Страхование вкладов и депозитов в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Страхование вкладов и депозитов в России



Одним из проявлений поступательного развития российского общества в направлении социально ориентированной рыночной экономики стало принятие Федерального закона от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (с изм. и доп. на соотв. дату)[8]. Исторические тенденции развития банковского и страхового дела в России свидетельствуют, что характер образования системы страхования вкладов и депозитов в России не мог быть иным, нежели государственным, а законодательный характер создания предполагает обязательное участие всех банков в системе. Банки же, не вступившие по разным причинам в систему страхования вкладов, должны быть ограничены в работе с денежными средствами населения.

Основой при разработке этого законопроекта стало усиление социальной ответственности банковского бизнеса в целях обеспечения сохранности сбережений граждан. Выполняя социальную функцию, Закон способствуют существенному росту активов и пассивов финансовых структур, что в конечном итоге выражается в увеличении налогооблагаемой базы банковских институтов. Еще один вывод состоит в том, что эффективность внедрения новых финансовых продуктов в значительной степени зависит от наличия социальной составляющей. Возможно, путь к успеху в бизнесе пролегает именно через взаимодействие со значительной частью населения, удовлетворение его потребностей, предложение методов управления рисками граждан, рисками, которые люди понимают и принимают, но серьезно повлиять на их минимизацию не могут.

Принятый в 2003 году закон является важным и весьма своевременным. Он дает уверенность людям в возврате хотя и части вложенных сбережений, но до его принятия не было и этого; также закон открывает возможности привлечения в экономику России миллиарды рублей сбережений граждан. А потенциал сбережений огромен: по разным оценкам на руках у населения находится от 40 до 85 млрд. долл. США или от 1,2 до 2,5 трлн. руб., совокупный же показатель привлеченных средств физических лиц в российских банках составил на 1 января 2004 г. 1,51 трлн. руб. На долю Сбербанка приходится 955 млрд. руб. или 63% всех вкладов, большая часть которых — вклады до востребования[9]. Объем потенциальных вкладов сопоставим с объемом уже существующих.

Актуальность и значимость Закона неоспоримы, а отмечаемые специалистами отдельные недоработки и упущения являются продолжением его достоинств. Среди основных спорных моментов, являющихся, как это ни парадоксально, основой для разработки и внедрения нового финансового продукта, который могут предложить страховые компании, можно выделить следующие.

1.   Закон затрагивает интересы только физических лиц, а интересы юридических лиц законодательно не защищены. Однако у юридических лиц имеется широкий выбор других методов и инструментов по защите от риска финансовых потерь.

2.   Законодательно утвержденная система страхования вкладов не полностью соответствует экономической сущности страхования. По сравнению с системой страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств система обязательного страхования вкладов не задействует в процессе страховые организации, а Агентство по страхованию вкладов, выступающее в роли страховщика, в своей деятельности основывается не на лицензии на осуществление страхования, а на положениях федеральных законов от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (с изм. и доп. на соотв. дату)[10]. Тем не менее в Федеральном законе "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" согласно ст. 942 ГК РФ соблюдены существенные условия договора страхования. Отсутствие в системе страхования вкладов страховых предприятий есть положительный аспект Закона, так как он способствует разработке и внедрению на рынок нового страхового продукта.

3. Возмещение по вкладам в размере 100% согласно ст. 11 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" распространяется на вклады не более 100 тыс. руб. (около 1,5 долей ВВП на одного гражданина[11]). В случае превышения установленной суммы вклада возмещение выплачивается пропорционально конкурсной массе в соответствии с законодательными и нормативными процедурами, но не за счет системы страхования вкладов. Населению остается еще один, единственный на сегодняшний день, метод минимизации рисков — диверсификация своих вкладов по 100 тыс. руб. Метод далеко не оптимальный, так как значительная часть населения использует банковские счета как инструмент накопления для будущих приобретений. Соответственно, на этих счетах (вкладах) находятся суммы, существенно превышающие 100 тыс. руб. Усиление социальной защищенности пожилых людей также достаточно условно — процентные ставки по пенсионным вкладам выше по сравнению с остальными вкладами, поэтому на пенсионных счетах зачастую находятся средства не только самих пенсионеров, но и членов их семей, превышающие 100 тыс. руб. В этом, на первый взгляд, "несправедливом" положении Закона кроется одна из его экономических задач — с одной стороны, обеспечить страховой минимум, с другой — указать путь для разработки и внедрения нового страхового продукта, устраняющего эти "недочеты".

Максимальная планка размера возмещения по вкладам выглядит необоснованно низкой. Если обратиться к американской системе страхования депозитов, то там 100%-ный размер возмещения составляет 100 тыс. долл. при средней зарплате в 3 тыс. долл. В России по этим расчетам максимальное возмещение по вкладам должно составлять порядка 350 тыс. руб[12]. Объяснить столь низкий предельный размер возмещения можно просто: Россия относится к странам с переходной экономикой и, к сожалению, все еще нестабильной банковской системой, правовые, организационные и финансовые механизмы регулирования которой до конца не отлажены. В снижении риска финансовых потерь более значительных сумм и кроется в данном случае экономический и социальный смысл внедрения добровольной формы страхования вкладов и депозитов.

4.   В Федеральном законе "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" не прописана процедура идентификации лица, имеющего право на получение возмещения. Действительно, в п. 2 ст. 2 Закона обозначен лишь вкладчик, т. е. "гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства", и в от дельных статьях, как, например, в ст. 10 — вместо вкладчика допускается его представитель. Неясно, как представитель вкладчика должен доказать свои права на распоряжение вкладом (по простой (заверенной банком) доверенности, по нотариально заверенной доверенности, путем указания представителя в договоре банковского вклада или другим способом?). В ГК РФ, в гл. 48 "Страхование", четко обозначены и страхователь, и застрахованное лицо, и выгодоприобретатель, а также механизм их замены.

5.   Государственный статус Агентства по страхованию вкладов не позволяет сделать прозрачной его работу (в Законе декларируется лишь прозрачность деятельности системы страхования вкладов). Агентство по страхованию вкладов определено в Законе как государственная корпорация, что придает уверенности в исполнении Агентством своих обязательств. Контроль за деятельностью Агентства должен осуществляться Правительством РФ, Банком России, аудиторской организацией и иными структурами, контролирующими использование средств федерального бюджета. Вместе с тем в Законе не определены нормативные принципы размещения (инвестирования) собранных средств, как это сделано в Правилах размещения страховщиками средств страховых резервов, утвержденных приказом Минфина России от 8 августа 2005 г. №100н(с изм. и доп. на соотв. дату)[13]. Впрочем, данный аспект деятельности Агентства является «проблемой» прежде всего для Правительства РФ и Банка России, так как в случае потери Агентством финансовой устойчивости им придется выделять последнему дополнительные средства в виде беспроцентной бюджетной ссуды.

6. Страхование вкладов имеет обязательную форму. Действительно, граждане не свободны в выборе формы страхования. Многие вкладчики Сбербанка РФ (основной акционер — Банк России) или Внешторгбанка (основной акционер — Правительство России) предпочли бы приплюсовать ставку страховых взносов по обязательному страхованию 0,15% к процентной ставке по вкладу. Закон такой возможности не предоставляет.

Таким образом, основные спорные моменты Закона таковы:

q неучастие в системе страхования средств юридических лиц;

q неучастие в системе страхования вкладов страховых компаний;

q низкий размер максимального страхового покрытия (100 тыс. руб.);

q неясно, кто кроме самого вкладчика может претендовать на получение возмещения;

q прозрачность инвестиционной деятельности Агентства по страхованию вкладов сомнительна;

q вкладчик не участвует в работе системы страхования вкладов.

Эти спорные моменты Закона являются положительной основой для разработки и внедрения нового совместного банковского и страхового продукта — добровольного страхования банковских вкладов (депозитов) физических и юридических лиц. Добровольное страхование вкладов и депозитов может служить дополнением к Закону при страховании вкладов населения или являться самостоятельным банковским и страховым продуктом при страховании депозитов юридических лиц.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.180 (0.006 с.)