТОВ

И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С РОССИЕЙ

 

2004 год

О Г Л А В Л Е Н И Е:

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................... 3

ГЛАВА 1.СТРАТЕГИИ ВНЕШНЕГО И ВНУТРЕННЕГО АНТИКРИЗИСНОГО РЕАГИРОВАНИЯ НАТО В МЕЖДУНАРОДНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ КОНЦА 90-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА........................................................................................................................ 7

1.1. Факторы пересмотра стратегических приоритетов НАТО....................................... 7

1.2. Концепции институциональной реорганизации НАТО.......................................... 11

1.3.Новая внешнеполитическая стратегическая концепция НАТО.......................... 14

ГЛАВА 2.ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РОССИИ И НАТО В СВЕТЕ ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА В КОСОВО...................................................................................................... 17

2.1.Взаимоотношения России и НАТО в свете обострения кризиса в Косово........ 17

2.2.Возможные пути разрешения нового косовского кризиса................................... 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................................... 23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................................................... 25


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы. С завершением «холодной войны» проблемы войны и мира приобрели новое звучание. Надежды на то, что XXI век будет более безопасным для человечества, чем XX, пока не оправдываются. Наблюдается рост числа неядерных, локальных, межгосударственных и внутригосударственных конфликтов. В условиях роста разрушительной силы обычного оружия, последствия этих конфликтов становятся все более опасными. Сохраняются разногласия по многим вопросам, в том числе и относящимся к сфере военной безопасности, между Российской Федерацией и Соединенными Штатами, которые остаются наиболее мощными в военном отношении державами современного мира. От того, какие подходы к этим проблемам возобладают в США, самой сильной в военном отношении державе современности, ядре системы союзов, главным из которых является Североатлантический альянс, во многом зависит будущее состояние системы международных отношений.

Именно на данном этапе мирового развития закладываются основы стратегии расширяющегося на Восток блока НАТО, определяются контуры военно-политических доктрин и направлений военного строительства США на XXI век. Очевидно, то, как они будут сформулированы и реализованы, повлияет на содержание военных доктрин и направленность военного строительства других стран мира, в том числе и Российской Федерации.

Начиная с 1993 г., расширение Североатлантического альянса на восток образует одну из ведущих сюжетных линий в отношениях между Россией и Западом, в формировании российской внешней политики в целом, в борьбе идей и политических течений по вопросу о военно-стратегической ориентации России и, в конечном счете, о ее цивилизационной принадлежности. При этом история дискуссий о расширении НАТО свидетельствует о глубоких различиях в восприятии проблемы российскими и западными наблюдателями.

Новую волну интереса к проблемам войны и мира, уже в преломлении к современным реальностям, вызвали события вокруг Югославии и в Ираке. Военные операции, проведенные НАТО против Сербии и в Ираке показали, как правящая элита США укрепляет свое положение в мире. Силовые акции стали восприниматься не только как оправданные, но и целесообразные[1]. В США постоянная готовность к войне рассматривается как ключевой фактор, благодаря которому остальные слагаемые национальной мощи приобретают реальную значимость а международных отношениях[2]. Победив в «холодной войне», США перешли к политике «ультраколониализма»[3], установления контроля над мировыми ресурсами.

Российскими специалистами подготовлен ряд аналитических материалов[4], посвященных различным аспектам политики США в области обороны, развитию и финансированию отдельных военных программ, изменениям в стратегии НАТО в новых политических условиях. Эти публикации и материалы представляют значительный интерес для понимания взглядов правящих кругов США на роль военной силы в современном мире.

Острый конфликт сил НАТО с гражданским населением в Ираке и события в Косово (в 90-х годах ХХ века и 17 марта 2004 года) обнажили целый комплекс проблем, сопутствующих Североатлантическому альянсу на протяжении последних лет, их неспособность урегулировать острые этнополитические и внутриполитические конфликты.

На этом неблагоприятном фоне во всей полноте проявился и институциональный кризис в самих НАТО, не позволяющей этой структуре, использующей  устаревшие доктрины и технологии, принимать адекватные и оперативные решения по сложным политическим. Разрушение мифа о «сербской национальной нетерпимости» по отношению к албанцам поставило задачу пересмотра подходов не только к разрешению косовского кризиса, но и всей дальнейшей стратегии альянса по вопросам урегулирования локальных конфликтов. В одном из немногочисленных исследований по проблемам Югославии подчеркивается, что кризис, разразившийся в этой стране и вылившийся в кровопролитную войну на Балканах, стал одним из самых серьезных по значимости и последствиям событии а политической жизни Европы после окончания Второй мировой войны. Безусловно, распад СФРЮ находился в контексте еще более крупномасштабных перемен, потрясший всю Восточную Европу на переживаемом нами ныне историческом этапе[5]. События в Ираке способны вовлечь в затяжной вооруженный конфликт фактически весь Ближний Восток.

В этих условиях антикризисная стратегия и операции НАТО, их характер и направленность приобретают критическое значение как с точки зрения взаимоотношений России с альянсом, так и в свете более широких интересов обеспечения безопасности Российской Федерации.

Цель курсовой работы - показать стратегии кризисного реагирования НАТО в условиях международных конфликтов и их влияние на взаимоотношения с Россией.

Цель работы обусловила решение следующих задач:

_определить факторы пересмотра стратегических приоритетов НАТО после окончания «холодной войны»;

_проанализировать внешние и внутренние стратегии антикризисного реагирования НАТО в новых международных условиях;

_показать воздействие новых стратегий НАТО на взаимоотношения с Россией на примере вооруженного конфликта в Косово весной 2004 года;

_определить возможные пути разрешения косовского кризиса.

Теоретическая основа работы. Современная американская политическая мысль продолжает опираться на подходы, разработанные в период «холодной войны» такими аналитиками, как 3. Бжезинский, Г. Кан, Дж. Кеннан, Г. Киссинджер, Г. Моргентау, У. Ростоу, Р. Страус-Хюпе, поэтому в данной работе были использованы основные положения, изложенные в наиболее известных работах перечисленных авторов.

В курсовой работе также были использованы публикации А.Д.Богатурова, И.Ю.Жинкиной, Б.Н.Занегина, Ю.А.Иванова и других, международно-правовые акты, регулирующие взаимоотношения России с Североатлантическим альянсом.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, антикризисная стратегия НАТО не сводится только к операциям по поддержанию мира. Она предполагает миротворчество лишь на посткризисном этапе, тогда как объектом, а иногда и частью собственно «антикризисных» действий является вооруженный конфликт, на рубеже веков преимущественно носящий характер интернационализированной гражданской войны усредненной (низко-средней) интенсивности. Исходя из этого, ясно, что сотрудничество с НАТО возможно для России лишь на уровне операций по поддержанию мира. В этом смысле события на Балканах весны-лета 1999 г. и весны 2004 года существенно прояснили картину.

Сегодня ни у кого не вызывает сомнений, что Россия, по крайней мере, в среднесрочной перспективе, будет вынуждена сталкиваться с кризисами и конфликтами, в том числе вооруженными, на своей периферии. В этих условиях роль внешних сил и факторов приобретает особое значение, а расширение сферы влияния такого мощного военно-политического блока, как НАТО, на регионы, представляющие для России важный стратегический интерес - прежде всего на страны СНГ - рассматривается как угроза российской безопасности, учитывая общую нацеленность Североатлантического альянса на военно-силовое решение проблем обеспечения стабильности в Евроатлантическом регионе и на его периферии.

В целом, косовский кризис показал, что, несмотря на свою очевидную экономическую и относительную военно-политическую слабость, Россия еще имеет существенное значение как фактор мировой и особенно европейской безопасности и стабильности и при определенных условиях способна не только быть весьма полезной Западу в решении его собственных стратегических задач, но и служить серьезным препятствием в их осуществлении - в том числе и прежде всего в сфере «кризисного реагирования» - и, что еще важнее, «конструктивно балансировать» неадекватные или откровенно агрессивные действия НАТО в Европе. Таким образом, особая роль России в прекращении войны НАТО против Югославии продемонстрировала не только потенциальные опасности, но и преимущества, которые, с точки зрения обеспечения безопасности в Европе, дает присутствие на континенте достаточно мощной в военно-политическом отношении державы, не являющейся при этом членом НАТО.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. М., 1998.

2. Богатуров А.Д. Плюралистическая однополярность и интересы России // Свободная мысль. - 1996. - # 2. - С. 25-36.

3. Жинкина И.Ю. «Национальная мощь» государства как инструмент американской дипломатии США // Канада, экономика, политика, культура, N 9,1999, с 83.

4. Занегин Б.Н. США в региональных конфликтах: малые войны и большая политика. США // Канада: экономика, полшика, культура. N 8,1999.

5. Иванов Ю.А., Почуева Т.Ю. Администрация Клинтона, Конгресс США и внешняя политика. Информационно-аналитический материал, М., 1999.

6. Клименко З.В. Кризис и распад Югославской Федерации //Автореферат дисс…канд.полит.наук.- М., 1999.

7. Кременюк В.А США и окружающий мир: уравнение со многими неизвестными США // Канада, экономика, политика, культура, N 1,1999.

8. Лабецкая Е. Косовский бикфордов шнур //Время новостей № 46 19 марта 2004 г.

9. Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Организацией Североатлантического Договора и Российской Федерацией. // Российская газета - 1997. - 28 мая. - Раздел I. «Принципы».

10. Россия будет участвовать в миротворческой операции в Боснии... // Красная звезда. - 1995. - 30 ноября.

11. Смирнов Н.Е. Новая стратегическая концепция НАТО и место в ней стран-партнеров. Информационно-аналитический материал, М., 1999 и др.

12. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? //Полис, 1994, N 1.

13. Christman D.W. NATO's Military Future // Joint Forces Quarterly. - 1996. - Spring. - P. 78.

14. Declaration of Heads of State and Government Participating in the Meeting of the North Atlantic Council held at NATO HQs. 10-11 Jan. 1994 // NATO Review. - 1994. - Febr. - Vol. 42. - # 1.

15. NATO Press Communique M-1(94)3.

16. NATO Civil-Military Coordination (CIMIC) Doctrine AJP-09 [draft].

17. Phillips W.R. Civil-Military Cooperation: Vital to Peace Implementation in Bosnia // NATO Review. - 1998. -Spring. - Vol. 46. - # 1.

18. The Alliance's New Strategic Concept. Agreed by the Heads of State and Government participating in the meeting of the North Atlantic Council in Rome on Nov. 7-8, 1991 // NATO Review.- 1991. - Dec. - Vol. 39. - # 6.

19. The Clinton Administration's Policy on Reforming Multinational Peace Operations. Executive Summary of the Presidential Decision Directive 25. - Wash., 1994. - P. 1.

20. The Alliance's Strategic Concept. Approved by the Heads of State and Government participating in the meeting of the North Atlantic Council in Washington D.C. on 23d and 24th April 1999. Press Release NAC-S(99)65. - 1999. - 24 Apr. - Par. 20.

 


[1] Кременюк В.А США и окружающий мир. уравнение со многими неизвестными США // Канада, экономика, политика, культура, N 1,1999, с 7.

[2] Жинкина И.Ю. «Национальная мощь» государства как инструмент американской дипломатии США // Канада, экономика, политика, культура, N 9,1999, с 83.

[3] Занегин Б.Н. США в региональных конфликтах: малые войны и большая политика. США - Канада: экономика, полшика, культура. N 8,1999.

[4] Иванов Ю.А., Почуева Т.Ю. Администрация Клинтона, Конгресс США и внешняя политика, Информационно-аналитический материал, М., 1999; Смирнов Н.Е. Новая стратегическая концепция НАТО и место в ней стран-партнеров. Информационно-аналитический материал, М., 1999 и др.

[5] Клименко З.В. Кризис и распад Югославской Федерации //Автореферат дисс…канд.полит.наук.- М., 1999.

[6] Североатлантический альянс (НАТО) был образован в 1949 году представителями 12 стран: Бельгия, Канада, Дания, Франция, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Великобритания и Соединенные Штаты Америки. Греция и Турция присоединились в 1952 году; Федеративная Республика Германии в 1955; Испания в 1982.

[7] Богатуров А.Д. Плюралистическая однополярность и интересы России // Свободная мысль. - 1996. - # 2. - С. 25-36.

[8] The Alliance's New Strategic Concept. Agreed by the Heads of State and Government participating in the meeting of the North Atlantic Council in Rome on Nov. 7-8, 1991 // NATO Review.- 1991. - Dec. - Vol. 39. - # 6. - P. 25-32. - Пункт 32.

[9] Там же. - Пункт 33.

[10] Там же. - Пункт 31-32.

[11] Leurdijk D. The United Nations and NATO in Former Yugoslavia // Atlantishe Perspectief. The Hague. Special Issue. - 1994.- Vol. 18. - # 6. - P. 8.

[12] см. The Clinton Administration's Policy on Reforming Multinational Peace Operations. Executive Summary of the Presidential Decision Directive 25. - Wash., 1994. - P. 1.

[13] Так, в отличие от американской «миротворческой» доктрины, концептуальные подходы к миротворческой деятельности ряда союзников США по НАТО, иногда именуемые в совокупности «евро-канадской моделью», предполагали, что «стратегии поддержания мира и силового умиротворения требуют взаимоисключающих действий» (Dobbie Ch. A Concept for Post-Cold War Peacekeeping // Survival. - 1994. - Autumn. - Vol. 36. - # 3. - P. 145) и выдвигали требование беспристрастности миротворческих сил в качестве основного крите-рия для разграничения операций по поддержанию мира и по принуждению к миру.

[14] Дословный перевод: «совместные объединенные оперативные силы» - Combined Joint Task Forces (CJTF).

[15] NATO Press Communique M-1(94)3; Declaration of Heads of State and Government Participating in the Meeting of the North Atlantic Council held at NATO HQs. 10-11 Jan. 1994 // NATO Review. - 1994. - Febr. - Vol. 42. - # 1. - P. 30-33; Aspin L. New NATO, New Europe // Ibid. - P. 12-14.

[16] Подробнее см. Phillips W.R. Civil-Military Cooperation: Vital to Peace Implementation in Bosnia // NATO Review. - 1998. -Spring. - Vol. 46. - # 1. - P. 22-25.

[17] NATO Civil-Military Coordination (CIMIC) Doctrine AJP-09 [draft].

[18] The Alliance's Strategic Concept. Approved by the Heads of State and Government participating in the meeting of the North Atlantic Council in Washington D.C. on 23d and 24th April 1999. Press Release NAC-S(99)65. - 1999. - 24 Apr. - Par. 20.

[19] Ibid. - Par. 29.

[20] См.: Christman D.W. NATO's Military Future // Joint Forces Quarterly. - 1996. - Spring. - P. 78.

[21] Cм.: заявление министра обороны Павла Грачева в штаб-квартире НАТО (29 ноября 1995 г.): Россия будет участвовать в миротворческой операции в Боснии... // Красная звезда. - 1995. - 30 нояб.

[22] Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности ме-жду Организацией Североатлантического Договора и Российской Федерацией. // Российская газ. - 1997. - 28 мая. - Раздел I. «Принципы».

[23] Лабецкая Е. Косовский бикфордов шнур //Время новостей № 46 19 марта 2004 г.

КУРСОВАЯ РАБОТА

СТРАТЕГИИ РЕАГИРОВАНИЯ НАТО

В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНФЛИКТОВ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.130.24 (0.03 с.)